23 июля 2009
Обновлено 17.05.2023

Играем: Vanguard: Saga of Heroes

Играем: Vanguard: Saga of Heroes - изображение обложка

В 2006 году Vanguard: Saga of Heroes была самой ожидаемой MMORPG: ей занимались создатели EverQuest во главе с ведущим дизайнером EQ Брэдом Макуэйдом. Vanguard была первой за долгое время MMORPG, где игрокам предоставлялась фактически неограниченная свобода передвижения — цельный бесшовный мир, никаких запретных зон на манер World of Warcraft. Разработчики сулили золотые горы, но преждевременный релиз перечеркнул их надежды.

В первые три месяца, устав от бесконечных багов и вылетов, из Vanguard ушли две трети подписчиков. Многие считали, что игра не протянет и шести месяцев. Но прошло два с половиной года, и гадкий утенок незаметно для всех преобразился. Теперь Vanguard — совсем другая MMORPG: с рейдовым контентом, полноценным бесплатным триалом, отлаженным движком и преданным сообществом. Мы крайне редко пишем повторные рецензии на игры, и сегодня — как раз такой, совершенно особенный случай.

Слушай мамочку

Брэд Макуэйд придумал самые удачные концепции в EverQuest, а потом, когда игра стала популярной, основал Sigil Games Online и начал развивать свои идеи в Vanguard. Деньги на проект дала Microsoft : игра разрабатывалась под ее присмотром четыре года, но в 2006-м компания прекратила финансировать Vanguard из-за постоянных переносов даты выхода.

Тогда Vanguard еще казался лакомым кусочком и игрой заинтересовалась Sony Online Entertainment. Однако случай с Microsoft ничему не научил Sigil Games: они и не думали поторапливаться, и вскоре новый издатель тоже стал терять терпение. Один перенос следовал за другим, и в конце концов в SOE решили, что роль дойной коровы им не подходит. В начале 2007-го разработчиков заставили выпускать то, что есть.

К тому моменту Vanguard была готова лишь на 80%: команда Брэда Макуэйда создала практически весь контент, но не успела отшлифовать игру. Даже на самых мощных компьютерах Vanguard шла со скрипом. Постоянные вылеты, огромное количество багов в квестах и подземельях; игроки то проваливались под землю, то застревали в стенах… очень немногие были готовы за такое платить.

Всего удалось продать 242 тысячи копий, но база подписчиков таяла на глазах. Через пару месяцев их осталось всего 40 тысяч. А ведь за полгода до релиза игре пророчили стать убийцей World of Warcraft! В мае 2007-го издатель и разработчик подписали договор, в результате которого все имущество Sigil Games и все права на Vanguard перешли к SOE, а большую часть команды, работавшей над игрой, перевели на другие проекты или отправили на улицу. Те немногие, кого оставили поддерживать Vanguard, сосредоточили усилия на оптимизации движка и отлове багов. По словам ведущего геймдизайнера игры Салима Гранта, за много лет работы над проектом сотрудники бывшей Sigil Games так сдружились, что обстановка в команде чуть ли не семейная.

Сама SOE про Vanguard и Sigil Games почти забыла. Хотя Салим и рапортует бодро, что игру недавно выложили на Steam, особенного всплеска интереса мы не заметили.

Слава Макуэйду

После провала Vanguard Брэда Макуэйда много критиковали за то, что он бездарно руководил компанией, месяцами не появлялся в офисе, кормил фанатов обещаниями, которые не мог выполнить. Брэд и правда никогда не был хорошим руководителем, но по части креатива и дизайна виртуальных миров с ним никто не мог сравниться. Не все мечты Макуэйда воплотились в жизнь, однако Vanguard дал игрокам то, чего они давно ждали: необычные приключения и дух странствий, знакомые им по EverQuest.

Чтобы полюбить Vanguard, нужно понять ее географию. Мир Телон огромен. Взгляните на карту: три континента, десятки городов, сотни деревушек. Каждая область — жаркая Калия с редкими островками оазисов, строгая, похожая на средневековую Европу Тестра и тропический архипелаг Кожан — это отдельная страна со своими конфликтами, традициями, архитектурным стилем, климатическими особенностями и предысторией.

В 2007 году добираться из одного конца мира в другой можно было часами. Между континентами ходили рейсовые корабли, люди активно пользовались системой караванов и выкладывали кругленькие суммы за ускоряющие предметы. Затем разработчики добавили порталы — рифты, и фанаты разделились на два лагеря. Одни были убеждены, что мгновенные перемещения убили атмосферу путешествий, другие считали, что в такой масштабной игре, как Vanguard, это необходимый шаг.

Дайте 19!

Разработчики хотели превзойти EverQuest во всем, и им это отлично удалось. Контента в игре столько, что глаза разбегаются. Чего стоят только игровые расы — их 19! Похожие на лисиц раки, люди-тигры курашаса, разумные волки вульмены, шесть национальностей людей! У каждого народа свой набор характеристик, свои способности: дварфы могут становиться прочнее камня, гномы создают хитроумные устройства, а темный эльф умеет призывать ручного дракона. Даже ездовые животные у всех разные — одни рассекают мир на пауках, другие на муравьях, третьи на гигантских богомолах.

Можно прокачать до 30 уровня полдюжины героев, ни разу не выполнив один и тот же квест, поэтому выращивание альтернативных персонажей в Vanguard — очень популярное занятие. Чтобы не пропустить интересные подземелья и квестовые цепочки, многие даже отключают на время получение опыта.

Как и некоторые расы, классы Vanguard тоже перекочевали из EverQuest, но даже самым банальным классам разработчики дали новые способности. Скажем, некроманты могут собирать с трупов куски тел (графты) и вставлять в своих демонов, превращая их в машины убийства. Друид в Vanguard — не лекарь, как везде, а повелитель стихий. На силу его магии влияет погода, время суток и особенно так называемые очки катаклизма — если накопить их побольше, можно вызвать разрушительное торнадо.

Отдельно хочется отметить барда. Новые песни можно составлять самому, складывая их из «компонентов» — нот, припева, пауз и т.д. Доступных комбинаций — миллионы. В зависимости от «компонентов» и музыкальных инструментов мелодия может вдвое повысить эффективность группы, превратить барда в человека-молнию, бегающего быстрее лошади, или залечить раны союзникам. Есть в Vanguard и совершенно особенные классы — псионик, дисципл, кровавый маг. Последние два — попытка создать гибрид лекаря и бойца: сила исцеления этих классов зависит от успеха в бою.

Бои в игре яркие, динамичные, дополнительно оживлены за счет контратак. Каждый раз, когда персонаж отражает атаку или наносит критический урон, активируется особый удар. Он не только отнимает у врага много здоровья, но может оглушить его или наложить какой-то эффект. У вас всего несколько секунд, чтобы использовать эту специальную способность, поэтому нужно постоянно следить за боем, а не попивать чаек, изредка поглядывая на экран.

Потомки Колумба

Пока одни разработчики безропотно придерживались стандартной схемы, где персонаж повышает уровень, выполняя квесты и охотясь на монстров, Брэд Макуэйд решил, что настоящий герой должен развиваться сразу в трех областях — исследовании, ремеслах и дипломатии.

Наибольшей популярностью пользуются приключения. В игре огромное количество квестов, до 50-го уровня журнал заданий не пустеет вообще: подземелий столько, что даже через пару лет активной игры можно обнаружить что-то новое. Vanguard — чуть ли не единственная на сегодняшний день ММОRPG, в которой эксплореринг является ключевой составляющей геймплея (нечто похожее должно было быть в «Конане», но не получилось). Здесь никто не ведет за ручку по красивым местам, нет тупиков и каких-то ограничений, никто не прячет потайные тропинки от игроков. Если впереди виднеется скала, на нее можно взобраться, если под ногами километровый обрыв, внизу наверняка кто-то живет, а если посреди океана затерялся маленький островок — можете не сомневаться, там обязательно найдется что-то интересное.

Скитаясь однажды по Калии, мы случайно набрели на едва приметный бункер. Внутри оказался длинный подземный тоннель, который вывел в каньон с двумя статуями высотой с двенадцатиэтажный дом. Разработчики создали этот укромный уголок, заранее зная, что найдут его далеко не все. Но таких мест в игре множество. Входя в неприметную пещеру, можно не сомневаться, что через некоторое время откроешь для себя целую подземную цивилизацию.

Каждый континент испещрен реками и озерами, но рай для мореплавателей — это архипелаг Кожан, где полным-полно больших и маленьких островов. И ведь разработчикам еще есть куда стремиться, увлекательный «морской» контент, о котором мечтал Брэд Макуэйд, еще не готов: за два года в Vanguard так и не появились морские чудовища, пираты и подводные города. Зато с палубы уже можно порыбачить, а некоторые подземелья находятся на удаленных островах.

Дизайнера заказывали?

Если вы уже успели вырастить сына и посадить дерево, Vanguard поможет справиться с последней задачей. На каждом континенте полно мест для застройки. Можно подыскать полянку с видом на горное озеро, построить дом у курящегося вулкана, в лесной чаще, в пустыне, на берегу океана или прямо в замке своей гильдии.

Строительство частного дома — самый ресурсоемкий процесс и может затянуться на несколько недель или даже месяцев, особенно если у вас нет знакомого опытного крафтера. Но обзавестись домом — полдела, его еще нужно обустроить. И здесь у декораторов куда больше раздолья, чем в других MMOG: мебель можно вращать, двигать, ставить в любое место, да и выбор предметов очень большой. Если постараться, можно сделать комнату, не уступающую по интерьеру отелю.

Частный дом хорош не только сам по себе, он еще и полезен: все персонажи на аккаунте могут моментально перенестись внутрь, поэтому можно без проблем меняться вещами. А еще дом — идеальный склад для трофеев. Правда, за содержание капает еженедельная квартплата во внутриигровой валюте, но если у вас не десятикомнатный терем, цена вполне приемлемая.

* * *

Vanguard — главный претендент на титул лучшей онлайновой игры, о которой никто не знает. Хотя в плане PvP она мало что может предложить (единственный PvP-сервер все время пустует), по части исследований, приключений и рейдового контента Vanguard опережает большинство MMORPG.

Вот только… Vanguard вряд ли когда-нибудь оправится от неудачного старта и станет популярной. По крайней мере, SOE не спешит выделять на игру ресурсы и рекламировать, а за два с половиной года даже не вышло ни одного полноценного дополнения. Поэтому прежде чем покупать коробку, подумайте еще раз: готовы вы ради великолепной PvE-игры мириться с маленькой базой подписчиков, надоедливыми багами и редкими обновлениями?


Геймплей: 8

Графика: 9

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 8

ДОЖДАЛИСЬ? На наших глазах расцветает прекрасная PvE-игра с интереснейшей исследовательской частью. Жаль, что про нее почти все давно забыли.

Рейтинг «Игромании»: 8

«Отлично»

[[BREAK]] Vanguard-2007 vs. Vanguard-2009

К релизу Vanguard наспех слепили из того, что было — разработчики не укладывались ни в какие сроки, поэтому в игре на каждом шагу встречались баги, локации отличались чудовищной несбалансированностью: какие-то были набиты контентом под завязку, в каких-то катастрофически не хватало деталей. За два с половиной года в Sigil Games не только вычистили клиент и отладили работу серверов, но и добавили очень много контента (который, к слову, должен был появиться еще в релизе). Вот основные изменения:

— Ожили пустующие подземелья, добавились локации Southwatch, Spire’s Keep, Old Targоnor и Gorgalog Swamp. Если раньше приходилось заниматься гриндом уже с 30-го уровня, то теперь контента хватает до 45-го;

— Добавились дома гильдий и система братства, распределяющая опыт между гильдийцами, даже если кто-то находится вне игры;

— Открыли врата огромные рейдовые подземелья Ancient Port Warehouse, Bridge of Destiny и Island of Garuzamut, которые на многие месяцы заняли сильнейшие гильдии;

— Каждая раса обзавелась собственным ездовым животным;

— Полностью изменились модели персонажей (хотя не все считают, что в лучшую сторону), ввели отображаемые шлемы;

— Добавился долгожданный бесплатный триал — на островке Isle of Dawn можно прокачаться до 10-го уровня и познакомиться со всеми тремя сферами Vanguard;

— Создали локацию Камелот, наполненную ежедневными квестами (дейликами, о которых мы писали в прошлом номере);

— Появилась рыбалка и галеоны — огромные и самые дорогие корабли в игре;

— Сделали подарок модникам — новую закладку внешнего вида (теперь можно отображать на персонаже любимую одежку, не снимая мощный доспех);

— В мае 2009-го вышло самое большое контентное обновление за всю историю игры. Разработчики полностью переделали подземелье Halls of the Pantheon и увеличили максимальный уровень до 55-го.

К концу года SOE планирует добавить подземелье Nexus и ввести очки альтернативного развития (AA), знакомые ветеранам EverQuest, — c помощью АА можно улучшать героя даже после достижения максимального уровня.

Крафтинг

Водный круиз по реке Ка через всю Калию оставляет незабываемые впечатления, но не обольщайтесь: корабли в Vanguard нельзя просто купить на местной верфи. Все нужно делать самому, и тут раскрывается другая сторона игры — ремесла. Если в WoW безотказно работает схема «жми кнопку, получи результат», здесь изготовление даже самой простой вещи — целая церемония.

Крафтинг похож на мини-игру. На производство любого предмета дается 2000 очков, их можно вложить либо в скорость изготовления вещи, либо в ее качество. И тут придется искать баланс: если потратить много очков на качество, их может не хватить на завершение работы, а если увлечься скоростью, есть шанс склепать безделушку — в любом случае время и материалы будут потрачены впустую.

Ресурсы для крафтинга не валяются на дороге, их тоже придется «делать». Задачу мастерам облегчают лишь городские NPC: они не только дают эпические квесты на изготовление редчайших артефактов, но еще и делятся расходниками и скупают созданные вещи.

Дипломатия

Дипломатия — это еще одна игра в игре, умение, которое поможет склонить на свою сторону несговорчивого NPC, выторговать награду получше или разузнать про рыбные места поблизости (все телонцы на редкость словоохотливы, если их разговорить, выложат все, что знают).

Дипломатические вопросы в Vanguard решаются… за карточным столом. Для высочайших переговоров разработчики создали на основе Magic: The Gathering свою коллекционную игру. Каждая карта здесь отвечает за определенную «эмоцию» — аргументирование, воодушевление или лесть. Чтобы одолеть оппонента, нужно быстрее него набрать определенное количество очков. Но просто перебирать самые мощные карты недостаточно: каждая потребляет ресурсы, а некоторые карты к тому же нельзя использовать несколько раз подряд (на практике все гораздо сложнее — полный свод правил занимает несколько десятков страниц).

Кроме того, со стартовой колодой вам никак не преуспеть: придется выбивать редкие и сильные карты с боссов или приторговывать на рынке. Вдобавок нужно, представьте, заботиться и о внешнем виде. Некоторые NPC отказываются общаться с игроком, если параметр Presence у него недостаточно прокачан. Логично, ведь не придешь же на аудиенцию к королю в старых лохмотьях!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь