29 января 2011
Обновлено 17.05.2023

Apache: Air Assault

Apache: Air Assault - изображение обложка

Из разных концов индустрии постоянно доносятся истеричные (и поэтому заведомо неверные) возгласы формата «такой-то вот жанр скоропостижно скончался, будущее на самом деле вон за тем жанром». В действительности жанры никогда не умирают — они просто уходят в партизаны. А партизаны в какой-то момент обязательно выходят из андерграунда, чтобы победить. Причем начинают они свой путь к победе ровно в тот момент, когда кто-то объявляет об их поражении. Когда-то нам, например, объявили о смерти ролевых игр — сейчас они переживают если не золотой, то уж серебряный век точно. Квесты, которые как будто должны гнить и разлагаться, регулярно появляются на прилавках. А стало модно говорить, что стратегии в реальном времени находятся на последнем издыхании — и StarCraft 2: Wings of Liberty расходится миллионными тиражами. Это не парадокс, но золотое правило.

За всей этой кутерьмой мало кто заметил, что по-настоящему надолго исчез с радаров такой тип игр, как вертолетные симуляторы. Последний представитель племени вышел три года назад, и с тех пор царила практически полная тишина. Теперь же сквозь нее пробивается звук вращающихся лопастей.

В желтом облаке сансары

Вспомните, сколько раньше было вертолетных симуляторов разной степени аркадности. Если вы родились достаточно давно, чтобы ваше детство прошло в обнимку с Sega Mega Drive 2, от воспоминаний о Desert (а также Jungle и Urban ) Strike у вас должно приятно екнуть сердце, а первые полеты в LHX Attack Chopper могут даже сниться по ночам. Ветераны PC в такие моменты обычно со слезами на глазах вспоминают Comanche 3 и серию Longbow.

И вот кто-то наконец догадался, что ниша вертолетных симуляторов пуста, как барабан. Этим «кем-то» стала отечественная компания Gaijin Entertainment , всего год назад выпустившая « Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники » — единственный более-менее серьезный авиасимулятор на консолях.

Apache: Air Assault сделан на том же движке, но рассказывает, разумеется, не о Второй мировой, а о современных буднях пилотов винтокрылых машин. При первом же знакомстве игра со страшной силой давит на ту самую тоску по былым временам: гордый «Апач» парит над землей подобно дракону, закладывает красивые виражи и поливает ракетами класса «земля — воздух» строения, технику и пехоту врага. Управляется вертолет довольно просто, но нужно учитывать один нюанс: здесь, как и в «Крылатых хищниках», есть три глубины симуляции, которые открываются по ходу прохождения игры.

На первой миссии вам доступна только тренировочная схема управления — очень проста в освоении и практически исключает возможность размазаться о ближайший холм или накрутить винт на вековую ель. Полный контроль над вертолетом у вас при этом отнимают: нельзя сделать бочку или мертвую петлю, нельзя резко развернуться с одновременным набором высоты или снижением, нельзя наклонить или задрать нос чересчур сильно — одним словом, нельзя рисковать.

Вертолет страдает старый

Но сразу же после тренировки становится доступен реалистичный режим, где снимаются все ограничения, перечисленные выше. Игра преображается. Если на тренировочном уровне она выглядит как аркадный шутер, в котором вы просто с наслаждением утюжите врага, то в реалистичном режиме игра превращается в довольно неторопливый, почти тактический вертолетный шутер. С этого момента муравьи с ракетницами начинают внушать как минимум недоверие, а на расправу с зенитками не жалко потратить драгоценные самонаводящиеся «Хеллфайеры». На хорошо укрепленную базу уже не получится зайти в лоб и с сатанинским хохотом пройтись по ней из всех стволов — после такого трюка получите медаль за безрассудную храбрость. Посмертно.

Приходится подгадывать, с какой стороны лучше зайти, а затем уже неторопливо выдергивать самонаводящимися ракетами самые опасные цели. Все надо делать предельно осторожно: попыток в этом режиме дается лишь три (иначе придется начинать миссию с самого начала). В конце рейда игра заботливо считает, во сколько обошлась военная операция налогоплательщикам, и награждает вас новыми видами боевой раскраски для вертолетов.

Огромное значение в реалистичном режиме приобретает пулемет — к нему можно прильнуть, пока вертолет летит в заданном направлении или просто висит в воздухе (что гораздо опаснее). Картинка в это время становится черно-белой, а вражеские цели ярко подсвечиваются. В остальное время пулеметом управляет компьютерный напарник. Делает он это отвратительно, поэтому если неподалеку есть боевой друг или боевая подруга, то лучше посадить за пулемет его или ее. Станет куда веселее и легче.

Однако в любом случае приготовьтесь к тому, что на первых порах ваш вертолет будет напоминать ошалевшую с весны муху: выделывать в небе фантастические пируэты, заваливаться на бок, летать задом наперед, крутиться вокруг оси и целоваться взасос с каждой твердой поверхностью на своем пути. Интерес и азарт от таких выкрутасов только растут: хочется во что бы то ни стало укротить боевую машину и понять, как же летать на этом чуде инженерной мысли. Здесь, в отличие от авиасимуляторов о самолетах, переход от аркадной физики к реалистичной не отнимает, а наоборот — добавляет вам возможностей для маневров. В аркадном режиме просто не получится опустить нос, на короткое время принять вертикальное положение и расстрелять почти упущенную из поля зрения цель или, скажем, не изменяя направления полета, чуть-чуть накрениться в сторону и пустить ракету во врага сбоку. Что уж говорить о резких разворотах, бочках и мертвых петлях. Да, в целом играть становится сложнее, но несоизмеримо увлекательнее, чем в аркадном режиме.

Пройдя игру, вы наконец становитесь ветераном, и к реалистичной физической модели добавляется ограничение боезапаса. В принципе, на процесс эта мелочь влияет не слишком сильно, разве что придется изредка мотаться до базы, садиться, перезаряжаться и лететь обратно на фронт. Но в нескольких миссиях приходится защищать или прикрывать союзников, и вот здесь как раз надо быть очень экономным и точным: если будете часто летать домой, всех друзей перестреляют.

Правда, почему вас эти друзья должны беспокоить — решительно непонятно. Главная проблема Air Assault та же, что и у других хороших (но не гениальных) симуляторов: игра не дает ощущения цельности. По сути, она представляет собой набор миссий, связь между которыми практически не прослеживается, а из унылых текстовых брифингов довольно сложно уяснить, что вообще происходит и зачем нам понадобилось уничтожать все вокруг себя. Вот игра и превращается в цепочку практически бессмысленных вылетов с расстрелом абстрактных террористов и пиратов. Неумение правильно себя подать, конечно, не делает Apache: Air Assault плохой игрой, но лишает ее того величия, которым славится, например, оригинальный «Ил-2 Штурмовик».

* * *

Случилось ли триумфальное возрождение вертолетных симуляторов? Пока что нет. Студия Gaijin Entertainment за последние годы почти научилась делать игры, реально оценивая свои силы и финансовые возможности. В этот раз из своих ресурсов они явно попытались выжать максимум. В результате Apache: Air Assault оставляет очень приятное впечатление — в него действительно интересно играть, не говоря уже о том, что на консолях это единственный в своем роде вертолетный симулятор, — но он так и останется отдаленным рокотом лопастей, вместо того чтобы быть настоящим вертолетом.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 8

Графика: 7

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Качественный и увлекательный вертолетный симулятор, которому чуть-чуть не хватает голливудского лоска и хоть какого-нибудь сюжета.

Рейтинг «Мании»: 7,5

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь