Игра в материале
RuneScape
?Рейтинг
Игромании
?Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Ролевая игра
Разработчик: Jagex
Издатель: Jagex
RuneScape: залог долгожительства

RuneScape: залог долгожительства

Спец — RuneScape: залог долгожительства
RuneScape в этом году исполнилось двенадцать лет, а она все еще как огурчик. Игроки прибывают, игра хорошеет — в чем секрет?
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
RuneScape: залог долгожительства

RuneScape — одна из старейших MMO среди ныне живущих. Ей столько же лет, сколько Anarchy Online и Dark Age of Camelot, и немногим меньше, чем EverQuest и Ultima Online. Но эти игры давно перестали развиваться: новых игроков нет, старые заходят нечасто, а разработчики забросили их поддержку. RuneScape же не просто держится на плаву, но стремится вперед. Ветераны даже если и не играют, то вспоминают игру с теплотой. И новичкам здесь тоже неплохо — недавно RuneScape получила гигантское обновление и вдобавок ко всему прочему перешла на мощный движок, написанный на модном HTML5.

Почему RuneScape до сих пор не утонула? Почему в прошлом году, спустя одиннадцать лет после запуска, она вдруг достигла пика популярности?

► Одна из первых версий RuneScape
► И вот к чему RuneScape пришла сегодня.
В двух словах о концепции и вселенной

Как обычно бывает в MMORPG: носимся по поручениям, бьем агрессоров, тренируем персонажа. Соль в RuneScape в последнем пункте. Здесь, как в Ultima Online, нет опостылевших уровней и классов, вместо них море навыков, каждый из которых развивается отдельно. Увлечетесь кулинарией — скоро перейдете с жареной курятины на, скажем, карри. Будете много колдовать — арсенал заклинаний расширится. Теоретически можно вообще не драться — собирайте, воруйте, ремесленничайте, а на боевые навыки плюньте. Однако опасность здесь подстерегает на каждом шагу, и о самозащите забывать все равно не стоит.

О вселенной кратко рассказать сложнее. В ее истории были и предательства, и опустошительные войны, и распри богов. Когда-то Гилинор (так называется мир RuneScape) был необитаемым, но невероятно красивым. Бог Гатикс, плененный его красотой, решил населить Гилинор существами из других миров. Когда обстановка устаканилась, довольный Гатикс впал в спячку глубоко в земных недрах. Но, как водится, лакомый кусочек не остался без внимания со стороны. В Гилинор сбежались другие боги, и вскоре между ними развернулась опустошительная война, которая смела с лица мира целые цивилизации. Разумеется, в конце концов беспредел разбудил Гатикса. Он изгнал богов из Гилинора и оградил мир непроницаемым барьером.

Обитателям Гилинора понадобилось не одно тысячелетие, чтобы прийти в себя после Войны Богов. В процессе люди раскрыли тайну магических рун и научились пользоваться магией. Этим ознаменовалось начало новой эпохи в истории Гилинора: пятая эра — эра людей. Но мы-то знаем: людям только доверь силу, они мигом угробят свой мир.

Угробить не угробили, но защитить не смогли. Темный маг по имени Слиске добыл невероятно могучий магический посох и с его помощью прикончил Гатикса. Со смертью демиурга рухнул и созданный им барьер, снова открыв богам дорогу в Гилинор. Так началась шестая эра — эра богов. Она же текущая.

Безжалостные времена

• Удача в бою значит невообразимо много. Можно четыре раза подряд промазать, а потом попасть со всего размаху.

Как бы вы относились к игре, где вас убивают до завтрака, во время завтрака и — всенепременно — в обед? Наверняка настороженно.

А вот RuneScape любят за жестокость к игрокам. Любой скарб достается потом, кровью, тоннами потраченного времени. А смерть означает потерю всего (почти — при определенных условиях часть предметов можно сохранить), что лежит в инвентаре.





Игроки вспоминают: «У меня на глазах внезапно убили игрока. Убийство видели еще несколько игроков, поэтому я со всех ног кинулся к трупу — на нем была весьма ценная шляпа! И я успел ее подобрать. Радости не было предела, хоть я и понимал, что нажился на несчастье другого человека...»

Самыми беспощадными в RuneScape стали первые восемь месяцев после релиза (с января 2001 года). Единственное безопасное место — город, а в остальном мире убить мог любой. PvP разрешали отключить, но только однажды, и назад пути не было. Снова захотел сражаться — приходилось растить нового персонажа. Игроки разделились на две оппозиции: хардкорщикам все нравилось, а адепты мирных профессий и PvP одновременно не желали создавать по несколько персонажей, чтобы заниматься любимыми делами. Разработчикам пришлось идти на компромисс — PvP оставили только в одной конкретной локации (там оно, само собой, не отключалось вообще).

► В нынешнем обличье Wilderness (та самая открытая PvP-локация) смахивает на кладбище: всюду покореженные деревья, надгробные плиты. Отдадим должное, большое кладбище, даже громадное. Очень удобно воевать.

2004 год: состоялся релиз RuneScape 2. В первую очередь усовершенствовали графику. Многие вещи упростили — навыки, например, стали развиваться быстрее. Решение логичное (не все же отпугивать новичков напускным хардкором), но многие ветераны встали дыбом — мол, больно легко играется.

Игроки вспоминают: «Я предпочитаю старую RuneScape — она просто-напросто была сложнее. У меня до сих пор шалят нервишки перед вылазкой за городские стены, хотя, казалось бы, чего бояться...»

Всесторонняя доступность

Jagex поступили верно, проигнорировав тогдашнюю моду на подписочную модель. RuneScape была условно-бесплатной. В 2001 году бесплатная MMO могла показаться добрым волшебством или лохотроном. Но любопытство возобладало. Даже когда появились премиум-аккаунты (до этого игра жила за счет рекламы), а возможности бесплатных подсекли под корень, наплыв не уменьшился. На следующий год после релиза в игре насчитывался миллион игроков.

► Бесплатную версию лучше назвать насыщенным пробником — проще сказать, к чему доступ не урезан, чем перечислять опущенные возможности. Зато подписка недорогая — сейчас, например, около восьми долларов в месяц.

2006 год: по-своему юбилейный — в игру добавили сотое задание. Что в этом особенного? Задания в RuneScape редко скатываются до геноцида чудовищ или почтовых поручений. В большинстве своем это по-настоящему увлекательные приключения со своими мини-сюжетами. В них много мини-игр (сыграть на духовом органе нужную мелодию, чтобы вывести чародея из равновесия, например) и элементов классических приключенческих игр (вроде поисков нужного предмета в горе ненужных). Собрать сотню таких квестов не так уж просто.

• В 2007 году снова перекроили PvP. Запретили бодаться в Wilderness и компенсировали это соревновательными мини-играми. Получилось весело, но на полноценную замену не потянуло. Игроки жаловались, однако разработчики вернули прежнюю систему только в 2011 году.

Рынок онлайновых игр в то время был куда скромнее нынешнего, а миллионом игроков и подавно располагали единицы. Тут проявляется еще одно грамотное (хоть и необычное для полноценной ролевки) решение разработчиков — RuneScape целиком игралась и играется в браузере. С черепашьим интернетом (у многих тогда был только такой) не всякий мог скачать игру и играть с удобством, а RuneScape без проблем запускалась почти везде и почти с любым интернетом. Это актуально даже сейчас. Запуская игру в браузере, многие просто используют ее как интерактивный чат.




Игроки вспоминают: «Вдруг я обнаружил, что только и делаю, что сижу в чате с друзьями. Хотя мог бы вместо этого тратить деньги на другую игру и действительно в нее играть».

2007 год: RuneScape была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая популярная условно-бесплатная MMORPG. В следующие три года она тоже заносилась туда в той же номинации.

Душевные беседы

Что есть общение в современных онлайновых ролевках? Обычно — холодное обсуждение строго игровых тем (внутри гильдий, конечно, иначе): в какую пятку тыкать вот этому боссу, как справиться с заковыристым заданием, а еще торговцы зазывают. О безвозмездной взаимопомощи речи тоже почти нет.

► В 2010 году впервые состоялся Runefest — слет игроков RuneScape. В общем, обычный такой игровой фестиваль с косплеерами, конкурсами и прочим. Но рывок был сильный — все-таки первое «живое» мероприятие за девять лет.

Так вот, в RuneScape на заре MMOG, когда все было в новинку, образовалось наидружнейшее сообщество. Было в порядке вещей здороваться со случайными прохожими и за «спасибо» помогать нуждающимся. При этом никто не чурался завести со спасенным разговор хоть бы и на политическую тему, например. По общему мнению, с годами люди в игре зачерствели. Да, сейчас уже так просто не поболтаешь на отвлеченные темы, но отголоски светлого прошлого до сих пор дают о себе знать. То поздоровается кто (просто так!), то живой ролевик дорогу перейдет.

► Сравнительно небольшая толпа на местном рынке. В час пик тут нередко собирается больше.

Игроки вспоминают: «Чтобы заработать, я решил мастерить тетивы для луков, а потом сбывать их. Скоро я встретил парня, который разом купил у меня все тетивы. Он стал моим постоянным клиентом. Мы торговали, общались и в конце концов сдружились. В реальной жизни он был моряком. Однажды он сказал, что отправляется на полгода в плавание и играть, конечно, не сможет. Он оставил мне свой меч, чтобы я им пока попользовался. Прошло шесть месяцев, но тот парень так и не зашел в игру... Сейчас минуло уже пять лет, и я надеюсь, что с моим виртуальным другом все хорошо. Я по-прежнему берегу его меч».

2013 год: почти полмиллиона игроков проголосовали за запуск серверов с версией RuneScape образца августа 2007 года. Вскоре серверы запустили и даже иногда их обновляют. Увы, ностальгировать пока могут только подписчики.

► В 2012 году случилось сразу два знаковых события. Во-первых, планка зарегистрированных игроков достигла отметки в 200 миллионов человек. Событие номер два — новый трейлер. Все-таки это лицо игры, и у RuneScape оно получилось по-своему сказочным.
RuneScape 3: о глобальном

В Гилиноре едва занялась Шестая эра. Те, кому было не лень вчитываться в задания и диалоги, разбираться в непростом, но увлекательном сюжете, наверняка с удовольствием прочтут новую страницу в истории Гилинора. И не просто прочтут, а смогут сами ее дописать. «Чем кончится Шестая эра, решат игроки», — утверждают разработчики. О том, как это произойдет, нам в общих чертах рассказал Марк Огилви, главный дизайнер RuneScape.

«Прежде всего, игроки влияют на мир игры в глобальных событиях. В этих событиях игроки меняют будущее персонажей, локаций, и эти изменения необратимы. Игроки могут буквально писать историю мира. В конечном счете, пройдя через множество испытаний, игроки станут могущественнее богов, которым прежде поклонялись. Если захотят, конечно».

Когда писалась эта статья, двое божеств разбили у города Ламбридж по лагерю и пытаются сжить друг друга со свету. Можно присоединиться к любому, и, по идее, исход битвы определит то, что произойдет дальше.

* * *

RuneScape становится добрее к игроку с каждым годом. Ни капельки не удивительно, что, по мнению ветеранов (им вообще свойственно жаловаться на все новое), в нынешнем RuneScape фиолетовое небо и тусклая трава. Тем не менее редко кто навсегда прощается с Гилинором.

Все цитаты — высказывания игроков RuneScape на различных форумах и сайтах.

Комментарии
Загрузка комментариев