Как прогрессирует прогресс: технологии-2009

Как прогрессирует прогресс: технологии-2009

Железный цех — Как прогрессирует прогресс: технологии-2009
«…Ушедший год был годом технологий. Естественно, даже в кризис производители железа гонятся за цифрами: четыре ядра, 4,8 Гбит/с, три дисплея, 2,15 млрд — мы никогда такого раньше не видели, но, уверены, совсем скоро будем смеяться, что когда-то считали эт
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Железный цех
Как прогрессирует прогресс: технологии-2009

Прошедший год оказался для IT-индустрии, мягко говоря, не самым легким. Мировой финансовый кризис потопил немало экономических флотилий, существенно подрезал бюджеты всем игрокам рынка и зарубил на корню многие амбициозные проекты. Тем не менее и в этот год нам было на что посмотреть, о чем помечтать и на что потратить зарплату. И, что самое приятное, нам было о чем поговорить.

Какие тренды завладеют индустрией в новом году?

В массы будет двигаться стерео — подешевеют стереомониторы, обыденностью станут стереоноутбуки, даже лоу-энд видеокарты нового поколения смогут просчитывать вместо одного кадра сразу два — для каждого глаза отдельный. Резонанс, несомненно, вызовет стереофотоаппарат Fujifilm и стереофотопринтер. Многие устройства задействуют технологию мультитач — ведь теперь Windows Seven полностью ее7 поддерживает. Книгочеи переберутся на электронные книги — и даже если не учитывать локальные исследования Amazon, то анонс десятков ридеров на CES нельзя не брать в расчет. Все больше сервисов будет интегрироваться в онлайн, все больше будет появляться гибридных устройств — фотоаппаратов-телефонов, ноутбуков-планшетов, ридеров-плееров и т.д. Но все эти устройства, естественно, не появились бы без технологий 2009-го.

Ушедший год был годом технологий. Естественно, даже в кризис производители железа гонятся за цифрами: шесть ядер, 4,8 Гбит/с, три дисплея, 2,15 млрд — мы никогда такого раньше не видели, но, уверены, совсем скоро будем смеяться, что когда-то считали это великим достижением прогресса. Куда важнее, что в этом году появились проекты и технологии, которые направили IT-индустрию и индустрию развлечений в новое русло. Что это за технологии? Да вот они.

По трое становись

ATI Eyefinity: 2/10

Где почитать: «Игромания» №12/2009, статья «AMD бьет первой»

http://www.amd.com/ru/products/technologies/eyefinity/Pages/eyefinity.aspx

Хит-парад инноваций прошедшего года открывает AMD. Осенью она представила миру новое поколение видеокарт, Radeon HD 5***. Тогдашний флагман линейки, Radeon HD 5870, мог похвастаться 2,15 млрд транзисторов, вычислительной мощностью до 2,72 терафлопс, блоками тесселяции для DirectX 11 и многим другим. Но сильнее всего в душу запала технология ATI Eyefinity.

Пока NVIDIA углубляла игровое пространство, продвигая стереоскопические технологии (об этом ниже), AMD расправила его вширь, увеличив угол обзора: к одной видеокарте новой линейки подключаются сразу три дисплея. Такое было возможно и раньше, но теперь мы не ограничены лишь расширением рабочего стола: с Eyefinity на трех мониторах можно именно играть (дисплеи программно группируются в один большой экран, на который выводится рабочий стол, видео или трехмерное приложение — оконное или полноэкранное). А можно на двух играть, а на третьем читать почту и переписываться в аське — ATI Eyefinity поддерживает одновременный вывод видеосигнала на два независимых дисплея (голдфармеры оценят!).

И если в стратегиях, например, играть на трех мониторах просто удобно, то в MMORPG и симуляторах это совершенно меняет стиль игры. Представьте: вы, Need for Speed, три монитора. На центральном наблюдаете за приборами и дорогой, на крайних смотрите в боковые зеркала и зеркала заднего вида. А какой простор открывается для любителей авиасимуляторов! Можно включить полное отображение кокпита самолета и получить обзор в 180 градусов или повесить на боковые мониторы картинку с камер, установленных на крыльях и хвосте. Ну а в MMORPG с их тучами окошек и аддонов?..

Но и это еще не все. Eyefinity поддерживает подключение до шести дисплеев, и только подумайте, какой экран можно будет собрать и как его изогнуть, когда выйдут видеокарты с 6 HDMI-портами! Однако выше десятого места этой технологии пока не подняться: она кардинально меняет стиль игры, упрощая и ускоряя управление, но в обычных квартирах ATI Eyefinity начнут использовать еще не скоро — просто потому, что три монитора в три раза дороже одного.

Объем виртуальной реальности

NVIDIA 3D Vision: 3/10

Где почитать: «Игромания» №4/2009, статья «Дверь в третье измерение»

http://www.nvidia.ru/object/GeForce_3D_Vision_Main_ru.html

Следующий номинант — NVIDIA со своей технологией объемных игр 3D Vision. Идея стара как мир — сделать игры по-настоящему объемными: чтобы хотелось нагибать голову, уклоняясь от качающейся под потолком люстры, тянуться рукой к отражению в воде и в ужасе шарахаться в сторону, уворачиваясь от прыгающего монстра. Нужно для этого не так много: специальный монитор с разверткой 120 Гц, беспроводные очки и поддерживающая технологию видеокарта. Она разделяет картинку на три канала — канал глубины и по одному каналу для левого и правого глаза (на один глаз приходятся четные кадры, на другой — нечетные, частота обновления картинки для каждого глаза 60 Гц) — и передает такое «слоеное» изображение на монитор.

Синхронизированные с компьютером очки с определенной частотой затемняют то левую, то правую линзу — так, чтобы в момент «пустого» кадра линза была непрозрачной. В итоге каждый глаз видит свое изображение как бы под углом от основного, а мозг воспринимает картинку с каждого глаза и формирует у вас в голове одну — трехмерную. И вот уже зомби начинают вылезать из экрана, нарисованный лес становится объемным и кажется, что можно потрогать каждый листик. Красота!

В начале года, сразу после анонса, комплект для 3D Vision стоил никак не меньше 50 000 рублей, а мониторов, поддерживающих технологию, было всего две штуки. К концу года доступного оборудования прибавилось, да и цены упали почти в два раза: монитор уже можно купить за 15 000 рублей, очки — за 6000, видеокарту — за 4000. Правда, обеспечить нормальную производительность этой связки — та еще задача: включение 3D Vision снижает количество кадров примерно в три раза, так что без карты класса GeForce GTX 295 не обойтись.

С 3D Vision совместима большая часть популярных игр: NVIDIA протестировала и подготовила встроенные профили драйвера для 400 проектов (полный список тут: www.nvidia.ru/object/GeForce_3D_Vision_3D_Games_ru.html). Если у вас уже есть поддерживаемая игра, ни патчить ее, ни тем более покупать новую коробку не надо, драйвер автоматически сконвертирует картинку в стереоскопическую.

Очевидно, что в 2010 году цены на составляющие системы (особенно на мониторы) продолжат падать, а разработчики будут делать игры с учетом 3D — создавать больше динамичных сцен, менять ракурсы и т.п. Однако рассчитывать, что в ближайшие 2-3 года 3D Vision появится в каждом доме, не стоит: все-таки самое дорогое звено системы, монитор, с наскоку может купить не всякий. А учитывая, что средний монитор служит 6-8 лет и что на ЖК в нашей стране массово перешли не так давно (и то не везде!), еще пару лет NVIDIA 3D Vision побудет в категории приятной, но совсем необязательной для хорошей игры опции. Впрочем, 3D Vision — только начало нового витка развития виртуальной стереореальности.

Оно живое!

Phenom II и AMD Dragon: 4/10

Где почитать: «Игромания» №4/2009, статья «Крылья дракона»

http://game.amd.com/us-en/unlock_dragon.aspx

В начале ушедшего года AMD обновила линейку процессоров — в продаже появились Phenom II X4. Core i7 им было не догнать (старший Phenom II еле дотягивал до уровня младшего Core i7 920), зато они получили лошадиную дозу пиара, были очень дешевыми и не требовали нового чипсета, — а потому заслуженно занимают шестое место в нашем топе.

Запуская Phenom II, AMD сделала сразу несколько грамотных вещей. Во-первых, она не стала привязывать процессоры к свежим чипсетам с Socket AM3, так что обладатели компьютеров на базе старых Phenom и материнских плат с Socket AM2 легко смогли позволить себе апгрейд. Во-вторых, к выходу новых процессоров AMD приурочила анонс платформы AMD Dragon. По сути, нашумевший «Дракон» — это обычная связка материнская плата-процессор-видеокарта. Но так как AMD самостоятельно выпускает все эти элементы, она и заявила, что если на чипсет AMD 7x0 поставить Phenom II и добавить любую плату Radeon, то получится единственная в своем роде игровая платформа.

Поспорить с этим сложно. Никаких преимуществ по части совместимости платформа Dragon не имела, но за счет более низкой цены она выгодно выделялась на фоне аналогичных решений Intel. И хотя в некоторых синтетических тестах платформа уступала даже процессорам Intel предыдущего поколения (например, за счет того, что в Phenom II X4 ненамного улучшили работу с операциями с плавающей точкой), по соотношению цена/производительность получилось все равно привлекательно. А так как некоторые еще и поверили, что Dragon — первая в мире цельная игровая платформа, вроде консоли, решение шло нарасхват. Правда, недолго: сначала AMD запоздала с переходом на память DDR2, а потом и Intel представила процессоры среднего ценового сегмента.

В этом году AMD продолжит «платформенное» мышление, выпустив AMD Leo (процессоры Thuban, до 6 ядер; память DDR3; дискретная DX11-совместимая графика) для топовых и игровых компьютеров и AMD Dorado (процессоры Athlon II, до 4 ядер; память DDR2; интегрированная графика DX 10.1) для всех остальных.

Минимализм по-американски

NVIDIA ION: 5/10

Где почитать: «Игромания» №7/2009, статья «Ионные технологии»

http://www.nvidia.ru/object/sff_ion_ru.html

Каждый из нас мечтает о большом телевизоре — ну, таком, чтобы на полстены. А когда он появляется дома, непонятно, что на нем смотреть: обычные телеканалы вообще не воспринимаются, крутить DVD вроде несерьезно, а Blu-ray стоит дорого. И тут приходит гениальная мысль — компьютер! Действительно, он способен проигрывать любой формат видео и музыки. Только вот использовать домашнего игрового монстра в качестве медиацентра жалко, а собирать отдельный HTPC — сложно и, опять же, накладно. В прошедшем году мучениям был положен конец: на рынке появилась платформа NVIDIA ION.

Название — гордое, суть — простая. NVIDIA сделала чипсет формата microATX, впаяла в него Intel Atom N270, установила видеокарту GeForce 9400 — и в итоге получилась идеальная платформа для домашнего кинотеатра. Стоит она от 5000 рублей. Дополнительные траты — корпус, жесткий диск и DVD-привод — можно уложить еще в 5000, и в результате за 10 000 рублей у вас на руках появляется компьютер, на котором можно не только гонять простенькие игры и лазить по интернету, но и без тормозов смотреть ресурсоемкое HD-видео. Благодаря встроенной GeForce 9400 с этим вообще никаких проблем: она поддерживает Pure HD, технологию ускорения обработки HD-видео.

Кроме того, появление NVIDIA ION потянуло за собой выпуск множества неттопов. Рабочих и дешевых конфигураций и до нее было пруд пруди, но ION — технология для ленивых, единственная платформа для HTPC, которая позволяет не собирать ничего ручками. Кстати, лучший неттоп 2009 года — это, по нашему мнению, дизайнерское чудо ZOTAC MAG, который без проблем прокручивает HD-фильмы, занимает минимум места и стоит 9000 рублей.

Маленький зеленый человечек

Google Android: 6/10

Где почитать: «Игромания» №11/2009, статья «Android. История. Технология. Факты»

www.android.com

Когда чуть больше года назад на рынке появился Android, новая открытая платформа для мобильных устройств, в успех его мало кто верил. Конечно, Google традиционно веников не вяжет, но... Есть Nokia с ее Symbian, есть Windows Mobile, есть, наконец, iPhone с его Mac OS. Что тут еще изобретать? Ан нет, изобрели — и отлично получилось. Как так?

Во-первых, программная платформа изначально разрабатывалась для коммуникаторов, она для них «родная» и работает, соответственно, как по писаному. Во-вторых, это открытая платформа, построенная на ядре Linux. Открытость означает бесплатный доступ к исходному коду и инструментарию для программистов (http://source.android.com), то есть изменить «Андроид», создать свою оболочку или приложение может любой желающий. Открытые стандарты этой ОС разрабатывались не отдельно взятой компанией Google, а целой группой компаний Open Handset Alliance, куда входят HTC, Intel, Samsung, ASUS, Sony Ericsson, T-Mobile, Texas Instruments, Qualcomm, Motorola, NVIDIA — то есть не только «железные» компании, но и сотовые операторы. В-третьих, «Андроид» заточен под работу в интернете и завязан на многочисленные сетевые сервисы (кстати, встроенный браузер, в отличие от того же Safari в iPhone, поддерживает флэш, а в известном тесте Acid3 выбивает 93 балла из 100!). В-четвертых, в «Андроид» заложена поддержка мультитача, без которого сегодня никуда. Ну и самая малость — магазин приложений Android Market, фирменные программы от Google и относительно небольшая стоимость аппаратов.

В общем, «Андроид» наступает семимильными шагами. По прогнозам аналитиков Market Intelligence & Consulting Institute, в 2013 году будет отгружено 31 млн коммуникаторов и 126 млн прочих (!) портативных устройств под управлением Google Android. Пока прогноз сбывается: в наступившем году Acer готовит шесть аппаратов, HTC в дополнение к HTC Dream, Hero, Magic и Tattoo уже зимой выбросит на рынок еще десяток коммуникаторов, да и Sony Ericsson не ограничится своим Xperia X10.

Одиннадцать мгновений счастья

DirectX 11: 7/10

Где почитать: «Игромания» №4/2009, статья «Ядерный API», «Игромания» №12/2009, статья «AMD бьет первой»

www.microsoft.com/games/en-US/aboutGFW/pages/directx.aspx

До выхода Radeon HD 5870 мало кто вспоминал о DirectX 11. Да, все знали, что он будет, но после фиаско прошлой версии от нового API ничего особенного не ждали. Оказывается, зря.

Главная особенность нового инструмента — тесселяция. Она позволила в разы увеличить детализацию игровых моделей и при этом снизить нагрузку на шину видеопамяти. Вместо того чтобы делать сложную детализированную модель весом в несколько мегабайт, разработчики теперь создают легкий низкополигональный объект и загружают его в память видеокарты. Оттуда объект поступает на специальные блоки тесселяции, которые самостоятельно досчитывают модель и накачивают ее полигонами — в итоге память разгружается, ведь ей больше не нужно хранить лишнюю информацию. Кроме того, видеокарта теперь занимается и масштабированием моделей, плавно снижая или повышая детализацию, изменяя освещение или накладывая текстуры.

Еще одна новость — стандартизированные GPGPU (general-purpose graphics processing units, техника, когда графический процессор видеокарты используется для выполнения операций, которые обычно производит центральный процессор). С выходом DX11 расчетами общего назначения — источников света, искусственного интеллекта и физики — может заниматься любая видеокарта.

Но и этим дело не ограничилось: новый DirectX может раскидывать разные задачи по отдельным ядрам процессора. К примеру, если раньше игра пыталась нагрузить одно ядро и работой с драйверами, и звуком, и расчетом света, то теперь все это будет распределяться — таким образом, ни одно из ядер процессора не останется без дела.

К сожалению, прошедший год не получается назвать годом DirectX 11 (на момент сдачи номера его поддерживали меньше десяти игр), однако перспективы новый API открывает завидные.

Ее звали Виенна

Windows 7: 8/10

Где почитать: «Игромания» №1/2010, статья «Счастливое число «Майкрософт»

www.microsoft.com/windows/windows-7

С тем, что Windows XP пора на покой, могут поспорить только самые упертые фанаты. Прогресс неумолимо движется вперед: старая ОС с трудом переваривает 64-битные вычисления (а меж тем «Майкрософт» в будущих своих системах вообще собирается отказаться от 32-битности), выглядит по современным меркам аляповато, да и в играх себя показывает неидеально из-за отсутствия поддержки DirectX 10 и 11. Другое дело, что альтернатив ей до прошедшего октября, пока не появилась Windows Seven, не было («Виста» полюбилась далеко не всем, да и не все компьютеры ее тянули).

На рынке операционных систем семейство Windows до сих пор занимает лидирующие позиции, и потому выход любой новой ОС этой серии автоматически становится вехой в истории развития IT-рынка. А выход такой ОС, как «Семерка», тем более. Новенькая «форточка» совершенно свободно работает на ноутбуках с 1 Гб оперативной памяти, не занимает системных ресурсов для каких-то непонятных операций и вообще показывает себя только с хорошей стороны. Игры на ней работают ничуть не хуже (а иногда даже лучше), чем на Windows XP, поэтому советуем не вестись на популярный миф о том, что «все красивости и прозрачные окошки сжирают кучу системных ресурсов». На том же самом ноутбуке с 1 Гб памяти «Семерка» в режиме бездействия занимает 360 Мб оперативной памяти.

Но увеличением производительности по сравнению с «Вистой» дело не ограничилось. Миллион незаметных на первый взгляд улучшений в интерфейсе сделали работу на Windows 7 еще удобнее и приятнее. Была полностью переработана панель задач, благодаря чему она теперь не загромождается открытыми окнами, переключаться между программами стало на порядок удобнее. «Семерка» перестала чинить препятствия обычным людям, навязывая им свое видение вещей, и позволяет настроить себя так, как вам заблагорассудится.

Да, нельзя сказать, что «Майкрософт» сделала что-то революционное — практически все функции и идеи, которыми так богата «Семерка», уже были (некоторые — довольно давно) реализованы в Mac OS и Linux. Однако для Windows «Семерка» — это, безусловно, большой шаг вперед, и люди недаром голосуют рублем, с ураганной скоростью сметая Windows 7 с полок магазинов.

Не выкидывайте на помойку

NVIDIA Multi-Card: 9/10

Где почитать: «Игромания» №1/2010, статья «Второй Ньютон»

www.nvidia.ru/page/home.html

В позапрошлом году мы восхищались физическим движком NVIDIA PhysX, пели дифирамбы NVIDIA и тут же ее ругали: PhysX оказался отвратительно прожорливым, после включения технологии терялось какое-то неприлично большое количество кадров в секунду. И хотя сама NVIDIA решение нашла быстро («Поставьте вторую видеокарту и пусть одна считает графику, а другая — физику!»), львиную долю пользователей оно не устроило. Ставить ведь нужно было вторую такую же видеокарту, иначе SLI не работал. И если первой стояла GTX 285 — получалось, что на обсчет физики надо было пожертвовать еще 12 000 рублей.

Но в конце прошлого года NVIDIA сжалилась и добавила в драйверы чудесную функцию Multi-Card. Суть технологии в следующем: берете какую-нибудь дешевую видеокарту вроде GeForce GT 220, ставите ее в соседний с GTX 285 слот, указываете драйверу, какую плату для чего использовать, и вот уже в Batman: Arkham Asylum летают листочки и туман красиво стелется по земле. И никаких SLI-мостиков, никаких лишних трат, никаких слез по поводу потерянной мощности.

А так как большая часть современных материнских плат оснащается двумя и более портами PCIe х16, то при апгрейде компьютера можно забыть о проблеме со старыми видеокартами, они еще послужат на благо физики. А самое главное, что нет никакой привязки к чипсету: Multi-Card одинаково хорошо работает как на стареньком P45, так и на свежих X58 и P55 — да что там, даже на материнках под AMD работает.

Глава семьи

Intel P55: 10/10

Где почитать: «Игромания» №10/2009, статья «Привет, будущее!», «Игромания» №11/2009, статья «Свежие технологии»

www.intel.com/cd/products/services/emea/rus/chipsets/p55/overview/428330.htm

Когда Intel выпустила новую архитектуру Nehalem, Core i7 с легкостью утерли нос не только конкуренту в лице AMD, но и обошли топовые процессоры Core 2. К сожалению, за скорость приходилось платить: установка Nehalem тянула за собой покупку нового чипсета и DDR3-памяти, что в итоге выливалось в 25 000-30 000 рублей. Так продолжалось почти полтора года, пока в середине 2009-го Intel не представила чипсет P55 и не выпустила, наконец, приемлемые по цене Core i5. Платформа получилась относительно доступной — по крайней мере, процессоры на базе Nehalem стали стоить от 5000 рублей вместо 12 000.

А самое главное, что P55 оказалась совершенно новой платформой для сборки — и речь здесь идет о принципиальных, а не косметических изменениях. Во-первых, убран северный мост. Архитектура Nehalem давно подразумевала встроенный контроллер памяти — теперь туда добавили и работу с шестнадцатью линиями PCIe. Во-вторых, сменили сокет: процессоры Core i5 устанавливаются в LGA1156 и не подходят к сокетам топовых LGA1366 (однако выпуск Core i7 для чипсетов P55 уже налажен, поэтому проблем с апгрейдом не будет). В-третьих, достаточно широкий выбор процессоров и материнских плат позволяет собирать на P55 самые разные компьютеры — от мультимедийных центров до серверных решений, и цена их, опять же, достаточно привлекательна. В-четвертых, и тепловыделение, и энергопотребление у P55 заметно ниже, чем у чипсетов с северным мостом, — как следствие на Р55 стоят упрощенные системы охлаждения. В-пятых, у Р55 огромное количество разъемов (до 8 портов PCIe x1 и до 14 — USB 2.0), а это открывает широченный простор для подключения самой разной периферии. Огорчает, конечно, что на чипсете стоит всего один полноскоростной PCIe x16 2.0, однако это вряд ли помешает большей части покупателей (а те, кому помешает, всегда могут взять X58).

Процессор года

Что? Core i7 975 Extreme Edition

Почему? Флагман новой линейки, Core i7 975 Extreme Edition стоит как хороший игровой компьютер, однако под жидким азотом с пол-оборота разгоняется с 3,33 до 5 ГГц.

Сколько? 38 000 руб.

Гаджет года

Что? PSPgo

Почему? Собственная память, отсутствие (опостылевшего?) оптического привода, формфактор слайдер и легковесность — все это не то чтобы необходимейшие качества портативной игровой консоли, но, несомненно, новые веяния на рынке.

Сколько? 11 000 руб.

Видеокарта года

Что? AMD Radeon HD 5870

Почему? Первая однопроцессорная видеокарта, на которой без тормозов пошел Crysis. В одиночку обгоняет двойную GeForce GTX 295, способна выводить картинку сразу на три монитора и поддерживает все нововведения DirectX 11.

Сколько? 15 000 руб.

Монитор года

Что? ViewSonic FuHzion VX2265wm

Почему? Первый 22-дюймовый ЖК-монитор со сверхвысокой частотой обновления (120 Гц), отличным временем отклика серого к серому (3 мс) и отсутствием замыливания даже в самых динамичных играх.

Сколько? 12 000 руб.

Кулер года

Что? Cooler Master V10

Почему? Способен прибавить любимому процессору 1000 МГц.

Сколько? 4000 руб.

Нетбук года

Что? MSI Wind U200

Почему? Идеальный нетбук, который мы так долго искали: нормальных размеров 12-дюймовый экран, клавиатура с огромными клавишами, 6-часовая работа на одном заряде аккумулятора.

Сколько? 18 000 руб.

Материнская плата года

Что? ASUS Sabertooth 55i

Почему? Бюджетная версия топовой Republic of Gamers. Чуть менее скромные возможности по количеству подключаемой периферии и все тот же мощный разгонный потенциал.

Сколько? 7500 руб.

Корпус года

Что? Thermaltake Level 10

Почему? Самый необычный и сумасшедший корпус не только за 2009 год, но и вообще за все время. Может быть, потому, что в создании этого чудовища принимал участие концерн BMW?

Сколько? 22 500 руб.

Мышка года

Что? Razer Orochi

Почему? Эталонный представитель мобильных игровых мышек: стильная, юркая, может работать и по проводу, и без — и в этом случае вам даже не понадобится втыкать беспроводной модуль в USB-порт.

Сколько? 4200 руб.

Клавиатура года

Что? Logitech G19

Почему? Множество дополнительных программируемых кнопок, огромный ЖК-дисплей для отображения различных игровых параметров и удобная раскладка.

Сколько? 8000 руб.

Комментарии
Загрузка комментариев