18 ноября 2012
Обновлено 17.05.2023

Halo 4

Halo 4 - изображение обложка

Рецензию на любую игру со словом «Halo» в названии принято начинать с обязательного абзаца о том, что Halo — это, если кто еще не в курсе, главная жемчужина игрового подразделения Microsoft, а блестящий космонавт Мастер Чиф — главный друг всех тех, у кого дома стоит Xbox 360. Но к концу 2012 года ситуация сложилась таким образом, что из «главного» Halo превратился чуть ли не в единственного. Последние годы Microsoft довольно небрежно разрушает всю свою консольную инфраструктуру. Они отмахнулись от Bizarre Creations, авторов чудесной серии Project Gotham Racing — одной из немногих игр, ради которой покупали первый Xbox. Распустили Ensemble Studios сразу после того, как они первыми в истории идеально адаптировали RTS под геймпад. Низвели легендарную студию Rare до производства безликих Kinect-игр, с которыми справились бы любые негры на аутсорсе. Потеряли эксклюзивность Alan Wake. Превратили Lionhead, из которой накануне сбежал костяк сотрудников во главе с Питером Молиньё, в разработчика мелких сервисов и приложений. И даже Клифф Блежински, который делал для Microsoft экшены про бензопилы, уже не при делах.

Таким образом, сегодня Halo оказался на тех же позициях, что и в начале тысячелетия: он должен в одиночку сейчас объяснить всем, почему Xbox — это круто. На фоне того, что PS3 подобралась по продажам настолько близко, насколько еще ни разу не подбиралась, это действительно очень важная задача. Microsoft в любом случае останутся довольны итогами поколения, но им нужна принципиальная победа, пусть даже если в мире будет продано лишь на одну приставку больше, чем у Sony.

Виновная искра

Никто не сомневается, что Bungie смогли бы переизобрести собственную игру, тем более что уже пора: Halo 4 — первая номерная часть за пять с лишним лет. Но теперь они заняты онлайновым шутером для Activision (а также, возможно, возрождением Marathon ), и эстафету приняла новая команда.

Halo 4 - фото 1

[[BULLET]] Думать форранеры не умеют, только телепортироваться и бить по лицу.

Проблема тут совсем не в том, что 343 Industries — какая-то там криворукая или бесталанная студия, нет. Проблема в самом Halo. В душе это очень сложная игра, секрет глубины и аддиктивности которой долго не понимали даже оригинальные авторы. Bungie понадобилось пять частей, чтобы выточить механику, зато Halo: Reach — вершина развития изначальной концепции, почти не прикопаешься. И вот тут бы следовало сделать, простите, шаг в будущее. Но вместо этого новая команда вынуждена разбираться в специфике игры заново.

Halo 4 - фото 2

[[BULLET]] Чуть ли не самая обидная потеря нового Halo — музыка, превратившаяся в скучное голливудское «тра-да-та».

А Halo (и четвертая часть тут, при всех вопросах, не исключение) и правда уникальная игра. Это одновременно и эпопея про космические войны, и камерная фантастика про суперсолдата. Одновременно и тактический шутер, и веселые взрывы на половину экрана. Секрет в том, чтобы все это грамотно смешать и сбалансировать, и 343 Industries, кажется, старались: переписали половину сцен из предыдущих частей, чтобы уж точно ничего не поломать, разбудили Мастера Чифа, который после финала Halo 3 несколько лет ждал приключений в криогенной камере на дрейфующем корабле и пропустил две последние игры серии. Переделали часть оружия. Зачем-то нарисовали шагающего робота, на котором можно покататься. И даже новую расу ввели — форранеров. В общем, дополнительных телодвижений вроде бы много, но вот первородная суть Halo почему-то потерялась по дороге.

Закольцевали

Забегая вперед: в редкие минуты Halo 4, когда игра покадрово цитирует эпизоды из старых выпусков, она действительно похожа на Halo. Когда Мастер Чиф, хитро зайдя с тыла, убивает прикладом трех пищащих ковенантов, расстреливает укрепления, отправляет плазменной гранатой в красивый полет трех ящериц-переростков, выбрасывает врага с пролетающей мимо «баньши», взмывает в небо и поливает все сверху ракетами, в очередной раз понимаешь, что Halo — все-таки совершенно легендарный шутер, который сложно разрушить. А ведь авторы набросали в игру вообще все мыслимое и немыслимое, чем ее только можно испортить. Плохо собрали новые уровни из запчастей старых. Зачем-то часто загоняют Чифа в тесные коридоры, хотя боевая система тут правильно работает только на открытых пространствах. И часто предпочитают знаменитому Halo-сендбоксу лобовую постановку в стиле угадайте какой милитари-игры.

Halo 4 - фото 3

[[BULLET]] Про мультиплеер Halo 4 можно сказать только одну важную вещь — это мультиплеер Halo: Reach плюс экзоскелет.

Первые несколько часов, когда Чиф исследует происхождение форранеров, а сражается преимущественно с ковенантами, механика еще выдерживает нагрузки — убивать врагов, по крайней мере, интересно. Но когда на сцене появляются сами форранеры, представленные какими-то кибернетическими существами, состоящими чуть ли не из сгустков энергии, облепленных металлом, то все рушится в одно мгновение. Форранеры не умеют думать и вообще действовать так же грамотно и слаженно, как ковенанты. Крупные форранеры бесконечно телепортируются, то и дело оказываясь у вас за спиной, а мелкие — или лечат их, или отражают ваши гранаты, или просто пытаются вас загрызть.

То, что с форранерами неинтересно сражаться, как ни удивительно, далеко не главная проблема игры. Да, это совершенно читерские противники, но они могли бы более-менее органично вписаться в экосистему Halo, если бы на поле боя одновременно сходились и они, и ковенанты, и люди, и куча техники, а посреди всего этого — грозный Чиф. В таком случае форранеры заметно бы освежили перестрелки.

Halo 4 - фото 4

[[BULLET]] Мелкие ковенанты, которые дышат газом и смешно вопят, почему-то сильно изменились внешне.

Увы, более-менее масштабных сцен в Halo почти нет, а те, что есть, заканчиваются на середине игры. Во второй половине же начинается совсем другой Halo — душный, нервный, вызывающе глупый и бесконечно скучный. Чифа вплоть до самого конца запирают в тесных интерьерах одинаковых футуристических построек и безо всякой меры забрасывают металлическими собачками форранеров, которые докучают даже сильнее, чем в свое время «флад».

Halo 4 — это великая игра о великой войне в том же смысле, в каком «Утомленные солнцем 2» было великим кино о великой войне. Большие ожидания, долгая разработка, много денег, намеки на пышный эпик — и в итоге какая-то невнятная камерная войнушка.

В основе Halo — все еще интересный и необычный экшен, но в этот раз к нему нужно продираться через огромный список раздражителей. Взрывать цветных пришельцев, кататься на танке и цеплять врагам на задницу плазменные гранаты все еще довольно весело, но теперь уже точно в последний раз.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

7

Графика:

8

Звук и музыка:

5

Интерфейс и управление:

8

Дождались?

Halo — все еще небанальный шутер, но уже, увы, не та игра, что когда-то в одиночку продавала целую платформу.

Рейтинг «Мании»: 7,0

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь