Игры в материале
Haunts: The Manse Macabre
Haunts: The Manse Macabre
Confederate Express
Confederate Express
Areal: Origins
Areal: Origins
Темная сторона Kickstarter

Темная сторона Kickstarter

Спец — Темная сторона Kickstarter
Истории четырех игр, финансирование которых на Kickstarter обернулось трагедией для пользователей.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Темная сторона Kickstarter

Вы и сами знаете, что Kickstarter и его аналоги — это в первую очередь поле боя. Схватки ведутся за внимание потенциальных инвесторов, в ход идут любые средства. Однако есть у краудфандинга и откровенно гадкое свойство: никакие гениальные идеи, громкие имена и клятвенные обещания не дают гарантии, что игра будет достойна ожиданий, — и что она вообще увидит свет.

В последнее время случилось сразу несколько громких историй, в которых успешные кампании на Kickstarter обернулись вовсе не тем, чего от них ожидали бэкеры. Мы подобрали четыре самые яркие и поучительные иллюстрации того, как делать нельзя.

Haunts: The Manse Macabre. Кончились программисты

Этот провал был в числе самых первых. В 2012 году безвестная независимая команда собрала 29 000 долларов на пошаговую хоррор-тактику Haunts: The Manse Macabre. Разработчики обещали однопользовательскую кампанию и сетевые баталии между призраками и живыми людьми. Потом одиночный режим вырезали — якобы слишком скучным получился.

Чуть погодя оказалось, что и с мультиплеером ничего не выйдет, — игра просто всплыла кверху брюхом вместе со всеми своими призраками. Собранных средств не хватило, чтобы исправно платить программистам студии, и те разбежались. Основатель конторы обещал вернуть деньги, но их уже не осталось. Все ушло на зарплаты.

Вот и поверишь тут в проклятия.

► Главный идеолог Haunts писал, что есть шанс передать игру на доработку другой команде, принадлежащей его другу. До сих пор не сложилось.

Мораль: выходя на Kickstarer, самое главное — рассчитать силы. Делать игры — это намного дороже, чем кажется.

Confederate Express. Наворовали и ушли в закат

В мае одна американка сдала в аренду квартиру в городе Палм-Спрингс через сайт Airbnb, организующий подобные сделки. Спустя сорок четыре дня срок договора истек, но арендаторы отказались съезжать. Выяснилось, что законы Калифорнии закрепляют права арендатора, если он прожил в доме более тридцати дней. Клиенты эту лазейку успешно используют — и отказываются съезжать. Грядут разборки.

Тем временем всплыли имена умников. Это Максим Пашанин и его брат Денис, основавшие студию Kilobite Inc. В 2013 году они успешно профинансировали через Kickstarter свою игру Confederate Express — настолько успешно, что скопилось сорок тысяч долларов вместо десяти запрошенных. Игру должны были выпустить в июне этого года. Не выпустили.

Прошло больше месяца, и Пашанин принес извинения: мол, реструктуризация и все дела. Чтобы загладить вину, он предложил вкладчикам бонусы для другой игры студии, Knuckle Club. Однако KC оказалась еще одним фальшивкой — игрой, на которую Пашанин только начал собирать средства и которой никогда не суждено выйти. Она накопила 921 долларов из двадцати пяти запрошенных тысяч, и проект закрыла администрация Kickstarter.

А ведь посмотришь трейлеры — и правда могли бы выйти неплохие игры.

► Знакомьтесь: это наши, к сожалению, соотечественники.

Мораль: не зря люди склонны вверять свои деньги всяким там Тимам Шаферам — так хоть гарантия есть, что это не жулье хитролицее.

Yogsventures! Кофе кончился, держите чай

Гораздо чаще «выкидыши» у проектов с Kickstarter случаются из-за элементарной неопытности. Взять, к примеру, популярных на YouTube персон из Yogscast. В 2012 году их игра Yogventures! собрала 567 665 $, что сильно больше двухсот пятидесяти запрошенных тысяч (такие они популярные!). Замышлялась Yogsventures как воплощенная мечта мододела: открытый, детально настраиваемый мир должен был позволить игрокам реализовать на основе игры любой сюжет и затем пройти его вместе с друзьями. Судя по описанию — нечто сродни Project Spark от Microsoft.

Сами Yogscast планировали делать регулярные видео по игре, в частности — по лучшим пользовательским модификациям. Но студия Winterkewl, которой поручили проект, с работой не справилась: разработчики не вытянули амбициозную задумку и потихоньку разбежались. Под конец истории в живых остался последний герой — он пытался дотянуть проект на своей спине, но в итоге тоже плюнул.

Вместо Yogventures! поклонники получили извинения и Steam-ключи для другой игры. Впрочем, та игра — TUG — идейно оказалась очень похожей на Yogventures! (и ее тоже делали на кикстартерские деньги). Как бы ни было обидно, это все же лучше, чем ничего.

► Казалось бы, опасно делать игру с расчетом на аудиторию YouTube-канала. Но когда подписчиков семь миллионов — это не проблема.

Мораль: Kickstarter дает надежду, но не обещание. Если у студии нет сил, опыта и стимула, она может попросту бросить проект на полпути.

Areal. Слишком много разработчиков «Сталкера»

Духовный наследник культового S.T.A.L.K.E.R. от ключевых разработчиков оного — именно так (и ни буквой меньше) себя позиционировал шутер Areal от студии West Games. Но стоило начать сбор средств, как вокруг игры тут же разразились скандалы, интриги и расследования. Сначала Vostok Games (тоже образованная выходцами из GSC) начала разборки с новоявленными «наследниками». Выяснилось, что вероятность присутствия в составе West Games ключевых создателей «Сталкера» исключительно мала: почти все они работают либо в Vostok, либо в 4A Games («Метро 2033»).

Прямая речь

Олег Яворский, PR-директор Vostok Games


«Надо понимать, что за время разработки S.T.A.L.K.E.R. и Metro в создании игры поучаствовала не одна сотня человек, включая бета-тестеров и моделлеров, которые могли отвечать за проработку нескольких единиц оружия. Многие приходили в студию на пару месяцев лишь для того, чтобы внести S.T.A.L.K.E.R. в свое портфолио. Сейчас они называют себя ведущими разработчиками на проекте. Вы же все равно этого не знаете, верно? Но больше всего меня беспокоит то, что West использует материалы и наработки из S.T.A.L.K.E.R. Это не только незаконно, но и неэтично. Думаю, все это сделано, чтобы привлечь к себе побольше внимания. Но пользователи Kickstarter должны относиться к этому настороженно».

► В своей кампании на Kickstarter разработчики Areal не постеснялись выдать концепт-арт «Сталкера» за свой — видимо, потому что им удалось завербовать в команду художника, который давным-давно рисовал для GSC. Эта картинка была создана, когда «Сталкер» еще ходил пешком под стол и назывался Oblivion Lost.

В итоге Kickstarter заморозил сбор средств, и накопленные деньги вернулись отправителям. Причину Kickstarter не огласил, но уже навскидку можно набрать на целый «расстрельный» список. К тому же за два последних дня кампании сумма прыгнула с 40 000 до 65 000 долларов, резко преодолев заявленный порог в пятьдесят тысяч. Вполне вероятно, что West Games решили профинансировать себя сами, чтобы кампания собрала необходимый минимум средств.

После провала на Kickstarter создатели Areal обратились к публике. Дважды. Открытое письмо на английском гласило, что студию оклеветали русские из-за конфликта с Украиной. В русскоязычном же обращении West Games призывали винить во всем американцев. Забавно, но до этого они вообще продвигали теорию, что это Vostok заплатила журналистам, чтобы те обеспечили Areal наихудшее освещение. Хотя, кажется, после того как столько народа услышало об их игре из прессы, West Games, наоборот, должны благодарить «клеветников».

► Еще одна нашумевшая выходка West Games — письмо якобы от Владимира Путина.

Теперь West Games пытаются наскрести денежку заново — на своем сайте. В момент написания статьи было собрано примерно тринадцать тысяч из пятидесяти необходимых. Арты из «Сталкера» исчезли, зато появилось дешевое «геймплейное видео», явно сделанное на коленке из библиотечных ассетов Unity. Ничем хорошим это по-прежнему не пахнет: разработчики замахнулись на консоли нового поколения, но запрашивают слишком уж скромные деньги.

Осталось разобраться в одном: мошенничество это или просто чудовищная некомпетентность? В свете последних событий складывается впечатление, что и то и другое.

Мораль: если вам обещают много, просят мало, а ведут себя странно, не развязывайте кошелек.

* * *

Конечно, жертвовать деньги — дело благородное, полезное и даже в какой-то степени важное. Но прежде чем браться за кошелек, стоит пристально приглядеться к руке просящего. Хорошо вымыта и ухожена? Рукава закатаны? А трудовые мозоли есть?

Горький факт: на один достойный проект приходится целое кладбище недостойных. Но это вполне обыкновенная статистика, и Kickstarter тут ни при чем. Чтобы не разочароваться в судьбе вашего пожертвования, нужны внимательность и толика здравого скептицизма. Не позволяйте шумихе и пустым словам принять решение за вас, и тогда все будет хорошо.

Комментарии
Загрузка комментариев