23 августа 2010
Обновлено 17.05.2023

DeathSpank

DeathSpank - изображение обложка

Пожалуй, никто не будет отрицать: Рон Гилберт крутой. Очень крутой. При упоминании игр, которые он создал или спродюсировал (среди последних, если вы не в курсе, Total Annihilation Криса Тейлора), сотрудники «Игромании» либо берут под козырек, либо впадают в экстатический транс, в котором могут пребывать часами.

Однако трудно не заметить, что с тех пор, как заглох его проект Good & Evil(был закрыт в 1999-м), Гилберт не сделал самостоятельно ни одной игры. Он консультировал, продюсировал, инспирировал, выступал в качестве «приглашенного профессора по обезьянологии», но напрямую в процессах разработки вроде бы не участвовал.

И вот теперь решился-таки вернуться — в титрах DeathSpank он указан в качестве дизайнера. В том, что за это время Гилберт не растерял свой талант и чувство юмора, у нас сомнений не было. Неразрешенным оставался один вопрос: насколько сегодняшний Рон Гилберт хорош в роли геймдизайнера?

Именем пафоса

Дефспэнк (в вольном переводе — Смертешлеп) — это гипертрофированный Герой, лезвие суда и гиря гнева, борец за правду и справедливость. Как и любой нормальный Герой, он ищет Артефакт и спасает Сирот. А богатыри этому миру как раз нужны — тут и Страшный Злодей, и Древние Проклятия. Герой берет тесак, Герой наряжается в доспехи, Герой не может бездействовать.

Вселенная DeathSpank — это ироничное фэнтези, которое по формальным признакам настолько похоже на фэнтези обычное, что сесть после этой игры за Dragon Age или Demon’s Souls уже не получится: можно удавиться со смеху. Тут есть сказочные города, разбойники, ведьмы, горы и леса, подозрительное болото, пираты, драконы и подземелья. Есть торговцы, калики перехожие и напыщенные монахи. Есть склянки с зельями, магические посохи и дорогущие доспехи — словом, реквизит будто бы из Morrowind или Baldur’s Gate.

Но DeathSpank — это игра Рона Гилберта. Он перемешал все основные RPG-понятия, перерисовал их и выставил в сатирическом свете, хотя от себя, кажется, ничего и не добавил: все эти забавные штампы и условности и так нам всем знакомы. Герой здесь именно Герой, плечистый детина с мечом. Проходы к сюжетно важным местам почему-то всегда закрыты. Ключей от самых аппетитных сундуков под рукой никогда нет («ну почему я не могу открыть этот сверкающий, манящий, такой прекрасный подмигивающий мне сундук?»), ведьма говорит загадками и явно что-то скрывает. А однажды у вас отберут весь скопленный инвентарь — в самых мерзких традициях жанра.

Худшие опасения не оправдались: DeathSpank не распадается на набор постмодернистских гэгов или фэнтезийных анекдотов (а такое вполне могло случиться — см. второй сезон Sam & Max Episodes). Это связная, милая история: все вокруг просто валяют дурака с серьезными физиономиями. Та же ведьма, например, жалуется на шаловливых тинейджеров, а престарелый герой былых лет, опираясь на костыли, просит взамен нужного Дефспэнку меча танк… или хотя бы острый тако.

Герой ошибается один раз

Самые нелепые вещи, которые случались с супергероями.

Настоящий герой и защитник угнетенных, Дефспэнк регулярно попадает в предельно нелепые ситуации: то позорно бежит с поля боя от превосходящих сил противника, то становится жертвой грабежа… Можно подумать, что он просто ходячая аномалия, хронический герой-неудачник. Однако, как показывает практика, с настоящими героями подобные истории случаются сплошь и рядом.

Атилла

Атилла — великий вождь гуннов, который сделал для своих племен то же, что Чингисхан сделал для монголов: объединил кучки злых и диких мужчин и превратил их в угрозу самой Римской империи. На поле боя Атилла, говорят, вел себя как зверь: рвал врагов голыми руками и сворачивал лошадям шеи. Герой, завоеватель, настоящий воин без страха и упрека.

А однажды Атилла после очередного удачного похода напился, заснул, и у него носом пошла кровь. Очухаться вождь гуннов не успел — нелепо захлебнулся.

Ричард Львиное Сердце

Великий английский король, с которым связано сразу несколько нелепых историй. Например, по возвращении из сарацинских песков он совершенно случайно угодил в плен к своему неприятелю, Леопольду Австрийскому, и выручать неосторожного монарха пришлось всей Англией: чтобы заплатить выкуп, по всей стране задрали непомерные налоги.

Вместо того чтобы наслаждаться дорогой свободой, Ричард продолжил паясничать — он прознал, что в замке виконта Видомара прячут драгоценный барельеф. Львиное Сердце взял крепость в осаду, и через некоторое время защитники сдались. Героически маршируя к замку, Ричард шеей поймал стрелу, которую кто-то выпустил совершенно случайно! Стрела лишь слегка задела Ричарда, и он не придал этому значения — пока не умер от инфекции.

Черная Борода

Капитан Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода — легендарный карибский пират, который годами держал в страхе мореплавателей. В среднем за двенадцать месяцев Тич захватывал по сорок судов, его любимым приемом было запугивать противника пиротехникой: он засовывал петарды себе в бороду, зажигал фитили и выскакивал на врагов.

Погубило Тича то же, что и Атиллу, — нелепая алкогольная история. Однажды, приняв пару лишних бутылок рома, он забавы ради прострелил ногу своему соратнику по имени Хэндс. Друг обиделся, сдал Эдварда британцам — и не стало Черной Бороды.

Мастер кунг-фу

Последний наш герой не так известен, но его выходка более чем достойна внимания. В 1989 году юноша из Мельбурна, имя которого не сообщается, наконец-то получил черный пояс по кунг-фу и стал мастером. Парень упорно шел к такому результату и был уверен, что уж теперь-то кого угодно способен порвать голыми руками. Возомнив себя Гераклом, он решил порвать пасть льву и отправился ночью в местный зоопарк. Когда герой пробрался в клетку, обнаружилось, что львов там несколько… разумеется, это не Assassin’s Creed, и по очереди они не нападали. На следующее утро в клетке обнаружили две обглоданные человеческие руки.

Проверено на себе

Разумеется, чтобы высмеять ролевые игры, Рон Гилберт сделал ролевую игру. Хотя DeathSpank — это, конечно, не бог весть какая RPG, обессоленный клон Diablo. Прокачка здесь только для виду — с очередным приростом уровня вам дают выбрать одну магическую карточку, которая дает пассивный бонус к характеристикам. Дефспэнк занимается тем же, чем и любой другой hack & slash-герой: зачищает подземелья, копит золото, примеряет шипованные кальсоны и мечтает о том, чтобы быстрее набить опыта и взять в руки вон тот шарахающий молниями посох. Разве что обставлено все колоритнее: для восстановления здоровья, помимо привычных красных склянок, можно есть окорока и запивать пивом (на десерт — мороженое), среди заклинаний есть «влюбить в себя врага» и «призвать куриц-убийц», а безликий NPC просит отыскать не какое-нибудь там кольцо или ожерелье, а бумажник.

Во всем этом есть какая-то злая ирония. Высмеивая шаблонные ролевые игры, DeathSpank сама при этом является шаблонной ролевой игрой. Все, над чем сценаристы предлагают смеяться, нужно ощутить на собственной шкуре: Смертешлепа ждут те же занудные испытания, что и персонажей какого-нибудь Sacred 2 , просто пробегает он их с улыбкой на лице.

Справедливости ради стоит отметить, что в игре есть некоторые вкрапления квеста: имеется отдельный экран под сюжетные предметы, манипуляции в духе «используй ведро где попало, авось повезет» и длинные, намеренно бестолковые диалоги. И вот тут игра старается удивить. Например, у чертей белые рога, а для зелья нужны особые, красные. Нужно шататься по подземельям в поисках редких краснорогих демонов? Как бы не так, Дефспэнк просто перекрасит их. Это — хороший пример. К сожалению, в большинстве случаев, если вас просят собрать какие-нибудь лепестки, это значит, что нужно пойти в лес и методично собирать их где ни попадя. Нестандартные ситуации (например, знаете ли вы, как можно воровать вишни при помощи наковальни?) случаются пару раз за всю игру.

Подсчет у Рона

Десять ответов Рона Гилберта на вопросы «Игромании».

Сам я не играл в Brutal Legend. Только не рассказывайте Тиму Шейферу! Зато то, что я видел, мне очень понравилось, было смешно. Но для игр Тима Шейфера это как раз не новость.

А что, восьмидесятые уже закончились? Тогда мне пора завязывать носить парашютные штаны.

Со времен восьмидесятых изменилась как минимум одна вещь: игры теперь — это огромная индустрия. В ней вращаются миллиарды долларов, а вместе с ними приходит вся эта хрень, с которой раньше сталкиваться не приходилось. Пиджаки и большие компании решают все за тебя, чтобы заработать больше денег для себя. Мне больше нравились времена, когда бедными в индустрии были абсолютно все, а не только разработчики, как сейчас.

С возрастом я начинаю более цинично относиться к играм. Похоже, старые добрые времена Monkey Island все-таки прошли.

У современных игр слишком серьезные щщи. Как мне кажется, в этом виноваты и бизнесмены, и разработчики, которые не желают думать по-новому. В восьмидесятых и девяностых все казалось новым и прекрасным, потому что так оно и было. Сейчас все не так, поэтому скатиться до штампов очень легко. А раньше и штампов-то как таковых не было.

Я бы очень хотел вновь работать с Гэри Винником, Дэвидом Фоксом и Тимом Шейфером. Какую игру мы бы сделали вместе сегодня — трудно сказать, с тех пор мы все постарели (и, может, помудрели?). Однако одно из худших решений в творчестве — пытаться оживить прошлое. Нужно все время расти, все время придумывать что-то новое. А ну как сейчас бы случилось чудо и «Битлз» собрались бы вместе в полном составе — стали бы они играть ту же музыку, что и в 60-х? Надеюсь, что нет. Я бы лучше что-нибудь новое от них услышал.

Хотел бы я сделать еще один классический квест? И да, и нет. С одной стороны, я бы хотел сделать еще один чистокровный квест, но, с другой, хочется попробовать и что-то новое. Просто делать игры в стиле 80-х мне неинтересно. Я бы лучше подумал над тем, как снова сделать квесты популярными и интересными.

Какие игры последних лет показались мне интересными? Трудно сказать, меня в последнее время как-то ничего не впечатляло. Я много играю в World of Warcraft — вот уж где гениальный геймдизайн. Те, кто сравнивают его с крэком, просто не понимают, почему он настолько хорош. А вообще в последние годы я в основном играю на iPhone — там много необычных проектов.

Пять игр, которые навсегда изменили индустрию, — это DOOM, King’s Quest, Myst, EverQuest и iPhone — я знаю, что это не игра, но индустрию он встряхнет как следует, это точно.

* * *

Как выяснилось, геймдизайнер из Рона Гилберта, мягко говоря, не гениальный. Конечно, играть в DeathSpank смешно, порой — до слез. Но нюанс в том, что ровно половина шуток рассчитана на тех, кто провел десятки часов в Diablo и ей подобных, а следовательно — понимает, о чем идет речь. А примерно треть оставшейся половины составляют дежурные шутки про задницы и испражнения.

Не то чтобы мы были против, но надо отдавать себе отчет, что DeathSpank — игра не для всех. Она нацелена не на среднестатистического геймера из статистических сводок, а именно на нас с вами, людей, которые понимают, про что она и почему. Можно представить пузатого мексиканца, заряжающего в приставку Halo 3. Японскую тетеньку, скачущую в Super Mario Galaxy. Зубного врача, который по вечерам вспоминает молодость, играя в Modern Warfare. За DeathSpank же получается вообразить только двадцатипятилетнего (плюс-минус пять лет) гика, скучающего по настоящим двухмерным Monkey Island. Если вы один из них — смело берите DeathSpank, вам почти наверняка понравится. За остальных — не ручаемся.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетда

Оригинальностьда

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 6

Графика: 8

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Первая в этом тысячелетии игра Рона Гилберта обладает одним весомым недостатком: это не рисованный квест, а довольно заурядный Diablo-клон. Довольно, впрочем, смешной.

Рейтинг: 7,5

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь