Игра в материале
VVVVVV
?Рейтинг
Игромании
8Рейтинг
игроков
PC   Mac   Linux
Жанр: Аркада, Платформер
Мультиплеер:  Нет
Разработчик: Terry Cavanagh
Издатель: Terry Cavanagh
Дата выхода: 11 января 2010
VVVVVV

VVVVVV

Вердикт — VVVVVV
«…Сквозь космическую пустоту мчится к неведомой цели корабль. Вдруг — удар, взрыв, паника. «Полундра! — вопит капитан. — Все к телепорту!» Убедившись, что команда успешно эвакуировалась, он телепортируется сам... и внезапно обнаруживает, что оказался совс
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
VVVVVV

Сквозь космическую пустоту мчится к неведомой цели корабль. Вдруг — удар, взрыв, паника. «Полундра! — вопит капитан. — Все к телепорту!» Убедившись, что команда успешно эвакуировалась, он телепортируется сам... и внезапно обнаруживает, что оказался совсем один в каком-то совершенно незнакомом месте. Так начинается короткое, но насыщенное путешествие маленького отважного человечка: VVVVVV.

Вертикаль

Некоторые задачи внешне просты, но требуют терпения и ловкости.

Название игры расшифровывается очень просто и вполне может служить ключом к пониманию игры в целом. Недлинное, предельно простое (почему шесть V? Потому что имена главного героя и пятерых членов его экипажа начинаются именно с этой буквы), запоминающееся моментально и навсегда. Ровно то же самое можно сказать о самой VVVVVV.

Чтобы описать механику игры, достаточно буквально двух-трех предложений. Главный герой — неунывающий синий человечек (три пикселя в семь рядов) — исследует небольшой открытый мир и спасает подчиненных, которых разбросало кого куда при неудачной телепортации. При этом мир, в котором он оказался, чрезвычайно опасен — кругом ловушки и враги, а оружия у улыбчивого капитана нет никакого, и даже нейтрализовать противника прыжком на голову он не может — любое прикосновение к враждебным аборигенам (хотя живые ли это вообще существа?) смертельно. Да и прыгать он, строго говоря, не умеет. Зато наш угловатый Одиссей обладает другой весьма полезной способностью — он умеет изменять вектор гравитации. Одно нажатие на «пробел», и капитан, перевернувшись вниз головой, уже вальяжно прогуливается по потолку. На таком простом приеме автор VVVVVV умудряется выстроить изящный платформер, который проходится за пару часов, но в процессе заставляет вас так активно шевелить извилинами и двигать пальцами, что в финале кажется, будто вы только что прошли длинную игру. Чрезвычайно хорошую длинную игру!

Возвращение

огда попадаешь в этот колодец, чувствуешь себя спелеологом в «шкурнике». А ведь уровень еще и движется!

Важный факт: VVVVVV — это не просто ретро, а ретро воинствующее, прямо по Пелевину — «с кулаками и большим...» Впрочем, заканчивать цитату мы, с вашего позволения, не станем. Чтобы прочувствовать игру максимально полно, желательно иметь опыт общения со «Спектрумом». Если в школьные годы вы, подобно автору этих строк, после уроков бежали к приятелю, у которого дома стоял чудо-компьютер, и до позднего вечера рубились в Elite, Nether Earth и Dizzy, то через секунду после запуска VVVVVV (то есть фактически уже на экране загрузки), на глаза гарантированно навернутся слезы умиления. Серый квадрат посреди экрана, рамка из переливающихся неестественными, вырвиглаз-цветами полосок. Не хватает только кошмарного скрипа из подключенного к компьютеру магнитофона «Смена».

Сама игра — такой же нарочито неказистый lo-fi: четыре с половиной цвета, жирнющие пиксели. Враги по нынешним временам вообще нелепы — какие-то гигантские кошачьи головы, схематично нарисованные рыбки, живые числа, летающие дорожные знаки. В колонках при этом бьется подобающая случаю простенькая мелодия. Играешь и думаешь: «Господи, ведь когда-то все игры были примерно вот такими... Какие же хорошие были времена!»

Veni, Vidi, Vici, V, V, V

Чтобы заставить игрока вспотеть, VVVVVV часто не надо даже натравливать на него врагов.

Впрочем, чтобы найти с VVVVVV общий язык, вовсе не обязательно знать о ее корнях. Даже люди, имеющие слабое представление о том, что такое ZX-Spectrum, погружаются в игру моментально и до конечной станции. Случайно заглянувший в монитор коллега надменно фыркает ( «Это что за чушь? Сколько ей веков?»), а потом приносит стул, садится рядом и, не отрываясь, наблюдает за тем, как вы пытаетесь пройти очередную комнату, не напоровшись на колья.

Десять минут, двадцать, час... В какой-то момент он начинает участвовать в разгадывании головоломок, смеется над тем, как вы раз за разом становитесь добычей плотоядной рыбы, комментирует происходящее. Он — там, вместе с вами, хотя всего несколько минут назад ему казалось, что нет на свете игры бестолковее и уродливее. В этом смысле VVVVVV, как ни странно, напоминает Uncharted 2, хотя, казалось бы, нет двух более непохожих игр. Одна — высокобюджетный приключенческий эпик, другая — собранная в свободное время инди-аркада. В одной — по-голливудски запутанный сюжет, в другой наберется от силы сотня строчек текста. И тем не менее обе игры обладают одним важным качеством: в них не только интересно играть — даже просто наблюдать их из-за чужого плеча неожиданно увлекательно.

Скорее всего, дело в разнообразии. Почти каждая комната в огромном открытом мире VVVVVV — небольшая головоломка, и к каждой нужно искать свой подход. Условия постоянно меняются. И тут крайне низкая продолжительность игры неожиданно оборачивается чуть ли не главным ее достоинством. В дело вступает феномен карликового государства: пусть площадь Монако всего два квадратных километра, зато по плотности населения средиземноморское княжество запросто уделает любое государство в сто раз крупнее. Так и тут — вроде тратишь на игру совсем немного времени, но зато каждую минуту происходит что-то неожиданное.

Телепорты помогают быстро перемещаться по игровому миру.

Вдруг появляются особые поля, которые автоматически переключают гравитационный вектор для вошедшего в них персонажа на противоположный, и герой принимается бабочкой порхать между острейшими шипами. В какой-то момент вы оказываетесь в комнате, замкнутой на саму себя (выходите налево и тут же возвращаетесь на ту же локацию, но справа). Потом попадаете в глубокий вертикальный колодец, и уровень начинает быстро скроллиться снизу вверх, вынуждая вас белкой скакать между крохотными безопасными островками в море боли и безумия.

Причем, хотя VVVVVV — безусловно сложная игра, она никогда не вызывает злости («Черт, опять умер! Да что ж это такое-то?»). Почти на каждом экране есть чекпойнт, а иногда и два, а сам герой обладает неограниченным запасом жизней. Правда, игра внимательно подсчитывает количество ваших смертей, но и это скорее для смеху: смотрите, пацаны, я за два часа пятьсот раз уже умер! Ну а если вам вдруг захочется хардкора, попробуйте собрать все безделушки — разбросанные по уровням светящиеся шарики, добраться до которых часто гораздо сложнее, чем просто пройти очередную комнату.

* * *

Единственная претензия, которую можно предъявить к VVVVVV, — немного завышенная цена. Все же 400 рублей за игру, которая займет вас максимум часов на шесть-семь (и то если вы зададитесь целью пройти не только основной режим, но и time trial, да еще и собрать все бонусы), — это все же немного дороговато. С другой стороны, последний платформер, способный конкурировать с VVVVVV в обаянии, назывался Braid и вышел в прошлом году. А это уже о многом говорит.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 9

Графика: 5

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Ретроплатформер, который займет вас всего на несколько часов, но даже за это ничтожное время успеет вывернуть вашу душу наизнанку и влюбить в себя до гроба.

Рейтинг «Мании»: 9

«Великолепно»

Комментарии
Загрузка комментариев