Игра в материале
The Stanley Parable
9.5Рейтинг
Игромании
8.7Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Приключение
Разработчик: Galactic Cafe
Издатель: Galactic Cafe
Дата выхода: 17 октября 2013
The Stanley Parable

The Stanley Parable

Вердикт — The Stanley Parable
«…The Stanley Parable — уникальное произведение, сюжет которого мы… нет, даже не выстраиваем, а оспариваем и выцарапываем у невидимого комментатора. Творение Дэви Вредена сложно назвать игрой, это скорее очень необычный интерактивный опыт, новый способ ра
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
The Stanley Parable

Жил-был простой офисный работник Стэнли. Сидел в скромно обставленной комнатушке — компьютерный стол, стул да пара шкафов, — нажимал клавиши, следуя указаниям на экране, и был по-своему, наверное, счастлив.

Но однажды утром приказы перестали поступать. Зеленый курсор потерянно мигал на черном экране компьютера, а Стэнли столь же потерянно на него смотрел. Решив, наконец, выглянуть из крохотного кабинета, он увидел, что все его коллеги исчезли. В офисе было непривычно тихо, как будто ни единой души, кроме нашего героя, там не наблюдалось…

The Office

Тут в действие вступаем мы. Управление простое до предела — кнопки да щелчки мышью, отсутствует даже возможность прыгать. Изучаем осиротевшие рабочие места, наступаем на разлетевшиеся листы бумаги. Голос за кадром подсказывает: вероятно, все ушли в зал для совещаний, а Стэнли просто пропустил призыв на летучку. Что ж, отправляемся на поиски комнаты. Находим, открываем дверь… Стоп. Пауза. Такой могла быть эта игра. Но такой она не будет. Почему?

Вы вновь слышите мягкий голос Рассказчика: «Войдя в небольшую комнату, Стэнли очутился перед двумя дверьми. Он направился в левую, в коридор, ведущий к конференц-залу». Казалось бы, все верно, привычно и правильно, ничего необыкновенного. Только вот произносит комментатор это чуть раньше, чем мы выбираем дверь.

• В местных декорациях можно было бы запросто снять приквел британского сериала «Офис». Интерьеры один в один.

Вероятно, вы покорно пойдете по проторенной дорожке, четко следуя указаниям Рассказчика. И он не обманет — вы получите вашу историю в полном объеме, дойдете до самого финала.

Или же вы можете пойти в правую дверь. Мелочь? Ерунда? Нет. Вы заметите, как нервничает Голос, стараясь направить вас на путь истинный, вернуть к нужной точке, или же пытается быстро изменить повествование, чтобы ваши действия укладывались в него. И вас охватит азарт. Не в красную дверь, а в синюю! Не вверх по лестнице, а вниз! Выбрать левый путь, правый путь, третий путь. Вырваться за грани системы. Рассказчик сбивается, спорит, ругается, игра подстраивается под ваши действия при каждом повороте, при каждом новом старте — и то, что виделось забавным, начинает пугать, незыблемые истины расплываются, пол проламывается под ногами.

Вопросы, одни вопросы

Это вообще игра? Существует ли Стэнли, его офис, его коллеги, от которых остались одни чашки с кофе да включенные компьютеры, его могучий Босс (тоже исчезнувший вместе со всеми)? Есть ли Стэнли вне офиса? Или в этом странном мире их только двое — он и упрямый ворчун Рассказчик, видящий смысл жизни в своем сюжете? Что это, эксперимент? Сон? Коридор между жизнью и смертью? Или это и есть смерть? А может, это жизнь? Жизнь, в которой мы каждую секунду совершаем выбор.

• В игре симпатичное освещение и приличная детализация, но графика все равно не ахти — видно, что разработкой занимался всего один человек.

The Stanley Parable — уникальное произведение, сюжет которого мы… нет, даже не выстраиваем, а оспариваем и выцарапываем у невидимого комментатора. Творение Дэви Вредена сложно назвать игрой, это скорее очень необычный интерактивный опыт, новый способ рассказать историю. В традиционных играх нарратив выстраивается через ролики, в проектах Дэвида Кейджа (Heavy Rain, Fahrenheit) — через нелинейные QTE и принятие решений, а в The Stanley Parable история рождается через конфликт.

Что ж, мы сами напросились. Сколько раз игроки ругались на прямой, как рельсы, сюжет? Сколько раз сценарий брал нас за руку и аккуратно протаскивал исключительно сквозь нужные двери? Здесь это тоже случается, но мы можем сопротивляться. Если захотим.

Вам будет весело, будет жутко, будет интересно и ни в коем случае не будет скучно. Серый, неприметный офис Стэнли с каждым новым запуском игры меняется. Меняются слова Рассказчика, пластиковые стены распадаются, лифты рушатся в черную бесконечность, знаки на стенах предупреждают нас об опасности, но мы продолжаем упрямо ломать рамки дозволенного. Они ломаются, не сомневайтесь. Не существует стен, сквозь которые нельзя пройти.

• Мотив с покорным нажатием кнопки заставляет вспомнить об известном сериале «Остаться в живых», да и вообще — произведения обладают в чем-то схожей атмосферой.

Но, ломая стены, вы неизбежно сломаете сюжет. Уничтожите то, во что играете. Действительно ли вы хотите этого? Готовы ли вы увидеть последствия? Готовы ли взять ответственность на себя?

Тогда — вперед. Вы увидите гораздо больше, чем офис, в котором работает Стэнли. Вы побываете во многих мирах, включая совершенно неожиданные. Вы почувствуете себя самого в шкуре Рассказчика (думаете, ему легко?). Вы поймете... что-то. Может быть.

Вы поймете, что выбора нет. Хотя на самом деле он есть. Или?..

По четыре стены за раз

В какой-то мере The Stanley Parable — это вопрос, заданный игровой индустрии и самим игрокам. Готовы ли разработчики дать своим слушателям достаточную свободу? Будем честны, в большинстве игр выбора либо нет, либо он несет чисто косметическую функцию: ответьте на вопрос «Да», «Конечно» или «Разумеется, будь я проклят, если не так!» — суть не поменяется.

Иногда сценаристы жертвуют собой, своим временем и пачками исписанной бумаги, чтобы дать иллюзию выбора. Черное или белое — решать вам, ухмыляется довольный уставший автор. Нате, решайте: спасите кого-то или дайте ему умереть. Пристрелите врага или гуманно вырубите его электрошоком. Шагните под знамена Алой розы, Белой розы или Тигровой лилии, чтобы в итоге получить все тот же финал, отличающийся, возможно, лишь парой фраз да несколькими картинками.

• Еще у игры очень много пересечений с Portal — как визуальных, так и смысловых. Честно говоря, во время прохождения постоянно представляешь, какая ядреная смесь могла бы получиться из геймплея Valve и повествования в духе The Stanley Parable. Эх, мечты.

Мы, игроки, устали от этого. Мы хотим настоящих последствий своего выбора. Или не хотим?.. Готовы ли мы пожертвовать идеальным, отлаженным, красивым сюжетом? Не проще ли смириться с линейностью ради того, чтобы увидеть эффектную сказку, где все уже выбрали за тебя?

Пройдите The Stanley Parable и найдите свой ответ на этот вопрос. Она вряд ли отнимет у вас больше двух часов, но даже за это короткое время напрочь перевернет ваши представления об играх как формате.

 

Что же ты наделал, Рассказчик. Что же ты натворил, Стэнли. И ты, загадочный третий, появляющийся лишь изредка, — чего хотел ты? И к кому ты обращался — к безмолвному Стэнли или к игроку, застывшему перед экраном? Мы не знаем. Но, возможно, узнаете вы.

Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
10
Графика:
6
Звук и музыка:
9
Интерфейс и управление:
8
Дождались?
Произведение, аналогов которому в игровом мире пока не существует. Дэви Вреден собирался сделать очередной мод для Half-Life 2, а в итоге создал один из самых запоминающихся проектов этого года. Не игру про Стэнли, но игру про всех нас.
Рейтинг «Мании»: 9,0
«Великолепно»
Комментарии
Загрузка комментариев