23 декабря 2012Спец
Обновлено 17.05.2023

Трибуна «Игромании.ру». Выпуск №3

Трибуна «Игромании.ру». Выпуск №3 - изображение обложка
Трибуна «Игромании.ру». Выпуск №3 - фото 1

Здравствуйте! С вами очередной выпуск «Трибуны». В этот раз мы собрали не только свежие вопросы, но и отложенные на потом с предыдущих разов. Так что вас ждет здоровенная солянка за три месяца.

Предыдущий выпуск нам самим не очень понравился. Слишком длинные ответы, иногда — неоправданно. Поэтому мы сменили тактику. Сейчас чаще всего отвечает один человек. И, если тема позволяет, кратко.

Следующий выпуск — в феврале. Задавайте вопросы здесь, в комментариях, или шлите на ask@igromania.ru. А можете сейчас ничего не спрашивать и дождаться февральской новости, в которой будет досбор вопросов.

Напомним, что отвечаем мы на самое занятное и толковое. Впрочем, стараемся отобрать побольше. Сами вопросы подвергаются жесточайшей корректуре на предмет опечаток, запятых и точек, но в остальном мы их не правим, разве что выкидываем лишние слова и, если надо, достраиваем смысловые связки.

На ваши вопросы сегодня отвечают Денис Давыдов, директор издательства, Алексей Макаренков, главный редактор журнала «Игромания», Александр Пушкарь, главный редактор «Игромании.ру», Олег Чимде, редактор «Игромании.ру», Алексей Шуньков , руководитель игроманской видеостудии, Максим Бурак, автор новостей и рецензий, и Сергей Непрозванов, автор «Игромании.ру» (на фотографиях слева направо).

Трибуна «Игромании.ру». Выпуск №3 - фото 2

Как обычно, начинаем с чисто игровых вопросов и постепенно переходим к глобальным, вселенским и просто журнальным и сайтовым.

Про конкретные игры и серии

[Raydan] Помнится, где-то в начале лета у вас была новость про то, что на Е3-2012 должна состояться презентация игры по культовому фильму «Святые из трущоб».Никаких новостей нет?

[Максим Бурак] Возможно, мастера из Critical Mass и правда собирались на E3-2012, но… то ли забыли поставить будильник и все проспали, то ли проехали нужную остановку, то ли устроили презентацию за столькими закрытыми дверьми, что пробраться через них не сумел ни один ловкач.

Однако за пару месяцев до E3 игру по «Святым из Бундока» показали общественности. Случилось это на широко известном в узких кругах фестивале South by Southwest , который каждый год проходит в мировой столице живой музыки — в городе Остине. Трой Даффи , режиссер фильмов про верующих в Иисуса братьев-убийц, лично подготовил присутствующих к премьере Boondock Saints Video Game. Он с экрана рассказал про то, как тесно сотрудничает с разработчиками, а те, в свою очередь, усердно сотрудничают с ним и актерами Уиллемом Дефо и Шоном-Патриком Флэнери (исполнителями главных ролей). Затем показали ужасный трейлер, в котором перед зрителями предстали новые грани ужаснейшей режиссерской работы. Больше игра пока нигде не всплывала, но, думаю, все еще впереди.

[Tolkien] Имеются ли новости (давно не было даже слухов) о серии Shenmue (переиздание двух первых частей и разработка третьей)?

[Максим Бурак] Слухи затихли, зато сложилось устойчивое впечатление, что Sega , у которой невесело с финансами, не прочь выпустить Shenmue 3 и первые две части в HD и ждет только появления обеспеченного друга (в компании не раз подчеркивали, что третья часть возможна исключительно при поддержке крупного платформодержателя). Теоретически партнерами могут стать и Sony , и Microsoft , и Nintendo.

Но у Sony, как вы знаете, сейчас тоже дела идут не лучшим образом. А Microsoft с ее странной политикой ( Rare , Lionhead, Ensemble Studios) вообще трудно представить героем подобной авантюры.

Остается Nintendo. Учитывая нежданный анонс Bayonetta 2 исключительно для Wii U (первую часть, напомним, издавала Sega для Xbox 360 и PS3), предположу, что дойдет и до Shenmue 3. Кстати, вы слыхали, что добрая Nintendo хочет купить бедную Sega? А это ведь последнее, что игроки могли вообразить в девяностых!

[Venom007] Была такая игра Punisher (и пара фильмов), по мне, очень нетипичная, с интересными элементами геймплея. Концовка указывала на продолжение, но его так и не было. Будет ли оно когда-нибудь, а если нет, то почему?

[Александр Пушкарь] Ответ очень прост: издатели посчитали, что игра плохо продалась, и отказались от продолжения. А то, что там был намек на дальнейшее развитие событий, к сожалению, ни о чем не говорит.

Во-первых, «Каратель» — это не только пара фильмов, но и огромная вселенная комиксов. Про парня, который, как и Макс Пэйн, потерял семью, поселился в канализации, словно заправская черепашка-ниндзя, и, криво ухмыляясь, пошел мстить преступному миру. Сюжетов с его участием великое множество, и, как и положено комиксовым историям, к большому финалу они особо не стремятся. Оборванное на ровном месте повествование — в принципе, норма. Серию скорее перезапустят, чем продолжат.

Трибуна «Игромании.ру». Выпуск №3 - фото 3
Трибуна «Игромании.ру». Выпуск №3 - фото 4

Во-вторых, это не единственная игра с жирным намеком на продолжение, которого никогда не будет. Я вот до сих пор скриплю зубами от концовки Bulletstorm , где история вообще только-только начинается, но издатель уже объявил, что игроки встретили игру прохладно, а потому вторая часть не планируется. Хотя, как по мне, это лучший боевик прошлого года. И оценки в прессе у него соответствующие. Но, увы, выбирая между продолжать и не продолжать, издатели ориентируются в первую очередь не на оценки, а на потенциальную прибыть.

[ItoKun_v2.0] Вопрос относительно THQ. Помогли ли компании выбраться из пучины банкротства Saints Row: The Third и Darksiders 2? А то хочется поиграть за Ярость и Раздор, да и по Стилуотеру побегать в новом Saints Row я бы не отказался.

[Александр Пушкарь] Как видите из недавних новостей, нет, не помогли. Впрочем, это еще не крах надежд. Есть шанс и на то, что после реструктуризации THQ уцелеет, и на то, что права на эти бренды перекупят другие издатели. Насколько нам известно, обе серии сейчас прибыльны, соответственно, на продолжение надеяться можно.

Трибуна «Игромании.ру». Выпуск №3 - фото 5
Трибуна «Игромании.ру». Выпуск №3 - фото 6

[HelloAgain] Почему все-таки японцы решили слить Silent Team и их детище Silent Hill на Запад, ведь серия реально была интересна и востребована во всем мире? Думали заработать еще больше денег, или внутренний конфликт?

[Сергей Непрозванов] Ни разработчики изначальной серии Silent Hill , ни издатель причин не озвучили. Зато один из художников провальной Silent Hill: Homecoming , например, винит Konami : мол, хотели, чтобы серия менялась.

Думается, истинная причина где-то посередине. Поклонники наверняка знают, что Silent Hill 4 должен был стать самостоятельной игрой, никак не связанной с франшизой. Но у Konami другие планы. И планы совершенно понятные. У них на руках была сильная серия, которая хорошо продавалась, так что желание выпустить новый проект уже под проверенной маркой вполне логично.

Наверняка на этой почве у разработчиков и издателя возникали споры. А вот насколько серьезны они были, тут уж не угадаешь. Возможно, творческий коллектив не пожелал работать из-под палки, ну а что было дальше, мы с вами прекрасно знаем. Серию отдали в руки западных разработчиков, и пошло-поехало. Впрочем, радует, что, кажется, кто-то в Konami наконец прозрел и для серии ищут сильного творца, который сможет вытянуть загибающийся проект.

[InoI63] Будет ли локализация MMO The Old Republic?

[Денис Давыдов] В очередной раз спросил ЕА. В очередной раз услышал: «Нет, не планируется» — из русского представительства. Увы.

[Кочнев] Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу Warface. В какую сторону разработчикам лучше продвигаться, и чего нам стоит или не стоит от них ожидать?

[Денис Давыдов] Спросил Mail.Ru , издателя. Делюсь:

«У разработчика сейчас три глобальных задачи:

1. Расширение контентной части — новые задания, карты, оружие и режимы.

2. Дальнейшее усовершенствование технологических аспектов и общая оптимизация игры.

3. Адаптация Warface к киберспортивным состязаниям (ждите официального анонса совсем скоро!)».

На мой взгляд, разработчикам надо сосредоточиться на деталях геймплея. В Warface можно добавить глубины за счет скрупулезной проработки боевки. То есть первично не количественное, а качественное развитие. Возможно, перестраивая игру для киберспорта, разработчики как раз вплотную этим и займутся.

(дописано через пару часов) Оказывается, в Warface сегодня обновление накатили (могли бы и предупредить, когда на вопрос отвечали!). Описание читайте в наших новостях. В основном, обновление проходит по пункту №1 ответа.

Трибуна «Игромании.ру». Выпуск №3 - фото 7

[Коралл] Чем сейчас заняты Katauri Interactive? Не собираются ли они сделать King’s Bounty 2 или «Космических рейнджеров 3»?

[Денис Давыдов] Год назад мы общались с Дмитрием Гусаровым , предводителем Katauri , на предмет предстоящего выхода Royal Quest. И задали похожий вопрос. Дмитрий ответил ровно следующее: « Невозможно думать про один и тот же мир несколько лет подряд». Иначе говоря, ему скучно развивать одну серию в течение многих лет своей жизни. Поэтому он отдал King’s Bounty в руки других разработчиков ( King’s Bounty: Legions и «King’s Bounty: Воин севера» — не его рук дело) и занялся чем-то новым.

Онлайновая игра — это вам не одиночная. Ее надо поддерживать, доводить до ума. Так что в ближайшие год-два, полагаю, Гусарову будет ни до чего — особенно в свете выхода последнего крупного патча, который поставил на уши сообщество и вызвал цунами критики в адрес Katauri. В блоге есть мой пост на эту тему, но еще интереснее комментарии к посту — там народ высказывается о происходящем. Все сложно.

Лично мое мнение — Дмитрию Гусарову надо создать отдельную команду для Royal Quest, а самому заняться некой новой игрой. Лучше, если одиночной, но, как я понимаю, в условиях пиратизированного рынка его это мало прельщает (а что вы хотели…).

Внутри мира игр

[Liquid_Max] Являюсь обладателем PS3, и меня поражает качество эксклюзивов для этой платформы. Но в последние несколько лет постоянно слышу о том, какие убытки несет компания Sony и о том, что они уже несколько лет работают в убыток. Хотелось бы знать, как это скажется на судьбе эксклюзивов для PS3 и ее преемницы и будет ли она вообще?

[Максим Бурак] Sony и правда сейчас катится в не самые лучшие места. После запуска PlayStation 3 компания начала терять огромные деньги, но с каждым годом убытки все уменьшались. Походило на то, что к концу этого консольного цикла Sony снова выйдет в плюс, но все радужные надежды лопнули с появлением PS Vita , которая сейчас затягивает игровое подразделение Sony в еще более глубокую пропасть.

Закручивать гайки японская корпорация уже начала: много увольнений, закрыты две «неперспективные» студии ( Zipper Interactive и SCE Studio Liverpool ). Однако это все едва ли повлияет на выпуск игр, о которых вы говорите, поскольку руководство Sony уже не раз подчеркивало важность своих внутренних студий и созданной там экосистемы. Если дело примет по-настоящему серьезный оборот, в первую очередь ругать и хлестать ремнем по лицу начнут телевизионное подразделение компании, Sony Entertainment Television , которое приносит убытки уже очень давно. А вот мы точно не останемся без PlayStation 4 , как и без эксклюзивов для этой платформы. Что Sony из индустрии уходить не собирается, подчеркивает хотя бы то, что они купили Gaikai за примерно 400 миллионов.

Трибуна «Игромании.ру». Выпуск №3 - фото 8

[that_man69] Что произойдет с играми в каталоге Steam, если их издатель или разработчик расторгнет партнерство с Valve или просто обанкротится?

[Денис Давыдов] Возможно, Steam допродаст оставшиеся ключи (вероятно — с распродаж, как сейчас с играми от THQ ), и на этом дело встанет. Вообще, продажа игр на Steam приносит деньги. Зачем от них отказываться?

«Издатель» — это бренд. А еще есть права на игры. Права можно перепродать любой другой компании, хоть «филиалу Васи Пупкина», и будет этот филиал, которым владеют те же люди, дальше поставлять ключи на Steam. Другое дело, что, например, обновления могут прекратиться. Онлайновые сервисы — отмереть. И так далее.

[filis666] У меня вопрос насчет локализации консольных игр. Здесь уже звучал подобный, но все же: зачастую игры на консолях выходят не на русском языке, отсутствуют даже субтитры, а ведь некоторые из проектов изобилуют текстом и сложными терминами, которые нелегко понять среднестатистическому игроку, худо-бедно знающему язык Шекспира. Я понимаю, почему на ПК с этим полегче (локализовать там проще, дешевле, да и фанатам легче получить доступ к ресурсам для перевода). Видимо, вопрос о локализации решается чуть ли не на уровне разработки, и дело это недешевое, да и русскоговорящих владельцев приставок не так уж много, если по гамбургскому счету.

Но отчего бы производителям консолей не добавить в прошивку устройства опцию для внедрения сторонних файлов локализации в игру, на манер скачиваемых дополнений. Чтобы скачал «русик», например, загнал на флэшку и залил на винт консоли. Либо с самой приставки зашел на сайт и сделал это :) А что вы думаете по этому поводу, «Игромания»?

[Алексей Макаренков + Денис Давыдов] обсудили по скайпу, потом второй из нас объединил общие мысли в единый текст

Действительно, возможность перевода на другие языки должна закладываться на этапе разработки. А сам метод донесения готовой русификации до пользователя — вопрос чисто технический и вместе с тем финансовый. С технической точки зрения, скачиваемый русификатор для консольной игры сделать непросто. Надобно менять архитектуру консоли. С точки зрения бизнес-логики, непонятна выгода.

Дальше. Если игра официально локализуется в России, отечественный издатель выпускает диски и получает от этого доход. Ему не выгодно, чтобы можно было скачать русификатор для зарубежной версии. Если же официально игра в России не издается, кто будет переводить? Абы кого подпускать к игре никто не станет. Это портит имидж и имеет неясные последствия.

А чтобы западный издатель нанимал локализаторов — добавить поддержку русского языка в игру, которая на территории России даже не издается официально… это что-то из разряда антинаучной фантастики.

Иными словами — сама идея здравая, и было бы здорово, если оно вот именно так работало. А на деле — вряд ли мы что-то такое в обозримом будущем увидим.

[Максим Морозов] Почему вы подробно не описываете устройство управления в играх? Есть люди (инвалиды), которые не могут играть в игры по принципу экшен. Я не люблю RPG с управлением мышь + клавиатура и долго боялся купить лицензию Dragon Age 2, потому что нигде не нашел описание управления. Сначала купил пиратку. Поэтому решил создать блог, где буду записывать RPG, в которые точно можно играть только с мышкой.

[Александр Пушкарь] Честно говоря, ответ несколько неловкий, но зато честный — инвалиды составляют не такой уж большой процент нашей аудитории. Впрочем, о том, что в игру можно играть одной только мышью, мы, как правило, пишем — это действительно редкость в наши дни.

Идея вашего блога — отличная. Будет здорово, если к вам присоединятся люди с ограниченными возможностями. От себя хочу добавить, что в скором времени выйдет Divinity: Original Sin , где играть только мышкой — одно удовольствие, а если мышка правильная (вот Razer Naga — правильная мышка, как по мне), то и в Diablo 3 вторая рука не потребуется.

За жизнь

[gespacho2d] Существуют тысячи разных сюжетов, историй, возможностей для создания игры. Жанры игр разнообразны. Разработчики, по сути, предоставляет игроку в каждом отдельном случае уникальное сочетание сюжета и истории. Но одна игра может быть шедевром, игрой мечты, opus magnum, идеалом для одних и откровенно проходным проектом для других.

Хотелось бы узнать, какие игры вы считаете игрой-мечтой в вашем представлении. Игрой, которой еще нет, но в которую вы безумно хотели бы поиграть.

[Денис Давыдов] Идей — тьма, как звезд на небе. Дело в реализации. Какой бы ни была идея, важно, что из нее сделает разработчик. Бывает, в редакцию приходит человек и предлагает идею. Говоришь ему — «нет». Завтра приходит другой человек и предлагает ту же идею. Отвечаешь — «да, делай». Причина: первый не сумеет, а второй сможет.

[Ильдар Низамов] В последнее время в новостях часто появляется информация про новые устройства виртуальной или дополненной реальности от Google и прочих. Как вы думаете, как скоро индустрия изобретет способ создавать устройства, полностью заменяющие нашу с вами реальность на виртуальную, а также игры, использующие эту технологию?

Этот вопрос был вызван также просмотром аниме Sword Art Online.

[Артур Гилязов] Сначала отвечу про игры. Всевозможные шлемы и очки виртуальной реальности существуют уже давно, но из-за целой кучи недостатков (быстро устают глаза, нет реального эффекта присутствия, высокая цена) они почти никому не нужны. Большой монитор, хорошая 3D-графика и правильные контроллеры дают намного больший эффект погружения.

В следующем году выйдут очки Oculus Rift , которые могут изменить ситуацию. Но процесс это долгий, в ближайшие годы массовой миграции игр в виртуальность не произойдет.

Очки дополненной реальности Google на массовый продукт не тянут никак — ценой не вышли. И, кстати, в первую очередь они заинтересовали не разработчиков игр, а создателей порнофильмов

Что касается полного переселения человечества в виртуальность, это дело ближайшего тысячелетия, но никак не столетия. Я думаю, что не доживу, хотя зарекаться, конечно, не стану.

Трибуна «Игромании.ру». Выпуск №3 - фото 9

[RSK] Объясните мне вашу систему оценки игр. Некоторые игры вы упрекаете за то, что в новой части не появилось ничего (или мало чего) нового, нет новых идей, или просто что-то мы уже встречали в предыдущей части. А некоторые игры — например, Gran Turismo, The Elder Scrolls, Civilization, вы не упрекаете за подобное. Почему?

[Денис Давыдов] Вопрос не только к нам, но и ко всей игровой прессе. Есть игры, которые задают тренд и совершенствуются по мере выпуска продолжений, а есть игры, которые копируют к себе то, что сделали другие, и дальше копирования не продвигаются.

Civilization остается единственной в своем роде и постоянно развивается, она не сползла в откровенное самокопирование. Gran Turismo допиливается лучшими ювелирами автопрома от игровой индустрии. The Elder Scrolls каждый раз совершает следующий шаг, и опять же у нее не так много аналогов. Assassin’s Creed 3 подзадолбал благодаря одной и той же механике боя и передвижения, но если бы разработчики подождали годик, все было бы ОК. В Far Cry 3 нет новых идей, но зато они сведены воедино на более высоком уровне, чем было прежде в схожих играх.

[coon49] Недавно читал новость о том, что могут снять фильм о Half-Life.

В связи с этим возникает ряд вопросов.

1. Гордон Фримен не имеет голоса и вообще за всю историю игры ни слова даже на бумажке не написал. И сделано это специально, чтобы игроки воспринимали героя так, как хотят. Так как режиссировать его характер?

2. Лично для меня HL — в первую очередь эдакая смесь фантастики, постапокалипсиса, хоррора. На втором месте — экшен, продуманный, хотя и местами линейный. Найдется ли такой режиссер, который сможет это все воплотить?

3. Уровень компьютерной графики высок, нам это регулярно показывают Blizzard в сногсшибательных роликах. Вопрос: какова вероятность, что фильм не снимут, а, так сказать, «смоделируют»?

4. И, конечно, вопрос, который будет мучить все фан-сообщество, если решатся снимать. Кто будет играть Гордона?

[Денис Давыдов] Идиот или посредственный ремесленник снимет трэш. Гений снимет шедевр, а помешанный на играх гений снимет Half-Life… но даже его Half-Life не будет похож на реальный Half-Life ничем, кроме общего духа и отдельных элементов. И плевать после этого, кто там сыграет Фримена, лишь бы актер толковый да рожей похож.

Нормальная длительность кинофильма — два часа. За эти несчастные два часа надо показать характеры персонажей и выстроить интригующий сюжет. Игра этой задачи не решает. Двигатель игры — интерактив, «щелкай мышкой», создаваемый игроком экшен, придумывание собственного Гордона. В фильме нет интерактива, схематичные образы не сгодятся, пробежка от локации к локации не катит, упрощенные сюжетные ролики заставят проблеваться, в общем — тут двигатель совершенно иной.

Попытка перенести действие игры на экран — бред. Вы получите тупой забег по локациям. Пять минут просмотра, и недоеденный попкорн запросится назад к свету. В итоге киношники варят суп из топора.«Как бы по игре». В действительности игры там… кот наплакал.

Это одна грань. Теперь вторая грань. Поклонников игры в кинотеатр придет меньше, чем тех, кто притащился «позырить классный фильмец». Похожесть на Half-Life нужна первым, но угодить им очень сложно, эти сволочи (я про нас) все равно будут придираться. А вторым похожесть вовсе не нужна, и им угодить проще, сделав «всего лишь» увлекательный фильм. Да и вообще. Поклонники и так припрутся. Вопить потом будут, конечно… ну так кому они нужны, кому мы нужны, лохи косматые, купи билет и иди, поплачься на форуме, где такие же лохи тебя будут слушать… С каждым годом «лохов» все больше. НАС все больше. Но отношение пока еще не поменялось…

Дальше. Талантливые режиссеры предпочитают снимать не первоисточник, а то, что им нравится. Как Дэвид Линч снимал «Дюну» Фрэнка Герберта? Наскоро прочел в самолете. И дальше, как обычно, показывал любимый им парад уродцев. И так постоянно и везде. Ридли Скотт и «Бегущий по лезвию бритвы» , например. Если не ошибаюсь, Ридли книгу не читал. И очень удивился, узнав, что Филипп К. Дик пришел в восторг от того, насколько точно режиссер схватил дух литературного первоисточника. Ну, повезло Дику. И всему киберпанку. Хорошие ли это фильмы, те, что я назвал?.. Я промолчу. Стоя на коленях. И воздев руки. Хотя и не в восторге от «Дюны» как фанат книжки, поскольку, на мой взгляд, Линч ее исказил.

В редчайшем случае — сильный режиссер (а также сценарист и, в идеале, продюсер) пройдет игру. Это раз. Придумает, как толково воспроизвести сюжетную канву на киноэкране. Адская по сложности задачка! Это два. Наконец, качественно снимет фильм по сценарию. Три. Я таких случаев не знаю. Ни одного.

Книгу еще можно воспроизвести близко к оригиналу. Там есть сюжет, характеры. А в игре они подчинены вашей мышке. Убрали мышку — и нет ее, вашей Half-Life. Пусто. Есть плоские стены псевдонаучной психбольницы, по стенкам ползают хэдкрабы, и мужик бессмысленно таращится на «скриптовые» сценки. Иди, режиссер, снимай…

Последнее — насчет графики. «Властелин колец» , «Аватар». Да, возможно. Технологии доросли.

Я идеалист. Поэтому я жду. Жду, когда начнут снимать фильмы по играм. Что, говорите, Mortal Kombat , Tomb Raider , DOOM , Prince of Persia , Hitman , Silent Hill , Resident Evil , еще какие-то названия? Гм. Нет, не слышал. Продолжаю ждать.

Трибуна «Игромании.ру». Выпуск №3 - фото 10

[Евгений Кульбачный] Меня интересует, как игры на приставки, типа PS3 или X360, могут стоить до 2500 рублей? Они что, золотом покрываются, или их целует мисс Мира? Ведь та же игра, только для ПК, стоит в четыре раза дешевле. Я не жалуюсь, так как люблю играть на ПК, но порой мне хочется купить приставку, тогда я смотрю на цены игр, и желание как рукой снимает. О чем думают те, кто ставит такие цены?

[Денис Давыдов] Консольная игра окупает саму консоль (розничные цены на консоли намеренно занижены) и рекламу этой консоли. Доход от консольной игры идет не только издателю или разработчику, но и производителю приставки. Плата за ночь в постели с мисс Мира на фоне этого — сущие копейки.

[Nerzyllys] Как вы оцениваете нынешнее состояние российских разработчиков и издающих компаний? Потому как, если вернуться в 2007 год, студий-разработчиков было больше, а издатели были сильнее по возможностям. Игры хоть и были плохого качества, но выпускались регулярно, что не могло не радовать. Сейчас, к сожалению, мы видим застой и пустоту в мире производства российских игр.

Хотелось бы спросить вас, как весьма осведомленный в этих делах журнал, как вы оцениваете нынешнее состояние отечественного игрорынка, какие еще остались на плаву российские студии-разработчики и смогут ли вообще в ближайшие пять лет выпускаться проекты ААА-класса в России?

[Денис Давыдов] Вы не туда смотрите. Российские, украинские и белорусские игроделы переместились в онлайн, в социалки, на мобильные платформы.

Prime World , Royal Quest , Panzar: Forged by Chaos , WarThunder. Все вышли в этом году. А офлайновые игры наши разработчики уже почти не делают. Невыгодно. И сложно продвинуться на мировом рынке. Или онлайн, или гораздо более дешевая социалка/мобилка. Cut the Rope — хит мирового уровня.

[Bratochek] Почему оценка «Игромании» (да и вообще любого журнала России) не учитывается при подсчете среднего балла на «Метакритике»?

[Максим Бурак] Хотя на Metacritic четко прописано, что администрация этого волшебного сайта-агрегатора игровых рецензий ежегодно пересматривает списки «одобренных» критиков, участвующих в подсчете таинственного среднего арифметического (Metascore), наказывает и отправляет в изгнание плохих, а хороших по-дружески обнимает и дарит коробку конфет «Коровка» — все это весьма условно. Среди «доверенных» критиков можно найти мало кому известные сайты и даже сомнительные блогерские тусовки.

Особенно часто такие товарищи всплывают на страницах с не особо популярными играми, где вполне может оказаться оценка от сербского игрового сайта, который еженедельно посещает 87 человек.

Разумеется, приложив усилия, сотрудничать с Metacritic может начать и «Игромания» (как, собственно, и почти любое другое игровое издание мира), просто — вот честно — у нас никак руки не дойдут. Вероятно, скоро. Но это не даст ни нам, ни вам никакого особенного повода для гордости. Приятно, конечно, но не сверх того.

[Иван Чернышев] Последнее время заметил, что как в онлайновых изданиях, так и в журналах мне попадается замаскированный рерайт материала из «Википедии» (как правило, в небольших количествах, но все же). Постороннему взгляду, может, и незаметно, но, так как я сам являюсь относительно активным автором, «свою руку» узнаю где угодно. Насколько сильно влияет энциклопедия на СМИ вообще и на «Игроманию» в частности?

[Олег Чимде] Когда говорят о копипастах с «Википедии» , обычно забывают, что сама «Википедия» — один сплошной копипаст. Там не бывает уникальной информации, а если и бывает, то называется «оригинальным исследованием» и всячески подвергается сомнениям. Использовать ее следует лишь в качестве посредника между вами и первоначальными материалами (там же всегда есть ссылки). С такой должностью она справляется отлично.

На нас «Вики» влияет ровно одним образом: с помощью нее мы быстрее находим нужные данные, да еще и в удобном формате. Это один из многих источников. «Переписывание Вики» не практикуем. Надо думать, есть и те, кто практикует, но это уже вопрос не к «Игромании». Напротив, мы иногда сами что-нибудь туда дописываем. В начале этого года, например, с главредом поправили ошибку в переводе «трех правил роботехники», чем, возможно, спасли мир от восстания машин.

Трибуна «Игромании.ру». Выпуск №3 - фото 11

[Глеб Иванов] Как вы относитесь к переходу от Windows к Linux?

[Денис Давыдов] Упаси Боже. Хотя если кто хочет перевести лично себя, то и на здоровье.

[Leon] Как вы относитесь к пиратству? Лично я считаю, что игру нужно сначала пройти, а уже потом, если понравится, заплатить.

[Денис Давыдов] Сожрать кексик в кафешке и оплатить, если понравится. Ну да, ну да. А ничего не треснет?.. Мне стыдно за наше поколение, которое считает разумным задавать подобный вопрос. И ладно бы уважаемый Leon был единственным. Но таких много. Да что там, я и сам подчас задаюсь таким вопросом. Только в моем случае это не про игры, а про кинофильмы.

Уважаемые читатели. Если вы потребили продукт, вы обязаны за него заплатить. Если вас от кексика разобрал понос, можете предъявить иск, но заплатить за кексик — надо.

На мой взгляд, оптимальное решение — это дегустация с сохранением прогресса (увы, с кексиком не прокатит, а вот с играми — можно). Идеально — почивший OnLive. Полчаса играешь бесплатно. Понравилось — оплачиваешь игру и продолжаешь с того места, где остановился.

Чуть похуже — демо-версии. Неудобно. Отдельно качать и инсталлировать. Проходить, если понравилась игра, придется потом с нуля. Ну его. Интереснее модель первого DOOM, принесшая в игровой мир идею shareware. Первый эпизод проходишь бесплатно. Понравилось? Покупаешь остальные эпизоды. Так сейчас устроены некоторые игры на мобильных платформах.

Но, увы, пока что индустрия, вместо повсеместного внедрения принципа «дегустации», отвечает кучей видеороликов (вау-вау, течка слюнок как мотив для импульсивной покупки), переходом на консоли и миграцией на бизнес-модель free-to-play.

P.S. Leon, примите мой респект. Вы хотя бы думаете об этом. В отличие от многих других.

Про сайт и про журнал

[potron17] Уважаемая редакция, у меня к вам вопрос: что происходит с «Видеоманией» (а точнее, с рубрикой «Мнение»)? Сначала видео становились все короче и короче, затем за всех отдувался Геворг Акопян. А в декабрьской ВМ вообще одни летсплеи — и что будет дальше?

[Алексей Шуньков] Вы правы, в последнее время с видео наметился определенный застой. Мы тоже это заметили, немного поразмыслили и как результат сейчас создали новую видеостудию в стенах «Игромании». Что из этого следует?

Редакционного видео станет больше. Вы чаще будете вживую видеть Макаренкова, Пушкаря, Геворга «отдуваюсь за всех» Акопяна и многих других. Вполне возможно, в кадр вернется кто-то из тех, кого вы уже и не надеялись увидеть, — тут интригу пока сохраним, но переговоры идут полным ходом. Кроме того, планируются новые передачи (в том числе в прямом эфире), новые лица и местами новый дизайн. Отвечая на ваш вопрос — дальше будет круто. В ближайших же номерах и в ближайшие месяцы на сайте.

[SanchaS46] Хотелось бы узнать, будет ли возвращена рубрика «Новости редакции» в виде видеосюжетов.

[Алексей Шуньков] Сейчас планируем еженедельную новостную передачу на сайте. Конечно, она будет посвящена не только и не столько жизни редакции, а скорее чуть более глобальным событиям индустрии. Но вполне возможно, мы будем иногда делиться и редакционными новостями, если вам интересно.

[kirillgame] «Игромания», будете ли вы возвращать Daily?

[Алексей Шуньков] Непосредственно Daily как формат — нет. Но сейчас мы идем к тому, чтобы сделать вещание на сайте ежедневным: каждый день минимум по одному новому ролику. На такой режим планируем выйти уже к марту.

Будут и перестановки. К примеру, «Во что поиграть на этой неделе» переедет на вечер пятницы, чтобы дразнить вас новыми играми накануне выходных, а не перед началом рабочей недели.

Общий смысл в том, что появится ежедневная сетка вещания. Вы будете точно знать, по каким дням и в какое время выходит очередная программа.

[d_pugavko] Уже известно, что следующий год будет невероятно богатым на видеоигры. А это означает, что марафоны должны вернуться! Я прав? И вернутся ли они?

[Алексей Шуньков] Очень может быть!

[volf 007] Провокационные вопросы:

1) Скачиваете ли вы игры с торрента, если да, то какие жанры, и скачивали ли вы пиратки на приставки?

2) Как вы относитесь к тем комментариям, которые критикуют ваши статьи (примеры: недавние CoD и Hitmen)? Вы делаете выводы и пытаетесь сделать статью, которая понравится людям, остаетесь при своем мнении или заказываете киллера (того же Хитмена) и ликвидируете всех врагов? Просьба ответить честно, я никому не скажу. :)

[Денис Давыдов] Отвечаю по секрету. Никому не рассказывайте. Иначе вышлем сами-написали-кого.

1. Как редакция мы добываем игру любыми путями, если требуется составить рецензию. Криминала в этом — на слезу енота. Во-первых, нам и так эту игру, как правило, рады предоставить, но не всегда привозят вовремя. Во-вторых, СМИ имеет право воспользоваться информацией, поступившей в свободное обращение, для нужд публикации (и не более того). Вот если мы стырим игрушку из студии, то да, это прямое нарушение закона.

Как сами по себе, мы все люди. Каждый решает за себя. Лично я ошиваюсь на Steam и на yuplay.ru.

2. Критику — приветствуем. Оскорбления и пустой флуд — воспринимаем негативно. Из любых комментариев стараемся делать выводы на будущее и перестраиваем материалы таким образом, чтобы они нравились и нам, и вам. А также были и объективными, и увлекательными. Вы даже не представляете себе, сколько работы подчас происходит «за кулисами» редакции после комментариев к статье или видеоролику.

«Пишите вежливо и по теме» (главное правило). Критика — нужна, похвалы — нужны, подмечание нюансов в статье или видеоролике — нужно, обсуждения — нужны, споры — нужны, предложения — нужны, диалог — нужен.

[Tolkien] Есть какие-нибудь планы о возрождении журнала и сайта ЛКИ? И как поживают люди, ранее работавшие в них? Планируете ли вы редизайн сайта «Игромании»? И увидим ли мы новые проекты в новом году, как на сайте, так и в журнале?

[Денис Давыдов] ЛКИ пока возрождать не собираемся, зато многие сильные ребята из ЛКИ перешли на «Игроманию.ру». Редизайн «Игромании.ру» значится в планах, вместе с новым движком для сайта. Новые проекты — еще как увидите! В особенности на видео.

[Александр Елин] В связи с тем, что редколлегия журнала «Лучшие компьютерные игры» пополнила вашу команду, я хотел бы спросить: планируете ли вы еще реализовать контент ЛКИ (рубрики, статьи и др.) в «Игромании»?

[Денис Давыдов] Да. В первую очередь — на сайте. Но любые анонсы — в момент запуска. И, конечно, кальку с ЛКИ делать никто не планирует. Мы развиваемся, мир меняется, да и сайт — не журнал.

Присмотритесь к блогу, кстати говоря. «Вокруг игры» ничем не напоминает?..

[Коралл] За то время, что я знаком с вашим журналом и сайтом, я насчитал уже несколько проектов, которые делались вроде бы серьезно, на долгое время, но в итоге быстро сворачивались. Это «Игромания лайт», просуществовавшая всего год, «Игромания XP», те же Weekly и Daily. Почему так происходит, и не грозит ли такая судьба редакционному блогу и собственно «Трибуне»?

[Денис Давыдов] Грозит, конечно! «Игромания лайт» , на мой взгляд, была неудачным проектом. Хороший журнал, но не то. «Игромания ХР» — это был эксперимент (на экспу), который не в полной мере оправдал мои ожидания (зато принес много экспы и дал ряд интересных последствий). Daily — слишком трудоемкая штука, она отжирает ресурсы, и потом на другие идеи уже не хватает сил и времени. Поэтому и закрыли. Weekly — к ней, подозреваю, вернемся.

Фишка — не в сохранении формы, будь то рубрика, сайт или журнал. Фишка — в развитии и в результатах. Мы пробуем новое, ставим эксперименты, жонглируем форматами, стараясь добиться максимально интересного контента. Если для этого потребуется основать и закрыть десять «Игроманий лайт», значит, так оно и будет.

[HelloAgain] Было бы интересно услышать о судьбах всех прошлых главных редакторов «Игромании» — кто где сейчас работает и есть ли возможность возвращения их под крыло «Игромании», даже в качестве внештатных авторов (как, например, одно время работал Олег Ставицкий)?

[Денис Давыдов] Начал отлавливать по одному, первым пойдет Олег Полянский , он же Doctor. Главный редактор «Игромании» в 2004—2005 годах.

Трибуна «Игромании.ру». Выпуск №3 - фото 12

С Олегом мы начали работать еще в «Навигаторе игрового мира» , пришел как автор, писал ужасно, и чего я его взял… но мы оба не прогадали, это точно. Потом Олег потрясающе вырос. В «Игроманию» я поначалу позвал Олега редактором.

На мой взгляд, главная заслуга Олега как главреда — что наладил четкий организационный процесс (будучи главредом в 2000—2004 годах, я строил сильное издание, но вот с четкой работой было паршиво, я слишком хаотичен). Дальше передаю слово.

Олег: «После «Игромании» проработал еще два года в издательском бизнесе (это у нас в издательстве — как директор по развитию, и позже как издатель журнала «Личный доктор»), а затем ушел «в интернет» — небольшой частный холдинг, купивший несколько проектов. Стал развивать собственный небольшой бизнес — веб-студию, впоследствии (в 2009 году) открыл СПА-салон «Синий слон». Сейчас «в режиме поиска», с прицелом на один бурно развивающийся и интересный мне рынок. Набрал 11 килограмм :)».

Возвращение Олега в «Игроманию» пока что не намечается. Сильно изменились интересы. Впрочем… спрошу-ка я его.

— Кстати, к нам чего-нибудь пописать не хочешь? Во-первых, это вопрос от читателя. Во-вторых, и от меня тоже. В блог, скажем.

— Если об играх, то это не мое уже. Но спасибо за.

— Спрошу через год еще раз.

Многое в нашей жизни движется по кругу.

[Сергей Меновщиков] Я бы хотел спросить, а можно ли будет заказать журналы с самого первого номера (1997)? Мне бы очень хотелось!

[Денис Давыдов] Если вы про цифровую версию, то у нас у самих исходников не сохранилось. Разве что потом скачаем с торрентов и разместим у себя для свободного скачивания. Так, порядка ради.

Если вы про печатную версию, то ее нет. По одному-два номера. У нас же не архивный склад минувших лет, рассчитанный на продажу в течение следующего тысячелетия. Поищите на форумах, народ иногда продает подшивки за несколько лет.

[Softig] Сейчас просторы интернета захламлены копипастом. Некоторые недобросовестные сайты просто копируют статьи/новости, в лучшем случае используя рерайт. Отслеживаете/пресекаете ли вы такие хищения интеллектуальной собственности или предпочитаете, подобно слону, пренебрежительно игнорировать данные случаи?

[Денис Давыдов] Ну вот надо нам за всеми гоняться. Иногда можем и пресечь. А вообще надо быть впереди, а не чистить хвосты.

[Андрей Милославский] Может ли когда-нибудь вернуться в журнал/появиться на сайте рубрика «Игрострой». Или времена игростроя уже прошли? И если нет, то почему, ведь есть много людей, которые хотят попасть в игропром, но не знают, с чего начать, а ваш журнал стал бы для них отправной точкой (похожая ситуация была со мной).

[Денис Давыдов] Похожая ситуация была со многими, в том числе с моим племянником… и я очень рад, что у нас была такая рубрика. «Игрострой» — это про создание карт и модификаций для игр. Вел ее Алексей Макаренков (кажется, вы его даже знаете).

Несколько лет назад стало ясно, что эпоха пользовательского контента минула. Игроделы перестали выпускать редакторы карт и прочий инструментарий, а как следствие — из-под рубрики исчезла почва. И мы ее закрыли. Издателям выгоднее продавать DLC, нежели предоставлять народу редакторы для создания карт и модификаций, которые затем распространяются бесплатно. Исключения есть ( Skyrim , Far Сry 3 и некоторые другие игры UbiSoft ), но это лишь исключения. Вообще, за темой мы следим. Внимательно.

[Vampire696] Какие планы на Новый год, играть во что-нибудь или гулять?

[Алексей Макаренков] Планирую несколько дней как следует отдохнуть с друзьями, навестить родственников, покататься на лыжах и попариться наконец в нормальной деревенской бане — с обязательным заныриванием в сугроб. А там уже и к работе пора будет приступать. Сразу после праздников у нас намечена сдача видеодиска с новой командой. Планов громадье — тут особенно не расслабишься!

[Александр Пушкарь] В очередной раз уеду на море, на этот раз — в Одессу. Да, я знаю, что туда принято летом. Но есть там одна кафешка с камином и панорамными окнами почти у самой воды, где можно сидеть в кресле ногами к огню и смотреть, как же холодно по ту сторону стекла и как клево здесь, внутри. А если получится — можно будет и искупаться в новогоднюю ночь. Пять лет назад в Крыму я это сделал. До сих пор хвастаюсь.

[Денис Давыдов] Ребенок, настолки, одна онлайновая игра, Skyrim и пачка фильмов. И, подозреваю, работа по «Игромании.ру» числа с пятого-шестого.

[Олег Чимде] Я на каждые новогодние каникулы оставляю себе какую-нибудь игру, которую не успел пройти за год. В 2010-м это был Fallout: New Vegas , в прошлом году — Batman: Arkham City… Но на эти каникулы почему-то ничего не припас. Паника! Вот судорожно что-нибудь ищу. Наверное, пройду Resident Evil 6.

[Алексей Шуньков] Планы — хоть немного отоспаться, затем вернуться в платиновую лигу StarCraft 2 , обязательно посмотреть «бету»… И на работу. Видеостудия выходит числа пятого, еще решаем, когда точно.

[Сергей Непрозванов] В лучшем случае — я наконец высплюсь. Конец этого года проходит в каком-то сумасшедшем темпе.

[Федор228] Какие новые креативные, оригинальные и просто банальные идеи у вас находятся на первом месте в предстоящем году? Какова миссия вашего журнала, как вы собираетесь держаться на этом рынке. И насколько это зависит от публики?

[Алексей Макаренков] По журналу «Игромания» — наладить и развернуть видеонаправление (там масса идей о том, что можно сделать, будем воплощать в жизнь), усилить эксклюзивность статей в большинстве рубрик (максимум интервью со значимыми людьми из игроиндустрии, мнения разработчиков — в том числе в рецензиях и в спецматериалах), запустить несколько новых рубрик.

[Денис Давыдов] На «Игромании.ру» из самого основного: перейти на новый движок, выстроить новый формат статей, упрочить и развить видеонаправление. Ну и много придумок, которые я не стану озвучивать, пока не воплотим. Сейчас допиливаем редакционный блог — скоро в нем появится рубрикация.

На этом все

Всем огромное спасибо за вопросы. Встретимся в феврале 2013 года в новом выпуске рубрики!

Над подготовкой рубрики работали (выбирали вопросы, отлавливали сотрудников редакции и калеными щипцами вытаскивали из них ответы, сводили все воедино…) Денис Давыдов и Олег Чимде.

P.S. Как раз сейчас монтируется огромных размеров новогодний видеосюжет, в котором редакция журнала «Игромания» отвечает на вопросы читателей. Шоу дедов морозов выйдет в трех частях ближе к Новому году. Следите за обновлениями сайта.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь