Справится ли режиссер Pacific Rim с Silent Hills?

Справится ли режиссер Pacific Rim с Silent Hills?

Кино — Справится ли режиссер Pacific Rim с Silent Hills?
Вспоминаем, что общего у фильмов Гильермо дель Торо и серии Silent Hill.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
Справится ли режиссер Pacific Rim с Silent Hills?

Страшно представить, что случится в день выхода Silent Hills, если один только анонс на gamescom 2014 взорвал новостные ленты. Это игра, которой уже не простят очередной провал.

Здесь провала, казалось бы, можно не опасаться. Треугольник — самая устойчивая фигура, особенно когда его углы — это Хидэо Кодзима, Гильермо дель Торо и тот парень из The Walking Dead. Но как быть, если самая ответственная часть — создание атмосферы и сюжета, ложится на плечи голливудского режиссера, снявшего «Тихоокеанский рубеж» и экранизацию комиксов «Хеллбой»? Ответ: искать успокоение в более ранних его работах, тех, что способны напугать до поросячьего визга. Мы так и сделали. Порывшись в коробке с пыльными видеокассетами, мы нашли фильмы Гильермо дель Торо, ближе всех подобравшиеся к каноничному Silent Hill. Постараемся обойтись без спойлеров.

Хронос

Что? Мексиканский фильм ужасов 1993 года и первый полнометражный режиссерский опыт Гильермо дель Торо. Работа, получившая множество наград и обеспечившая своему создателю путевку в Голливуд.

В руки современного антиквара попадает изобретение гениального средневекового алхимика — Хронос. Похожее на золотого жука украшение время от времени присасывается к венам своего хозяина, а взамен дарит ему неуязвимость, аллергию на солнечный свет и жажду крови.

По сути, «Хронос» — это история о вампирах, рассказанная на новый лад, но при этом фильм копает чуточку глубже. Как и в игре Silent Hill, здесь очень много символичного. Так, сам Хронос — не просто механическая игрушка. Внутри него таится сюрреалистичное создание — крохотное насекомое, чья жизнь зависит от шестеренок и передач. Эта связь живого и механического повторяется и в отношении главного героя. Антиквар вынужден вновь и вновь прикладывать устройство к груди, чтобы с облегчением вздохнуть, когда оно в очередной раз вонзит в него стальное жало.

Но насекомое несет в себе и другое значение, связанное со смертью и перерождением. Если вы прошли первый Silent Hill, то помните, что эта тема проходила и сквозь всю игру. Один из боссов представал перед нами сначала в образе огромного червя, а затем — гигантского мотылька. Сила города постепенно овладевала медсестрой Лизой Гарланд, превращая ее в монстра, а потерявшаяся дочь протагониста вообще была реинкарнацией девушки, сожженной родителем во имя высшей цели. Главный герой «Хроноса» по ходу фильма тоже перерождается в иное существо. Достаточно лишь содрать кожу, чтобы «бабочка расправила крылья».

► Особо интересна метаморфоза, которая происходит с главным героем: из добренького усатого старичка — в жестокого графа Дракулу.

Но поддастся ли главный герой своей новой сущности? Станет ли пить кровь или предпочтет умереть? И вот тут — вторая точка соприкосновения фильма «Хронос» с игрой Silent Hill. Гильермо дель Торо обожает чудовищ, но никогда не ставит их во главу угла. Для него это лишь средство, раскрывающее перед зрителями души главных героев. Благодаря этому, какими бы чудовищными тварями дель Торо ни населял свои фильмы, он все равно будет достаточно далек от того, чтобы пугать нас чисто физиологическими вещами и скримерами. А это как раз то, чем Silent Hill отличался от других игр жанра, и именно это вселяет в нас уверенность, что пугать новый Silent Hill будет гораздо более «взрослыми» штуками, нежели тизер P.T.

Мутанты

Что? Первая голливудская работа Гильермо дель Торо, вышедшая на экраны в 1997 году. Картина, после которой вы будете держаться подальше от жуков и незнакомцев в длинных черных плащах.

В Нью-Йорке один за другим умирают дети. Смертельную болезнь разносят обычные тараканы. Чтобы остановить эпидемию, энтомологи выводят генмодифицированное насекомое, которое сможет истребить переносчика инфекции. С легкой руки креативщиков жучка-избавителя называют «порода Иуда» и отправляют захватывать канализации, потолочные перекрытия и пространства за холодильниками.

Креативщики еще не знают, насколько удачное название придумали. Эпидемия прекращается, но через несколько лет в подземных переходах начинают пропадать люди, а на улицах появляются странные мужчины в черных плащах, издающие щелкающие звуки. Вскоре выясняется страшная правда: жуки, прогнавшие тараканов, эволюционировали и научились маскироваться под свой новый источник пищи — под нас.

► Справедливости ради отметим, что маскировка у жуков так себе. Это лицо пострашнее, чем у Фредди Крюгера.

И снова Гильермо дель Торо обращается к теме насекомых. Правда, в этот раз мистицизму места не нашлось. Существование жуков, притворяющихся людьми, объясняется с научной точки зрения, и, чтобы одолеть их, достаточно хорошо стрелять.

Но вот что интересно: получив деньги на среднестатистический ужастик про злобных монстров, дель Торо сумел-таки обратиться к теме подсознательных страхов. Кроме инсектофобии он эксплуатирует ужас современного человека перед себе подобными. Кто знает, что творится в голове у парня, которого я повстречал поздно ночью на пустынной улице? А вдруг он грабитель? А может, убийца или переносчик вируса?

Создатели Silent Hill не раз обращались к этой фобии и наделяли монстров антропоморфными чертами. Дель Торо поступил так же, подарив своим мутантам хитиновые головные пластинки, которые, складываясь, образовывали нечто напоминающее формой человеческое лицо.

Хребет дьявола

Что? Фильм 2001 года выпуска. Объект гордости Гильермо дель Торо, обделенный, однако, вниманием массового зрителя. История о том, что бояться надо людей, а не призраков.

Действие происходит в Испании времен гражданской войны. Тринадцатилетний Карлос, оставшись без отца, попадает в приют, построенный посреди мертвой пустыни. Здесь во дворе торчит неразорвавшаяся авиабомба, еды не хватает, а ночью по коридорам бродит призрак мальчика, исчезнувшего в день бомбардировки. История предстает перед нами как ужастик о столкновении нашего мира и потустороннего, но на поверку оказывается драмой о борьбе детей с реальным человеческим злом — с тьмой, что сидит в людях и только ждет повода вырваться наружу. Сайлент-Хилл как раз очень любит людей с «тьмой в душе». Этим «Хребет дьявола» схож еще и с «Повелителем мух» с той лишь разницей, что здесь «монстр с горы» действительно существует, хоть и не играет большой роли в сюжете.

► Гильермо дель Торо часто добавляет в свои фильмы одну и ту же декорацию — стол с банками, в которых плавают органы и зародыши. Так что ждем их и в Silent Hills.

В «Хребте дьявола» призраки — не столько участники, сколько наблюдатели. Они могут помочь, но совсем чуть-чуть. Основную работу детям придется делать самостоятельно — наточить копья и организовать засаду на своего первого «кабана». При желании из этой истории с легкостью можно было бы убрать вообще всю мистику, оставив лишь сам факт веры мальчиков в потустороннее, как у Уильяма Голдинга. Не зря же дель Торо то и дело обращается к теме суеверий: чтобы избавиться от импотенции, мужчины пьют ромовый рассол из банки с мертвым младенцем, а бомба во дворе вообще живая и вот-вот взорвется. Но убери оттуда призраков, и картина превратится в рядовую историю о раннем взрослении, растеряв львиную долю своего мрачного очарования.

К тому же без призраков мы не поняли бы, что, решись воротилы кинобизнеса экранизировать Silent Hill 4: The Room, лучшего кандидаты в режиссеры, чем дель Торо, им просто было бы не найти. Как и всегда, дизайн потусторонних существ на высоте. Только представьте: сквозь бледное тело мальчика просвечивают молочного цвета кости, а из трещины во лбу тянется алое облачко крови. После такого мы просто горим желанием увидеть, что дель Торо сможет сотворить со всем ассортиментом духов, гонявшихся за Генри Таунсендом!

► Слева призрак из «Хребта дьявола». Справа призрак из Silent Hill 4: The Room.

И это еще не всё. Каждый, кто играл в Silent Hill 4, помнит локацию «Приют», где члены секты Святой Матери промывали сиротам мозги, и «Водную тюрьму» — башню посреди озера, где провинившихся детей наказывали. В «Хребте дьявола» мальчиков никто не мучает, но ощущение сюрреалистичного места, которое воспитывает детей в отрыве от реального мира, возникает все равно.

Приют

Что? Фильм ужасов с логикой хоррор-квеста. Чтобы продвинуться по сюжету, главная героиня должна искать ключи и решать головоломки.

Старинный особняк, некогда служивший приютом для небольшой группы детей-инвалидов, вновь готов распахнуть двери. Об этом позаботится одна из его выпускниц, вернувшаяся сюда с мужем и сыном. Она еще не знает, что со времен ее детства здесь многое изменилось, и дом этот теперь — не лучшее место для жизни. По ночам в коридорах раздаются жуткие звуки, постоянно пропадают мелкие вещи, а у сына появляются воображаемые друзья.

Вскоре дела начинают идти даже хуже. Сын вдруг исчезает, а вот его выдуманные друзья предстают во плоти. И, чтобы вернуть свое чадо, главной героине придется сыграть с ними в «игру».

На этот раз Гильермо дель Торо пересел в кресло исполнительного продюсера, однако в фильме безошибочно угадывается его рука. Любовь маэстро к завораживающе жутким тварям оборачивается в «Приюте» незабываемым образом Тамаса — ребенка-призрака, первая встреча с которым любому поклоннику Silent Hill напомнит о Вальтиэле из третьей части.

► Это еще вопрос, кто способен нагнать больше жути — Тамас слева или Вальтиэль справа.

Во-первых, они оба «безлики». Лицо антропоморфного существа, следившего за Хэзер, закрыто кожаной маской. Лицо Тамаса спрятано под мешком с нашитыми на него пуговицами, собачим носом и грубым швом на месте рта. К этому прибавляются неровные движения и странно шумное дыхание.

Интересна и функция обоих персонажей. Вальтиэль — привратник на пути Хэзер в параллельный мир, Тамас же появляется в тот момент, когда потусторонняя реальность начинает затягивать главную героиню фильма. И опять, как и в предыдущих работах Гильермо дель Торо, призраки не столько участники, сколько наблюдатели. Они не зло, с которым надо бороться. Если подумать, монстры в Silent Hill играли примерно такую же роль. Они присутствовали повсеместно, но антагонистами всегда были люди: Далия Гилеспи, ценой жизни дочери пытавшаяся призвать темное божество, Клаудия Фульф, пускавшая людей в расход ради рая на земле, Джеймс Сандерленд (спойлер!), убивший собственную жену.

► Джеймс Сандерленд, пожалуй, самый интересный персонаж серии Silent Hill. Сможет ли Норман Ридус в роли протагониста следующей части заткнуть его за пояс?

Одна из особенностей Silent Hill в том, что это история о людях, о самых потаенных их страхах, об ошибках и грехах. И Гильермо дель Торо в своих работах придерживается той же идеи: рассказывать в первую очередь о людях. И, если судить по «Приюту», можно с уверенностью сказать, что в следующей части Silent Hill мы получим не плоские картонки, а проработанных героев, которых по-настоящему будем жалеть... или ненавидеть.

И уж точно дель Торо не испортит квестовую часть игры. Главная героиня «Приюта» весь фильм вынуждена обыскивать дом в поисках ключей и подсказок, чтобы найти закопанные трупы, получить доступ в ранее закрытые локации и в финале посмотреть концовку. Она всего одна, но зато какая!

Лабиринт фавна

Что? Поворотная точка в режиссерской карьере Гильермо дель Торо. Фильм, который разом перевел его в высшую лигу.

Вершина творчества Гильермо дель Торо — «Лабиринт фавна» — считается своеобразным продолжением «Хребта дьявола». Здесь тоже рассказывается об Испании в годы войны (правда, уже не гражданской, а второй мировой), а главный герой — ребенок, который сталкивается с потусторонним миром. Но если в «Хребте дьявола» потустороннее малыми порциями проникало в реальность, то в «Лабиринте фавна» все наоборот. Девочка Офелия сама вынуждена раз за разом окунаться в мрачный мир сказочной страны. И этот фильм — самое главное доказательство того, что дель Торо справится со следующей частью Silent Hill. Еще бы! Ведь одна из сцен почти полностью выдержана в кроваво-ржавой стилистике альтернативного мира Тихого Холма.

► Всюду кровь, гной и сукровица. Законы гравитации нарушены. Монстр зачем-то крутит вентиль, стоя на стене. Радио хрипит. Сохранят ли Гильермо дель Торо и Хидэо Кодзима этот колорит или изобретут что-то свое?

Пройдя сквозь волшебную дверь, Офелия оказывается в зале со столом, заваленным сластями. Она не знает, что это приманка, а статуя, склонившаяся над тарелкой, — сам хозяин жилища, затаившийся, словно паук на краю паутины, людоед с обвисшей кожей и без глаз. Звуки, движения и внешний вид монстра удивительно напоминают то, что мы видели в Silent Hill. Даже отсутствие глаз роднит его с порождениями туманного города. Эта особенность как бы говорит нам: у существа нет души, оно лишь персонификация некоего события или чьих-то страхов. Безликие медсестры в Silent Hill 2 олицетворяли беспомощность врачей перед болезнью жены Джеймса Сандерленда.

► Сравните цветовую гамму и принцип создания людоеда из «Лабиринта фавна» (слева) и медсестры из Silent Hill 2.

В «Лабиринте фавна» людоед — персонификация войны. Об этом достаточно ясно говорит гора обуви в углу, словно повторяющая фотографии из лагеря смерти Освенцим. И, что самое главное, и в «Лабиринте», и в Silent Hill главные герои попадают в мир, нарисованный их подсознанием. Эта картина отражает одну из главнейших мыслей культовой игровой серии — реальность относительна. Выдуманный мир может стать для вас реальным, а сила мысли — самая главная сила в мире.

* * *

Мы не сомневаемся, что Гильермо дель Торо в состоянии не только создать для нас атмосферу ужаса, присущую лучшим частям серии Silent Hill, но и заселить туманный город чудовищными порождениями подсознательного, которые еще дадут прикурить своим предшественникам — как по части внешнего вида, так и по содержанию. Пирамидоголовый? Отойди-подвинься.

Комментарии
Загрузка комментариев