У большинства игроков термин «инди» устойчиво ассоциируется с чем-то необычным, нестандартным и чаще всего хорошим. Потому что многие прошли Braid, Fez, Limbo и, скажем, Insanely Twisted Shadow Planet. А это, на минуточку, лучшие инди-игры в нашей с вами галактике.
А ведь на самом-то деле инди-игра — это всего лишь проект, сделанный и выпущенный без издателя. Подобных тайтлов за минувшую пятилетку накопился воз и маленькая тележка, в большинство из этих игр вы не то что не играли — скорее всего, даже не слышали о них.
К чему мы это все?! Да к тому, что инди-сектор игровой индустрии ничуть не меньшая, а, пожалуй, даже большая выгребная яма, чем большой девелопинг с его миллионными бюджетами и громкими рекламными кампаниями. Но и там, и там отличных игр не так уж много.
Про The Swapper, разработанный четырьмя энтузиастами из геймдев-студии с говорящим названием Facepalm Games, до релиза мало кто слышал. В инди-среде, на локальных фестивалях-междусобойчиках, The Swapper собрал немало призов, но за пределы тусовки информация о нем почти не распространялась.
А потом случился релиз, и те, кто заметили игру в «Стиме» и купили ее, неожиданно обнаружили, что The Swapper можно без суда и следствия заносить в золотой инди-пантеон.
Атака клонов
Игровую механику, лежащую в основе The Swapper, можно описать буквально в нескольких предложениях. Вид сбоку — как в стандартных платформерах. В самом начале игры в руки главного героя попадает хитроумный прибор, swapping device, который умеет ровно две вещи: создавать клоны героя и... свопать — переносить сознание персонажа в один из созданных клонов.
А вот дальше начинаются нюансы.
С помощью клонирования можно создавать до четырех копий самого себя. Наводите луч свопера на любой участок пространства вокруг главного героя — и, если нет никаких препятствий, получаете своего точного двойника. А потом еще одного, и еще, и еще... Подвох, разумеется, в том, что препятствия чаще всего имеются. Это либо просто стены, либо зоны, освещенные синим светом (именно синие лучи мешают создавать клонов).
Своп тоже штука непростая. Насоздавав клонов, вы можете перенести сознание главного героя в любого находящегося «на линии огня». То есть если, скажем, вы сделали клона на каком-нибудь балкончике, а затем встали под этот самый балкончик, то свопнуться в двойника уже не выйдет — придется обязательно отойти чуть-чуть в сторону. Плюс, опять же, есть хитроумные световые преграды (красные), через которые своп не работает.
Еще одна особенность клонов заключается в том, что они, как только вы их создали, начинают в точности повторять все движения главного героя. Побежали влево — все клоны ломанулись в этом же направлении. Прыгнули — все двойники тоже подпрыгнули. Ну, вы поняли... Заставить клона, например, замереть на месте, когда вы сами движетесь, можно только одним способом — подведя двойника к какой-то естественной преграде. Тогда вы продолжите движение, а клон будет перебирать ногами, уткнувшись в препятствие.
Такая вот сложносочиненная катавасия. Но именно вокруг нее и выстроен интереснейший геймплей.
В поисках сфер
По сюжету, персонаж перемещается по лабиринтам огромного космического корабля и собирает сферы (encryption orb), с помощью которых можно открыть проходы в недоступные ранее области. Проблема ровно одна: сферу может взять только сам главный герой — то есть клон, в котором находится душа персонажа. Иными словами, если вы просто создадите двойника прямо на сфере, это ничего не даст. Предварительно в этого клона надо свопнуться.
Вот только мало к какой сфере удается подобраться за здорово живешь. Чтобы заполучить encryption orb, каждый раз необходимо решить головоломку. Начинается все с простецких вещей: сделать одного клона поближе к encryption orb, перенестись в двойника — все, задачка решена.
Дальше следуют свистопляски с блокирующими лучами, кнопками, пропастями, ящиками, позволяющими забраться повыше, и даже невесомостью.
Буквально через тридцать-сорок минут игры вы доходите до головоломок, которые требуют создавать всех четырех клонов сразу, по-хитрому синхронизировать их действия, точно простраивать маршрут. Иногда даже нужно уничтожать клонов в процессе прохождения головоломки, чтобы добраться до сферы. Это, кстати, отдельная проблема: сами вы уничтожить двойника не можете, он умрет, только если упадет с большой высоты. А пока один из четырех клонов не умер, нового вы никак не сделаете. Поняли, о чем мы? Иногда вам придется заранее понять, что четырех клонов вам не хватит, придумать, как на каком-то этапе уронить одного из клонов в яму, чтобы создать нового клона в нужном вам месте.
Атас полный! На некоторых задачках мозг натурально начинает закипать и сочиться из ушей. Сидишь и чуть ли не на бумажке расписываешь каждое свое действие шаг за шагом. И когда концепция прохождения очередной головоломки, казалось бы, полностью сложилась, обязательно оказывается, что чего-то вы не учли и надо придумывать все с самого начала.
Местами игра очень сложная, требующая полной концентрации внимания. Ваши извилины будут шевелиться как щупальца осьминога, но верное решение придет далеко не сразу. Зато когда снизойдет озарение и вы найдете верную последовательность действий — счастье будет безграничным.
Технически The Swapper — это, по сути, череда таких вот головоломок. Во время решения каждой из них вы испытываете маленький инсайт и с полными штанами счастья несетесь дальше, решать новые задачки. В какой-то момент к световым лучам и кнопкам добавляются фокусы с гравитацией: если раньше вы могли разбиться об пол, упав с большой высоты, то теперь вы столь же легко расшибаетесь еще и об потолок. Это открытие угробит пару десятков ваших клонов на экране и пару тысяч нервных клеток в вашем мозгу.
Симфония космоса
Разумеется, если бы The Swapper был просто головоломкой, без какой-то конечной цели, мы бы не пищали от восторга, как мыши, нашедшие целую сырную головку. В конце концов, среди инди-игр очень много проектов, крайне нестандартно испытывающих ваше логическое мышление.
Но The Swapper — это еще и потрясающее приключение. По сюжету, космический краулер «Тесей», бороздящий просторы Вселенной в поисках полезных ископаемых, наткнулся на одной из планет на необычные камни. Вскоре выяснилось, что это не бездушные минералы, а разумные существа, Стражи (Watchers), тысячелетиями накапливающие знания.
Контакт с инопланетным разумом не задался: почти вся команда «Тесея» погибает. Главный герой — закованный в стальной скафандр инженер из космической поисковой партии — пытается разобраться в случившемся. По атмосфере The Swapper поразительно напоминает Dead Space. Причем с Айзеком Кларком игру роднит не только профессия героя и его внешний вид, но и окружающая героя мрачная, тягучая атмосфера. Какой-то подсознательный, иррациональный страх.
Только пугают нас не некроморфами, а посланиями, которые герой читает на компьютерах, и странными, словно звучащими в голове, потусторонними мыслями, проносящимися в голове персонажа, когда он проходит мимо разбросанных по «Тесею» Стражей-минералов. Но все равно, даже когда ты понимаешь, что никто не выпрыгнет на тебя из темноты, ждешь, что что-то обязательно случится. Это ожидание давит и заставляет иногда нервно поеживаться.
Парадокс Тесея
Если внимательно вчитываться в строки текста на экране, то ближе к концу игры все происходящее начинает складываться в чудовищную, страшную картину. Концовка же — настоящий апофеоз парадокса Тесея (думаем, вы уже поняли, что название космолету разработчики дали не случайно).
Если вы вдруг не в курсе, то парадокс Тесея (или просто «корабль Тесея») — это философская дилемма, можно ли считать какую-то сущность той же самой, если все ее элементы были поэтапно заменены. Применительно к технике данный парадокс не особенно интересен, а вот если говорить о живых существах... и тем более разумных...
Вот, скажем, если бы человеку можно было пересадить все органы (пока медицина до этого еще не доросла, но когда-нибудь это обязательно случится), остался бы он прежней личностью или нет? Эта тема не раз обыгрывалась в научной фантастике, а вот в играх она встречается нечасто.
The Swapper, помимо того, что это превосходная и необычная головоломка, заставляет задуматься о главном вопросе жизни, Вселенной и всего такого. И ответ на этот вопрос отнюдь не «42».