Игра в материале
Remember Me
8.5Рейтинг
Игромании
8.1Рейтинг
игроков
PC   PS3   X360
Жанр: Боевик, Боевик от третьего лица
Мультиплеер:  Нет
Разработчик: Dontnod
Издатель: Capcom
Издатель в России: СофтКлаб
Дата выхода: 7 июня 2013
Дата выхода в России: 7 июня 2013
Remember Me

Remember Me

Вердикт — Remember Me
«…Главная героиня Нилин работает на гигантскую корпорацию Memoreyes, которая производит импланты, продает воспоминания и в целом контролирует ситуацию на рынке. Конечно, чтобы оставаться первыми, приходится прибегать к не совсем законным средствам. Нилин
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Remember Me

Воспоминания — ценная штука, это много раз обыгрывалось фантастами, да и сейчас тема актуальна — как в медиа, так и в реальной жизни. Редактор журнала Esquire Эй Джей Джейкобс поставил на себе эксперимент: приладил камеру к голове и фиксировал все происходящее с ним днями напролет.

Тебя легко поймать на лжи, все документируется, а собеседник ощущает дискомфорт, постоянно чувствуя на себе прицел объектива. Пользователей очков Google Glass и вовсе уже не пускают в некоторые заведения, большинство экспертов из профильной технической прессы задались вопросом этичности подобного устройства.

Логическое продолжение ситуации можно найти в одной из серий шоу Black Mirror, где в людей были вживлены специальные чипы, позволяющие записывать и потом воспроизводить все, что происходило с человеком.

А теперь давайте идею разовьем. Представьте, что можно не просто пережить любую ситуацию из прошлого, а выборочно изменить свою память, стереть особо неприятные эпизоды — с такими возможностями есть шанс повлиять не только на жизнь отдельно взятого человека, но и на весь мир, сделать его лучше, избавить от зла. Идея благородная, побуждения самые лучшие, но за удивительной технологией всегда будет стоять контроль и обязательная систематизация.

Город забытой романтики

2084 год встречает нас ярким Нео-Парижем, ставшим ключевым европейским городом. Он чем-то неуловимо напоминает City 17, но в то же время отличается от того Парижа, что мы знаем сегодня, несколькими, но критическими деталями. В первую очередь, один из его жителей придумал чудо-технологию управления памятью. Достаточно внедрить человеку имплант под названием Sensen (Sensation Engine), и воспоминания можно будет удалять, изменять и даже покупать новые. Во-вторых, роботы, наконец, появились не только у армии и японцев, но и повсеместно трудятся в борделях и торговых лавках на рынке.

• Смысл выбрасывать трупы в гробах-капсулах, когда их все равно открывают и сваливают в кучу?

Главная героиня Нилин работает на гигантскую корпорацию Memoreyes, которая производит импланты, продает воспоминания и в целом контролирует ситуацию на рынке. Конечно, чтобы оставаться первыми, приходится прибегать к не совсем законным средствам. Нилин и есть это средство. Она занимается промышленным шпионажем, ворует у разных людей идеи для развития тоталитарной компании. Нилин уникальна потому, что может не только красть чужие воспоминания, но и частично менять их фрагменты на лету, тем самым создавая для человека новую реальность.

Так бы девушка и работала втихомолку, если бы не случилось нечто, после чего героиня обнаруживает себя в Новой Бастилии. Как она тут оказалась, почему — неизвестно. У Нилин частично потеряна память, но это только начало: девушку вежливо просят пройти в кресло для окончательного удаления всех воспоминаний (точнее, перенесения в цифровом виде на специальный сервер). Делается это для того, чтобы узники не сбегали из тюрьмы. Без осознания того, кто ты и чем занимаешься, особого смысла совершать побег нет, поэтому все пленники постепенно превращаются в безэмоциональные овощи. Процедура весьма болезненная, и не каждый в состоянии ее перенести. Если все пройдет плохо, девушку положат в капсулу и выбросят в парижские трущобы.

Ситуация безвыходная, конец, кажется, неизбежен… как тут на помощь приходит внезапно вспыхнувший в голове голос, настоятельно рекомендующий бежать. Через канализацию, тайком забравшись в одну из таких капсул-гробов.

• Судя по витрине магазина, в некоторые мирные модели роботов встроены огнеметы.

Так Нилин погружается в дивный новый мир трущоб и криминала, скрывающийся за лоском безупречной архитектуры богатых районов Парижа, где рядом с террином из криля можно из-под полы заказать воспоминания в автоматизированном терминале.

Голос в голове представляется главой сопротивления и наказывает к нему примкнуть, так как благополучие метрополии поставлено под угрозу. У удивительной технологии от компании Memoreyes есть серьезный недостаток: мало того, что, по сути, поведение человека можно контролировать, так еще и чип Sensen от переизбытка эмоций и посторонних воспоминаний начинает сбоить. Наступает поражение головного мозга, и пользователь может легко сойти с ума.

Бунтарка

Получив такое большое количество пугающей информации за такой короткий промежуток времени, Нилин не теряется, а символично «восстает из мертвых». Начинаются ее приключения в поисках утраченной памяти на мрачных и неприветливых задворках Нео-Парижа, где побираются агрессивные безумцы, утратившие человеческий облик от злоупотребления чужими воспоминаниями.

• Бор, Тесла, Менделеев, Холмогоров — в Memoreyes чтят память великих ученых.

Remember Me не зря использует самый пошлый прием для подачи истории. Понятно, что амнезия в любой ее форме предполагает минимальную экспозицию — сюжет, таким образом, открывается как для героини, так и для игрока. Правда, из-за этого игра начинается крайне холодно и отстраненно. Нео-Париж, несмотря на всю его солнечность и яркую цветовую гамму, населяют роботы, психи и симпатизирующие Нилин члены сопротивления с ненастоящими именами. Главного фаната героини зовут Bad Request (что забавно, он хакер), а Нилин однажды придется исследовать трущобы 404, куда ее отправляет глава сопротивления Edge.

В Remember Me все кажется символичным и абстрактным, будто разработчики хотели донести свою идею вне зависимости от сеттинга и действующих лиц, а не рассказать историю про живой и самостоятельный мир. К счастью, постепенно игра разгоняется, рассказ девушки-шпионки становится более камерным и личным, а вместе с этим меняется и непосредственно отношение игрока. К Нилин прикипаешь, город кажется более живым, за его судьбу начинаешь переживать. Небоскребы, кафе-брассери, люди в необычной одежде, красивые граффити и неоновые вывески — хочется осмотреть каждый уголок Нео-Парижа, узнать все страшные тайны, скрывающиеся за светлым фасадом.

Руки помнят

К сожалению, с исследованием окружения вышел небольшой конфуз. Remember Me выполнена в приключенческом жанре, но даже ограниченного открытого мира (как, например, в Beyond Good & Evil) здесь нет. Никаких дополнительных квестов и побочных заданий — мы движемся только вперед по извилистому, но прямолинейному пути, иногда отвлекаясь на поиски тайников, как в Uncharted.

Проявлять особые акробатические таланты от Нилин не требуется, а те сцены, где героиня вынуждена куда-то карабкаться, судя по всему, сделаны только для того, чтобы с удачного ракурса продемонстрировать завораживающие пейзажи. Скажем, ползет Нилин по трубе, а игроку открывается вид на Эйфелеву башню.

• Так выглядит подсознание Нилин. К слову, в одежде героини угадываются привычные элементы гардероба. Дизайнеры специально не хотели, чтобы она была одета чересчур экстравагантно.

Боевой системой Remember Me занимался Ёсинори Оно, известный по работе над Street Fighter 4. Драться предлагают просто и изящно: удар ногой, удар кулаком, кувырок. Из двух типов атак собираются нехитрые цепочки. Овладеть здешними комбо очень просто, заучивать последовательность из десяти-пятнадцати нажатий не придется.

Что любопытно, сама по себе цепочка ударов не наносит противнику урон, и для того, чтобы приемы сработали, комбинацию нужно предварительно настроить. Выглядит это примерно так же, как заряд оружия в action-RPG, только если там это какие-нибудь камни с характеристиками, то здесь в качестве усилителей выступают pressen-приемы.

• Героиню занесло в бордель Bits (Babes in the Shell) — это прямая отсылка к киберпанк-аниме Ghost in the Shell.

У прессенов есть уникальные свойства: одни позволяют пробивать блоки, другие помогают восстанавливать здоровье прямо в бою и так далее. Таким образом, у комбинации ударов появляются эффекты: двумя мощными хуками разбиваем защиту соперника, а потом финальным апперкотом отправляем его в воздух, одновременно восполняя себе жизненные силы. Чем дальше прессен находится в последовательности, тем сильнее его действие и тем сложнее добраться до его выполнения — враги-то не дремлют.

По идее, нужно варьировать различные типы ударов в зависимости от того, с какими противниками вы деретесь, и отвлекаться на настройку прессенов в отдельном меню. Но к концу игры все комбо в вашем арсенале неизбежно сведутся к узкоспециализированным — так и эффект гораздо ощутимее, и не нужно переживать, если цепочка ударов прервется на середине и не дойдет до конца.

• От пропущенных ударов картинка покрывается рябью и начинает выдавать графические артефакты.

Кроме того, у героини есть особо мощные спецприемы, на выполнение которых тратятся очки, зарабатываемые за счет успешных убийств врагов. У каждого суперудара своя область применения: один дает возможность взять под контроль робота и натравить на своих же союзников; второй позволяет Нилин стать невидимой и автоматически вырубить кого угодно; третий помещает на выбранного врага «логическую бомбу», которая при взрыве задевает окружающих; четвертый оглушает всех вокруг и раскрывает противников-невидимок, ну а пятый активирует режим «ярости» — какое-то время героиня дерется с утроенной силой.

Уже к середине игры каждый поединок начинает напоминать головоломку: противники нападают разношерстными комбинациями, с которыми практически невозможно разобраться без использования спецприемов. В схватке нужно постоянно расставлять приоритеты, чтобы не остаться сразу без здоровья и энергии под спецы.

Типовая ситуация. На вас нападает группа, состоящая из врага с энергощитом, двух охранников в электроброне (каждая рукопашная атака по ним обходится Нилин собственной кровью) и еще двух «обычных». Первым делом расправляемся с рядовыми бойцами, чтобы заполнить шкалу суперударов, затем используем невидимость и вырубаем мужика с энергощитом. Остается еще двое. Если без ранений не обошлось, проводим комбо на лечение, а потом применяем Logic Bomb на оставшихся врагов. Бум! Готово.

Враги не забудут

Рукопашный бой ритмичен, как в Batman: Arkham Asylum, да и идейно его очень напоминает, — там тоже требовалось выбивать безупречную комбинацию для того, чтобы потом одним мощным ударом уложить крепкого противника.

Сражаться интересно, но, в конечном счете, поединки приносятся в жертву сюжету. Они даже расставлены по игре весьма неравномерно. Ожидать сбалансированного, выверенного деления на сегменты акробатика/драка/кат-сцена не стоит. Возможно, оно и к лучшему: когда играешь в Remember Me, хочется делать скриншоты с интересными вывесками и архитектурой, а не снимать то, как Нилин грациозно ломает пяткой очередную челюсть.

• Жаль, но по Триумфальной арке и Эйфелевой башне мы карабкаться не будем.

Впрочем, порой возникают и проблемы с проработкой окружения. Где-то в середине игры вас надолго запирают в скучной комнате с движущимися платформами, а потом некоторое время заставляют бегать по безликим коридорам вслед за автоматизированным медицинским креслом. По сравнению с отвратительными, но фактурными трущобами, в которых обитают прокаженные, и богатыми районами, где продают одежду марки «Диктат», разница огромная.

Бинарные воспоминания

Как мы того и боялись, использование необычного навыка Нилин строго ограничено сюжетом. Напомним, девушка умеет проникать в определенные фрагменты человеческой памяти и изменять их по своему усмотрению. Предупреждаем сразу: если вы думаете, что Нилин будет бегать по Нео-Парижу и нагло подтасовывать факты всем неугодным, то ошибаетесь.

Каждое воздействие оставляет в сознании героини эмоциональный отпечаток. В перерывах между уровнями мы слушаем рассуждения Нилин, из которых выясняется, что ее пугает та власть, которой она обладает; девушке не по себе от одной мысли, что она хоть и временно, но становится едва ли не богом, повелевающим чьей-то жизнью.

• Если настроить и успешно провести длинное комбо, вам начислят бонусные очки, на которые приобретаются новые приемы.

В превью-материале мы уже рассказывали про женщину-наемницу Ольгу, которая охотится за Нилин. У Ольги тяжело болен муж, необходимо собрать определенную сумму денег на его лечение, поэтому она решительно хватает Нилин и приставляет ей нож к горлу, чтобы исполнить заказ. Наша героиня, естественно, паникует и непроизвольно получает доступ к сознанию Ольги.

Мы узнаем, что супруг киллера страдает от неисправного модуля воспоминаний, по большому счету, находится в невыносимой агонии. Его вроде как можно спасти, но в данном случае Нилин решает убить больного — пускай наемница увидит все ужасы чудо-технологии и перестанет работать на злую корпорацию.

В воспоминаниях можно разыграть сразу несколько вариантов развития событий, но верным всегда будет только один. Пример: Нилин необходимо подстроить суицид одного важного чиновника, злоупотребляющего алкоголем. Он поругался с женой, так как она не захотела присутствовать на какой-то торжественной церемонии, а это может плохо сказаться на его имидже.

• В игре очень много симпатичных (и не очень) граффити, мы сбились со счета.

Мы видим, как чиновник сидит в кресле, глотает виски и держит в руках пистолет. Внезапно появляется его жена, начинается ссора, мужчина бросает в женщину бутылку. Супруга проклинает мужа и убегает из дома.

Повлиять на ситуацию можно по-разному. Скажем, если снять с пистолета предохранитель, то, когда чиновник бросит пушку на стол, она сработает и убьет его. Хм, не подходит. Бросим-ка бутылку на пол, пускай вместо нее чиновник во время ссоры возьмет со стола пистолет и застрелит жену. Снова неправильно: мужчина поднимается с кресла, спотыкается на бутылке и ударяется головой о журнальный столик. Ага, значит, стоит чуть отодвинуть журнальный столик и, возможно, перед этим сделать еще что-нибудь…

Структурно эти воспоминания представляют собой хитро срежиссированный ролик с активными объектами (те самые бутылка, столик, пистолет и т.д.), которые сначала нужно найти. В первый раз мы смотрим сцену полностью, а потом аккуратно проматываем в несколько заходов вперед и назад, пытаясь определить ключевые точки. Перематывать можно сколько угодно, манипулировать объектами — тоже. По большому счету — продвинутый пиксельхантинг, но здесь вся соль не в геймплее, а в том, чтобы не просто показать игроку потенциально тяжелые и трогательные события, но заставить его пересматривать их раз за разом. Благодаря этому эмоциональный отклик от сцены усиливается многократно.

• Охотница за головами Ольга Седова настолько смелая, что рекламирует свои услуги на билборде.

Из прогулок в чужом сознании не стали делать квест наподобие Ghost Trick: Phantom Detective, здесь механика используется скорее как мощное художественное средство (на котором, к слову, полностью выстроен популярный фильм «Эффект бабочки»). Обойдемся без спойлеров, но ближе к концу прием с перемоткой воспоминаний предстает перед нами совершенно с другой стороны.

 

Забавно, но в игре про девушку, манипулирующую воспоминаниями, у самой героини нет никакой возможности вести себя так, как ей (то есть вам) того хочется. Это играет на руку Remember Me и делает повествование цельным и законченным. Игра сама по себе является эстетически красивым проектом со своим внутренним стилем, строгой цветовой палитрой и творческим видением, где неравномерное использование механик обусловлено повествованием. Париж 2084 года кажется настоящим, в такое будущее поверить проще, чем, например, в вариант развития событий из Deus Ex: Human Revolution.

Remember Me поднимает проблемы трансгуманизма, демократии, права на частную жизнь и ряд вопросов помельче, а потом сама же на них отвечает. Это игра, в которой важнее всего история, а не геймплей, причем история содержит несколько смысловых уровней и рассказывается с применением любопытных выразительных средств. Если вы, как и мы, соскучились по небанальным взрослым играм с интересной проблематикой, то на вашей улице наступил самый настоящий праздник. Не пропустите!

Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
8
Графика:
9
Звук и музыка:
9
Интерфейс и управление:
8
Дождались?
Умная и стильная приключенческая игра в проработанном научно-фантастическом сеттинге. Париж 2084 года пленяет.
Рейтинг «Мании»: 8,5
«Отлично»

Комментарии
Загрузка комментариев