Игра в материале
XCOM: Enemy Unknown (2012)
9.5Рейтинг
Игромании
8.9Рейтинг
игроков
PC   X360   PS3
Жанр: Стратегия, Стратегия в реальном времени, Боевик
Серия: X-COM
Мультиплеер:  Интернет
Разработчик: Firaxis Games
Издатель: 2K Games
Издатель в России: СофтКлаб
Дата выхода: 9 октября 2012
Дата выхода в России: 12 октября 2012
XCOM: Enemy Unknown

XCOM: Enemy Unknown

Вердикт — XCOM: Enemy Unknown
«…XCOM — одна из самых значимых игр, вышедших в этом году, а заодно претендент на звание лучшего ремейка в истории. Firaxis не стали переносить старую механику в новую игру, к чему доселе стремились все претенденты на возрождение серии. Они поступили ровн
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
XCOM: Enemy Unknown

Вспомните первый X-Com. В черноте космоса висел сине-зеленый шарик планеты Земля. Одного взгляда на него хватало, чтобы стало страшно — просто от осознания того, насколько же мы в самом деле беззащитны и одиноки. Человечество замкнулось в своем маленьком мирке, полагая себя венцом природы и хозяевами всей планеты. Но что если в этот мирок однажды возьмут, да и вторгнутся недружелюбные соседи? Ведь никто нам не поможет. Справляться придется самим.

И пусть в ход идет лучшая техника и вооружение — в сравнении с марсианскими технологиями все земные пулеметы и ракеты не более чем пшик. Пришельцы устраивают террор по всей планете, похищают людей и обращают их в зомби, завладевают разумом членов правительства и устраивают в небе гонки на летающих тарелках, — а у нас только и есть что два истребителя да взвод неопытных солдат, гибнущих от одного попадания в грудь. Как тут не утратить веру в спасение?

Только после десятков сбитых тарелок. Только после того, как бойцы закалятся и перестанут дрожать при встрече с каждым захудалым сектоидом. Только после того, как на страже планеты встанут первые гибридные истребители, собранные из обломков чужих технологий. Только тогда можно будет перевести дыхание, осознав, что не так все, пожалуй, и плохо. Что голубой шарик в бескрайней пустоте не так уж и беззащитен и вполне способен показать зубы, если понадобится.

Ну а теперь настало время собраться с силами и устроить встречный визит вежливости, чтобы отыграться за весь перенесенный ранее ужас.

Близкие контакты третьей степени

Пожалуй, самое главное в новом XCOM — то, что он сохранил эти ощущения. И хотя пресловутую планету заменил технологичный голографический глобус, а база теперь полным-полна людей, бодрым тоном докладывающих о последних событиях, атмосфера в игре царит очень напряженная.

Нужный тон задается в первой же миссии, где в промежутках между обучающими подсказками нам демонстрируют исход первой встречи отряда «икс» с внеземным разумом (кстати, если вы хотите получить статистику без потерь, обучение следует пропустить). В ходе осмотра местности солдаты натыкаются на изувеченные тела, испытывают на себе мощь плазменного оружия и впервые сталкиваются лицом к лицу с пришельцами. После свидания на базу возвращается лишь один счастливчик.

База в разрезе. Разработчики говорят, что хотели сделать ее похожей на муравьиную ферму.

После такого старта всякий доклад об инопланетной активности заставляет вздрогнуть и почувствовать себя принцем Джоном из «Мужчин в трико»: «Я вкусно поел, чудно покакал и не желаю слышать никаких плохих новостей». Но, увы, новости в основном будут именно плохие. То летающая тарелка начинает кружить над крупным поселением, пугая жителей, и надо посылать истребители на перехват (причем еще неизвестно, кто кого собьет). То вражий десант высадился в трех странах одновременно и устроил резню — и приходится выбирать, кого спасать. Паника на местах неуклонно растет, денег никогда ни на что не хватает, исследования продвигаются со скоростью раненой черепахи, а если не дай бог еще и на миссии случатся потери…

Тем контрастнее на этом фоне выглядят сообщения об успехах. Персонал базы радуется и празднует, хвалит любимого командира. А сам командир расплывается в довольной улыбке и откидывается на спинку кресла перед монитором.

Братья по оружию

Разобраться с основами игрового процесса труда не составит, разработчики упростили все, что упрощению поддавалось. И речь сейчас идет не об «оказуаливании» (простите), а о простом бытовом комфорте, к которому игроки успели привыкнуть за последние годы.

Внешность бойцов можно настраивать на свой вкус. Это вот, например, мой героический Rainbow Squad. На скамейке запасных сидит взвод «альпийских тетеревов», выкрашенных строго в белый.

В оригинале тактические бои выглядели следующим образом: каждого из двадцати с лишним бойцов нужно было переместить, повернуть в нужную сторону, задать нужное положение тела и так далее. Один ход мог занять минут пятнадцать, причем не тактического планирования, а именно рутинной раздачи приказов. Подробно, дотошно, но в наш век бы совершенно точно не прижилось.

Бои Enemy Unknown имеют мало общего с первым X-Com, напоминая скорее старенькую Incubation: Time Is Running Out. Привычных очков действия здесь нет, есть только две условные «фазы хода». В течение первой можно перебежать с места на место, в течение второй — совершить выстрел, бросить гранату, подлечить друга или махануть на вдвое большую дистанцию.

По мере роста в званиях боец приобретает сначала класс, а затем — прозвище. Страшно представить, за что снайпер Артем Васильев получил такое погоняло.

Это игра про позиционные перестрелки на все 360 градусов. Встретив друг друга, люди и инопланетяне рассредоточиваются за укрытиями и приступают к обмену ударами. Кто лучше спрятался — тот и победил. В идеале. На практике же игра позволяет себе очень странные «перекосы» в прицеливании: то снайпер вдруг промажет при 99%-ном шансе на попадание, то пришелец с пистолетом жахнет «критом» через полкарты, да еще и по укрытому со всех сторон бойцу. Учитывая, что за ход обычно дают выстрелить лишь однажды, каждый такой сюрприз может полностью изменить соотношение сил. А если играть без сохранений — то и в игре в целом. Получается, бой нельзя нормально спланировать, и это несколько портит удовольствие от игры и задевает самолюбие.

На самом деле потеря одного солдата к моментальному проигрышу никак не приводит, но вызывает такую бурю чувств, какую не испытать ни в одной другой игре. Когда умирает боец, который был с вами с самой первой миссии, успел заслужить личный позывной и подняться в звании до полковника, хочется разбить монитор и отойти покурить. Дело даже не в том, что жалко терять сильного ветерана, — просто к членам отряда «икс» действительно привязываешься.

Зона 51

Стратегический режим изменился заметно меньше, хотя и слегка обеднел. Вам больше не позволят выбрать произвольную точку для постройки базы — только указать континент, где бы вы хотели квартироваться. Да и база может быть лишь одна, в прочих уголках планеты разрешено только развешивать спутники слежения да парковать истребители, чтобы им ближе было лететь. Плюс нельзя докупить второй десантный челнок, все вылеты совершаются исключительно из «центра» и только в одну точку, даже если инопланетяне бушуют по всей планете разом.

Полет десантного челнока длится считанные минуты, но даже за это время на базе могут произойти новые события.

В остальном все более-менее по-старому. Нанимаем инженеров для возведения построек и сборки оборудования, ученых для ускорения исследований и солдат для понятно чего. Бойцы время от времени вылетают на задания, возвращаясь с опытом и трофеями, которые можно пустить в дело (без инопланетных запчастей, к примеру, не собрать плазменное оружие) либо продать на черном рынке.

Раз в месяц с нами связывается некая лысая башка, представляющая интересы шестнадцати участвующих в проекте «икс» стран, и требует отчитаться о проведенной деятельности. Если упущенных тарелок нет, все миссии прошли успешно и паника в регионах не достигла пиковых значений — оставляет чемодан денег и исчезает еще на тридцать дней. Иногда, впрочем, может подбросить задание или затребовать партию товара в обмен на приличное вознаграждение. Рутина.

В Enemy Unknown появился мультиплеер. На выделенную сумму очков закупаем бойцов — людей и пришельцев вперемежку, — а затем сражаемся с командой соперника. Такой себе X-Com PBEM в современной инкарнации.

Еще одно «современное» отличие — четко сформулированные задания. Если раньше мы тыкались вслепую, самостоятельно догадываясь, чего от нас требуют для продвижения по сюжету, то здесь научный отдел всегда подскажет, кого взять в плен и допросить, какое исследование провести и какой цех срочно построить.

War stories

XCOM — игра очень эмоциональная. В нее сложно играть с холодным расчетом, разве что вы готовы без устали сохраняться и загружаться — слишком уж многое тут отдано на откуп генератору случайных чисел: скажем, прошмыгнет летающая тарелка там, где не было родных истребителей, и перепуганная страна тут же покинет проект. И ничего с этим уже не сделать, идеальное прохождение срывается вмиг. Обидно. Но, с другой стороны, почему бы и нет? Победить можно и без этого, зато момент запоминающийся — будет потом что рассказать.

Криссалиды утратили свои знаменитые ушки, но в остальном не изменились ни на йоту. Подпустите вплотную — и все, конец.

После прохождения у каждого наберется с десяток таких историй. Кто-то проиграл пришельцам два континента из пяти и едва-едва победил на последних соплях. Кто-то прошел всю игру за двадцать девять боев, так ни разу и не увидев высокотехнологичного оружия, — игра закончилась раньше. А кто-то, напротив, исследовал все, что можно, взял в плен каждого доступного пришельца и вооружился так, что по финальной миссии шел в полный рост, ничего не боясь. Вариативность не запредельная, до многообразия оригинала ремейк не дотягивает, тем не менее армейские байки возникают одна за другой, и делиться ими с друзьями — одно удовольствие.

К сожалению, ближе к концу игра ощутимо сдает. Если вы допускали ошибки в планировании и спасение Земли затянулось, то миссии начнут повторяться — ведь они не генерируются на лету, а случайным образом выбираются из нескольких десятков заготовленных вариантов. А если, к примеру, у вас случится дефицит инопланетных ресурсов, то придется потратить несколько игровых месяцев на рутинную охоту на НЛО.

Не смотрите, что противник такой тощий. Эфириалы опасны тем, что возвращают часть нанесенного им урона и могут брать солдат под контроль.

Хуже всего дела обстоят с концовкой, которая вызывает примерно те же чувства, что и финал Mass Effect 3: «И ради этого я столько времени играл?» Линейная миссия, невнятный видеоролик и краткая статистика даже без занесения в книгу рекордов — вот и все, что положено спасителю человечества.

Впрочем, остается надежда на дополнение, слухи о котором поползли по Сети буквально сразу же после релиза. Не DLC с именными персонажами, которое уже анонсировано официально, а именно расширение самой игры, в котором земляне все-таки доберутся до родины пришельцев. А то сейчас Enemy Unknown сильно напоминает любительский ремейк Black Mesa, куда так и не вошли эпизоды на планете Xen, хотя все прекрасно знают, что они там должны быть.

 

Как бы то ни было, XCOM — одна из самых значимых игр, вышедших в этом году, а заодно претендент на звание лучшего ремейка в истории. Firaxis не стали переносить старую механику в новую игру, к чему доселе стремились все претенденты на возрождение серии. Они поступили ровно наоборот: взяли от оригинала лишь оболочку и поместили в нее современную пошаговую стратегию собственного производства, — а уж в жанре они разбираются как никто другой.

Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
9
Графика:
8
Звук и музыка:
10
Интерфейс и управление:
9
Дождались?
Восхитительная стратегия от мастеров жанра, а заодно — достойное возрождение легендарной серии. К ней есть претензии по сюжету и тактическим возможностям, но увлекательность процесса все это искупает.
Рейтинг «Мании»: 9,0
«Великолепно»
Комментарии
Загрузка комментариев