20 августа 2009
Обновлено 17.05.2023

Ждем: Nova Online

Ждем: Nova Online - изображение обложка

Быть поклонником космических симуляторов в наши дни не так-то просто. Starlancer и Freelancer давно отгремели, Wing Commander успел покрыться межгалактической пылью, и радости в последние годы — разве что X 3 с аддоном. Зато в онлайне дела с кораблями и космосом налаживаются — заканчивается безраздельное царство EVE Online. C одной стороны напирает Jumpgate Evolution , с другой — Nova Online , российский онлайновый экшен, получивший розетку «Лучший дебют» на КРИ 2009. С июня игра находится в открытом бета-тесте, и мы ждали релиза в сентябре. Но тут выяснилось, что Nova Online задерживается на целый год — и на поверку оказалось, что это очень правильное решение.

Звездный крейсер «Матрешка»

Произведения про космос — палка о двух концах. С одной стороны, создано множество монументальных романов, восхитительных фильмов и игр, благодаря которым зародилось такое понятие, как космоопера. С другой стороны, про космос очень любят высказываться мусорные фантасты, особенно отечественные, а второсортных сериалов и B-movies на околокосмические темы не перечесть. То, что выписали в московской студии OG Games , сейчас, к сожалению, ближе к той самой «другой стороне».

В конце четвертого тысячелетия, когда люди уже вовсю обосновались в космосе, им повстречалась раса зоков. Просуществовав более-менее мирно двести лет, зоки и люди затеяли войну. Под шумок к ним присоединилась и третья сторона, нешилиты, которые решили урвать свой кусочек галактики.

Зоки — гуманоиды, которые развились благодаря многочисленным имплантатам. Расой правит грандиозный нейрокомпьютер Сверхразум (тут сразу вспоминается Великая Компьютера из «Футурамы»), впрочем, такое политическое решение не нашло поддержки у части зоков, которые назвались свободными и ушли в вольное космическое плавание.

Нешилиты тоже подверглись различным мутациям — когда-то эта раса была похожа на человеческую, — но тут уже благодаря биогенезу. Играть, разумеется, дозволено за представителя любой из рас, хотя отличия и минимальны: у людских кораблей хорошая защита, зоки быстро перезаряжают энергетический щит, а космические конструкции нешилитов восстанавливаются в считанные секунды.

В космосимы я б пошел…

Сюжет, прямо скажем, не ахти. Но Nova Online он и не нужен, потому что это не сюжетная RPG и не сложносочиненный симулятор, а быстрый, немного старомодный экшен с ролевыми элементами. В связи с этим авторы аккуратно отсекают от MMORPG-механики все лишнее — чтобы битвам не мешало.

Летать, например, можно только в одной плоскости. Решение спорное — управление в бета-версии довольно «тугое», корабль постоянно носит туда-сюда, а невозможность просто пролететь над каким-нибудь космическим забором дико раздражает. Зато в битвах такой подход себя оправдывает: вместо того, чтобы пытаться лихорадочно нацелиться на противника, скачущего вверх и вниз, вы снуете в одной плоскости, зажав кнопку выстрела и пытаясь настигнуть врага потоком лучей. Или загоняете в ловушку и подрываете ракетой, а потом с чувством полного морального удовлетворения подбираете вывалившийся хлам.

Прокачка в Nova Online идет в качестве довеска: упор сделан на навыки самого игрока, а не на то, как он развился. Конечно, можно укреплять вокруг себя силовое поле, увеличивать прочность корабля, задействовать навык «блок», предотвращающий часть урона, или активировать управляемую торпеду. Но если вы умело маневрируете и ловко уходите от вражеского огня, то и без всех этих наворотов отправите к праотцам даже высокоуровневого игрока со всем его дорогим оружием и толстой броней.

Не Elite

По структуре же Nova Online — типичный, пусть и облегченный космический симулятор. Получаем квесты, зарабатываем опыт, летаем из одной звездной системы в другую и копим на новый корабль. Проблема в том, что создать интересный, проработанный мир, где постоянно хочется чем-то заняться, у авторов пока не получается.

На первых порах удается развлекать себя квестовыми рейдами, потом можно создать собственную гильдию, но уже через несколько часов игры вы обнаружите, что космос, вообще говоря, пустой (хоть и цветастый, прямо как в Darkstar One ) и занять себя нечем. Главный бич космических симуляторов — однообразность игрового пространства — достигла здесь своего апогея: в OG Games отрисовали огромную космическую пустошь. Никаких интересных событий, никаких тайных галактик и отдаленных планет, которые хотелось бы посетить. Задания — найди, отвези, уничтожь — скука смертная.

Бои тоже развлекают не бесконечно. Когда ты всего через десять минут после регистрации можешь подловить и растерзать многоопытного вояку, это, конечно, чудесно. Но сами битвы тут устроены не идеальным образом: лазеры летят сикось-накось (авторы так и задумали — мол, будет интересной особенностью; но на деле это мешает), пространства для маневра (помним про одну плоскость!) практически нет, а из-за ничтожной дальности прорисовки вы не видите врага, стоит ему лишь чуть-чуть от вас отлететь.

Сражаться с AI — удовольствие вообще на грани садомазохизма, компьютер глуп и нагло читерит. К счастью, предпочтение в Nova Online отдается PvP — в беспорядочные бои «все против всех» можно вступать сразу, но предусмотрены и специальные арены. Разница в том, что на аренах мы меряемся силами на определенных условиях, а проиграв в «уличной драке», теряем часть предметов (исключение сделано только для сюжетных вещей) и вынуждены чинить корабль.

В сухом остатке — крафтинг, благо минералов тут действительно много, двадцать штук. Но реально его потенциал раскрывается только на высоких уровнях, а до них еще надо дорасти.

Потому и бета-версия

Отдельным пунктом необходимо отметить еще вот что: технически Nova Online нестабильна даже для открытой бета-версии. Официальный сайт сообщает, что для игры вполне достаточно и весьма скромного, почти модемного интернет-соединения, но на деле лаги появляются и на мегабитном канале, а сам клиент то и дело виснет и теряет текстуры.

Последняя бочка дегтя — это бестолковый интерфейс. В игре есть два режима управления, которые сменяются по нажатию пробела. Первый — для непосредственно изучения космоса и битв, второй — когда вам доступен курсор, т.е. для взаимодействия с окружающим миром. Беда тут в том, что нормально ворочать камерой можно только во втором режиме, тогда как во время битв это жизненно необходимо. Приходится активировать курсор, но в этот момент вас гарантированно сдобрят очередью из лазера.

Игра на час

Среди разработчиков бытует мнение, что в России никакая игра, кроме World of Warcraft , работать по подписке не будет — нужно адаптировать механику под free-to-play модель. Однако игроки считают, что free-to-play ничем не лучше подписки — из-за микротранзакций честной игры не выходит (за примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить, что новость о локализации Aion у нас встретили в штыки).

OG Games изобрела для своего проекта новую бизнес-модель. Схема называется Smartscription, и суть ее заключается вот в чем. После регистрации выдается две недели пробного доступа, а затем предлагают несколько способов оплаты: безлимитная подписка на месяц, два, три или почасовая оплата. Почасово оплачивается только вечернее и ночное время — с утра и до раннего вечера летать можно будет совершенно бесплатно. Очевидно, фокус придуман для того, чтобы набить серверы игроками для поддержания внутриигровой экономики, а покупать абонемент будут только фанаты.

* * *

Nova Online — игра, для которой много сделано, но в которой пока мало что работает. Акцент на умение и реакцию игрока — это правильный подход, но ради него одного не побежишь оформлять подписку: нужен более живой мир, нужна человеческая боевая система, нужны интересные квесты.

Тут OG Games предстоит еще много работать — и они, что примечательно, это понимают. Ежедневно попробовать Nova Online приходит 200 игроков (сколько остается — неизвестно), но с них не торопятся рубить деньги: по словам Элен Коваленко, директора по маркетингу, для OG Games сейчас выпустить сырой продукт — это значит поставить крест на имидже компании. Поэтому разработчики наполняют космос дополнительными объектами, исправляют интерфейс, делают управление проще и удобнее, усложняют экономику. За всеми этими изменениями вновь последует еще один открытый бета-тест и только следующей осенью — релиз.

Будем надеяться, что исправление ошибок и наполнение игрового мира не превратится в перманентный бета-тест, как это случилось, скажем, с Perfect World. До выхода игры еще десять месяцев, этого времени достаточно, чтобы исправить большую часть ошибок и довести игру до ума.


Будем ждать? Обезжиренный Freelancer в онлайне. Если разработчики исправят хотя бы самые очевидные ошибки бета-версии, то на выходе получится очень неплохой космический экшен.

Процент готовности: 70%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь