Игра в материале
World of Warplanes
?Рейтинг
Игромании
6.9Рейтинг
игроков
PC
Жанр: MMOG, Симулятор, Авиация, Боевик
Мультиплеер:  Интернет
Разработчик: Persha Studia
Издатель: Wargaming.net
Дата выхода: 13 ноября 2013
Дата выхода в России: 12 ноября 2013
World of Warplanes: киберспортивные перспективы

World of Warplanes: киберспортивные перспективы

Киберспорт — World of Warplanes: киберспортивные перспективы
Смогут ли динамика, увлекательный геймплей и интуитивное управление помочь World of Warplanes пробиться в большой киберспорт?
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Киберспорт
World of Warplanes: киберспортивные перспективы

В начале июля в стадию открытого бета-теста вошел World of Warplanes, массовый многопользовательский проект компании Wargaming.net. Здесь я хочу проанализировать потенциал World of Warplanes как будущей киберспортивной дисциплины, взвесив все «за» и «против». Все нижеизложенное есть мое глубоко субъективное мнение, никоим образом не претендующее на какую-либо истину в какой-либо инстанции.

► Японские истребители, цветущие сакуры и гора Фудзи — все по фэншую. Кстати, моя любимая нация в игре, можно быть камикадзе без зазрения совести.

Легко в учении и легко в бою

В отличие от других популярных кибердисциплин (той же Dota 2), у World of Warplanes очень низкий порог вхождения. Я никогда раньше не играл в авиасимуляторы и знал об «Ил-2: Штурмовик» лишь понаслышке, но привыкнуть к управлению в World of Warplanes сумел за первые три боя. После еще пары боевых вылетов я уже исправно сбивал вражеские самолеты, сам себе удивляясь.

► Советский истребитель-биплан И-5. Всего таких было построено восемьсот три штуки.

Мы неоднократно уже писали, что популярная киберспортивная игра должна быть, с одной стороны, очень простой, а с другой — очень сложной. В английском языке для подобных вещей есть поговорка «easy to learn, hard to master» («легко научиться, трудно освоить»). Она отлично подходит под описание геймплея World of Warplanes.

Знакомство с игрой начинается с полетов на хрупких и медленных бипланах — они кажутся картонными и не внушают особого доверия. Научиться летать на них проще простого, ведь скорость они развивают небольшую, а возможности двигателей весьма ограниченны. Бои на самолетах первых двух уровней больше походят на режим обучения, чем на серьезные боевые действия, но пропускать их мы настоятельно не советуем.

► Воздушный бой на бипланах длится недолго и выдающейся динамикой похвастаться, увы, не может.

Сейчас, конечно, можно почти сразу перейти к более мощным машинам третьих-четвертых уровней и выше, но делать это стоит лишь если вы до конца освоились за штурвалом. Иначе ваш впечатляющий процент побед резко упадет, а сами вы станете легкой мишенью для более опытных летчиков. То есть для тех, кто не поленился постичь азы пилотирования на антикварных бипланах.

Зрелищно, красиво, динамично

Признаюсь, я почти не играл в World of Tanks. «Танки» — игра, безусловно, объемная, атмосферная и невероятно интересная, но мне в ней в первую очередь не хватило динамики, скорости и безудержного действия.

► Пока поблизости нет врагов, можно вдоволь налюбоваться своим боевым красавцем.

Насколько мне известно, похожего мнения в свое время придерживались и многие другие отечественные любители компьютерного спорта, зевавшие на первых соревнованиях по World of Tanks в клубе «Киев Киберспорт Арена». С тех пор, правда, утекло много воды, и «Танки» благодаря своевременным обновлениям стали гораздо интереснее и немного быстрее, но динамики в них мне не хватает до сих пор. World of Warplanes, по мне, значительно более перспективная кибердисциплина, и сейчас я попробую объяснить почему.

Все мы прекрасно помним киевские LAN-финалы Wargaming.net Golden League, когда танки сражающихся за первое место команд стояли как вкопанные и дружно боялись пойти в рискованную атаку. Боевые машины прятались за деревьями и домами, игровое время истекало, а команды вновь и вновь раскатывали скучную ничью. В «Самолетах» такое почти невозможно, там все происходит куда быстрее, а спрятаться от врагов — в небе-то! — негде.

► Не отличаете легкие истребители от тяжелых? Тогда посмотрите это видео.

Итак, World of Warplanes динамичнее World of Tanks, а игроки наши любят самолеты не меньше, чем танки. Если на выходе игру не съедят баги, наши игроки наверняка полюбят World of Warplanes, будут постоянно модернизировать самолеты, изучать их историю и гоняться за разновсяческими коллекционными штуками.

Турнирный опыт? А как же!

Официальный релиз World of Tanks состоялся 12 августа 2010 года, а первый достаточно крупный турнир по ней, «Стальной шторм», был проведен еще за месяц до того. Тогда мало кто верил в серьезность намерений белорусской компании сделать свою игру популярной кибердисциплиной, и очень зря.

► Ликующая публика на киевских LAN-финалах Wargaming.net Golden League.

Не прошло и трех лет, а главный танковый симулятор уже присутствует на всех крупнейших чемпионатах. Первые шаги по внедрению World of Tanks в большой киберспорт были сделаны на региональных турнирах TECHLABS Cup, StarLadder StarSeries и сетевых еженедельниках от ESL, а еще Wargaming провели в Москве крупный чемпионат под названием «Уральская Сталь».

Участие в организации этих чемпионатов дало белорусам ценный опыт и помогло потом создать собственную глобальную лигу с призовым фондом в два с половиной миллиона долларов. Региональные финалы первого сезона прошли в Киеве и Йёнчёпинге (в рамках Dreamhack Summer), была организована крупная лига и в Южной Корее (GOMTV World of Tanks Korean League).

► Сначала многие игроки жаловались на «слабоватую» графику, но спустя пару обновлений игра стала выглядеть гораздо лучше.

С учетом этого мы думаем, что при желании у «варгеймингов» все получится и с соревнованиями по World of Warplanes. Нужно лишь дополировать баланс и сделать качественный «spectator mode», а также проработать турнирный формат и официальные правила проведения чемпионатов.

Что касается правил, то мы надеемся, что все ошибки World of Tanks будут учтены и из «Самолетов» выпилят даже теоретическую возможность игры вничью. Хотелось бы, чтоб соревновательный режим походил на team deathmatch в духе того, что есть в дуэльном шутере Quake Live.

► Американский палубный истребитель и американский же, вероятно, мост — вид в общем-то неплохой.

Помимо обычных истребителей в игре присутствуют и штурмовые, чья главная цель — уничтожать важные наземные объекты. Признаюсь, не представляю себе штурмовиков в турнирном режиме. Их присутствие отрицательно скажется на общей динамике и зрелищности поединков. Вряд ли звенья истребителей лучших виртуальных пилотов будут эффектно и эффективно их защищать, скорее эти самолеты станут легкой добычей. Впрочем, если сделать специальные турнирные карты, штурмовики вполне можно будет использовать в режимах вроде capture the flag. Ну это так, мысли вслух.

А пока, решив разузнать об игре и ее киберспортивном потенциале побольше, мы задали несколько вопросов eSports-менеджеру компании Wargaming.net Владимиру Скоропупову и Александру Щелкунову — лидеру сильнейшего в игре клана SQUAD. Возможно, эти ребята выведут нас на тропу истины. Читаем ответы!

[Игромания.ру] Здравствуйте, Владимир! Для начала расскажите нашим читателям о себе. Как давно работаете в компании? Участвовали ли когда-нибудь в киберспортивных турнирах? Чем увлекаетесь в свободное от работы время?

[В. Скоропупов] В Wargaming я пришел два с половиной года назад. Начинал в отделе технической поддержки. Годом позже было решено развивать «Танки» как киберспортивную дисциплину, и я присоединился к eSports Team, в которой работаю до сих пор. Опыта участия в киберспортивных турнирах не было — все тонкости направления пришлось осваивать в процессе работы. Основные увлечения — музыка, футбол, большой спорт в целом и компьютерные игры, конечно.

[Игромания.ру] Ни для кого ни секрет, что локомотив Wargaming — безусловно, популярный симулятор World of Tanks. Останется ли эта игра самым любимым ребенком компании и после официального релиза World of Warplanes и World of Battleships, или же для вас все проекты равнозначны?

[В. Скоропупов] Любимчиков нет. Каждый проект хорош по-своему, и, хотя «Самолеты» и «Корабли» еще не доросли до уровня World of Tanks, в них заложен большой потенциал.

[Игромания.ру] Сегодня в мире проходит масса чемпионатов по World of Tanks, от глобальной лиги Wargaming.net League и до турниров в Швеции, Южной Корее и других странах. Каковы планы компании относительно киберспортивных перспектив World of Warplanes?

[В. Скоропупов] Мы начали готовить проект к выходу на eSports-арену с ранних стадий разработки. Тестовые чемпионаты по World of Warplanes проводятся уже сейчас. Что касается запуска «самолетной» лиги, с этим мы пока повременим. Сначала нужно убедиться, что World of Warplanes соберет не только геймеров, готовых участвовать в турнирах, но и зрителей, которые будут следить за соревнованиями. Если игра будет соответствовать всем критериям, мы откроем ей дорогу в большой киберспорт и будем рады поддержать профессиональные команды.

► «Рожденный ползать летать не может»?

[Игромания.ру] Сейчас игра находится в стадии открытого бета-теста, но, насколько нам известно, на просторах Сети уже состоялось несколько пробных чемпионатов. Как они прошли, и что нынче представляет собой турнирный формат в World of Warplanes?

[В. Скоропупов] Соревнования прошли успешно. Матчи смотрятся динамично и захватывающе, а мастерство будущих профессиональных пилотов хорошо видно уже сейчас. При подготовке чемпионатов обсуждались всевозможные форматы. По итогам отобрали несколько самых подходящих. Финальный вариант будет сформирован по результатам тестов. Пока могу сказать только, что в одном составе будет не более шести летчиков.

[Игромания.ру] В игре есть штурмовики, главная цель которых — уничтожать наземные объекты. Будут ли они представлены на турнирах? Воздушные корабли какой страны сейчас популярнее всего среди игроков World of Warplanes?

[В. Скоропупов] Командам будут доступны все представленные в игре классы авиатехники. Признанного фаворита у геймеров нет. Все нации идут вровень. В целом же, выбор самолета во многом зависит от избранной пилотом тактики. Личные предпочтения тоже играют не последнюю роль. Кто-то использует штурмовики, а кто-то берет, например, скоростью и маневренностью.

► Японские истребители Mitsubishi A6M2 «Zero» отличились уничтожением американской военно-морской базы Перл-Харбор.

[Игромания.ру] Как известно, танковые команды состоят из семи человек, что увеличивает расходы по их содержанию для профессиональных киберспортивных организаций, привыкших к формату 5х5 в других командных дисциплинах. Сколько летчиков будет в самолетных эскадрильях?

[В. Скоропупов] Пока склоняемся к шести пилотам на команду. Возможно, число участников сократится. Над этим мы еще работаем.

[Игромания.ру] С какими основными сложностями вы столкнулись при организации и разработке самолетных турниров? В чем существенные различия в проведении сетевых соревнований по World of Tanks и World of Warplanes?

[В. Скоропупов] Технические особенности проведения онлайновых турниров диктуют жесткие требования к качеству и формату киберспортивных мероприятий. Перед нами стоит задача отладить «турнирный механизм», довести его до автоматизма. Различия в проведении «танковых» и «самолетных» состязаний сводятся к возрасту проектов.

► Игровые локации полны живописных рек, гор и водопадов, но в бою засматриваться на местные красоты времени нет.

Систему матчей по World of Tanks мы совершенствовали годами, что нам и предстоит сделать с аналогичным механизмом в World of Warplanes. Проект молодой, и работы нас ждет немало. Со временем «самолетные» чемпионаты обрастут всей необходимой структурой: появится автоматическая система боев, постоянный регламент, окончательный формат, большое количество стримов, и, конечно, увеличится аудитория.

[Игромания.ру] Нам кажется, что World of Warplanes может стать успешной киберспортивной дисциплиной, но в нашем сообществе много тех, кто не верит в турнирные перспективы игры. По их словам, она слишком аркадная, и в ней не ощущается мастерства виртуальных пилотов. Вы согласны?

[В. Скоропупов] Действительно, игра не перегружена сложностями управления и не изматывает игрока мудреной механикой. Однако и простой ее не назовешь — чтобы стать настоящим асом, нужно как следует отточить «воздушные» навыки и применить не один тактический прием.

Первый тестовый LAN-турнир по World of Warplanes состоится в середине октября. Мы хотим обкатать турнирные механики, а все скептики смогут посмотреть на «Самолеты» в реальном бою и оценить киберспортивную составляющую игры. Точная дата проведения чемпионата определится ближе к осени.

[Игромания.ру] В «Танках» многое зависит от карты и расположения на ней различных объектов. В самолетах эта зависимость меньше, ведь сражения ведутся в небе, и где какой конвой находится, по большому счету, вещь второстепенная, верно?

[В. Скоропупов] Верно. В World of Warplanes сражения разворачиваются на большой высоте, и летчику невыгодно тратить драгоценное время на изучение карты. В отличие от «Танков», в воздушном бою важны видимость, погодные условия и быстрый набор высоты.

► Легендарный немецкий истребитель «Мессершмитт» Bf.109 — в люфтваффе эксплуатировался с 1937 по 1945 годы, а в испанских ВВС — аж до 1965-го.

[Игромания.ру] Как на игровой процесс World of Warplanes влияют густые облака и вообще погодные условия? Планируются ли ночные сражения, дождь, туман, раскаты грома, молнии?

[В. Скоропупов] В World of Warplanes уже сейчас есть карты с низкими облаками (например, «Китайская граница»). Облака влияют на тактику и геймплей, создавая для пилотов эффект неожиданности и добавляя зрелищности игровому процессу. Что касается динамичной погоды, эта фишка еще не утверждена и обсуждается, так что ничего обещать не могу.

[Игромания.ру] А вы сами играете в «Самолеты»? Сколько уже успели налетать? Какая боевая машина нравится больше всего? Играете при помощи мыши и клавиатуры или обходитесь клавиатурой?

[В. Скоропупов] Играю, когда выдается свободная минутка. Успел налетать около пятисот боев. Из любимых самолетов — «немец» Bf.109E, американский F2A и советский Ла-5. Что касается управления, играю с мышкой и клавиатурой.

* * *

[Игромания.ру] Привет, представься, пожалуйста, нашим читателям — откуда ты, сколько тебе лет и как давно играешь в World of Warplanes? В какие игры играл до появления «Самолетов»? Быть может, участвовал в каких-либо чемпионатах?

[А. Щелкунов] Доброго дня! Меня зовут Александр, мне двадцать пять лет, и я живу в Санкт-Петербурге. В World of Warplanes играю немногим больше года, то есть почти со старта закрытого бета-теста. Раньше играл в тактические онлайновые игры и, конечно же, поигрывал в «Танки». В компьютерном спорте, кроме как в самолетном, почти не засветился.

[Игромания.ру] Насколько нам известно, ваш альянс под названием SQUAD на сегодня сильнейший в игре. Кто был инициатором его создания, и сколько в нем сейчас виртуальных пилотов?

[А. Щелкунов] Мы выиграли почти девяносто процентов турниров, проводимых в World of Warplanes, а в тех, в которых не побеждали, регулярно занимали призовые места. Полагаю, эта цифра о чем-то да говорит. Что же касается нашего клана, идея его создания принадлежит мне, и на сегодняшний день в нем порядка полутора сотен человек. Это турнирные игроки, новички, академия и даже целый медиа-отдел.

[Игромания.ру] На каких самолетах летает большинство ваших летчиков? Что сейчас в моде, что сильнее всего? Какую нацию можешь назвать самой сильной, или в игре уже все сбалансировано? Слышали, скоро добавят британцев — чего ждешь от боевых машин этой нации?

[А. Щелкунов] Самая популярная сейчас машина — советский самолет Ла-5. Он отлично подходит как для полетов в «рандоме», так и для командных тренировок. Какая нация сильнее? Однозначно кого бы то ни было выделить сложно, ведь разные нации хороши на разных уровнях. Впрочем, могу посоветовать СССР — советские машины я стал бы развивать в первую очередь.

Британцев жду не очень сильно, гораздо больше — ветку советских «Яков», которые должны появиться раньше англичан. Судя по тизеру, у британских самолетов много пулеметного вооружения, будет замечательно, если их сделают верткими и хорошо держащими форсаж.

[Игромания.ру] Если бы тебе доверили разработку World of Warplanes, что бы ты привнес в игру, а что изменил? Чего ей пока не хватает, чтобы завоевать сердца опытных игроков? Нужен ли вид из кабины?

[А. Щелкунов] На мой взгляд, разработчикам Wargaming в первую очередь надо поработать над стабильностью клиента (я о показателях fps) и балансом между штурмовиками и истребителями. Впрочем, в игровом балансе уже заметен прогресс.

Для завоевания сердец и душ игроков пока не хватает качественной рекламы, хотя я не отказался бы и от возможности приземлиться и более мощных пушек и брони. World of Warplanes — из тех игр, что требуют немного усердия в самом начале. Жаль только, что уже на этом этапе у многих возникает желание забросить «Самолеты» и пойти поиграть во что-нибудь «однокнопочное»...

► Этому советскому пилоту не повезло с посадкой, и главная его задача — не отстрелить пулеметной очередью нос своего же самолета.

[Игромания.ру] В World of Warplanes несколько способов управления самолетом. Какой считаешь оптимальным для начинающих игроков, а какой используешь сам? Поделись своими основными настройками с нашими читателями.

[А. Щелкунов] Оптимальным считаю, конечно же, джойстик, хотя сам летаю на мыши 0.4.1. Для новичка (если раньше не увлекался симуляторами и не летал на джойстике) самое лучшее управление — просто мышь.

Игромания.ру благодарит всех собеседников за интересные и развернутые ответы и всяческую помощь в создании этого материала.

Комментарии
Загрузка комментариев