20 ноября 2010
Обновлено 17.05.2023

Fallout: New Vegas

Fallout: New Vegas - изображение обложка

С чем у вас ассоциируется Лас-Вегас? Казино, яркие огни, оазис посреди пустыни, деньги, мафия, наркотики, разврат, лысый Джонни Депп, блэкджек и шлюхи? Ну что ж, уже спустя несколько часов игры в Fallout: New Vegas этот ассоциативный ряд дополнится четким пониманием: после ядерной войны в окрестностях Лас-Вегаса не изменится ровным счетом ничего. Разве что обкислоченного Деппа в панамке вы здесь не найдете.

Валет и старше

Ирония судьбы заключается в том, что серия Fallout спустя тринадцать лет после рождения вернулась к своим создателям. Ключевые люди Obsidian Entertainment — это бывшие основатели компании Black Isle Studios. Именно они в рамках игровой индустрии придумали обрушить на ретрофутуристический мир тысячи ядерных ракет, а потом рассмотреть с нездоровым блеском в глазах, что из этого получится.

Сегодняшняя ситуация — точь-в-точь копия тех давних событий. Внешне Fallout: New Vegas отличается от Fallout 3 не больше, чем в свое время Fallout 2 отличался от Fallout. И главный вопрос к сиквелу, как и много лет назад, тот же самый: а что, собственно, здесь у нас новенького?

Ответ на него предельно простой: нового очень много. Сложность заключается в другом: окончательно переварить это знание можно, лишь поиграв в New Vegas самому. В противном случае мозг вполне естественно отказывается понимать, как это так получается: на скриншотах все то же самое, что и два года назад, но сама игра при этом — другая!

Легче всего уловить новое настроение, которым пропитан Fallout: New Vegas. Угнетающий серо-зеленый пейзаж, свинцовые тучи в небе, руины Вашингтона на горизонте — все это осталось в прошлом. Вместо хаоса и анархии мы с удивлением обнаруживаем вокруг себя попытку построить новое общество на руинах старой цивилизации. На каждом шагу попадаются деревеньки и палаточные городки, военные бдят, лоботрясы — бездельничают, фермеры — копают картошку и выращивают кукурузу. Что-то добывают шахтеры в ближайшем карьере, бродят по дорогам торговцы, копаются в мусоре старатели, крупные и мелкие группировки вовсю выясняют отношения между собой — жизнь кипит, как будто и не было никакого конца света.

Если бы не радиация, остатки бетонных домов, пересохшие озера и чахлая растительность, можно было бы подумать, что мы каким-то чудом оказались на Диком Западе. Формально, впрочем, так и есть: мы на Западе, в окрестностях Лас-Вегаса, а в том, что он дикий, вас очень быстро убедит ближайший бандит или, чего доброго, мутант. Однако даже внешне окрестности Вегаса выглядят намного веселее, чем Столичная пустошь: над головой расстилается синее небо, блестит река на дне глубокого каньона, то тут, то там топорщатся кактусы и чапыжник, а преобладающий цвет теперь не серый, а бледно-желтый и оранжевый. Из радио хрустит не джаз, а такое естественное для Юга США кантри.

Все потому, что в пустыне Мохаве, в самом центре которой и расположился Вегас, взорвалось относительно мало ядерных бомб, — живется тут немного повеселее, чем в других местах. Правда, причины такого щадящего отношения к городу грехов и соблазнов не так уж банальны, как может показаться на первый взгляд, но мы вам о них ничегошеньки не расскажем — это одна из главных интриг игры.

Нью-Вегас. Путеводитель по окрестностям

До ядерной войны Лас-Вегас был одним из самых привлекательных мест для туристов в США. Но не только город грехов манит путешественников — в окрестностях Вегаса есть на что посмотреть! Маленькие уютные городки, роскошные озера, прекрасные равнины — это идеальные места для отдыха всей семьей. Ниже — небольшой путеводитель, которым можно смело пользоваться, если вы окажетесь в тех краях.

Примм

Примм — крошечный, но очень известный городок. Его популярность объясняется просто: он раскинулся прямо рядом с шоссе I-15, единственной дорогой в Вегас. Для разогрева перед городом грехов для вас работает сразу два казино (до ядерной войны было три), а в уютных отелях можно отдохнуть с долгой дороги. И не забудьте посетить главную достопримечательность — крутые американские горки, которые опоясывают самое большое казино города. Примм — это ваш маленький Лас-Вегас!

Гудспрингс

Гудспрингс — небольшая деревушка на пути в Вегас, широко известная своими чистейшими родниками. До войны здесь жило 200 человек, а сейчас — всего несколько десятков. Благодаря этому Гудспрингс — прекрасное место, чтобы отдохнуть от городской суеты и проникнуться духом Дикого Запада. Для вас работает старейший в Неваде салун. А если хочется острых ощущений, не забудьте заглянуть в школу, тоже, кстати, старейшую в округе. Прикоснитесь к истории в Гудспрингс!

Ниптон

Ниптон основан в 1900 году во время золотой лихорадки. Здесь регулярно проводилась официальная лотерея штата Калифорния. После войны эти обязанности взял на себя Легион Цезаря. Лотерейные билеты раздаются совершенно бесплатно! Главный приз очень щедрый — победитель получает жизнь. Занявшему второе место всего лишь раздробят ноги кувалдой. Эти двое счастливчиков смогут посмотреть, как все остальные участники лотереи будут убиты самыми жестокими способами. Не упустите ярчайшее событие вашей жизни, приезжайте в Ниптон!

Колорадо

Восточнее Нью-Вегаса протекает великая река Колорадо. Это лучшее место для пикника, рыбалки и купания во всей Неваде. Река течет по дну глубокого каньона, со стен которого открывается потрясающе живописный вид на многие километры вокруг. Вы будете жалеть всю жизнь, если пропустите такое великолепное зрелище!

P.S. В связи с событиями 2281 года настоятельно не рекомендуем туристам посещать дамбу Гувера без индивидуальных средств защиты.

Флеш-рояль в кустах

Поразительно, но смена настроения — это, в принципе, единственная крупная причина утверждать, что игра не похожа на Fallout 3. Дальше начинаются детали. Десятки, сотни, тысячи больших и маленьких деталей, которые развивают, дополняют, а иногда и кардинально меняют правила такой, казалось бы, знакомой игры.

Даже если вы уже потратили десятки часов на изучение каждого клочка Столичной пустоши и прошли все пять дополнений, даже если вам кажется, что ослабленный радиацией организм не выдержит еще одну порцию Fallout, не верьте своим ощущениям. New Vegas противопоказан только тем, кто на дух не переносит Fallout 3, — все-таки никаких революций игра не совершает.

По сюжету вы — курьер, которому почему-то пускает пулю в лоб прилично одетый господин. Курьеру везет: свидетелем сцены «убийства» случайно (случайно ли?) становится робот из соседнего поселка. Он откапывает героя и отвозит его в ближайший травмпункт. Так происходит генерация персонажа: вы смотритесь в зеркало и подсказываете доброму доктору, правильно ли он все пришил, проходите тест Роршаха, распределяете параметры в смешном деревянном автомате и, наконец, оказываетесь на пороге приютившего вас дома.

Тут-то вам и надо принять судьбоносное решение: игра заботливо спросит, хотите ли вы включить хардкорный режим. Друзья, наш вам совет: соглашайтесь не раздумывая! Головной боли от этого не прибавится, игра просто станет другой. К тому же отключить хардкор можно в любую секунду.

А добавится-то всего ничего, три новых правила: герою теперь нужно есть, пить и спать, стимпаки перестанут чудесным образом сращивать сломанные кости (это сможет сделать лишь доктор), а здоровье от применения веществ будет восстанавливаться не мгновенно, а со временем. С естественными потребностями все просто: если их не удовлетворять, герой будет мрачнеть, худеть, слабеть и в конце концов погибнет. То есть, грубо говоря, вам придется именно выживать в пустоши, а не кататься по ней, как сыр в масле.

Детали настолько незначительные, что даже как-то неудобно о них писать. Но как же сильно все меняется! Если раньше вы проходили мимо всевозможной еды с непониманием, зачем она вообще нужна, то теперь любой холодильник будет вызывать бурю эмоций: еда!

Если горло сведет от жажды, неважно, что окажется перед вами, чистый родник или раздолбанный унитаз с ржавой вонючей жижей внутри. Реакция будет одна: ура, вода! Кстати, алкоголь и газировка жажду не утоляют, а лишь усиливают — все как в жизни.

К сражениям, механика которых со времен Fallout 3 практически не изменилась, тоже будет совсем другое отношение. Больше нельзя, зажав кнопку с аптечками, расправиться с огромной толпой врагов. Приходится хитрить, обходить опасные места, стрелять издалека и вообще всячески задействовать тактику, а не переть напролом. Мины и растяжки спустя некоторое время начинаешь замечать практически подсознательно — стимпаками оторванные ноги обратно не пришьешь. А ведь по ходу боя еще может захотеться есть…

Вам вскрышка

Других, гораздо более мелких деталей, меняющих восприятие игры, тоже хватает. Причем не сразу вспоминаешь, было ли все это в Fallout 3 или нет. Оружие как будто обрело вес и теперь действительно стреляет, а не, извините, пукает. Появились какие-то новые фоновые звуки, набрала видового разнообразия флора и фауна, монстры стали гораздо опаснее. Именно такие, несущественные вроде бы детали, складываясь вместе, делают мир игры по-настоящему живым.

К сожалению, это не значит, что современный Fallout мигом избавился от всех недостатков. Движок The Elder Scrolls 4: Oblivion уже в 2008 году смотрелся паршивенько, а сейчас и подавно. И дело не только в картинке — ее корявость перестаешь замечать через двадцать минут после начала игры. Просто движок делался для неторопливого махания мечом в фэнтезийном мире, а не для стремительных перестрелок с двухметровыми мутантами. От врагов по-прежнему сложно добиться хоть какой-то реакции на попадания, кроме уменьшения полоски здоровья. Напоминаем, в Fallout: New Vegas нельзя играть, как в шутер, — это непременно приведет к печальным последствиям.

К тому же Obsidian выпустили игру сырой. Крайне неприятные баги случаются даже на консолях. Например, могут отправиться коту под хвост несколько часов игры из-за испорченных сохранений. На компьютерах к этому добавляются проблемы с фреймрейтом: игра оказалась неоптимизированной и на современных машинах с Windows 7 умудряется тормозить во время диалогов и боев. Так что, если хотите сберечь нервы, сразу ставьте последние патчи. Мы уверены, что к тому моменту, когда вы прочитаете эти строки, выйдет не одна заплатка.

Другая беда — интеллект монстров и напарников. Скажем прямо: все они тупы до безобразия. Компаньоны прут напролом, не слушаются команд и готовы зубами загрызть любого гада, рискнувшего замаячить на горизонте. Бороться с этим невозможно, нужно просто смириться, благо ваши подопечные неубиваемы и лишь теряют сознание на некоторое время, если их здоровье вдруг иссякнет. Правда, на хардкорный режим бессмертие не распространяется, так что будьте осторожны. Совсем отказываться от помощи нежелательно: все-таки перед обмороком друзья хорошо отвлекают внимание на себя. А учитывая, что на дело не возбраняется брать сразу двоих персонажей, их можно использовать в качестве вьючных животных, чтобы не бегать тысячу раз к торговцу с мелкими порциями барахла.

Враги не сильно умнее. Если они не могут стрелять, то их очень легко ввести в прострацию, просто забравшись на двухметровый булыжник и показав им оттуда язык. Несчастные создания будут метаться вокруг, не в силах понять, как же у вас получилось так ловко их одурачить.

Одна голова хорошо, а две лучше

Теория мутаций, как ее не преподают в школе.

Двадцать второго октября 2008 года было объявлено, что Fallout 3, релиз которого должен был состояться 28 октября, не появится на полках индийских магазинов. Причина — наличие в игре контента, оскорбляющего религиозные чувства индийцев. Что именно за контент имеется в виду, не уточнялось, но нетрудно догадаться, что речь шла о двуглавых коровах-мутантах — браминах, которые топчут своими копытами фоллаутовские пустоши, грустно взирая на постапокалиптический мир четырьмя глазами. Корова в Индии — священное животное. А священное животное не может быть мутантом.

Мутация! Страшилка для взрослых. Как детей пугают фразами: «Сунешь пальцы в розетку — убьет током!», «Сядешь попой на плиту — обожжешься!», так пресса, телевидение да и мы сами запугиваем себя мутациями. «Съешь генномодифицированный продукт — начнутся раковые мутации», «Облучишься — клетки головного мозга мутируют». Страшно, аж жуть.

При этом все как-то вдруг забывают (а ведь это школьная программа!), что сама по себе мутация не так уж страшна. Более того — именно благодаря мутациям мы с вами стали теми, кто мы есть. Мутационный процесс — один из основных двигателей эволюции. Даже в идеальных для организма условиях в клетках постоянно происходят мутации. Некоторые из них проходят незамеченными. Некоторые — отражаются на фенотипе, то есть приводят к изменению какого-то признака: скажем, увеличивается волосатость ушей, растопыр пальцев или мохнатость пупка (тут мы, конечно, утрируем — подобные изменения обычно являются результатом не одной, а многочисленных сложносочиненных мутаций). Но даже если мутация проявила себя и изменила организм существа — для вида в целом это еще ничего не значит. Ведь нужно, чтобы изменение закрепилось генетически и могло быть передано потомству. А значит, изменения должны коснуться половых клеток.

Мутации для эволюции — расходный материал, из которого собираются новые организмы. Прямо как в Spore. Естественные мутации спонтанны. Медленно, но верно они происходят во всех живых организмах. Некоторые оказываются бесполезными — они эволюцией игнорируются. Случаются мутации неудачные — несчастные обладатели таких изменений погибают, не оставив потомства. Но какая-то часть мутаций так изменяет организм, что он оказывается лучше приспособлен к среде обитания, чем остальные. Такая мутация имеет все шансы закрепиться.

Я — в норе!

Рассмотрим простой пример. Живете вы, допустим, в противной и мокрой норе где-нибудь на болоте. И все ваши собратья живут в таких же. И у всех вас по четыре глаза на стебельках и по шесть одинаковых лап, которыми вы расширяете и укрепляете свою норку, чтобы водой не залило, чтобы потолок не просел и евроштукатурка раньше времени не осыпалась. И вот — па-бам! — лично у вас приключилась мутация, из-за которой ваши челюсти стали в два раза толще и сильнее. А у вашего лучшего приятеля Жоры из соседней норы случилась другая мутация — в два раза толще и длиннее у него стали не челюсти, а, предположим, хвост.

Казалось бы, длинный и толстый хвост — это ого-го как круто, с кем хочешь можно взять и помериться. Но толстый хвост Жоры мешает ему ползать в норе, цепляется и рушит меблировку. А ваши прекрасные новые жвалы дают вам возможность рыть ходы глубже, хватать самых сочных и нажористых червей, быстрее расти, прогонять из соседних нор соседей, занимать их самому и собирать вокруг себя самых аппетитных самочек, которые очень быстро начнут приносить вам многочисленное потомство. У которого, заметьте, с некоторой вероятностью будут такие же большие челюсти, как у вас, и которые очень быстро разгонят из вашего болота всех, у кого размер грызла не задался. А Жора вообще вымер, потому что самочки на его порушенную капризным придатком нору не повелись, а потом Жора вообще застрял хвостом в самом дальнем тоннеле, не смог высвободиться и испустил дух.

Что получается? Для отдельно взятого существа — в нашем случае для Жоры — мутация может быть злом. Еще бы — хвост мешается, жить не дает. А для вида в целом мутация — это очень здорово. Потому что кому-то повезет, и вид в целом выйдет на новую ступеньку развития. С большими жвалами ведь не только в иле удобней рыться, но и врагов отгонять, и новые болота оккупировать.

Эволюция? Эвон как!

А теперь давайте посмотрим, чем же так страшны мутации, вызванные конкретно радиацией. Ионизирующее излучение вызывает образование в цитоплазме клеток свободных радикалов — если упрощенно, то это вещества с повышенной химической активностью. Свободные радикалы вступают в реакции со всем подряд. С белками, жирами, углеводами и, что самое для нас грустное, с нуклеиновыми основаниями, из которых состоит наш геном. ДНК изменяется. А что такое изменение ДНК? Это и есть мутации.

Иными словами, радиация сжимает время! Подхлестывает эволюцию — ускоряет ее в сотни тысяч, в миллионы раз. Те мутации, которые в естественных условиях случайным образом произошли бы за миллион лет, при облучении случаются за несколько недель. Более того, в естественных условиях эти мутации были бы размазаны не только по времени, но и по… биологическому виду, то есть по конкретным организмам. На каждого представителя вида — несколько мутаций. В условиях радиоактивного же облучения в одном организме могут собраться мутации, которые в обычных условиях были бы распределены между миллионами организмов. Представляете, во что превращается облученный? Это самый настоящий эволюционный ленор-концентрат. Он нашпигован мутациями, на возникновение которых без радиации понадобилось бы черт знает сколько времени и адское число живых существ. А тут — все и сразу!

Самоваропаровозовертолет

Разумеется, возникают проблемы. Зачастую несовместимые с жизнью. Помните, что произошло с мутантом Жорой? Он вымер! А в облученном теле собрано воедино столько и потенциально положительных, и отрицательных, и бесполезных мутаций, что нормально функционировать он просто не может и погибает.

Это если облучение было очень сильным. А вот если облучить организм чуть-чуть… Тогда совсем другое дело. Эволюция в организме подхлестнута, но не настолько, чтобы этот организм издох окончательно. Этим пользуются ученые — облучают лабораторных животных и смотрят, что с ними происходит. У каких-нибудь дрозофил, например, вполне могут появиться эволюционно полезные качества. В качестве бонуса к набору из десяти ног, пяти глаз и тринадцати крыльев… А уж что происходит с облученными растениями, у которых выживаемость отдельно взятой особи по сумме неблагоприятных воздействий зачастую куда выше, чем у животных, вообще любо-дорого посмотреть!

Если бы радиация вызывала только мутации — все было бы просто шикарно. Знай себе регулируй дозу, ускоряй эволюцию. Проблема в том, что ионизирующее излучение изменяет не только ДНК, но и все остальное в клетках. После некоторых изменений не то что размножаться, но даже выжить проблематично. Поэтому куда проще оказывается изменять живые организмы, не облучая их по-всякому, а путем селекции (тоже, кстати, вариант ускорения эволюции) или генного модифицирования (по сути — те же мутации, только заранее предопределенные и без побочных негенетических эффектов).

* * *

Двухголовые коровы, четырехрукие монстры, трехгрудые красавицы из компьютерных игр и кино — не фантастика. Более того, все это может получиться и без всякой радиации, просто уйдет на это не один миллион лет. Радиация лишь подхлестывает мутации, ускоряет время в миллионы раз. Самые настоящие фоллаутовские брамины с завидной регулярностью рождаются в экологически неблагоприятных точках, а уж в районе аварии на Чернобыльской АЭС подобные эволюционные сюрпризы поначалу появлялись как грибы после дождя. Всем желающим посмотреть на то, как это выглядит, рекомендуем посетить Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева (г. Москва, ул. Малая Грузинская, 15, www.gbmt.ru): там в коллекции влажных препаратов по аномалиям эмбриологического развития есть замечательные образчики.

Человек тоже может управлять мутациями при помощи излучения. Вопрос лишь в том, нужны ли нам двухголовые коровы, пятиногие зайцы… Впрочем, создатели игр на этот вопрос для себя, похоже, давно ответили.

Джекпот

Все это, конечно, может попортить немало крови. И именно поэтому в конце рецензии вы видите оценку на балл ниже, чем мы в свое время поставили Fallout 3. Просто в современном (да и в любом другом) мире так делать нельзя — чем быстрее это уяснят все разработчики и издатели, тем лучше.

Но все-таки с недостатками в данном случае очень легко смириться. Не сражения главное, а огромный мир, наполненный до краев необычными приключениями, интересными персонажами и специфическим постъядерным юмором. Кажется, территория для подвигов и злодеяний со времен Fallout 3 стала чуть меньше, зато плотность событий — только выросла. Нет больше бесцельных блужданий по пустоши. Буквально на каждом шагу от вас кто-то обязательно чего-то хочет. Решиться вихрем пронестись по истории легче легкого. Только в итоге все равно оказывается, что играешь уже тридцать часов, счет выполненным квестам идет на многие десятки, а с кем там дальше надо пойти поговорить по сюжету — вы забыли еще двадцать часов назад.

Fallout: New Vegas засасывает, как черная дыра. Как можно равнодушно пройти мимо хоть одного задания, если даже простая просьба разведать, что творится на ближайшей фабрике, может завершиться запуском гулей-космонавтов в «прекрасное далеко» на смешных пузатых ракетах да еще и под «Полет валькирий» Вагнера? А спустя час по радио можно услышать интервью с очевидцем приземления: «Тут гули прилетели из космоса! Не смотрите так на меня, я не псих!» Как говорится в одной рекламе: «Это бесценно».

Obsidian Entertainment держит марку на очень высоком уровне и почти никогда не скатывается в унылые задания вида «принеси-подай». Каждый квест — это отдельная грустная или смешная, серьезная или нелепая история, и порой с весьма неожиданным финалом. Да и без официального объявления, что вот это — квест, можно легко куда-нибудь забрести и узнать там что-нибудь интересное. Чтобы увидеть все, придется пройти игру как минимум два раза, так что морально готовьтесь. Одно из важных изменений — обновленная система фракций. Между тремя главными силами идет ожесточенная борьба, на сторону одной из них рано или поздно придется встать. Есть и десяток группировок поменьше, как условно плохих, так и хороших. Дружить со всеми не получится при всем желании, так что некоторые сюжетные ветки обязательно окажутся недоступны с первого раза.

Кстати говоря, особое удовольствие от игры получат те, кто хорошо помнит первые две части игры. В Fallout: New Vegas тонны фансервиса: чуть ли не в каждом диалоге проскальзывает какой-нибудь подарочек из прошлого. Не будем портить вам удовольствия, но как минимум приготовьтесь ко встрече с одной добрейшей зеленой рожей.

* * *

Что можно еще добавить ко всему, написанному выше? Только одно: не стоит судить о книге по обложке. Да, объективно Fallout: New Vegas не тянет на шедевр, но кому нужна объективность, когда в него так интересно играть? Так что предлагаем забыть о придирках и просто получать удовольствие от нахождения в этом замечательном и таком интересном мире, который, надеемся, навсегда останется исключительно виртуальным.


Реиграбельностьда

Классный сюжетда

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9

Графика: 6

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 8

Дождались? «Прежняя снаружи, новая внутри!» — именно так хочется сказать о Fallout: New Vegas. Перед тем как окунуться в мир постапокалипсиса, настоятельно рекомендуем убедиться, что у вас есть 50-60 лишних часов. И не забудьте отключить телефон.

Рейтинг «Мании»: 8,5

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь