История Anno: от начала и до?..

История Anno: от начала и до?..

Спец — История Anno: от начала и до?..
Почтенный симулятор первопоселенцев живет и упорно здравствует уже шестнадцать лет — откуда ж силы берутся у вечнозеленой Anno?
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
История Anno: от начала и до?..

Образ германской нации в европейском сознании долгое время был неизменно связан с враждебностью и затаенной угрозой, а попутно — со стереотипом о немецкой педантичности. В игровом смысле истина ближе скорее второму представлению: самый миролюбивый жанр стратегий, экономические симуляторы, стал излюбленным развлечением потомков почтенных бюргеров. В таких случаях говорят о «стратегиях немецкой школы», и если первой среди них была The Settlers, то одной из самых верных сподвижниц — серия Anno.

Anno 1602

Тринадцать колоний

«Земля!» — донеслось из «вороньего гнезда». Вот мы, значит, и приехали. Новый Свет, новая жизнь, новые проблемы. Так начинается любая Anno — с обустройства первой колонии.

Первопроходец серии немало позаимствовал у других маститых немецких стратегий. Торговая система вдохновлена The Patrician, ступенчатая экономика — изобретение The Settlers. При этом Max Design не ограничились переосмыслением чужих успехов: Anno 1602 получилась оригинальной и, как потом выяснилось, весьма долгоиграющей.

Итак, Америка, безымянные острова и развязанные руки. Пожалуй, единственная глобальная цель — извлечь максимальную прибыль из смелого колонизаторского предприятия, а вот задачи, как водится, всех сортов и сложностей. Надо наладить производство — сначала досок для новых домов, потом пшеницы, потом других, не менее важных, но более дорогих товаров. Здесь работают привычные для нас теперь производственные цепочки — посеять злаки, размолоть муку, испечь хлеб. На любом этапе промежуточное сырье можно увезти подальше (на другой остров) и продать по сдельной цене.

Колонисты меж тем не останутся немытыми пионерами до самой индустриальной эпохи. В дальнейшем бывшие искатели приключений пожелают слегка заплыть жирком и превратиться в поселенцев, потом — в благовоспитанных мещан, следом в зажравшихся купцов и, наконец, сформировать элиту, от которой они в свое время бежали. Столько иронии в игре всего лишь на одном CD!

Поскольку жители своими налогами обеспечивают нам фундамент успеха, потакать их прихотям — первостепенная задача. Поначалу пионерам и соленой рыбки хватит на ужин, но придет день, когда один из этих босоногих авантюристов стукнет волосатым кулаком по шаткому столу и потребует вина и девиц (про девиц, конечно же, в игре ничего не сказано). В наших же интересах умаслить сословие, дав ему желаемое, — в награду товарищи улучшат свои дома, эволюционируют в более обеспеченный класс и увеличат налоговые поступления.

Anno 1602 соответствовала духу своего времени (а год на дворе был 1998-й): тонкая механика, требующая хрупкого равновесия, и никакого милосердия к игроку. На старте вполне мог быть отрицательный баланс — нате, исправляйте. И войну никто не отменял: вы думали, что пушки на борту судов — для красоты?

Anno 1503

Это совсем не Индия, товарищ старпом

Переход от Anno 1602 к Anno 1503 можно сравнить со скачком от SimCity к SimCity 2000: графика и детали сменяют символы и абстракцию. Здесь Anno начинает пленять живописностью, достойной кисти художника, — кстати, The Settlers тоже делали на это ставку. По густым лесам бегают олени и прочие кандидаты в рагу, здания прорисованы с непривычной дотошностью — даже хибары пионеров! Не говоря уже о жителях, деловито снуюющих по острову. Однако игра сохранила двумерность — хотя в 2003 году трехмерные стратегии уже не были диковинкой.

Не оленями едиными — в Anno 1503 появилось несколько различных биомов. Если на условном «севере» карты умеренный климат, привычный для Европы, то на юге — дикое изобилие. Влажные карибские джунгли, засушливые острова, вызывающие в памяти Дикий Запад (вопреки географической логике, кстати), и даже кусочки африканской саванны с зебрами и жирафами (не иначе придрейфовал отгрызенный львами ломтик Черного континента).

Игра изменилась не только внешне — довольно смело обошлись и с ее механикой. Например, торговцы перестали вырождаться в аристократию: извольте построить для них специальное, роскошное, жилье. Это удваивает головную боль: как только наклюнется дефицит, скажем, вина, представители привилегированного сословия, словно лемминги, побегут прочь, к чертовой матери, в океан. А их вычурные жилища попросту рухнут — похоронив пять тонн мрамора, между прочим!

По-другому заработала и финансовая система. Прибыль теперь зависит от продажи товаров населению и торговли — потому рядом с каждым домом должен располагаться рынок или продуктовая лавка, на худой конец. Появилось технологическое развитие, чего прежде не наблюдалось: школы, университеты и библиотеки открывают новые строения, а можно и порох горючее сделать, чтобы пушки больнее стреляли.

Anno 1701

Бостонское чаепитие

Anno сделала еще один шаг в будущее — в новый XVIII век, век независимости. Таки да, хватит трудиться на короля-батюшку! Наша колония ничем не хуже Лондона, и тезис этот придется доказывать не аргументами, но кровью или золотом. Ах да, Anno впервые обретает третье измерение. Еще больше живописности! Но Anno 1701 справляется с этим не так мастерски, как те же The Settlers. Хотя если последних вы в глаза не видели — поздравляем, Anno 1701 засорит ваш жесткий диск тоннами скриншотов с пленительными пейзажами, благо камера вертится под любым углом и с любым зумом.

Нелегкая губернаторская жизнь обеспечивает на несколько седых волосков больше, чем прежде. Конкуренция вышла на новый уровень — подпольный. На каждого соперника войной не пойдешь, а вот устроить парочку диверсий — это мы любим, это мы умеем! Засланный казачок может и работяг склонить к бунту, и пакгауз спалить, и казну изрядно опустошить, да мало ли какую еще пакость устроить. Для молодой колонии такой удар может кончиться очень плачевно — да и вы не обрадуетесь, если вражеский саботажник угробит снабжение. А туземное население вообще держит духов погоды на коротком поводке, устраивая неугодным бурю столетия.

Кстати, о бурях — бумеранг-то возвращается, даже если его не посылать. Например, разрушительным землетрясением или ураганом. Матушка-природа умеет ставить на колени целые империи, не только островные городишки. И компенсацию, как в Tropico, никто платить не будет — даже метрополия.

С другой стороны, игра богата и на приятные сюрпризы. Порой нашу скромную колонию посещает Ее Величество или епископ — после приезда последнего, кстати, поселенцы начинают неистово размножаться. Хотя лучше все-таки визит мастеровитого кузнеца, который за спасибо выкует нам вагон инструментов.

На этом тема колонизации Нового Света себя не исчерпала — впереди у европейских держав еще было освоение Австралии и Океании, но судьба распорядилась иначе. Серия попала под крыло Ubisoft, что само по себе означает новые перспективы. Вопреки злословию поклонников, перспективы оказались самыми радужными.

Anno 1404

На перекрестке миров

Колесо истории крутнулось в обратную сторону. В Европе расцветает Ренессанс, диктатура церкви ослабляет хватку, а на западе нет ничего, кроме края света. Вместо условного атлантического архипелага — богатые острова Средиземного моря. Да и вообще — средневековая Anno 1404 внезапно проявляет больше новаторства, чем в эпоху Нового времени.

Началось все с классовой революции (или контрреволюции, что логичнее в этом случае). Никаких пионеров и поселенцев, только крестьяне! Им на смену в дальнейшем приходят горожане, тех потихоньку смещают патриции (богачи из различных сословий — будь то бывшая знать, мещане или купцы). Вершиной «пищевой цепочки» становятся дворяне — настоящие, с варварскими корнями, а не сублимированные заморские. Что совсем любопытно, число их ограничено — население острова не может полностью происходить из дворянского сословия, как и из любого другого, кроме крестьянского. В конце концов, кто-то же должен кормить капиталистов?

ЭТО ИНТЕРЕСНО: есть и еще один класс — нищие. Налогов не платят, ничего не производят, портят всем настроение и отчаянно нуждаются в улучшении своего положения.

В Anno 1404 игрока больше не стесняют рамки одной усредненной европейской нации — есть альтернативная, восточная, цивилизация. Собственно, такая же усредненная, но таинственная и обаятельная. Управление восточным поселением сильно отличается от традиционного. Во-первых, там всего два сословия — кочевники и посланники (однако их численность тоже сбалансирована). Во-вторых, совершенно иные потребности и экзотические ресурсы вроде фиников, кофе и ковров. В-третьих, засушливый климат островов. Пока вы не оросите пустыню специальным строением, даже самая дохлая рожь не уродится на раскаленном песке. Только тогда эта утомленная солнцем земля позволит собрать богатый урожай кофе, который равно успокоит и безмятежных арабов, и капризных европейцев.

Наконец, Anno 1404 настолько великолепна с виду, насколько позволяет нынешняя модель мироздания. Ослепительно яркие восточные острова чередуются с лесистыми европейскими землями, где-то гадит прямо в море цветастый город, расположившийся на воде. Ну и само море — с высоты игровой камеры падать долго, но бултыхнуться в манящие средиземноморские волны оттого хочется не меньше. И кампанию наконец-то оформили по-человечески, теперь это не набор случайных миссий.

Anno 1404 не истязает игрока жестокими правилами — она действительно легче всех прочих, — но во всем остальном, кажется, достигла совершенства. Настало время осваивать новые горизонты, но где же их искать?

Anno 2070

Великий Американский пролив

Истории человеческой цивилизации настал конец: на наших прошлых успехах в колонизации выросли небоскребы, а потом вся эта красота пошла ко дну. Глобальное потепление шуток не любит! Полярные шапки растаяли и утопили любовно обжитое побережье континентов, равно как и остальную их часть. Что же будут делать уцелевшие хомо сапиенсы? Правильно, начнут колонизировать планету заново.

Хоть Anno 2070 и начинается в отдаленном будущем, а реалии смутно напоминают эпоху Великих географических открытий, как вчерашний сон порой похож на сегодняшний день. Люди так и не дотумкали, почему случился катаклизм, и продолжают качать нефть, чадить заводскими трубами и плевать мимо урн. В игре есть три фракции, к которым можно примкнуть, — экологи, магнаты и ученые. Каждой из них соответствует свой класс жителей. Обычно разговоры про экологию в играх не особенно осмысленны, но в Anno 2070 окружающая среда не прощает грязнуль. Если портится экологический баланс, то напрямую страдает производство. Дошутились с природой до потопа, а теперь шутки кончились!

Постапокалиптические колонисты крутятся как могут. Адепты научного подхода научились возводить подводные колонии — таких фокусов мир еще не видывал! Обстановка там скудная, но сам факт поражает воображение. В остальном, как уже говорилось, последняя Anno сильно напоминает предыдущие части: строительство домов, индустрии, торговля. Горожан напои, накорми, ерунду по телевизору покажи, да еще смог гнойного цвета убрать бы с улиц.

Тем не менее Anno 2070 достойна упоминания в учебниках благодаря очень необычному игровому миру. Футуристические картины в ней достаточно банальны, но всемирный потоп и антураж обездоленной цивилизации весьма примечательны.

Anno Online

Коллективизация

Anno не избежала распространенной напасти — переезда на страницу интернет-браузера, чему подверглись почти все именитые стратегии. Вот и Anno Online бросается осваивать новый рынок и сейчас находится в стадии открытого бета-тестирования. Конечно же, смена платформы накладывает отпечаток на привычную механику.

По ощущения Anno Online напоминает Anno 1404, но в традиционную эпоху Великих географических открытий, а вот лицом пасынок серии походит на Anno 1503 — что поделать! Офисные компьютеры могут и подавиться мощной картинкой.

Играется Anno Online так же, как любая другая часть серии, но раз в двести медленнее — необходимая жертва, которую приносят все браузерки. Улучшения для жителей зависят не только от ресурсов, но и от искусственного ограничителя — да и повышение в уровне одной хижины вместо привычных двух тонн древесины стоит шестьдесят, не считая денег. Остров разбит на фрагменты, которые только предстоит открыть. Собственно, весь донат в игре направлен на спасение игрока от лишних телодвижений — доминировать рублем над конкурентами не получится. Хотя взаимодействие между игроками в Anno Online покамест реализовано скудно, что немного удивляет. Ждем обновлений!

* * *

На этом история Anno не заканчивается, но несколько меняет курс. Ubisoft испытывает Anno на браузерном поприще — где, кажется, уже побывали все приходящие на ум серии. Правда, это может означать, что полноценную номерную Anno мы увидим не скоро. Стоит ли печалиться? Вряд ли. Ubisoft нечасто откладывает такие успешные серии в долгий ящик.

Комментарии
Загрузка комментариев