Вот и поговорили

Вот и поговорили

Интернет — Вот и поговорили
«…Сколько веревочке ни виться, а конец будет: на июльском заседании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) представители сотовых операторов решили добиться законодательного ограничения интернет-телефонии в стране — дешевые VoIP-сервисы
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Интернет
Вот и поговорили

Сколько веревочке ни виться, а конец будет: на июльском заседании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) представители сотовых операторов решили добиться законодательного ограничения интернет-телефонии в стране — дешевые VoIP-сервисы уводят клиентов у сотовиков. На Западе война Skype и мобильных операторов идет давно, однако чересчур дешевая связь — это не единственная и, возможно, даже не главная причина, по которой IP-телефония в России впадает в немилость. Ограничат у нас интернет-разговоры или запретят вообще? Мы попробовали разобраться.

Чересчур удобный

IP-телефония — это система связи, обеспечивающая передачу голоса по IP-протоколам (Voice over IP, VoIP). Появилась она в начале девяностых, но распространение получила только в двухтысячных, когда интернет стал достаточно быстрым и дешевым. У IP-телефонии множество преимуществ перед привычной сотовой или стационарной связью. VoIP-вызовы, как правило, дешевле, качество связи не зависит от местоположения вышки и силы сигнала, а целый ряд сервисов — определитель номера, конференц-связь, переадресация вызова, автоответчик, автодозвон — предоставляется бесплатно.

Исторически сложилось, что самым популярным VoIP-сервисом в мире стал Skype: программа изначально имела простой интерфейс, поддерживала 10 языков и регистрировала нового пользователя в полминуты. Skype стал настолько распространен, что с ним начала ассоциироваться сама VoIP-телефония: в магазинах появились гарнитуры и USB-телефоны «для Скайпа», а в прайс-листах провайдеров — услуга «настроить Скайп». На Skype пересели сотни call-центров, онлайновых консультаций и индивидуальных репетиторов.

В 2007-2008 годах Skype развивался так же стремительно, как в 2002-2004 годах развивались сотовые операторы. Сервис раздобрел, оброс платными услугами и обосновался в Windows, Mac OS Х, Linux, на PSP, Symbian, Windows Mobile, Google Android... Весной 2009-го в Skype было зарегистрировано 480 млн абонентов, 5-10% которых постоянно находились онлайн.

Релиз Skype-клиента для iPhone стал для сотовых операторов последней каплей: война с VoIP-телефонией началась. Особой вины или заслуги Skype тут нет, он просто был первым.

И грянул гром

Но стоило Skype выпустить клиенты для мобильных телефонов и КПК, как на него стали обращать повышенное внимание.

Чем Skype мешает операторам мобильной связи? Основная часть дохода сотового оператора — это голосовой трафик, на него приходится до 80% маржи. И большая часть голосового трафика — это междугородние и международные вызовы. Но если установить на мобильный телефон Skype, то звонить на другие сотовые и за рубеж можно будет по очень дешевым Skype-тарифам, а со Skype-телефона на Skype-телефон — вообще бесплатно, оплачивая только интернет-трафик.

В Европе и США Skype стали устанавливать на телефоны повально, и если раньше сотовые операторы поощряли использование мобильного интернета, то теперь их как громом поразило: дорогой голосовой трафик уменьшается, а вместо него оплачивается более дешевая интернет-связь.

Провайдеры ступили на тропу войны. Стоило Nokia заявить 17 февраля, что она будет предустанавливать Skype на смартфоны N-серии, как уже 2 марта крупнейшие британские операторы Orange и O2 потребовали отказаться от этой идеи под угрозой, что они просто не будут продавать аппарат N97. Через некоторое время одна из крупнейших американских телекоммуникационных компаний AT&T объявила, что, возможно, будет блокировать Skype-трафик своих абонентов. Вскоре ее поддержал американский беспроводной провайдер Clearwire.

В апреле, когда появился клиент Skype для iPhone, баны посыпались один за другим. Немецкий сотовый оператор T-Mobile, четвертый по величине в мире, заявил, что использование IP-телефонии в его сетях является нарушением контракта — и тем, кто будет пренебрегать пользовательским соглашением, оператор отключит доступ в интернет. Официально это звучало так: «Система Skype создает большую нагрузку на сеть, что может привести к сбоям». В Skype это назвали противоправными монопольными действиями и заявили, что сотовые операторы «не позволяют клиентам получать равный и беспрепятственный доступ к публичным сетям».

Песенка спета

Свой VoIP-сервис, Externet Plus, есть даже в России, он позволяет делать рублевые звонки в Москву, Питер, Нижний Новгород, Новосибирск. Но дату обновления сами видите: 27 апреля 2007 года.

Сотовым операторам есть за что волноваться: перед ними маячит перспектива потери рынка международных и междугородних звонков. Согласно ежегодному отчету аналитической компании TeleGeography, в 2008 году люди по всему миру наговорили 417 млрд минут, звоня из страны в страну. На Skype приходится всего 33 млрд минут, но это обманчиво малые цифры. Во-первых, они на 40% превышают показатели 2007 года, а во-вторых, эти 33 млрд минут уже сейчас делают Skype крупнейшим оператором международной связи в мире. «Всего через пять лет после запуска, — замечает аналитик TeleGeography Стефан Бекерт. — Представьте, что будет дальше».

Дальше, скорее всего, доля Skype в голосовом трафике будет только увеличиваться. По разным данным, к 2012 году интернет-телефония будет составлять до 40% всего голосового трафика. А потому логично, что российские сотовые операторы пытаются повлиять на формирующийся рынок IP-телефонии сейчас, пока Skype пользуется небольшое число россиян.

Заместитель генерального директора компании «МегаФон» Валерий Ермаков и старший вице-президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» Виталий Котов, докладчики РСПП, предъявляют Skype несколько претензий. Во-первых, это иностранная компания, и она не просто уводит клиентов у сотовых операторов: Skype еще и не платит в России налогов с тех денег, которые тут зарабатывает. Во-вторых, VoIP-разговоры нельзя отслеживать, так как Skype не подключен к системе прослушивания телефонных переговоров СОРМ, и с распространением IP-телефонии государство потеряет контроль над переговорами своих граждан (о том, прослушивается ли Skype, читайте на врезке). В-третьих, если ничего не делать с развивающейся IP-телефонией, доходность отраслеобразующих операторов связи может упасть быстро и неконтролируемо (что и заботит российских сотовиков). По оценкам «ТрансТелеКома», если бы в 2008 году мы звонили по межгороду и в другие страны с помощью IP-телефонии, то размер рынка связи в денежном эквиваленте уменьшился бы в 10-15 раз.

У Skype полно альтернатив среди коммерческих и некоммерческих VoIP-сервисов — Gnome, ANT, Gyach, Gizmo (первый среди догоняющих), Twinkle, Linphone, Kiax, но все они не настолько удобны.

Эти доводы не могут остаться незамеченными, и государство наверняка согласится формировать нормативно-правовую базу работы IP-телефонии в России (пока ни в одной стране мира, кстати, такого законодательства нет). А дальше, заручившись поддержкой государства, операторы большой тройки будут лоббировать принятие законов, ограничивающих развитие IP-телефонии. Так как за этим стоят высокие прибыли, у нас, скорее всего, запретят устанавливать VoIP-клиенты на телефоны и интернет-телефония останется интернет-телефонией — доступ на мобильники будет закрыт и Skype, и Google Voice, и NetCall, и остальным.

И если мелкие компании этого пока не почувствуют, то для Skype немилость сотовиков (не только российских) может стать роковой. Дело в том, что Skype убыточен для eBay, купившей его за $2,6 млрд: лишь 20% трафика Skype приходится на платные звонки на обычные телефоны, остальные вызовы совершаются бесплатно, по Сети. Подписчик Skype платит в среднем $1,35 в год — и в 2008 году сервис принес eBay $546 млн. Уже известно, что в 2010-м компания продаст Skype на бирже — сейчас, по оценкам экспертов, он стоит $3-5 млрд. Для компаний размера AT&T или T-Mobile это большие, но не неподъемные деньги. Если Skype продолжит им докучать, они вполне могут выкупить компанию и закрыть, чтобы избежать ненужной конкуренции, как это делали, например, американские газетчики-монополисты во второй половине XX века.

Можно ли прослушать Skype?

Система передачи данных Skype изначально разрабатывалась с таким расчетом, чтобы звонки невозможно было прослушивать (зачем это распространяемой бесплатно программе — другой вопрос). Skype использует очень сложные алгоритмы шифрования звука и передачи данных: пакеты передаются крошечными порциями, как в файлообменных сетях, и распределяются между всеми подключенными компьютерами. Даже когда вы не разговариваете по Skype, программа что-то получает и передает (по данным MeinSkype.de, трафик достигает 1 Гб в месяц). Благодаря этому невозможно точно установить факт звонка — нужно перехватывать и дешифровывать весь трафик.

Итальянская, канадская, китайская полиции не раз выражали недовольство сервисом: IP-телефония мешает оперативно-розыскной работе, так как невозможно прослушать Skype-звонки и определить местонахождение звонящего со Skype-телефона абонента.

Тем не менее точного ответа на вопрос, можно ли прослушать Skype, нет. С одной стороны, некоторые европейские спецслужбы требуют запретить Skype, потому что они не могут перехватывать разговоры потенциальных преступников. С другой — правоохранительные органы Австрии заявляют, что «прослушивание телефонных разговоров через систему Skype не представляет собой проблемы» и в прошлом году уже проводили «законный перехват IP-трафика». Да что там — русский хакер Крис Касперски распотрошил Skype на год раньше австрийцев, еще в 2007-м, научившись анализировать его трафик и расшифровав часть постоянных полей заголовков Skype-протокола (о том, как Крис препарировал Skype, читайте здесь: www.xakep.ru/post/38543). Кроме того, многие компании запрещают сотрудникам использовать Skype, так как не уверены в сохранности информации. Поэтому прослушивать Skype, скорее всего, можно — иначе как объяснить, что он все еще не запрещен в стране, где операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим обеспечение безопасности, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи?

Этому орлу, символически оберегающему частную жизнь граждан, здорово досталось, когда Агентство национальной безопасности США стало прослушивать интернет-переговоры.

Комментарии
Загрузка комментариев