26 марта 2013Особое мнение
Обновлено 29.08.2023

Обрушились мечты. Как free-to-play мышление превращает художников в бизнесменов

Обрушились мечты. Как free-to-play мышление превращает художников в бизнесменов - изображение обложка
Обрушились мечты. Как free-to-play мышление превращает художников в бизнесменов - фото 1

Когда Рагнар Торнквист, геймдизайнер и сценарист, которого я до сих пор безмерно уважаю, но уже не так сильно люблю, заикнулся о продолжении главного сериала своей карьеры — The Longest Journey , — у тысяч людей сердце забилось быстрее. И у меня в том числе. Что четырнадцать лет назад, что сейчас — это безупречное приключение, которое не стыдно сравнить с лучшими литературными произведениями жанра. Если совсем честно, то TLJ воспринималась скорее не как квест, а как книга, немного интерактивная и красочная, с фантастической озвучкой и артом.

Проблемы Эйприл Райан, студентки академии изобразительных искусств, становились будто твоими собственными, мир казался настоящим, а персонажи — живыми. Знаю, журналисты постоянно говорят подобные вещи о самых разных играх, но TLJ если не выделяется среди всех, то уж точно стоит на одной ступеньке с лучшими. Если сомневаетесь, то просто попытайтесь вспомнить, когда вы в последний раз встречали героиню видеоигры, которая говорила и вела себя как настоящая девушка, а не ее искаженный и опошленный образ, рожденный в голове мужчины? В 2006 году, с выходом Dreamfall , в котором история продолжилась, фокус сместился на новую героиню, апатичную Зои — милую, но не такую интересную, как Эйприл.

После ухода из Funcom , связанного с провалом дорогущей онлайновой RPG The Secret World , Торнквист основал Red Thread Games (в составе — сплошь ветераны норвежской игровой индустрии, большинство из них тоже сбежали из Funcom), чтобы наконец-то закончить наше бесконечное путешествие. Запустился Kickstarter. Авторы попросили всего 850 тысяч долларов (175 тысяч на создание прототипа любезно выделил Норвежский киноинститут). Главная героиня — Зои (теперь с пирсингом в носу!), целевая платформа — PC, релиз — в 2014-м. Было сложно поверить, что все происходит на самом деле, фанаты дружно сходили с ума на форумах и праздновали так, будто наступил Новый год. И я вместе с ними.

Да, в своих мечтах я видел продолжение истории Эйприл (или на худой конец приквел, подробно рассказывающий о том, что она делала в промежутке между первой и второй частью), работающее на технологии уровня Heavy Rain , с высокой степенью нелинейности. Но легко был готов смириться и с кривой анимацией, и с мутными текстурами, и, что самое сложное, тем, что Эйприл окончательно ушла на задний план.

Но тут произошло ужасное. Собрав что-то около миллиона, новообразованная студия стала рассказывать о так называемых stretch goals — дополнительном функционале и контенте, который появится в игре в зависимости от итоговой суммы. Напротив пункта «2 миллиона» значилось непонятное The Longest Journey Home. Мне до сих пор жаль, что я прочел описание. С двумя миллионами Торнквист пообещал сделать уже две игры. Одна — подробный сиквел Dreamfall с Зои. Вторая — классическое 2D-приключение с инвентарем и пиксельхантингом, вручную нарисованными задниками и… Эйприл в качестве главной героини. Занавес.

Торнквист не просто шантажировал преданных поклонников, сказав, что «две истории невозможно объединить в одной игре». Он открыто, хоть и неосознанно признался в том, что мыслит в первую очередь уже не как творец, а бизнесмен, причем мыслит ужасными категориями: дадите немного денег — получите немного, дадите чуть больше — получите чуть больше, дадите очень много — и все будет как надо.

Посмотрев на это, первым делом хочется отозвать деньги, потраченные на коробочное коллекционное издание. Два миллиона явно не наберутся, а прохождение будет омрачено знанием того, что все могло быть куда лучше.

Ужас ситуации заключается в том, что Торнквист продает не просто «новое оружие», «новые доспехи» и вообще все то, что обычно дают за микротранзакции. Он не просто предлагает ненужные бонусы тем, кто даст ему чуть больше денег. Он собрал сумму, которую просил у фанатов за продолжение истории, а теперь радостно сообщил им, что придется доплатить еще, потому что история вроде как будет не вся. На вопрос о том, почему бы не раскрыть судьбу обеих девушек в одной игре, которую поклонники уже честно профинансировали, он ответил, что это «две несовместимые вещи». Хотя понятно, что на самом деле «две несовместимые вещи» — это бизнес и творчество, и грустно, что Торнквист злоупотребляет доверием и помощью фанатов, еще даже не успев отплатить им в ответ.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь