28 января 2012
Обновлено 17.05.2023

To the Moon

To the Moon - изображение обложка

Сгущаются сумерки. В доме у пустынного шоссе кто-то наигрывает на фортепьяно меланхоличную мелодию. Вдруг где-то за окнами слышится громкий удар. В дерево у дороги впечатался автомобиль — водитель пытался (безуспешно) не задавить перебегавшую дорогу белочку. Он и его пассажирка, одетые в белые халаты, выбираются из слегка покореженной машины. Так появляются на сцене два из четырех главных героев To the Moon — самой, наверное, трогательной и мастерски написанной игры прошлого года.

Проболтавшиеся

Вообще, немного странно говорить о «взрослом» и «серьезном», когда на экране — нечто, собранное в RPG Maker (позиционируется как инструмент, при помощи которого любой сможет собрать собственную jRPG). Персонажи — большеголовые коротышки с огромными глазами, взглянешь — финалка финалкой. Только вот под стереотипной внешностью скрывается нечто абсолютно неожиданное. Если оперировать терминами того же аниме, то To the Moon по отношению к обычным jRPG — то же самое, что «Пять сантиметров в секунду» Макото Синкая по отношению к детсадовскому мылу типа «Наруто». То есть совершенно про другое, по-другому и для другой — неизмеримо более взрослой — аудитории.

To the Moon - фото 1

[[BULLET]] Грань между реальностью и чужими воспоминаниями за четыре часа игры становится крайне зыбкой.

К To the Moon сложно даже подступиться со стандартной видеоигровой меркой. Если начать разбирать ее по косточкам, картина сложится не очень впечатляющая. Весь геймплей, например, построен на трех вещах: исследовании крайне небольших локаций, решении простеньких головоломок на тему оригами и длинных-длинных диалогах.

To the Moon - фото 2

[[BULLET]] Этот маяк вы еще увидите не раз. To the Moon — игра крайне компактная, но небольшой ассортимент декораций компенсируется возможностью понаблюдать за их трансформацией во времени.

Чтобы понять, в чем тут соль, необходимо забыть на минутку о том, что «в игры надо играть», и просто погрузиться в историю, которую пытается рассказать Кан Гао, главный вдохновитель и разработчик To the Moon. Потому что именно ради нее все и затевалось. Кан даже не особо скрывает, что ему интересен не столько неожиданный геймплей, сколько неожиданный сюжет. Зато уж в том, что касается истории, To the Moon, пожалуй, не имеет себе равных среди видеоигр.

Как же! Помню!

В сюжете ее очень мало фантастического. Собственно, неправдоподобное допущение здесь только одно: персонажи, которыми вы управляете, — операторы особой машины, способной проникать в человеческое сознание и переписывать память, исполняя (пусть лишь в воспоминаниях) самые сокровенные мечты.

To the Moon - фото 3

[[BULLET]] Одна из немногих головоломок в игре, которая никак не связана с оригами.

Правда, такое вмешательство необратимо ломает человеческий организм, поэтому к услугам аппарата прибегают только смертельно больные люди, которым до края осталась самая малость. Вот и теперь — к машине подключен умирающий старик по имени Джонни, а мы наблюдаем за тем, как двое докторов погружаются все глубже и глубже в его память — встречая сперва дряхлого деда, потом пожилого мужчину, потом молодого человека, потом юношу… так до самого детства. Цель дуэта в халатах — отправить беднягу на Луну, о чем тот мечтал всю жизнь.

Большая часть игры — сценки из обычной, на первый взгляд мало чем примечательной жизни, которую чудо-машина поставила на обратную перемотку. Похороны жены, встречи с друзьями, свадьба, школа. Ваша задача — забраться в память клиента как можно глубже и любым способом имплантировать в его сознание идею, что главная цель всей его жизни — полететь на Луну, а значит, надо срочно записываться в космонавты. Все остальное Джонни сочинит сам, но без этого первого импульса не обойтись.

За погружением следишь затаив дыхание, потому что каждая остановка на вашем пути — маленькая, но захватывающая виньетка. Поначалу даже не веришь, что игру создала крохотная команда любителей, потому что настолько качественные сценарии и в высокобюджетных играх встречаются редко. Но факт есть факт: у Гао имеется как минимум один неоспоримый талант — когда он шутит, действительно хочется смеяться, а когда начинает говорить о серьезном, сам невольно хмуришься.

To the Moon - фото 4

[[BULLET]] Проходится To the Moon на одном дыхании, но ощущение такое, будто сам прожил еще одну жизнь.

Именно поэтому To the Moon и работает — вопреки почти полному отсутствию того, что мы привыкли называть геймплеем. Историю глотаешь огромными кусками и не можешь остановиться, постоянно требуя добавки: а что, мол, было дальше-то? Это, наверное, даже можно назвать модификацией «эффекта Civilization», только вместо «ну еще один ход» каждый раз уговариваешь себя — «ну еще хоть строчечку»! Вы, скорее всего, и сами не заметите, как кавайные карлики на экране станут восприниматься как реальные люди, а длинная, полная горя и радости жизнь Джонни превратится в продолжение вашей собственной.

Святее Папы

Все-таки не зря на официальном сайте To the Moon в графе «жанр» указано «НФ/трагикомедия/психологическая драма» и лишь затем — как бы между делом — «приключение/RPG». Потому что это, конечно же, не Final Fantasy , не Dragon Quest и даже не Persona. Это «Вечное сияние чистого разума» — только воспоминания здесь не столько стирают, сколько модифицируют. Это «Гражданин Кейн» — только ищут герои не старые санки. Короче говоря, когда вспоминаешь To the Moon, на ум приходят какие угодно сравнения — литературные, кинематографические, только не игровые.

Это особенно ценно потому, что, в отличие от Naughty Dog , Rockstar , Quantic Dream и других мастеров «интерактивного кино», у маленькой студии Freebird Games , которую возглавляет Гао, за душой не было ничего, кроме энтузиазма и таланта. Зато эффект от созданной ими игры — неизмеримо мощнее.

Потому что, как бы крупным студиям ни хотелось обратного, настоящий талант и энтузиазм бьют раздутые бюджет и штат в любой день недели. Даже страшно подумать, на что был бы способен Кан Гао, если бы в его распоряжении оказались ресурсы той же Quantic Dream, раз он сам без единого гвоздя собрал игру, способную по уровню сюжетного напряжения конкурировать с непотопляемыми Heavy Rain и Uncharted.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

8

Графика:

8

Звук и музыка:

10

Интерфейс и управление:

8

Дождались?

В случае с To the Moon это не очень удачная формулировка. Ждали эту игру (или хотя бы что-то знали о ней) сущие единицы. Но тем приятнее сюрприз. Ни в коем случае не пропустите!

Рейтинг «Мании»: 9,5

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь