Игра в материале
The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena
?Рейтинг
Игромании
8.7Рейтинг
игроков
PC   X360   PS3   Mac
Жанр: Боевик, Боевик от первого лица, Боевик от третьего лица
Мультиплеер:  Интернет, локальная сеть (12)
Разработчик: Starbreeze Studios
Издатель: Atari
Издатель в России: Акелла
Локализатор: Акелла
Дата выхода: 7 апреля 2009
Дата выхода в России: 28 апреля 2009
The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena

The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena

Вердикт — The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena
больше всего в Dark Athena (как и Butcher Bay) нравится то трудно вербализуемое ощущение, что ты имеешь дело с по-настоящему взрослой игрой. Взрослой не в том смысле, что детям до шестнадцати вход заказан, а в том, что здесь чувствуется почерк зрелых, про
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena

2004 год был рекордным на хорошие шутеры: Far Cry, Painkiller, Thief: Deadly Shadows, The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, Doom 3, Half-Life 2, Halo 2. Самым большим и, положа руку на сердце, самым приятным сюрпризом в этой семерке стал «Риддик». Взявшийся из ниоткуда шутер от шведской студии Starbreeze, которая до этого себя ничем особенно не проявила (Knights of the Temple, Enclave), всухую обыграл Doom 3 на его собственном поле, показал, каким должен быть стелс-экшен нового поколения (Thief: Deadly Shadow оставалось только утереться) и насколько удачной вообще может быть игра по фильму, если подходить к ней с умом. Но самое главное, что было в Escape from Butcher Bay, — это сам Риддик. В играх такой герой не встречался еще никогда. Да что там игры — даже в фильмах про космос и будущее таких пассионариев не было со времен Элен Рипли.

Starbreeze, похоже, и сами не поняли, как это у них все так хорошо получилось. После «Риддика» они произвели на свет The Darkness, примерно то же самое, но с налетом мистики и про нью-йоркских мафиози, а потом решили сделать ремейк Butcher Bay. В ходе разработки издатель сменился, первоначальный замысел тоже, и на выходе получился не ремейк, а переиздание с новой дополнительной кампанией под названием Assault on Dark Athena.

Hunting, not hiding

Гейл Ревас — самый интересный противник из всех, что когда-либо встречались Риддику.

It’s never easy, как любит говорить Риддик. Едва отдышавшись после побега из тюрьмы Butcher Bay (удавшегося только с третьей попытки!), он просыпается в корабле Джонса с предчувствием новой напасти. Неприятности ждать себя не заставляют: из-за астероида появляется зловещего вида корабль (Dark Athena) и идет на абордаж. Джонса, даже не разбудив, сразу берут в плен, Риддику же удается благополучно улизнуть.

Dark Athena оказывается еще более мрачным местом, чем Butcher Bay. Капитан корабля — Гейл Ревас, тетка со стальным голосом и таким крутым нравом, что перед ней трепещут даже самые отмороженные члены команды, — не гнушается вырезать целые планеты, а захваченных жителей превращает в боевых андроидов. Появление на своем корабле самого известного зека в галактике она поначалу расценила как шанс получить награду за его голову (в случае поимки), но очень скоро становится ясно, что это не она охотится на Риддика — это он охотится на нее и ее команду.

В отличие от памятной тюрьмы, Риддик на этот раз действует не один, а в кооперации с несколькими пленниками Dark Athena, в том числе бывшим членом команды, разжалованным за попытку изнасилования. Сам Риддик сотрудничает с ними лишь из здорового эгоизма, в той степени, в какой ему это необходимо, чтобы сбежать с корабля. Из гуманистических соображений он помогает лишь девочке Линн, дочери колонистов, захваченных наемниками Dark Athena. Слабость к маленьким девочкам за ним замечена уже не впервые — первый раз это случилось еще в Pitch Black.

Ножи улаксы — лучшее оружие в игре.

Фирменный трюк «помоги ему застрелиться» все еще в деле.

Космическое средневековье

Вселенная Chronicles of Riddick более всего напоминает… средневековье. Та же грязь, дикость, анархия, отчаяние и несчастье. Уставшие от бардака и беспредела люди ищут спокойствия на удаленных планетах, но и там становятся жертвами наемников. Хотя на дворе далекое будущее, коммуникация между планетами налажена не самым лучшим образом, каждая из них выживает как может. Сильная центральная власть есть только у некромонгеров, которые риторикой и прочими атрибутами похожи на крестоносцев. Особенно символично, что в «Хрониках Риддика» они нападают на планету Helion Prime со столицей в городе Нью-Мекка — намек более чем прозрачный.

Хищник

Один из наемников переживает по поводу того, что ему пришлось переспать с капитаном, а собеседник его еще и подкалывает. Не в каждой игре увидишь такое.

Assault on Dark Athena отделяют от Escape from Butcher Bay пять лет (по меркам игр — целая эпоха), но те, кто проходил оригинал, почувствуют себя как дома. Chronicles of Riddick — что первая, что вторая часть — были и остаются очень особенными стелс-шутерами, ничего подобного никому не удалось воспроизвести до сих пор. Риддик одинаково хорошо умеет сворачивать шеи исподтишка и вести открытый бой с целой группой противников (при наличии огнестрельного оружия). Конечно, здоровье у него не бог весть какое, изрешетить могут за одну-две секунды, но любой более-менее опытный игрок больших проблем во время перестрелок испытывать не будет. Другое дело, что прятаться куда интереснее, чем идти напролом.

Против природы не попрешь: Риддик — прирожденный охотник. Он, словно Хищник, бесстрастно наблюдает за своими врагами, а подгадав удобный момент, молниеносно наносит удар и так же быстро растворяется в темноте. Только здесь (и в Escape from Butcher Bay, естественно) работает один из самых эффектных приемов хорроров — когда неведомый противник один за другим вырезает целую группу, а враги не успевают не только отреагировать, но и даже понять, что происходит. Обстановка располагает к такой охоте как нельзя лучше: Риддик, даже будучи в темных очках, неплохо видит в темноте, а ее тут хватает. Если света чересчур много, никто не запрещает пострелять лампочки.

Добравшись до комнаты управления, можно обратить дронов против их же собственных хозяев.

Несмотря на свою силу, Риддик знает себе цену и не лезет без нужды на рожон. В любых обстоятельствах он сохраняет завидное самообладание, но эмоции ему тоже не чужды: выдает сердцебиение. Чем ближе подкрадываешься, тем сильнее оно становится.

Поводов для волнения в Dark Athena стало не то чтобы больше, но пищевая пирамида определенно изменилась. В отличие от Butcher Bay, где были и нейтральные персонажи (зеки), и враждебные (охрана, монстры и опять же зеки), на корабле Ревас все, кто встречается Риддику за пределами роликов, являются врагами. Враги делятся на две категории: обычные наемники и киборги-дроны — и вторых как раз больше всего. Обычно дроны действуют автономно, под управлением собственного AI; опознать их при этом можно по красным индикаторам. В случае серьезной тревоги и в местах, предусмотренных сюжетом, дронов переключают на ручное управление: они сразу начинают действовать умнее и становятся опаснее. Патроны в автоматах у киборгов бесконечные, но снять с них оружие невозможно, оно намертво привинчено к руке. Стрелять из него все-таки можно, но для этого нужно поднять дрона с пола, а далеко с такой ношей не убежишь.

Огнестрельное оружие, хоть его и в избытке (пистолет, два вида автоматов, винчестер), вызывает скорее отторжение. К нему нет никаких претензий, но слишком уж хорош Риддик в ближнем бою, чтобы превращать эту игру в обычный шутер. Особое удовольствие доставляют улаксы — длинные кривые ножи с обложки игры. Несколько взмахов, как правило, приносят больше пользы, чем любая перестрелка, — а уж как это выглядит!

ЖЗЛ: Ричард Б. Риддик

На сегодняшний день про Риддика сделано две игры, два фильма и одно аниме. Согласно хронологии вселенной, они идут в следующем порядке.

The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay (2004)

Джонс сдает Риддика в Butcher Bay, самую страшную тюрьму во всей галактике, откуда тот незамедлительно пытается сбежать. Удается это только с третьей попытки, и Джонс сам же ему в этом помогает: руководство тюрьмы отказалось платить за Риддика столько, сколько хотел Джонс.

Именно в Butcher Bay Риддик обретает способность видеть в темноте. Позже он убедит себя и всех вокруг, что его глаза — результат операции, но на самом деле это был то ли подарок элементалей, следивших за жизнью героя, то ли дар, проснувшийся сам собой.

The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena (2009)

Вскоре после побега из Butcher Bay корабль Джонса и Риддика встречается с кораблем наемников Dark Athena, и те берут их на абордаж. Джонс всю игру проводит в отключке, а Риддик встречается с маленькой девочкой и помогает ей спастись, правда, без особого энтузиазма.

О прошлом Риддика по-прежнему ничего не рассказывается, но если к моменту заключения в Butcher Bay он уже считался самым опасным преступником, то после побега оттуда награда за его голову выросла до рекордной отметки.

Pitch Black (2000)

Фильм, с которого все началось. Транспортник с закованным в кандалы Риддиком, конвоирующим его Джонсом (события фильма происходят после событий Dark Athena) и еще несколькими десятками пассажиров на борту падает на отдаленной планете. Очень кстати на планете наступает затмение, и из-под земли вылезают какие-то плотоядные птеродактили. Риддик благодаря своим глазам из главной угрозы превращается в единственную надежду выживших. Джонса не без помощи Риддика съедают, а среди спасенных снова оказывается девочка, на этот раз постарше.

The Chronicles of Riddick: Dark Fury (2004)

Короткое аниме, снятое Питером Чунгом, одним из режиссеров «Аниматрицы», специально для DVD-издания «Хроник Риддика». Сюжет изрядно напоминает Assault on Dark Athena: сразу после бегства с планеты, на которой сожрали Джонса, Риддик, Джек и имам попадают на еще один корабль наемников. Владелица корабля коллекционирует замороженные статуи преступников, и, естественно, она не прочь заполучить Риддика — он бы стал главным экспонатом ее коллекции. Но у Риддика на этот счет другие планы.

The Chronicles of Riddick (2004)

Хронологически самая последняя часть эпопеи о Риддике. Расставшись с имамом и Джеком, Риддик несколько лет прячется на далекой замерзшей планете, но охотники за головами находят его и там. Прятаться дальше нет смысла, и Риддик возвращается из подполья. Но за то время, пока его не было, мир стал еще хуже: некромонгеры захватывают одну планету за другой, имам и Кира (в Pitch Black и Dark Fury ее звали Джек) погибают, а в финале Риддик неожиданно для себя самого становится лидером некромонгеров.

Все еще высшая лига

Очень недальновидный поступок, очень.

Но больше всего в Dark Athena (как и Butcher Bay) нравится то трудно вербализуемое ощущение, что ты имеешь дело с по-настоящему взрослой игрой. Взрослой не в том смысле, что детям до шестнадцати вход заказан, а в том, что здесь чувствуется почерк зрелых, профессиональных разработчиков, которым есть что сказать. Без надрыва, выпендрежа, натянутых шуток и умничанья, которым так часто грешат многие игры, претендующие на продвинутую аудиторию. Такая зрелость и твердый почерк свойственны многим нордическим играм: Mirror's Edge (тоже Швеция), Kane & Lynch (Дания), Max Payne (Финляндия) и, предположительно, Alan Wake (Финляндия). Такое чувство, будто скандинавы поняли о жизни что-то такое, до чего остальные еще не додумались.

Без фигуры Риддика тоже, конечно, ничего бы не получилось. Наблюдать за главным героем — за тем, как он держит себя, за манерой речи, жестами и мимикой — едва ли не интереснее, чем играть. Настолько цельные и притягательные образы нечасто встречаются даже в кино, что уж говорить об играх. Пусть про Дизеля говорят, что его актерские способности начинаются и заканчиваются на Риддике, но представить кого-то другого на его месте просто невозможно. В отличие от подавляющего большинства героев игр его персонаж говорит только по делу, и даже когда Риддик комментирует самые обыденные вещи — его всегда интересно слушать. Как и его внутренний монолог, что для игр (сам факт наличия такого монолога) вообще редкость.

Проседает Dark Athena на двух моментах. Во-первых, дает о себе знать возраст технологии. В Escape from Butcher Bay движок был сделан на вырост, и даже сейчас он кое в чем (освещение, анимания) превосходит некоторые современные игры. Но возраст есть возраст: еще немного — и Dark Athena выглядела бы как проект второго эшелона.

Вторая проблема связана с геймдизайном: по разнообразию и насыщенности эта игра уступает своей предшественнице. Последние уровни и вовсе загубили на корню: оказавшись на планете Aguerra, Риддик получает S.C.A.R. Gun, оружие с бесконечным боезапасом и настолько мощное, что весь остальной арсенал становится ненужным. Да еще эти чертовы боссы, которых ничем, кроме S.C.A.R. Gun, не завалишь…

По сравнению с первой частью, бэктрекинга (когда тебя заставляют бегать туда-сюда по уровню сначала в поисках ключа, потом рубильника, потом еще чего-нибудь) стало меньше.

Если в будущих фильмах будет как-то объяснена слабость Риддика к маленьким девочкам, наверняка окажется, что все дело в психологической травме из детства.

* * *

Однако даже с учетом устаревшего движка и небольшого падения качества геймдизайна серия Chronicles of Riddick остается в первых рядах, среди лучших шутеров. Скорее всего, в следующий раз мы встретимся с Риддиком в канун выхода нового фильма — Вин Дизель о нем недавно проговорился.

ПЕРЕВОД: «Акелла» выпустила «Хроники Риддика» в трех комплектациях: одно из изданий включает в себя только Escape from Butcher Bay, второе — Assault on Dark Athena, третье — обе кампании под общим названием «Хроники Риддика Gold». Переведены, к счастью, только меню и субтитры, озвучка осталась нетронутой.

P.S. Что касается РС-версии, то, к нашему удивлению, она оказалась хуже консольных. Ладно, проблемы с интерфейсом (меню выбора оружия удобно для геймпада, но не для мыши) понятны, но что действительно неожиданно, так это провисание графики. Часть текстур в РС-версии низкого разрешения, и возня с настройками проблему не решает. Из-за этого некоторые объявления на стенах и текст на табличках с ориентировками на беглых преступников просто не читаются. На Xbox 360 и PS3 этой проблемы нет.


Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9

Графика: 7

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Чуточку устаревший, но все еще высококлассный стелс-экшен о приключениях космического зека.

Рейтинг «Мании»: 8

«Отлично»

Комментарии
Загрузка комментариев