Киберспортивный Дракон: итоги 2012 года

Киберспортивный Дракон: итоги 2012 года

Киберспорт — Киберспортивный Дракон: итоги 2012 года
The International 2, развитие онлайновых трансляций, фантастические победы PartinG’a и NiP и многое другое.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Киберспорт
Киберспортивный Дракон: итоги 2012 года

В декабре прошлого года все только и говорили о предстоящем конце света и прочей мистической ерунде. Ничего, конечно же, не случилось (хотя есть версии, что процесс запущен и мы семимильными шагами приближаемся к «радужному» финалу), и 2013 год, к счастью, наступил. Хорошенько отдохнув и отгуляв все традиционные январские праздники, мы подводим итоги киберспортивного 2012 года.

Год Дракона не разочаровал поклонников компьютерного спорта. В 2012-м по всему миру прошло несколько сотен чемпионатов, на которых разыгрывались миллионы долларов. Рубились в самые разные игры — от старушки Counter-Strike 1.6 и классической версии DotA — до ультратехнологичных Battlefield 3 и StarCraft 2

► Темные и мрачные компьютерные клубы ушли в прошлое. На фото казанский клуб Battle Hall — образец того, как должна выглядеть киберспортивная площадка.

В прошлом году киберспорт продолжал планомерно развиваться. Прежде многие рассматривали его исключительно как детскую забаву и ассоциировали с темными подвальными компьютерными клубами и пустой тратой времени, но за последние несколько лет он сделал невероятный рывок вперед.

Недавно в нашем сообществе возник небольшой спор о том, в какую сторону движется киберспорт и «правильной ли мы идем дорогой, товарищи». Высказались почти все уважаемые «динозавры» компьютерного спорта СНГ, и мы получили два лагеря с кардинально различающимися точками зрения. Одни утверждали, что киберспорт стремится в тупик и раньше было лучше. Другие возражали, что они только рады тому, как все происходит, и не нужно ничего менять.

► А если провести, к примеру, турнир на миллион долларов в Angry Birds, игра тоже будет считаться киберспортивной?

Истина, как обычно, где-то посредине. Компьютерный спорт, как Колобок из детской сказки, решительно убежал от компьютерных клубов и почти целиком перешел в онлайн. Именно на просторах Сети теперь проходит подавляющее большинство чемпионатов. Впрочем, самые крупные турниры все-таки сохранили в своем формате зрелищные LAN-финалы как последний, решающий, этап соревнований.

Главным же достижением компьютерного спорта мы считаем фантастически быстрое развитие «стримов» (от англ. stream — прямая трансляция). Конечно, эта технология увидела свет далеко не в прошлом году, но именно в 2012-м произошел резкий скачок популярности подобных трансляций — не осталось, пожалуй, ни одного турнира, который не транслировался бы по сети в реальном времени.

► Алексей Крупник (White-Ra) уже давно не радует поклонников выдающимися результатами, но по-прежнему любимчик игрового сообщества. Его стримы смотрят десятки тысяч зрителей.

Раньше сильнейшие мировые команды и организаторы чемпионатов годами колотились в двери ведущих телеканалов, доказывая перспективность киберспорта как зрелища. Чаще всего их отсылали на все четыре стороны и продолжали снимать сериалы о похождениях бравой милиции.

Но времена изменились. С появлением компаний Twitch.TV и Own3D.tv уже не киберспорт стал неинтересен телевиденью, а телевиденье — неинтересно киберспорту. Дошло до того, что призовые фонды некоторых чемпионатов теперь формируются исключительно из средств, заработанных посредством собственных прямых трансляций.

• Карлос Родригес Сантьяго (ocelote) — игрок SK Gaming и самый популярный стример по League of Legends во всем мире.

Кроме того, появились люди, которые просто запускают любимую игру на своем PC и транслируют ее через каналы вышеуказанных компаний, зарабатывая на этом несколько тысяч евро в месяц. Далеко не всегда это сильнейшие в мире игроки, — тут важно личное обаяние комментатора, который может посредственно играть, но при этом отчаянно веселить своих зрителей своими шутками и быть настоящей душой компании.

А еще в 2012 году в сторону киберспорта стало с интересом поглядывать гораздо больше компаний с мировым именем. Если раньше основными спонсорами команд и чемпионатов были производители компьютерного железа (Intel, BenQ, ASUS, ACER, MSI) и игровой периферии (SteelSeries, Razer, Roccat), то тут подтянулись даже такие компании, как Red Bull, ранее акцентировавшие свое внимание исключительно на экстремальных видах спорта.

► Всемирно известная компания Red Bull открывает для себя компьютерный спорт.

Примечательно и то, что сделать свои игры киберспортивными в последнее время стремится большинство крупных разработчиков — как UBISOFT, Valve или Wargaming. Ведь секрет успеха на самом деле прост — если вы хотите продлить вашей игре жизнь, позиционируйте ее как соревновательную дисциплину и проводите регулярные чемпионаты. Призовые — не самая высокая цена за гарантированный приток новых игроков.

Так, рейтинг самых популярных игр (по количеству игроков онлайн) на платформе Steam весь 2012 год возглавляла Dota 2, а вот громкие одиночные релизы появлялись и исчезали через недельку-вторую.

Киберспорт «у них» и «у нас»

В прошлом году мы получили от Шведского института приглашение посетить Швецию и познакомиться с ее игровой индустрией, а также побывать на крупнейшем компьютерном фестивале Dreamhack Summer 2012.

► Обзорные виды с Dreamhack Summer 2012 — крупнейшего компьютерного фестиваля в мире.

Вскоре по прилете стало заметно, как отношение шведов к киберспорту отличается от отношения наших соотечественников. Все случайно выбранные и опрошенные на улице люди сказали, что, конечно, слышали о соревнованиях по видеоиграм и считают это классным и интересным увлечением.

Страны СНГ пока в этой части значительно отстают от Скандинавии, но и у нас наметились положительные сдвиги — в основном вокруг украинской столицы. Киеву повезло принять сразу несколько очень крупных чемпионатов на площадке Kiev Cybersport Arena, что и помогло городу отбить у Москвы титул «киберспортивной столицы СНГ».

Чтобы подвести под итогами года некую черту, мы решили сделать несколько номинаций.

Главное событие 2012 года

The International 2

Разве могло быть иначе? Миллионного турнира от Valve мы ждали с самых первых дней 2012 года, и он превзошел все ожидания. Подробно описывать сиэтлский чемпионат не станем, ему посвящен отдельный материал. Расскажем лишь о его влиянии на развитие компьютерного спорта.

► Ребята явно выбрали не те места, можно было подобраться и поближе.

The International 2 собрал всех сильнейших профессиональных игроков в Dota 2 и был отлично организован. Трансляции решающих матчей в прямом эфире (и это только посредством стримов) посмотрели полмиллиона человек. Уйма народу увидела матчи в записи или просто где-то услышала о чемпионате.

Турнир вызвал мощнейший отклик у американского телевидения — несколько каналов (в том числе NBC) сняли о нем специальные сюжеты, которые стали откровением для многих американцев. Свое документальное видео сделали и в Valve. По нашему мнению, это лучшая документалистика за все время существования киберспорта.

► Документальный фильм от Valve можно смело отправлять на любой телеканал

Еще больший след TI 2 оставил в умах поклонников Dota 2. Фантастическая атмосфера, красивый город, концертные залы и в срок выплаченные призовые в 1,6 миллиона долларов в хорошем смысле потрясли тех, кто не попал в Сиэтл.

Если первые несколько месяцев по завершении турнира мы наблюдали за беготней игроков из одного состава в другой, то сейчас все устаканилось. Следующий подобный чемпионат не за горами, и к нему нужно подойти максимально сильной и сыгранной командой. Пропускать его никак нельзя, ведь ходят слухи, что The International 3 может стать последним турниром такого рода по Dota 2.

Лучшая команда 2012 года

Ninjas in Pyjamas

Прошлым летом NIP были одними из первых, кто поверил в светлые перспективы Counter-Strike: Global Offensive. Пока остальные доигрывали в Counter-Strike 1.6, легендарный Эмиль Кристенсен (HeatoN) быстро сколотил пятерку, состоящую из звездных шведских стрелков.

► Эмиль Кристенсен (HeatoN) ранее сам играл за NiP в CS 1.6, а теперь в качестве менеджера CS:GO-состава путешествует вместе с командой по всем чемпионатам.

За пять месяцев своего существования Ninjas in Pyjamas выиграли все турниры, в которых участвовали, — общим числом (за прошлый год) семь крупных штук. За все семь они не проиграли грозным соперникам и карты.

Примечательно, что сильнейшая пятерка мира по игре в CS:GO не знает поражений именно на LAN, — там они выиграли пятьдесят восемь карт кряду, а общая разница по набранным раундам составила +530. По имеющимся сведениям можно вычислить, что итоговый счет одной усредненной карты равен 16:7. Звучит, не правда ли? А еще, кому любопытно, NIP на этих турнирах заработали 73 000 $.

• Очередной чемпионат и очередное золото. Разве бывают другие места, кроме первого?

Кое-как противостоять Патрику Линдбергу (f0rest) и компании в прошлом году пытались лишь французы из VeryGames, которые, к слову, продули скандинавам все финалы. В решающих встречах их частенько громили со счетом вроде 16:1 или 16:3.

Честно говоря, мы пока затрудняемся назвать вам тех, кто первыми остановит шведов. Пока вынуждены признать, что у NIP нет серьезных конкурентов, и не известно, когда те появятся и появятся ли вообще. Впрочем, теоретически больше всего шансов сейчас у титулованной польской пятерки ESC Gaming (NEO, Pasha, Kuben, TaZ, Loord).

► Поляки играют с каждым днем все лучше и лучше. Недавно NEO и компания красиво обошли всех соперников и выиграли чемпионат в Киеве.

Дело в том, что эти поляки — чуть ли не единственные, кто всегда был готов выигрывать у шведов. Они не раз загоняли в угол Кристофера Алесунда (Get_RiGhT) и Патрика Линдберга (f0rest), когда те еще играли в CS 1.6. Самым ярким примером стал финал WCG 2009, когда шляхтичи остановили, казалось бы, непобедимых Fnatic.MSI.

Не нужно забывать и о ребятах из Fnatic и Na’Vi — они не привыкли к роли аутсайдеров и вряд ли смирятся с дальнейшим шведским доминированием. Если первые за декабрь успели поменять нескольких игроков, то вторые состав сохранили и усердно тренировались. Основной упор Na’Vi делают именно на январь-февраль и лишь потом отправятся на свой первый европейский чемпионат.

► Пока что подобные моменты в игре Na'Vi встречаются редко, но вскоре ситуация может измениться

Всем уже наскучили постоянные победы шведов — сообщество жаждет увидеть новых чемпионов. Быстрее бы показали тех, кто остановит Ninjas in Pyjamas! 2013 год обещает быть очень интересным, лишь бы сама игра не выпала из числа официальных дисциплин престижных мировых чемпионатов...

Лучший игрок 2012 года

Вон Ли Сак (PartinG)

Если победителями в первых двух номинациях стали игроки в Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive, то третья отсылает нас к StarCraft 2. Мы уже признали восемнадцатилетнего корейского мастера лучшим игроком ноября, а теперь он стал лучшим игроком года.

► Вон Ли Сак (Parting) — лучший в мире игрок в StarCraft 2 по результатам WCS и WCG 2012.

Вон Ли Сак не слишком успешно выступал весь год, но вышел на пик формы именно тогда, когда это было необходимо. Он с блеском обыграл всех соперников на World Championship Series от Blizzard и World Cyber Games 2012.

О таланте этого корейца заговорили еще в 2010 году, когда шестнадцатилетний паренек пробился в финал самой престижной лиги в мире — GSL Season 2: Code S. Тогда он проиграл легендарному и гораздо более опытному IM.MVP, но кто ему в то время не проигрывал?

► Счастливый чемпион едва удерживает в руках тяжеленный кубок от Blizzard.

Юный игрок сказал всем: «Да, MVP и МС мне еще не по зубам, но я дождусь своего звездного часа». Прошло всего два года, и PartinG, сняв скальпы с лучших игроков со всего мира, суммарно заработал 125 000 $.

В самом конце 2012 года Вон заявил, что покидает свою команду StarTale и вскоре подпишет контракт с новой организацией. Наверняка это будет какая-нибудь сильная американская команда вроде Evil Geniuses или Team Liquid, ведь лишь они могут предложить игроку лучшие финансовые условия.

► Американцы из Evil Geniuses — основной претендент на молодого южнокорейского таланта.

Впрочем, денежная сторона вопроса вряд ли основная — PartinG скорее мечтает о славе и европейских и американских чемпионатах. В Южной Корее у местных профессиональных игроков спартанский режим тренировок и не особенно принято щеголять перед поклонниками.

* * *

Вот вроде бы и все, о чем мы хотели вам поведать про киберспорт в 2012 году. Искренне верим, что 2013 год будет удачным для всех и подарит нам исключительно радостные минуты. А что касается компьютерного спорта, чемпионатов и новых игр — они, конечно же, будут, куда они денутся-то?

Комментарии
Загрузка комментариев