18 июня 2011
Обновлено 17.05.2023

Shadows of the Damned

Shadows of the Damned - изображение обложка

Для правильного понимания Shadows of the Damned никак не обойтись без нескольких аналогий. Представьте, что Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо и Василий Кандинский решили бы вместе расписать рекламный щит IKEA в центре какого-нибудь мегаполиса. Или если бы Стивен Спилберг, Федерико Феллини и Дэвид Линч согласились бы снять рекламный ролик маленькой придорожной забегаловки для местного телевидения. Как вариант — Моцарт, Вагнер и Бетховен взялись бы написать главную тему для детского мультфильма, выходящего в эфир утром в субботу. Причем все это — не славы или денег ради, а только чтобы лишний раз собраться вместе, поболтать о женщинах, выпить пива и хорошенько развлечься на выходных.

Shadows of the Damned - фото 1

[[BULLET]] Мир проклятых — это мир боли, страданий и мучений. В роли главного поставщика боли, страданий и мучений — Гарсия Хотспур.

Гоити Суда (причастный к созданию Killer7 и No More Heroes ), Синдзи Миками ( Resident Evil , Vanquish ) и Акира Ямаока (серия Silent Hill ) в рамках одной команды выглядят столь же нелепо, как и недавно анонсированный творческий союз Ларса фон Триера и Мартина Скорцезе. Каждый из этих людей в свое время создал как минимум одну великую игру, и не совсем понятно, как столь разные творцы со своими взглядами и убеждениями в принципе смогут ужиться в тесных рамках одного проекта (да еще и под крылом западного издателя). Впрочем, в нынешней Японии иначе, кажется, уже нельзя — в условиях кризиса местной индустрии, прежде всего идейного, действительно успешную игру можно создать, только объединив все лучшее, что придумали японские геймдизайнеры за последние несколько лет.

Они связались не с тем мексиканцем

Гарсия Хотспур зарабатывал на жизнь охотой на демонов, чем и привлек внимание сатаны (известного здесь под именем Флеминг). Однажды Флеминг с компанией подручных упырей наведался на квартиру к главному герою и, не обнаружив там хозяина, решил для порядка забрать в ад подругу Гарсии Паулу. О том, что было дальше, можно рассказывать без особых подробностей: Гарсия дает клятву открутить рога самому князю проклятых (а заодно — вернуть потерянную любовь) и прыгает в портал на другую сторону реальности.

Shadows of the Damned - фото 2

[[BULLET]] Подобно Dead Space, здесь можно отсекать мертвякам конечности, чтобы замедлить их. Но, как правило, один меткий выстрел в голову оказывается куда эффективнее.

Собственно, даже на этой незамысловатой основе Grasshopper Manufacture могли соорудить нечто великое. Например, тяжелую психологическую драму о жизни, смерти, ужасах загробного мира и невозможности вернуть тех, кто нас покинул. Или, на худой конец, суровый эпичный сказ о сильной личности, идущей в одиночку через преисподнюю, устилая свой путь трупами демонов. Все-таки воспоминания о тонком раскольниковском триллере Silent Hill 2 или взрывном slo-mo-экшене Vanquish дают о себе знать — от Shadows of the Damned невольно ждешь чего-то подобного. К счастью, звездная троица удержалась от самокопирования. Shadows of the Damned — это самый настоящий игровой грайндхаус.

Shadows of the Damned - фото 3

[[BULLET]] Остановись, мгновенье! Выпотрошенные туши на заднем плане подсказывают, что быть нерасчлененной этой красоте осталось недолго.

Главный герой, наделенный внешностью Бенисио Дель Торо, с явным садистским удовольствием отправляет к праотцам толпы нечисти, пьет текилу литрами, через слово сыплет «факами» и фольклорными испанскими ругательствами. Девушек с модельной внешностью здесь обезглавливают, рассекают напополам, топят и рвут на части. Не проходит и минуты без подробной анатомической демонстрации изувеченных тел, экран щедро заливается реками бутафорской крови. Психологизм? Душевные метания героев? Запутанный сюжет? Бросьте — Shadows of the Damned живет по придуманным Родригесом и Тарантино законам, и даже пролог здесь выполнен в стиле вступительных титров дешевого боевика.

И смех, и грех

Сама эстетика грайндхауса предполагает большую долю безумия и неприкрытого издевательства над правдоподобием происходящего на экране. Однако Shadows of the Damned — это не просто грайндхаус, а японский грайндхаус со всеми вытекающими последствиями (как, например, вытекающие через уши мозги неподготовленного игрока). Всю чернуху, кровь и расчлененку разработчики смешали с тоннами юмора — местами изысканного, где-то черного, абсурдного или пошло-сортирного. Отзываясь о строгости Флеминга к своим подчиненным, Гарсия называет того dick-tator’ом (перевод уж поищите сами). Жители загробного мира на дух не переносят свет, поэтому хранят его в деревянных бочках («надо же его где-то держать, верно?»). Пистолет главного героя зовется не иначе как Boner, что можно перевести не только как деликатное «костестрел», но и как более правильное «стояк». Демоны, стерегущие двери, требуют принести им один из трех предметов (вариация на тему ключей трех цветов из Doom ): человеческий глаз, человеческий мозг или… клубнику.

Shadows of the Damned - фото 4

[[BULLET]] Некоторых монстров, наоборот, можно убить только во Тьме. Да, а еще это всадник с лошадиной головой на скакуне с головой человека.

И так во всем — от мелких деталей (брутальный Гарсия читает с явным трудом и скоростью первоклассника) до совершенно феерических диалогов и комментариев двух главных героев, Хотспура и его демона-напарника Джонсона. Несмотря на мрачный антураж, юмор здесь скользит везде — и это здорово. Shadows of the Damned очень удачно поймала волну просыпающегося интереса к комедийным экшенам во главе с Bulletstorm и Duke Nukem Forever.

Shadows of the Damned - фото 5

[[BULLET]] Усиленных Тьмой демонов можно вернуть в нормальное состояние терапевтическим ударом факела в челюсть.

В результате это сочетание тысячи мелких несочетаемых элементов придает игре совершенно уникальный, аляповато-диковинный стиль. Здесь соседствует мрачная готика уровней из Devil May Cry с карикатурными агитационными плакатами, оторванные конечности и реки крови с придурковато-искрометными сценами, в которых Гарсия, страстно обхватив отрубленную голову возлюбленной, шепчет той всяческие нежности. Эта игра может в один миг шокировать по-настоящему жестокой сценой убийства, а спустя несколько секунд рассмешить милой шуткой про мужские гениталии. Она сбивает с толку, играет на контрасте ощущений и оттого чертовски интригует — становится жуть как интересно, на какую еще сумасшедшую выходку хватит духа разработчиков.

Театр теней

А уж чего-чего, а смелости им не занимать. Причем дикие эксперименты Grasshopper Manufacture не боятся привносить и в геймплей. Если подходить к Shadows of the Damned с сухим энциклопедизмом, то выясняется, что это однояйцевый брат-близнец Resident Evil 4 и Dead Space : тот же лазерный прицел, вид из-за мощного плеча протагониста, монстры, которым можно отсекать конечности, и так далее. Поначалу кажется, что здесь есть всего одна новая идея — так называемая Тьма. Если в округе нет достаточно мощного источника света (например, живой козлиной головы с канделябром на рогах — не спрашивайте почему!), то мир заполняет тягучая, как кисель, темнота, которая медленно высасывает из героя здоровье. Вдобавок монстры, окунувшиеся во Тьму, становятся неуязвимы к обычному оружию, и их приходится сначала «освещать» специальным выстрелом — совсем как в Alan Wake.

Shadows of the Damned - фото 6

[[BULLET]] Наконец-то хрестоматийные «взрывные бочки» можно подрывать хоть у себя под носом: хранящийся в них свет наносит урон только проклятым.

Но SotD не зацикливается на этой механике слишком долго (в отличие от той же Dead Space). Только вам хоть чуть-чуть наскучат пляски со светом и Тьмой, игра тут же совершает кувырок и ставит привычную механику с ног на голову. В какой-то момент на арене появляются монстры, которые гасят фонари, — приходится постоянно оглядываться, не ползет ли какой гад к последнему светильнику на улице. Однако эти же враги вдруг становятся союзниками, когда вы начнете иметь дело с гигантами, быстро дохнущими в объятиях Тьмы. Здесь вы вольны будете решать — попробовать ли убить парочку великанов своими силами либо выпустить из клетки вредителя и заполнить окрестности толпой усиленных зомби.

Shadows of the Damned - фото 7

[[BULLET]] К сожалению, не обошлось и без заезженных игровых штампов: скажем, у этого товарища броня надежно защищает все тело, кроме единственной уязвимой точки на спине.

И если вышеперечисленные вещи были явно придуманы Синдзи Миками, то некоторые моменты игры все-таки выдают присутствие навсегда измененного сознания Гоити Суды. Например, эпизод, где Гарсии нужно улепетывать от одержимой демонами подружки, готовой зацеловать того до смерти. В другой миссии Джонсон, слегка перевозбудившись от сладкого голоса демонессы из «Секса по телефону», превращает пистолет главного героя в огромную длинную пушку (которая теперь очень удачно зовется Big Boner) — с ней игра на некоторое время становится незамысловатым тиром. А под конец Shadows of the Damned вообще ненадолго теряет третье измерение и обращается… двухмерным скролл-шутером.

Не последнюю роль в формировании абсолютно сумасшедшей атмосферы SotD играет талант Акиры Ямаоки — именно он ответственен за то, как все это великолепие звучит. Неизвестно, откуда ему удавалось доставать все те совершенно потусторонние щелчки, шорохи, всхлипывания и урчания, которыми полнился городок Сайлент-Хилл, но и карикатурный ад у него получился не хуже: запертые двери навзрыд плачут детскими голосами, козьи головы оглашают окрестности звонким капустным хрустом, а темный эмбиент в особо жутких локациях так и норовит забраться под кожу. Для записи саундтрека Ямаока прихватил свою знаменитую гитару и — что еще ценнее — знакомую всем фанатам Silent Hill вокалистку Мэри Элизабет Макглинн.

Главная проблема Shadows of the Damned в ее собственной расхлябанности — для игры производства Синдзи Миками она недостаточно монументальна, для проекта Акиры Ямаоки — слишком похабно относится к самой себе, и только Гоити Суда, кажется, оказался в плюсе: благодаря влиянию двух своих друзей в его игру наконец-то можно играть (Killer 7 и No More Heroes выезжали только на дизайне). Shadows of the Damned — как пахнущий потом и текилой грязный панк-рокер из подворотни, карьерой которого занимаются нужные люди. Стадионы, может, и не соберет, но «Грэмми» за лучший альбом и фото на майках ему будут обеспечены.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

9

Графика:

8

Звук и музыка:

9

Интерфейс и управление:

8

Дождались?

Игра от трех мэтров восточной игровой индустрии получилась совсем как Big Boner главного героя — валит наповал.

Рейтинг «Мании»: 8,5

«Отлично»

Губит людей не пиво

В загробном мире всё вверх дном. Так, вместо аптечек, целительных зелий и всяческих бабушкиных примочек Гарсия Хотспур принимает ударные дозы спиртного. Это весьма логично объясняется - то, что в реальном мире убивает людей, здесь, наоборот, оздоровляет. Мы решили копнуть глубже и установить, какими ещё терапевтическими эффектами обладает бутылка текилы по ту сторону реальности.

Shadows of the Damned - фото 8

Мозг

В результате систематического употребления алкоголя значительно улучшается память, ускоряется мозговая деятельность и многократно растёт общий интеллектуальный уровень. Алкоголь способствует делению нервных клеток, формированию чистого мышления и развитию личности.

Глаза

Также алкоголь благотворно влияет на глазные яблоки, чем сильно повышает остроту зрения. Спиртные напитки восстанавливают повреждённую сетчатку глаза и глазной нерв. Важное примечание: при приёме метилового спирта возможно подлинное чудо загробной медицины — к полностью слепому человеку может внезапно вернуться стопроцентное зрение!

Голосовые связки

Алкоголь снимает опухоль голосовых связок — главную причину характерной хрипотцы заядлых трезвенников. При правильном приёме чистого спирта неизбежно развитие приятного тембра голоса, чёткости дикции и даже впечатляющих вокальных данных.

Сердечно-сосудистая система

Под действием алкоголя сильно снижается риск заболеваний сердца и сосудов, а при систематическом употреблении практически исключается вероятность инфарктов и инсультов. Наблюдается омолаживание сердечной мышцы, вследствие чего улучшается циркуляция крови в организме и снабжение тканей кислородом.

Лёгкие

Спиртное резко повышает иммунитет организма в целом, вследствие чего человек становится менее предрасположен к опасным заболеваниям дыхательной системы — например, воспалению лёгких или туберкулёзу.

Печень

Наиболее заметен целительный эффект алкоголя именно на печени: дружба с бутылкой гарантирует надёжную защиту от цирроза, а непосредственно в момент приёма горячительных напитков продуктивность работы этого органа здорово повышается. Также отмечено ускорение регенерации печени и рассасывание рубцов.

Пищевой тракт

Алкоголь особо рекомендован людям, мучающимися болями в животе, язвами, изжогой и общей дисфункцией желудочно-кишечного тракта. При приёме спиртного в особо больших количествах возможно полное исцеление от рака желудка и кишечника.

Мочеполовая система

Наконец, мужчины получают от алкоголя дополнительные блага. Например, спиртное значительно повышает потенцию и снижает риск заболеваний простаты и предстательной железы, так что заядлый любитель пропустить по рюмашке всегда будет пользоваться популярностью у прекрасного пола.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь