24 сентября 2009
Обновлено 17.05.2023

Batman: Arkham Asylum

Batman: Arkham Asylum - изображение обложка

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что делает Бэтмена — единственного супергероя, лишенного сверхчеловеческих качеств, — таким интересным персонажем? Рискнем предположить — дело в его универсальности. Бэтмен хорошо дерется, но крепкие кулаки ничего не стоят без арсенала гаджетов: резиновый костюм и черный плащ от пуль не защищают. В свою очередь, и боевые искусства, и гаджеты — ничто без его дедуктивных способностей. Бэтмена не зря зовут величайшим в мире детективом.

По этой причине идеальной игре про человека-летучую мышь мало быть просто качественным файтингом или интересным стелс-экшеном — в ней должны быть и пространственные головоломки (чтобы было где применять все эти гарпуны и лебедки), и какие-никакие квестовые элементы (чтобы Брюс Уэйн мог на деле продемонстрировать свои детективные таланты)… Так вот, Batman: Arkham Asylum — это именно такая игра про Бэтмена. Почти идеальная.

Остров летучей мыши

Не станем скрывать — мало кто у нас в редакции верил, что у Rocksteady все получится. На презентациях разработчики всегда делали акцент на какой-то одной составляющей игры, а остальное если и показывали, то как-то мельком. Но Arkham Asylum, как и образ Бэтмена, можно воспринимать только целиком, какая-то одна составляющая этой игры не работает без остальных.

Действие, напоминаем, происходит на острове, где расположены корпуса Аркхемской психиатрической лечебницы. В этом уважаемом заведении сидят серийные убийцы, психопаты и «люди с особыми нуждами» (вроде Ядовитого Плюща или Мистера Фриза) — Бэтмен никого и никогда не убивает, поэтому пойманные им суперзлодеи отправляются прямиком сюда… В какой-то момент на острове собралось большинство его старых врагов. Последним прибыл Джокер, которого Бэтмен недавно изловил и теперь лично везет в клинику. По странному стечению обстоятельств в городской тюрьме недавно случился пожар и большую часть вменяемых преступников из банды Джокера временно перевели сюда же… Дальше, понятно — побег, полная изоляция острова от внешнего мира и еще один зловещий план клоуна-маньяка. В Аркхэме намечается вечеринка гениальных сумасшедших, и Джокер очень хочет, чтобы и Бэтмен к ней присоединился. Стоит ли говорить, что у последнего другие планы на вечер?

Итак, Unreal Engine 3, лунная ночь, облака, на горизонте переливается огнями Готэм… Аркхем — крайне мрачное место. Снаружи — увитые плющом беседки и осыпающиеся строения, внутри же — силовые поля, камеры, мониторы, компьютеры и прочий пенитенциарный хай-тек.

Блуждать по Аркхему можно свободно: Бэтмен обследует госпиталь, тюрьму, отделение интенсивной терапии, ботанические сады, канализацию и особняк-музей, постепенно обрастает апгрейдами, с помощью которых можно открыть новые сектора в уже обследованных локациях. Хотя «блуждать» — неподходящее слово, гораздо чаще приходится бегать. Сюжет тут — как в хорошем фильме про террористов: то массовый побег психов из изолятора, то нападение гигантских растений. В центре происходящего почти всегда остается Джокер, но в какой-то момент на передний план выходят все ключевые злодеи и требуют внимания к своей персоне. Ушастому супергерою то и дело приходится нестись на другой конец карты, уворачиваясь от пуль снайперов и отыскивая обходные пути.

Все в поясе

Жанр игры меняется с каждой новой локацией. Сначала это честный файтинг, где Бэтмен рубится с несколькими безоружными соперниками (бешеными клоунами Джокера). Нужно не только выстраивать комбо и контратаковать, но и контролировать окружающую обстановку: в любой момент сверхчеловека могут некрасиво огреть трубой по затылку — в глазах темнеет, изображение двоится и становится уже не до изящных комбинаций.

Когда появляются клоуны с огнестрельным оружием, начинается совсем другая игра — стелс-экшен, где Бэтмен превращается в Хищника. Здесь на первый план выходит «режим детектива», особый вид зрения, в котором видно сквозь стены (враги предстают светящимися скелетиками). Комнаты для игры в кошки-мышки украшены высоко расположенными горгульями, на каждую из которых можно мгновенно забраться при помощи лебедки. Устроившись на изваянии, мы спокойно наблюдаем за перемещениями врагов и готовим план атаки: можно спрыгнуть и вырубить клоуна ударом пятки, можно схватить ничего не подозревающего врага и подвесить его за ноги, а если заметят — быстро перепрыгнуть на другую горгулью или спрятаться в вентиляции.

Однако врагов можно достать и с земли — где-то надо прижиматься спиной к стене и прицельно кидать бэтаранг, где-то подкрадываться сзади и душить врага… Единственно правильного варианта не существует — условия постоянно меняются, и под них приходится приспосабливаться. Скажем, в какой-то момент появляются бандиты, на которых надеты специальные ошейники, отслеживающие физиологическое состояние: стоит пульсу упасть ниже определенной отметки (если вы, например, оглушили амбала), и Джокер тут же об этом узнает, вышлет подмогу. А еще во второй половине игры он начинает минировать горгулий — и всем, кто до этого воображал себя ужасом, летящим на крыльях ночи, приходится привыкать работать в новых условиях.

Наконец, третий вид геймплея — акробатические упражнения и поиск улик. Впрочем, никакого Prince of Persia — до любой необходимой точки Бэтмен добирается при помощи трех видов тросов: традиционного гарпуна (схватил-подтянулся), гарпуна улучшенного (помогает вырывать решетки вентиляции, находящиеся в труднодоступных местах) и устройства, которое может доставить героя в противоположный конец огромного зала — лишь бы точка приземления находилась на одном с ним уровне. С этими инструментами Бэтмен решает задачи вроде «как пройти в здание, если психи забаррикадировали вход». Ну а улики мы ищем в том же «режиме детектива», его приходится включать, когда нужно выследить кого-то по отпечаткам пальцев.

Все, что вы хотели знать о Джокере

По современным меркам Arkham Asylum — игра довольно длинная, за два вечера ее пройти никак не получится. Для таких масштабов просто трех составляющих геймплея оказалось маловато — разработчики постоянно жонглируют ими: драка, стелс, исследования… Помимо этого сделан еще один очень тонкий ход — в игре постоянно меняется практически все. Самое важное здесь — история и персонажи, а обстановка подстраивается под происходящее. Вырвалась на свободу Плющ — через полчаса половину зданий заполнили испарения от ее ядовитых растений. Джокер расшалился и взорвал пару бомб? Извините, теперь вот тут и тут пройти нельзя, ищите обходной маршрут. Легко расправились с тремя вооруженными громилами? Что ж, в следующей комнате их будет шестеро. Про взрывающихся горгулий и бандитов в ошейниках мы уже упоминали. Ко всему прочему, за убийства и сбор бонусов Бэтмен получает опыт и может открывать новые режимы для гаджетов.

Все эти перемены (кроме, пожалуй, прокачки) никак не зависят от игрока, Arkham Asylum линейна, но разработчики умело ведут вас правильным маршрутом. Вовремя включают скриптовую сцену, дают подслушать классный диалог («Ладно, я тебя прощаю, — говорит Джокер провинившемуся бандиту. — Я всего лишь пошлю кого-нибудь к тебе домой, чтобы он переломал ноги твоей жене»), придумывают новых врагов, подкидывают интересный гаджет, стравливают с боссом… История о том, как банда суперманьяков захватила дурдом, внезапно становится интересной даже тем, кто до этого считал подобную завязку банальной и надуманной (то есть всем, кто почему-то не любит комиксы). А Rocksteady только подливают масла в огонь — дают прослушать записи психотерапевтических сеансов с каждым из злодеев и предлагают разгадать все 240 загадок Риддлера: от простых вроде поиска спрятанных предметов до совсем уж нетривиальных — когда на крыши двух разных зданий нужно посмотреть под таким углом, чтобы увидеть на них изображение вопросительного знака.

* * *

Rocksteady выбрали очень правильный подход: они не притягивают сюжет к готовой концепции, а наоборот — подстраивают условия игры под происходящее. Благодаря этой простой формуле в их игре никогда не бывает скучно. Но куда важнее другое: поставив во главу угла персонажей и их взаимоотношения, разработчикам удалось заставить каждого из нас почувствовать себя Бэтменом. Пройдя игру, вы поймете, что значит носить бэт-костюм, регулярно получать отрезком стальной трубы по голове и иметь в вечных противниках сумасшедшего клоуна-убийцу. А развевающийся черный плащ и рев двигателя бэт-мобиля вы еще долго не забудете. Неважно, любите вы Бэтмена и вообще комиксы, эту игру должен увидеть каждый.

ПЕРЕВОД: Про локализации вроде этой обычно говорят, что в них все сделано «на уровне»… Если бы не великолепный голос Джокера! Актер из русской версии играет не хуже Марка Хамилла, который озвучивал этого персонажа в оригинале: правдоподобно смеется, вопит и ерничает. С самим переводом все хуже: встречаются орфографические ошибки, кроме того — локализаторы игнорируют всяческие тонкости вроде игры слов и переводят Harley Quinn как Харли Квин, хотя вообще-то в этом имени должно звучать слово «арлекин»


Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — нет

Оправданность ожиданий 95%

Геймплей 9

Графика 9

Звук и музыка 9

Интерфейс и управление 8

Дождались? Главный и единственный на сегодняшний день способ почувствовать себя Бэтменом — в Arkham Asylum изобретательно сочетаются стелс, файтинг, ворох гаджетов, яркие персонажи и блестящие диалоги.

Рейтинг «Мании»: 9.0

«Великолепно»

Локализация: 2/3

[[BREAK]] Бэт-биография

Бэтмен появился в 27-м номере Detective Comics в 1939 году, был придуман художником Бобом Кейном и сценаристом Биллом Фингером (Кейн придумал имя «Бэтмен», а Фингер — маску, плащ и собственно Брюса Уэйна). В сороковых годах к Бэтмену присоединился Робин (чтобы смягчить комиксы про мрачного одиночку), в 1954-м отношения Бэтмена с Робином стали предметом нападок психиатра Фредрика Вертхема, которые привели к окончательной трансформации «Бэтмена» из нуара в красочную детскую комедию.

В 1966 году стартовал комедийный телесериал с Адамом Уэстом в роли Бэтмена (все в точности как в фильмах Джоэля Шумахера, только с песнями, плясками и совсем без бюджета). В семидесятых и восьмидесятых Бэтмена практически перестали покупать — пока в 1986 году Фрэнк Миллер не нарисовал (и не написал) мрачнейший комикс The Dark Knight Returns про пятидесятилетнего Бэтмена в антиутопическом будущем (где Бэтмен наконец-то подрался с Суперменом).

Именно Миллеру обязаны своим появлением готические «Бэтмен» (1989 г.) и «Бэтмен возвращается» (1992 г.) Тима Бертона и угрюмый мультсериал Batman: The Animated Series, стартовавший в 1992-м и пронесший через ужас (см. фильм «Бэтмен и Робин») девяностых образ мрачной неразговорчивой Летучей мыши. Сценаристом мультфильма был некий Пол Дини — в 2006-м он станет регулярным сценаристом комикса, а в 2008-м сочинит сценарий к игре Batman: Arkham Asylum.

Главные злодеи

Злодеи в Arkham Asylum — это не просто боссы в конце уровней. Каждый из них выполняет свою функцию…

Джокер

Настоящее имя неизвестно, впервые появился в 1940 году в первом выпуске комикса «Бэтмен». Главный шутник и затейник — это он заманил Бэтмена в Аркхем, устроил массовый побег психов, организовал появление армии супермутантов, фейерверк и вечеринку. В Arkham Asylum, как и в мультсериалах и игре Batman: Vengeance, Джокера озвучивает Марк Хамилл.

Ядовитый Плющ

Она же Памела Лиллиан Айсли, появилась в 81-м номере «Бэтмена» в 1966 году. Экотеррористка, повелевающая растениями, ответственная за превращение Аркхема в джунгли во второй половине игры. У Плюща с Бэтменом сложные взаимоотношения (жалко, что Бэтмен не растение!). В Arkham Asylum она является предпоследним боссом, плюющимся файерболами.

Пугало

Он же Джонатан Крэйн, профессор психологии, впервые появился в 3-м выпуске журнала World’s Finest Comics в 1941 году. Одержим желанием изучать человеческие страхи. Обрабатывает Аркхем токсинами, вызывающими галлюцинации сначала у Бэтмена, а потом и у самого игрока. Драться с Пугалом не надо, достаточно пройти уровень до конца и осветить злодея прожектором.

Крок-убийца

Крок (первое появление — 523-й выпуск Detective Comics в 1983 году) родился большим и зеленым. В детстве его дразнили сверстники, и теперь он зол на весь мир. В лечебнице для него даже не нашлось палаты — он живет в старой канализации, куда ему время от времени спускают мясо. Бэтмену приходится убегать по хлипким мосткам — Крок ориентируется по волнению воды и атакует внезапно.

Бэт-раздача

Драки в Batman: Arkham Asylum похожи именно на драки, а не на танцевальную ритм-игру

1 — Враги с оружием очень опасны. Кусок трубы — это еще ничего: врагов с ножами блокируют удары (приходится оглушать), а парней с электрошокерами нужно перепрыгивать — чтоб не шарахнули.

2 — Избив одного клоуна, нужно тут же перенаправить Бэтмена на следующего — после шести-восьми удачных ударов начнется мощное суперкомбо, которое можно завершить красивым захватом.

3 — Если кто-то подходит сзади, лучше сразу же начать контратаку: Бэтмен уйдет от удара и даст врагу по зубам… А вот если их проигнорировать — обязательно получим трубой по острым ушкам.

4 — Свалившегося врага можно быстро добить. Но лучше не рисковать — наклонившийся над поверженным врагом Бэтмен совершенно беззащитен… Лучше дать клоуну встать, а потом дать в рог еще раз.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь