20 октября 2012
Обновлено 17.05.2023

Black Mesa

Black Mesa - изображение обложка

Half-Life — настолько легендарная игра, что по поводу ее легендарности за последние 14 лет возникло какое-то невероятное количество мифов, особенно в русскоязычной игровой прессе. Ее называют и «первым шутером с сюжетом», и «первым шутером с режиссурой», хотя все эти звания по праву принадлежат GoldenEye 007, просто в Джеймса Бонда на Nintendo 64 у нас никто не играл. Еще почему-то очень любят говорить, что это «умный шутер с головоломками», хотя и это далеко от истины.

Заслуги самой Half-Life выходят далеко за пределы хлестких формулировок и ярлыков, и для соответствующего исследования понадобится не одна докторская диссертация. Это шутер, который предложил совершенно другой темп, совершенно другой уровень взаимодействия игрока с окружением, совершенно другой нарратив, совершенно другие перестрелки. В Half-Life по-новому пугали, по-новому убивали и по-новому бросали вам вызов. За всю историю индустрии вышло только шесть шутеров, за счет буста которых жил и до сих пор продолжает жить жанр, и Half-Life — один из них.

Black Mesa - фото 1

[[BULLET]] Все мы помним, что случится через секунду. Но остановить эксперимент, увы, нельзя.

Good morning and welcome

А еще Half-Life — третий, после Halo и GoldenEye, великий шутер, который получил такой дотошный и масштабный ремейк, и первый, сделанный абсолютно на добровольных началах и раздающийся всем совершенно бесплатно. В 2005 году сама идея Black Mesa (тогда еще с подзаголовком Source) казалась довольно странной: оригинальная игра вроде бы не настолько старая, да и сама Valve перевела оригинал на новый движок, пусть и отделавшись минимальными косметическими изменениями. Но сегодня, в эпоху бесконечных HD-переизданий, Black Mesa смотрится вполне уместно, тем более что это HD-переиздание и есть. Не «творческое переосмысление», не «новый опыт на старых идеях», почти никакой самодеятельности. Ровно та же самая игра, что и в 1998 году. Вы и так давно уже знаете эту историю назубок. Научный сотрудник Гордон Фримен участвует в эксперименте, вызывает каскадный резонанс, сражается с хедкрабами, встречается с правительственными войсками, запускает ракету, путешествует в параллельный мир Зен, убивает монстра Нихиланта, попадает в стазис и засыпает на много лет. Конец.

Black Mesa - фото 2

[[BULLET]] «Собачки» стали гораздо агрессивнее, монтировка против них теперь почти не срабатывает.

Зена в ремейке, впрочем, нет. Он мелькает полторы секунды во время эксперимента в самом начале игры, когда Гордон ненадолго оказывается в компании ошарашенных вортигонтов, а вот когда дело доходит до полноценного пространственно-временного путешествия — игра неожиданно заканчивается, сразу после знаменитой сложнейшей перестрелки у телепорта. Так что ни Нихиланта, ни концовки с хитро подмигивающим мужчиной G-Man тут нет. Причина довольно смешная: сорок энтузиастов собирали ремейк восемь лет, все равно недоделали его и решили, что лучше уж выпустить хоть что-нибудь, чем провозиться до конца времен.

Сам ты лямбда

Оценивать ремейк по меркам гаражных ковыряний бессмысленно, это совершенно профессиональная работа. Вся графика полностью перерисована (невероятно старательно), часть уровней слегка подкорректирована, некоторые эпизоды стали проще и короче, персонажи переозвучены, появились сигнальные ракеты, которыми можно поджигать врагов, новая модель пистолета и еще всякое по мелочи. Когда вы впервые увидите, в какое произведение искусства с тысячей рычажков и лампочек превратилась даже такая мелочь, как приборные панели научных установок, когда-то представленные одной-единственной размытой текстурой, вам тут же захочется дать авторам денег. Хотя они, вообще-то, не просят.

Black Mesa - фото 3

[[BULLET]] Знаменитый звук грохочущих вертолетов в Black Mesa оставили, слава богу, нетронутым.

При этом, конечно, преданные поклонники найдут тысяча и одну деталь, к которой можно придраться, и придраться обоснованно. Пистолет и автомат почему-то стреляют гораздо быстрее, чем раньше, вортигонты стали какими-то неповоротливыми, спецназ ведет себя гораздо скучнее (искусственный интеллект перекочевал сюда, похоже, из Half-Life 2 ). Ломиком Фримен теперь бьет очень медленно и почему-то только по вертикали, из-за чего битвы с хедкрабами и зараженными ими учеными утратили былую динамику. А еще, например, в оригинале был читерский момент, где можно было, не дожидаясь спуска платформы, прыгнуть в воду, тем самым избежав изнурительной битвы. Здесь вам во время прыжка сразу засчитают смерть. Грубое бесчинство!

Black Mesa - фото 4

[[BULLET]] В 1998 году четыре спецназовца в одной комнате были настоящей катастрофой, но теперь они убиваются за считанные секунды.

Смех смехом, но в контексте таких вот мелких промахов не очень понятно, на кого именно рассчитан ремейк. Как инструмент для ностальгии он работает, но работает недолго, и уж точно не лучше оригинала; большинству хватит легендарного вступления в вагонетке, только высокополигонального. Новых игроков, которые хотели пройти Half-Life для самообразования, но боялись старой графики, явно отпугнет то, что Black Mesa заканчивается перед самой кульминацией. Выглядит довольно глупо в свете того, что все и так прекрасно знают, чем закончилась эта история. Но главное: ремейк не способен объяснить новому поколению, чем же Half-Life так велик и знатен. Если вы проходили оригинальную игру в прошлом тысячелетии, то наверняка затратили на нее чуть ли не несколько месяцев жизни, хотя она, в сущности, не такая уж и длинная. Просто в 1998 году было не очень понятно, как в Half-Life вообще нужно играть: мы тыкались у всех ящиков, бегали туда-сюда по коридорам, наивно долбились в каждую дверь, даже если это была нарисованная на стене текстура, подолгу изучали каждый сантиметр темных комнат под светом фонарика и могли целый день потратить на одну-единственную перестрелку, потому что не понимали, как сражаться с настоящими AI-противниками. Сегодня Black Mesa пробегается современным игроком, видевшим BioShock и Call of Duty , за полтора вечера, под искры, взрывы и вспышки. Это грустно, но поделать с этим ничего нельзя.

Вы наверняка видели знаменитое технодемо Square Enix , когда они представили стартовую сцену Final Fantasy VII в HD-графике, хотя полноценный ремейк не выпустили до сих пор, да и, кажется, не собираются. Или фанатскую зарисовку из Monkey Island , выполненную на CryENGINE 3. Black Mesa тоже, вероятно, стоило бы так и остаться милым роликом на YouTube, где все посмотрят на знакомый с детства научно-исследовательский комплекс, воссозданный на современных технологиях, стряхнут слезы, поставят «лайки» и вернутся к своим делам.

А полноценный ремейк, в который действительно можно поиграть, — как ружье эпохи наполеоновских войн, которое висит в музее. На него приятно поглазеть, про него интересно почитать, его забавно повертеть в руках. Но никто сегодня не снимет его со стены и всерьез не пойдет с ним на войну.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

8

Графика:

7

Звук и музыка:

8

Интерфейс и управление:

8

Дождались?

Приятный, старательный, но не слишком нужный ремейк одной из самых важных игр в истории.

Рейтинг «Мании»: 7,0

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь