30 июля 2009
Обновлено 17.05.2023

Fuel

Fuel - изображение обложка

В книге Дэйва Уоллиса «Молодой мир» (другое название — «Выжили только влюбленные») есть великолепная сцена. По сюжету, землей правят дети, а все взрослые покончили жизнь самоубийством. Так вот, в одной из глав некий паренек совершает вылазку на вражескую территорию. Ночью он оказывается в заброшенном здании и видит там странную сцену. Дети в возрасте от шести до двенадцати лет сидят вокруг разбитого телевизора и играют в ток-шоу из своего недавнего прошлого.

Эта метафора отлично иллюстрирует завязку Fuel — игры, в которой кучка больших детей (автогонщиков-любителей) колесит по безлюдной, опустевшей Калифорнии, сражаясь друг с другом за последние капли драгоценного топлива. На дорогах то и дело встречаются остовы машин, брошенных в спешке бывшими владельцами, а ветряки на покинутых фермах продолжают крутиться как ни в чем не бывало.

Это (не считая появляющихся время от времени в небе вертолетов) — последние признаки человеческого присутствия. Парниковый эффект и резкое изменение климата не прошли для людей даром, и все население Америки было вынуждено покинуть континент. Остались только самые отчаянные любители экстрима и приключений, сорвиголовы, которых хлебом не корми, а только дай втопить педаль газа в пол — кому теперь нужны эти правила дорожного движения? Отличный бы получился сюжет для игры в постапокалиптическом антураже.

За горизонтом

Проблема в том, что Fuel, кажется, не очень хочет быть этой игрой. Заигрывания с темой постапокалипсиса начинаются и заканчиваются приветствием «Welcome to wasteland!» («Добро пожаловать в пустыню!»), которым встречает нас игра. Первая же локация, на которой проходят гонки (кусочки карты открываются по мере прохождения карьеры), выглядит так, что туда хочется немедля рвануть на пикник. Залитые солнцем лесные поляны (световые эффекты в игре просто потрясающие и создают половину атмосферы), трава, покачивающаяся на ветру, и чистое голубое небо — мир Fuel на первый взгляд скорее приветлив, чем опасен.

В дальнейшем мы получим доступ и к другим погодно-климатическим зонам, где обязательно будут пустыни, выжженные леса, соляные озера и даже снежные вершины, но первое впечатление сильнее всего. А ведь большой, опасный, живущий по своим законам и постоянно меняющийся мир должен был стать самым главным достоинством игры, на это постоянно напирали разработчики.

Теперь, после сотен изъезженных в мире Fuel километров и многих часов, проведенных за баранкой в положении «газ в пол, руль прямо», стало понятно, что старались они, в общем-то, зря. Чтобы сделать хорошую автогонку, совершенно необязательно городить тысячи квадратных километров территории. Просторы Fuel так обширны и пусты, что уже через час вызывают чувство отрешенности, а через два — острое желание поскорее телепортироваться отсюда куда подальше.

Вдобавок Fuel обладает самой бестолковой системой навигации на свете. Важные для прохождения игры гонки бывают расположены очень далеко друг от друга, так что мотаться между стартами приходится даже больше, чем бороться с соперниками. Пару раз электронный навигатор заводил меня прямо в море, а уж сколько часов было потрачено на борьбу с истеричной схемой прокладки оптимального маршрута (меняющей показания несколько раз в минуту) — вообще не счесть. И это притом что мини-карта в углу экрана неинформативна и оттого абсолютно бесполезна, а сверяться каждый раз с ее полноразмерной версией не слишком удобно.

Чувствуя, что придуманная ими система навигации не работает, разработчики добавили в игру не только вертолеты-эвакуаторы, которые мигом переносят вас в отмеченные на карте точки, но и возможность выбирать гоночные этапы (Challenges), минуя долгие поездки по опустевшему штату. Это и стало той последней соломинкой, которая сломала верблюду спину. Путешествовать, чтобы открывать новые области карты, — не нужно, ведь гонки доступны прямо в меню. А наматывать сотни километров, чтобы найти и открыть новые раскраски для машин или полюбоваться занесенными песком городами, лесными пожарами и другими удручающими следами человеческой деятельности, — просто скучно. Мир Fuel не только пуст, но и абсолютно статичен: у подножия вулкана всегда идет снег, а на равнинах постоянно бушует песчаная буря.

Трактористы

«Но как же самое главное — гонки?» — спросите вы. Да никак. В столь же огромном Test Drive Unlimited можно было почти физически ощутить, как поскрипывает кожа в салоне вашей любимой «Феррари», а здешние колхозные комбайны таких чувств не вызывают даже близко. Машин и мотоциклов очень много, среди них попадаются по-настоящему сумасшедшие экземпляры (багги, катера на воздушной подушке, трехколесные мотоциклы, бигфуты с огромными колесами), но управляются и звучат все одинаково уныло. Вдобавок им всем остро не хватает чувства скорости а-ля Burnout. Местами доходит до смешного — хочется вылезти из медленно ползущего по ровной поверхности пикапа и пинками заставить его двигаться быстрее. Речь, напомним, идет не об очередном симуляторе внедорожников из серии « УАЗ 4x4 », а об аркадной гонке.

Во Fuel даже ускорение включается автоматически, при достижении определенной скорости, так что азарт и удовольствие — это не про эту игру. Главное, что дает открытый мир, — возможность съехать с трассы и самому проложить маршрут до следующего чекпойнта. Срезать дорогу через лес или канавы увлекательно, но этот ход опять же обрекает вас на постоянное одиночество. Ведь электронные соперники, как и положено ботам с пониженным уровнем интеллекта, стараются держаться группами и всегда выбирают одну и ту же дорогу.

Еще одна беда — музыкальное сопровождение, ведь ничего хуже медленных, убаюкивающих гитарных переборов для такой игры и придумать нельзя. Некоторые из десятка (и это на много-много часов игры) композиций звучат, конечно, бодрее, но за последнее время все мы настолько привыкли к лицензированной музыке в гоночных играх, что отказываться от нее было преступлением. Неужели у гонщиков не может быть собственной радиоволны, с помощью которой они могли бы обмениваться информацией о грядущих стартах, передавать прогноз погоды и заказывать музыкальные треки? Ведь если бы разработчики догадались сделать что-то подобное, мир игры стал бы не таким пустым! Есть же, в конце концов, перед глазами положительный пример Burnout Paradise.

Единственное, в чем Fuel может хоть как-то сравниться с лидером жанра, — это графика. В отличие от совершенно невпечатляющих предрелизных скриншотов, сама игра оказалась неожиданно красива. Грязь и пыль реалистично наматываются на колеса, а машины хоть и почти не бьются, но выглядят вполне современно. Все это не сильно ушло от уровня Colin McRae DiRT 2007 года, но при таких размерах вызывает лишь уважение. А красивейшие красно-оранжевые закаты над пустыней сами по себе стоят всех тех километров дорог, лесов и серпантинов, что есть в игре.

* * *

К сожалению, Fuel — это не «Burnout на бездорожье» и уж тем более не «MotorStorm в песочнице». Это игра, почти целиком состоящая из огромных, скучных пространств и монотонной, убаюкивающей музыки. От аркадных гонок обычно ждут чего-то другого.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 60%

Геймплей: 6

Графика: 8

Звук и музыка: 5

Интерфейс и управление: 6

Дождались? Неудавшаяся аркадная гонка в открытом мире, которая вполне может сгодиться юным любителям географии в качестве интерактивного пособия по рельефу и погодным условиям штата Калифорния.

Рейтинг «Мании»: 6,5

«Выше среднего»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь