18 декабря 2010Игры в разработке
Обновлено 17.05.2023

Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию

Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию - изображение обложка

В игровой индустрии работает очень мало по-настоящему увлеченных людей. Таких, чтобы корпеть годами над одной игрой, доводя ее до совершенства во всем. Недавно состоялся релиз Gran Turismo 5 — Казунори Ямаути возился с ним, как с ребенком, шесть лет, по винтикам собирая каждую машину. И так уж совпало, что на другом конце Земли в это время еще один увлеченный человек расставляет финальные аккорды в своей игре мечты. Она тоже про машины, но не земные, а воздушные.

Мне бы в небо

Олег Медокс, создавший лучший авиасимулятор в мире, трудится над игрой « Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию » уже много лет. И кажется, его совершенно не волнует, что сложные реалистичные игры уступили место голливудским блокбастерам. Есть много узкоспециализированных сложных игр, но у них практически нет шанса прорваться в высшую лигу, быть у всех на слуху. На двух с половиной фанатов какого-нибудь симулятора асфальтоукладчика все остальные люди смотрят с подозрением и обходят сторонкой. Но иногда случается чудо, и появляются такие игры, которые находятся как бы вне времени и пространства. Человек, никогда не водивший автомобиль, садится за Gran Turismo, проезжает несколько кругов, начинает чувствовать машину, ощущает, как она чутко слушается руля, и — чудо! — влюбляется в урчание мотора, в плавные обводы корпуса, в шелест колес по дороге. Он начинает интересоваться автоспортом, сдает на права, покупает собственный автомобиль…

С игрой «Ил-2 Штурмовик» та же самая история. Большинство людей почему-то думают, что научиться пилотировать самолет — это невероятно сложно, это для избранных. И отказываются от самой мысли не то что записаться в летную школу, а даже поиграть в реалистичный авиасимулятор. А ведь от пилотирования, как и от вождения автомобиля, можно получать огромное удовольствие, даже если самолет виртуальный, а не настоящий. Так вот, «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» — это ваш шанс расправить крылья. Причем единственный шанс: других авиасимуляторов такого уровня в ближайшие лет десять не предвидится.

Он учит летать самолеты

Если вы прожженный ас и можете посадить «Спитфайер» ночью на поле с закрытыми глазами, потерпите, пожалуйста, еще чуть-чуть. Нам есть что рассказать вам о новой игре, но сначала хотелось бы уделить немного внимания новичкам. «Ил-2 Штурмовик» — это не настолько сложно, как вам кажется. Даже если у вас нет джойстика, вы сможете летать и с клавиатуры (не очень удобно, но на пробу сгодится), хотя для полноценного пилотирования нужен хоть какой-нибудь штурвал. Это, в принципе, единственное ограничение для новичков. В остальном проблем с освоением боевых машин быть не должно.

Почему? Во-первых, в настройках игры, как и раньше, можно отключить все опасные или просто раздражающие явления, преследующие реальных пилотов (сваливание в штопор, необходимость настраивать триммер и так далее). Вплоть до того, что можно без всяких читов включить бессмертие (полезно для тренировок). Таким образом, игра в управлении становится чуть сложнее обычной аркады, но при этом во много раз лучше передает ощущение полета. Вы действительно чувствуете, что управляете настоящим самолетом и летите в воздухе, а не в вакууме. А когда освоитесь, можно будет потихоньку включить всю физику обратно.

Кстати говоря, если вы были на «ИгроМире», попробовали демоверсию «Битвы за Британию» и у вас толком не получилось никуда долететь, знайте: перед вами игру щупал опытный пилот, который включил все настройки реализма на максимум. Еще раз: летать в «Ил-2» несложно.

Во-вторых, для юных пилотов в игре предусмотрена летная школа, причем опять же практически всамделишная. Вы садитесь в реально существующий тренировочный самолет времен Второй мировой и вместе с инструктором учитесь взлетать, маневрировать и садиться. Инструктор, с позволения сказать, интерактивный: он не только говорит, что и как нужно делать, но и хвалит вас, если полет проходит хорошо, или незлобно ругается, если вы делаете что-то не совсем так, заодно подсказывая, как скорректировать ошибки. Ну а если вы делаете все совсем не так, он не даст вам разбиться, а просто возьмет управление самолетом на себя. То есть вот этот психологически неприятный момент, когда что-то не получается и вы раз за разом наблюдаете смерть виртуального пилота, практически полностью исключен из обучения.

До последнего винтика

Наверняка многих фанатов очень интересует, отчего же полноценную вторую часть (все, что выходило до этого с заголовком «Ил-2 Штурмовик», — аддоны к игре, вышедшей, напомним, в 2001 году) делали так долго? Ответ лежит на поверхности: только сбор информации, чертежей и моделирование самолетов заняли у команды около шести лет. Чтобы понять, какую огромную работу проделали разработчики, представьте себе такую ситуацию: заходит человек на форум, в тему с обсуждением игры. И оставляет сообщение: «У вас вроде как реалистичный симулятор, а такой-то болт у такого-то самолета не шестигранный, а пятигранный. Непорядок!»

Представили? Так вот, к «Битве за Британию» такого вопроса не может возникнуть в принципе. Каждая деталька самолета, каждый болт, каждая гайка, кнопочка, пружинка, шайбочка и черт знает что еще будут точно соответствовать реальному прототипу. Главная задача разработчиков — достичь максимальной достоверности абсолютно во всем. Не дай бог кончик крыла будет покрашен не в тот цвет!

Даже наземные пейзажи и техника будут выглядеть первоклассно. Хотя о стопроцентной достоверности речи уже не идет, но все равно получилось на голову выше, чем в любом другом авиасимуляторе. Причина та же: все должно быть так, как в жизни, и никак иначе. Второй, менее важный момент: игрок сможет не только летать, но и «вселиться», например, в зенитку и вдоволь пострелять по самолетам. Поэтому и на земле все должно быть красиво.

Возможно, в глазах обычных игроков такой фанатизм выглядит странно. Но не забывайте, что главные ценители «Ил-2» — это люди, так же сильно увлеченные авиацией, как и Олег Медокс. А для них достоверность — это чуть ли не самое важное, что только может быть в такой игре. Историки тоже порадуются, ну а все остальные уж точно не останутся внакладе.

Баба с воза

Продюсер игры Илья Шевченко рассказал нам интересную историю одного реального человека. В летной части жила и работала одна девушка и много-много мужчин-летчиков. Пилоты пытались с ней флиртовать, но труженица отвечала взаимностью лишь одному из них. Как-то раз она попросила избранника прокатить ее на самолете. Вечером, когда все стихло, хитрый летчик привел ее в ангар, усадил в кабину (к себе на колени).

Но не тут-то было — скромница пресекала все нахальные попытки соблазнения и требовала полета. За самовольный вылет, да еще и с девушкой на коленях, летчика могли легко отправить под трибунал, а то и вовсе сбить. Но любовь оказалась сильнее разума.

«И вот они, значит, летят, кабина открыта, девчонка визжит то ли от страха, то ли от восторга. И вдруг спрашивает: «Ой, а что это такое серенькое?» Летчик глядит, а там немецкий бомбардировщик летит, который по ночам утюжил их часть. Ну, он зашел сзади и сбил фашиста без долгих прелюдий. А после приземления сказал девушке бежать в лес без оглядки, чтобы ее никто не видел. Вот так стал он героем, медаль получил и женился на красавице, которую так опрометчиво катал на военном самолете. Живут они в мире и согласии до сих пор (обоим уже за девяносто лет)».

Илья так вдохновился этой историей, что добавил в «Битву за Британию» соответствующую миссию. То есть вам натурально придется с непристегнутой девушкой на коленях и открытым кокпитом (дама не помещается в кабину) сбить немецкий бомбардировщик. Причем никаких фигур высшего пилотажа делать нельзя, иначе красавица выпадет из кабины. Не говоря уже о том, что она загораживает приборы своими прелестями и ограничивает движения штурвала. Романтично, не правда ли?

От винта

Рассказывать о физике при таком положении дел как-то даже неудобно. Поэтому просто отметим, что прорабатывается она ничуть не хуже, чем самолеты. Внешние факторы — ветер, облака, потоки воздуха, погода, смена времени суток — тоже не месте.

Огромнейший упор сделан на систему повреждений. Чтобы показать, как она работает, Илья Шевченко, продюсер игры, расстрелял немецкий бомбардировщик, поставил игру на паузу и направил камеру на вражеский самолет. Стало видно, что часть пуль попала в «трубу» (кусок фюзеляжа между хвостовым оперением и кокпитом) и не причинила ощутимого вреда — в этой части самолета практически нет ничего важного, кроме узлов хвостового управления. Если бы снаряды их перебили, у пилота возникли бы проблемы. Другая очередь угодила в один из двигателей (от него оторвались несколько небольших кусков обшивки), и был поврежден топливный бак, но взрыва не произошло, так как стрельба велась обычными, а не зажигательными патронами. За бомбардировщиком потянулся шлейф из вытекающего керосина, а пилот в кабине наверняка изрядно занервничал.

Затем Илья нажал какую-то магическую кнопку, и фюзеляж стал почти прозрачным, открыв взору все внутренности воздушного судна. Тут-то и открылась правда: невидимые глазу детали тоже на месте, а вся машина поделена на множество «лоскутов», и попадание в каждый из них обсчитывается отдельно. То есть, не покривив душой, можно сказать, что реакция на попадания у аэропланов максимально реалистична и будет зависеть от того, куда угодил каждый снаряд. Мы уже говорили, что негласный девиз игры — «аутентичность во всем»?

И в хвост и в гриву

Еще один важный элемент игры — мультиплеер. Тут Олег совсем забыл о скромности и прямо сказал: «Как обычно, будет круче всех». В небе одновременно смогут сражаться до 128 виртуальных пилотов (возможно, чуть меньше, число пока обсуждается), а каких-то режимов игры в традиционном понимании этого слова не предвидится. Вместо этого игрокам предлагается набор карт, сражения на которых могут длиться фактически бесконечно. Но речь идет не о стандартном дефматче, а о выполнении определенных миссий, которые игра генерирует на лету согласно воле человека, создавшего карту. То есть никаких больше переподключений и ожиданий начала сражения: в любой момент можно будет присоединиться к бою или выйти из него. Причем по карте будут летать и компьютерные соперники, заменяющие недостающих людей. Свежевошедший игрок при желании сможет сразу «вселиться» в такого бота, минуя скучный взлет и поиск противника. А когда ему надоест, его место снова займет компьютер.

С игрой будет поставляться редактор, который позволит возиться с ресурсами игры и организовывать свои одиночные или сетевые миссии, а чуть позже выйдет специальный пакет инструментов. С его помощью можно будет импортировать в игру собственные текстуры и модели, а также создавать свои карты.

Что касается одиночной кампании, то она посвящена, если вы еще не догадались по названию, битве за Британию 1939 года. Сценарий за англичан уже практически готов. Как и положено, по нему можно учить историю — настолько все обещает быть правдоподобным. Тут нужно сказать людям с голливудским воспитанием, что реальная война — это не так зрелищно, как в кино. Поэтому не стоит удивляться, если за получасовой вылет вам удастся покарать лишь один вражеский истребитель. Вся соль заключается в самом процессе дуэли, а не в количестве сбитых летчиков.

* * *

Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать будущее «Битвы за Британию». Если у Олега и его команды все получится так, как задумано, то эта игра на многие годы вперед станет не только лучшим авиасимулятором на планете, но и символом российской игровой индустрии, как это в свое время случилось с оригинальным «Ил-2 Штурмовик». Не секрет, что эта самая индустрия чувствует себя сейчас не очень хорошо, но, пока у нас делаются такие монументальные игры, за отчизну не стыдно.


Будем ждать? Вряд ли в скором времени мы увидим более достоверный, реалистичный и красивый авиасимулятор. «Битва за Британию» — это уникальнейшая игра ручной выделки. Сделано в России.

Процент готовности: 80%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь