14 февраля 2011Игры в разработке
Обновлено 17.05.2023

Duke Nukem Forever

Duke Nukem Forever - изображение обложка

Еще год-полтора назад фраза «я провел три часа за Duke Nukem Forever » прозвучала бы не менее дико, чем «я только что вернулся из страны сбывшихся надежд, где пил чай с лепреконами, бегал по радуге и гладил единорогов». Даже после чудесного прошлогоднего воскресения новые разработчики не спешили делиться скриншотами и видеороликами, ограничиваясь демонстрациями бицепсов Дюка на тизер-картинках. Поэтому те, кто не был на немногочисленных презентациях и закрытых показах, имели полное моральное право сомневаться в том, что эта игра вообще существует.

Тем не менее сегодня появление на наших экранах высокого блондина в черных ботинках выглядит более реальным, чем когда бы то ни было. Мало того, за прошедшие годы Дюк Нюкем ничуть не изменился. Единственный нуждающийся в прояснении вопрос — насколько он окажется востребован сегодня.

Покидая Лас-Вегас

Понять феномен Duke Nukem несложно. Мы часто сравниваем массово-ориентированные продукты с гамбургерами, но Дюк — это биг-мак от мира гамбургеров, огромная котлета с оттиснутым на ней клеймом «Made in USA». Для показа игры 2K Games выбрали идеальные декорации — стриптиз-бар в Лас-Вегасе (местечко под названием Deja Vu по этому случаю на сутки переименовали в «Сиськоград Дюка Нюкема»).

Напротив — заведение с многозначительным названием «Крупнейшая в мире выставка секс-игрушек», в ста метрах — фаллический небоскреб имени Дональда Трампа. Чуть дальше — улица Лас-Вегас-Стрип, где между бесконечными казино и ресторанами слоняются одуревшие туристы со следами отпуска на лице. Кричащие вывески, море рекламы, запруженные безвкусными лимузинами улицы… Лас-Вегас — воплощение американских представлений о шике и роскоши. Неспроста Хантер Томпсон искал (и не нашел) в этом городе Великую Американскую Мечту: по месту, куда бизнесмены и менеджеры приезжают тратить с трудом заработанные деньги, можно сделать много интересных выводов о стране, обычаях и образе жизни ее обывателей.

Duke Nukem — явление того же рода, это интерактивная энциклопедия американских стереотипов. Главный герой — что-то вроде Кратоса со сложившейся половой биографией. Его основное занятие — рвать на куски огромных уродливых тварей, сопровождая процесс хлесткими репликами. Свободное время он посвящает самолюбованию, оплодотворению человеческих самок и видеоигре про самого себя (стейк, упаковка пивных банок и пикап в кадре не фигурируют, но воображение как-то само их дорисовывает). Его главные положительные качества — ксенофобия, нарциссизм и сортирный юмор. Они же, строго говоря, являются главными и решающими достоинствами (а также недостатками) Duke Nukem Forever.

Машина с открытым верхом

Если помните, в начале двухтысячных выходила игра под названием Postal 2. Это был обычный вроде бы шутер, самой волнующей особенностью которого была возможность отрубить прохожему голову лопатой и помочиться на дергающийся в конвульсиях труп. Или засунуть кошке в задницу дробовик. Или сжечь гей-клуб. Механика была элементарной, движок находился в двух шагах от свалки, смысла в происходящем на экране не было совсем, но, чего уж там, все неплохо провели время.

Duke Nukem Forever примерно такая же — с поправкой на то, что главный герой не социопат, а ура-патриот с дробовиком на фоне американского флага. С одной стороны, техническая часть балансирует на грани фола. Графика (видя слегка перекошенные лица журналистов, разработчики спешно заверяют, что это не финальное качество) точнее всего характеризуется любимым выражением руководителя верстки «Игромании»: «Фу, &%$, антиалиасинга нет!» — этим проблемы, впрочем, не исчерпываются, не дайте скриншотам себя обмануть. Оружие звучит в лучшем случае как петарды «Майский жук», а перестрелки выглядят, мягко говоря, архаично.

Обычно Дюка заталкивают в архетипический зал-с-колоннами и роняют на него с потолка группу перекачанных кабанов-затейников. Дальнейшую программу действий спрогнозировать несложно: герой стрейфится, пятится и выпускает один заряд дроби за другим. Монстры неловко, как бы извиняясь, разлетаются на кровавые ошметки, а иногда падают на колени и замирают на несколько секунд (выглядит это так, будто их ни с того ни с сего разбил паралич), любезно предоставляя вам шанс расквасить им голову ударом сапога. Ах да, еще от выстрелов тут иногда осыпается плитка со стен, а боссы в строго определенные моменты обрушивают строго определенные куски декораций.

Пожалуй, самая оригинальная сцена случилась, когда Дюк случайно попал под действие уменьшающего луча и скукожился, как Алиса в Стране чудес. Всерьез отстреливаться от пришельцев в таком виде, конечно, было нельзя, зато рядом очень кстати оказалась радиоуправляемая машинка как раз подходящего размера. На ней мы долго и самозабвенно прыгали по трамплинам, объезжали пропасти и убегали от разъяренных свинолюдей. А после того, как Дюк вырос обратно, мы прошли по примерно тому же маршруту в обратном направлении и открутили кое-кому бивни.

Магнитофон для особой музыки

С другой стороны, Duke Nukem нужен нам отнюдь не из-за шутерной механики — трудно было бы ожидать откровений от игры, которую ее авторы задумали еще в прошлом веке и с тех пор в основном занимались сменой движков и рисованием фальшивых скриншотов. Нет, дело тут отнюдь не в механике: Дюк запоминается в основном благодаря непрерывному потоку скабрезных шуток, каких-то мелких, но забавных пошлостей, которые, как граффити «Вася — конь и лох» на заборе, вроде бы написаны мелким шрифтом, но бросаются в глаза.

Например, в кабинке туалета осаждаемого пришельцами казино, кто-то сосредоточенно гадит и, судя по репликам, очень этим гордится. Книга, написанная Дюком, называется «Отчего я так крут». Поверженным врагам он бросает презрительные реплики типа «You’ve got balls of fail» (шутка непереводимая, но смысл очевиден любому, кто знает выражение про «стальные яйца»), а количество здоровья прибавляется, когда герой тешит свое эго: скажем, смотрится в зеркало. В случайном углу обнаруживается броня Мастер Чифа («Силовые доспехи — для сосунков!» — издевательски усмехается Дюк), а в картинной галерее им. Д. Нюкема висят скриншоты из первых, двухмерных частей игры.

Именно эти мелкие детали, хитрые подмигивания авторов и делают все шоу. К ним же относятся и пазлы, которые здорово разбавляют однотипные бои. К примеру, однажды вас попросят, пользуясь той же радиоуправляемой машинкой (только на этот раз — не за рулем, а при помощи пульта), втолкнуть из запертой комнаты элемент питания для реактора. Или взобраться на балкон по четырехметровой статуе Дюка: предварительно нужно настроить положение ее корпуса и рук так, чтобы по ним можно было пройти.

* * *

Очень надеемся, что у разработчиков в запасе есть еще много подобных сцен и сальных анекдотов — от их количества и качества во многом будут зависеть наши итоговые впечатления от игры. Потому что прямо сейчас Duke Nukem Forever сам себе Лас-Вегас — за ярким фасадом из матерных частушек и фрейдистских шуток на поверку не оказывается ничего интересного. Во многих сценах даже интерактивность, фирменная черта Duke Nukem 3D, куда-то девается: если в начальных сценах демо в каждой комнате можно было что-нибудь включить или расколотить, то в эпизоде с поездкой на игрушечной машинке можно разве что два раза толкнуть багажную тележку.

Это, впрочем, еще ни о чем не говорит. Мы все-таки видели не так уж много самой игры — значительную часть времени от трехчасовой сессии отняли баги, вылеты и прочие превратности превью-версии, а также регулярные перерывы для обсуждения очередной шутки с коллегами. Отвечая на вопрос, заданный в начале статьи: Дюк сегодня актуален ничуть не меньше, чем пятнадцать лет назад. Примитивный юмор не стареет, о чем свидетельствует неубывающая популярность телепередачи «Аншлаг». Однако, в отличие от «Аншлага», создатели Duke Nukem Forever действительно могут нас рассмешить. Хватит ли у них фантазии, чтобы делать это на протяжении целой игры, — станет ясно уже в начале мая.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь