Игры в материале
Manhunt
Manhunt
Manhunt 2
Manhunt 2
Postal 2
Postal 2
Темный попутчик: лучшие игры о серийных убийцах, часть первая

Темный попутчик: лучшие игры о серийных убийцах, часть первая

Спец — Темный попутчик: лучшие игры о серийных убийцах, часть первая
Вспоминаем игры о нелегких, но нескучных буднях серийных убийц.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Темный попутчик: лучшие игры о серийных убийцах, часть первая

Джек Потрошитель, Зодиак, Джон Гейси... Личности серийных убийц вызывают в обычных людях страх, отвращение, ненависть, а иногда и любопытство исследователя. Каково быть одним из них? Что чувствует человек, которого на преступление толкает изуродованная психика? Можно ли влезть в шкуру истинного маньяка, способного (и жаждущего) убивать людей по самой невероятной причине?

Можно, и для этого совершенно необязательно брать топор и прятаться в ближайшей подворотне. Люди, которые этих маньяков ловят, скажем, действуют примерно так: пробуют поставить себя на место преступника и понять его логику. Процесс это трудоемкий и требующий немалых знаний в области психологии.

А для просто любопытствующих есть видеоигры. Немногочисленные, очень своеобразные и нишевые. И очень, очень порицаемые общественным мнением! Об их судьбе и поговорим.

The Texas Chainsaw Massacre

В 1983 году вышла одна из первых игр, дающих игроку возможность почувствовать себя по-настоящему плохим. Это была игровая адаптация известного фильма «Техасская резня бензопилой», сделанная для Atari 2600. Вообразите реакцию людей, когда они увидели, что управляют «Кожаным лицом», бегают за беззащитными девочками и таранят их бензопилой!

Топливо для нашего орудия было ограничено и пополнялось за счет убийств. Если бак пустел, это означало конец игры. Финальных титров «Резня» не предполагала: убивай, пока пила не заглохнет. Ничего запредельно кошмарного игра не демонстрировала, крови и расчлененки не было в помине. Но многие магазины все равно отказывались продавать этот симулятор маньяка. Как результат — «Резня» быстро стала раритетом.

► А когда-то эти абстрактные пятна вызывали бури праведного негодования и гнева! ► В 2006 году по мотивам ремейка «Резни» вышла мобильная игра. В ней было много крови, глупостей и следов криворукости разработчиков.

DreamWeb

Будущее, антиутопия, киберпанк. Бывший бармен, Райан, страдает от ночных кошмаров. Во снах он попадает в место под названием DreamWeb (паутина грез), населенное монахами. Те велят Райану предотвратить катастрофу. Убить семерых, чтобы спасти весь мир. Райан не возражает.

DreamWeb, вышедшая в 1994 году для Amiga и DOS, стала эталонной игрой про серийного убийцу. В формате point’n’click adventure мы переживали короткое, оригинальное и запредельно мрачное «приключение». Райан выслеживал и убивал своих жертв без лишних колебаний и вопросов. Если кто-то вставал у него на пути, «мессия», глазом не моргнув, выхватывал пистолет. Правда, нам в кульминационных сценах надо было только достать оружие из инвентаря, остальное Райан делал сам. На нашу же долю доставались головоломки.

► Относительно недавно игру переиздали, сделав абсолютно бесплатной.

Спас ли Райан мир? Разумеется, никто вам этого не скажет. Вероятнее всего, герой — просто безжалостный параноидальный шизофреник. На это намекала и вложенная в коробки с игрой книжка «Дневник сумасшедшего». Но, в отличие от большинства игровых серийных убийц, Райан не считает себя злодеем. Он всецело поглощен своей навязчивой идеей спасти мир — и пошел в этом деле до конца.

► Из-за этой сцены игру запретили в Австралии. Угадайте почему?
Особый гость: Heavy Rain

Играя в Heavy Rain, мы не охотились на детей, не издевались над полицией, не уничтожали улики. По крайней мере, сознательно.

ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕР!

Дэвид Кейдж решил всех удивить тем же хитроумным способом, что и Агата Кристи в романе «Убийство Роджера Экройда»: сами того не понимая, мы солидную часть игры управляли серийным убийцей. Разумеется, как только истина открылась, Скоттом Шелби нам рулить уже никто не давал. Но даже тогда мы имели косвенную возможность позволить злодею поубивать остальных протагонистов — и раствориться в толпе.

► Дэвид Кейдж делал все возможное, чтобы Шелби никто ни секунды не подозревал!

Harvester

В 1996 году мир увидел одну из самых жестоких и отвратительных видеоигр в истории. Имя ей — Harvester. Как и DreamWeb, это классическое приключение. По крайней мере, поначалу.

Главный герой Стив просыпается в городе Harvest («урожай»). Кто он и как там оказался, большой вопрос: у парня амнезия. Отправляясь исследовать город, Стив может только недоумевать: люди вокруг ведут себя странно. И вообще это не люди, а ходячие стереотипы какие-то! Роботы, что ли?

Чтобы выяснить правду о себе и о странном городе, Стиву предстоит многое пережить и натворить. Ключ к ответам на все вопросы — у местного Ордена. А чтобы вступить туда, нужно выполнить несколько специфичных поручений. Сперва Стива просят лишь поцарапать чужую машину, но постепенно задания становятся все менее забавными, приходится лишать людей имущества, здоровья... жизни.

По ходу игры Стив становится свидетелем все более мерзких сторон жизни в Харвесте: к примеру, однажды мы натыкаемся на детей, поедающих собственную мать. А ближе к концу игры он увидит такое, что и шизофренику в кошмарах не привидится. Да, с городом определенно что-то не в порядке.

И едва ли правда принесет облегчение, ведь в финале оказывается, что Стив заперт в виртуальной реальности. Ловушка создана, чтобы сделать его серийным убийцей. И только от игрока будет зависеть, останется ли Стив до конца своих дней добропорядочным заложником «матрицы» или вернется в реальный мир — чтобы продолжить убивать уже там.

Особый гость: Carmageddon

«Гонки для социопатов» — это все, что надо знать о Carmageddon. Есть три способа победить в заезде: финишировать первым (холодно), уничтожить всех соперников (теплее) или передавить всех пешеходов на карте (горячо!). Последнее и обеспечило проекту особый статус среди игроков, а заодно и массу скандалов среди моралистов. В Англии пешеходов заменили ходячими мертвецами, в Германии — вообще роботами. Где-то цензурили, где-то запретили вовсе. Но кому надо, тот всегда найдет

► Кишки наружу, кровь по экрану — вот самое популярное зрелище в Carmageddon. И никакая музыка не заменит издаваемые местными «кеглями» чавкающие звуки.

Postal 2

Куда ж без знаменитой серии Postal про отборного психопата Чувака! Нельзя сказать, что убийство прохожих — самоцель Postal, но... надо же чем-то себя занять? И, разумеется, когда мы говорим о похождениях Чувака, мы имеем в виду в первую очередь Postal 2, лучшую игру в серии.

На деле это была довольно посредственная игра. Но она умудрялась веселить — своей неполиткорректностью, оригинальностью и, куда ж без этого, жестокостью. Во многих ли играх позволяется вломиться в чужой дом, парализовать владельца шокером, побить его, облить бензином и мочой, поджечь и потушить? А понаблюдав за предсмертными корчами обугленного бедолаги, игрок мог напоследок пристрелить его из дробовика, на который насажена кошка. Или закидать жертву ножницами и обезглавить лопатой — чтобы потом играть отрубленной головой в «апорт» с собаками. И это лишь один из множества возможных способов провести время с пользой по дороге к продуктовому магазину. А это за маму! А это за папу! А это за...

► Он определенно на что-то нарывается.
Особый гость: GTA

Ни для кого не секрет, что GTA — это симулятор гопника. Мы отыгрываем бандитов, от воров и наркоторговцев до сербских киллеров, но не серийных убийц... и все же. Днем он Нико Беллич, катающий бесконечных кузенов и подружек по барам, а ночью он заходит в темный парк с бейсбольной битой и устраивает бомжам старое доброе ультранасилие. Или тыкает в проституток ножом, пока те не перестанут дергаться. Или толкает прохожих, чтобы взбесить их, заманить в тихий переулок и размазать ногами по асфальту.

► «За секунду до...». Резня бензопилой входила в обязательную развлекательную программу и Vice City, и San Andreas.

Издеваться над прохожими в серии GTA можно было всегда, и с каждым разом процесс делался все веселее. В Vice City позволялось орудовать тесаком, надев комбинезон и хоккейную маску, в San Andreas разрешали отрубать головы катаной и насмерть забивать фаллоимитатором. Но только с четвертой части серия обзавелась «эйфорией», и издеваться над прохожими стало интереснее даже без расчлененки.

► GTA всегда была игрой скорее о массовых убийствах, чем о серийных. Но одно другому не мешает.

Manhunt

Мечта тех, кто в кинотеатре всегда болел за Фредди, Джейсона и Майкла, сбылась в 2003 году усилиями Rockstar. Джеймс Эрл Кэш просыпается после собственной казни. Оказывается, вместо яда ему ввели снотворное, и теперь Кэш в таком аду, что и Данте не снилось: безумный Режиссер выбрал его на главную роль в амбициозном реалити-шоу.

Приходим в себя мы посреди утыканного камерами города-призрака. Улицы кишат людьми, которые хотят Кэша убить. Чтобы выжить, герой обязан выполнять приказы Режиссера, попутно убивая всех на своем пути. Как можно более зрелищно, ведь главное в шоу — это рейтинг.

► Спустя пару секунд толстячок в маске лишится обоих глаз. Мы ведь хотим угодить зрителям?

Manhunt использует стелс-механику Thief: мы прячемся в тени, выжидая удобного момента, а подкравшись к врагу, зажимаем кнопку казни и ждем. Чем дольше ждем, тем более кровавой будет расправа. В игре уйма оружия, которое можно пустить в ход, от стекла и пластикового пакета до серпа и бензопилы. Был в игре и огнестрел — для разнообразия. И для каждого оружия есть три анимации казни.

Разнообразие — вообще визитная карточка Manhunt, одно из ее главных достоинств. Режиссер не давал нам заскучать, постоянно меняя правила, придумывая безумные ситуации, расшатывая наши нервы. Вот мы должны незаметно освободить свою семью. За каждый сигнал тревоги — выстрел в лицо одному из родственников. Вот мы в заброшенной дурке, отстреливаемся из дробовика от ряженных в розовые платья амбалов с тесаками и в масках смайликов. А вот мы прячемся от великого и ужасного Пиггси, полоумного маньяка с бензопилой и в одежде из свиной шкуры (явный намек на «Кожаное лицо».

► «Ты ведь моя большая уродливая Алиса, Кэш. Так беги за белым кроликом!» Кролика мы найдем мастурбирующим на порно.

В общем, хорошее выдалось шоу — настолько хорошее, что сделали вторую часть. Неслыханная жестокость Manhunt 2 породила громкие скандалы. Глядя на игру, начинаешь подозревать, что только ради скандалов ее и делали: убогая графика, минимум сюжета, никаких интересных задач и оригинальных находок. Она вторична, как дешевый ужастик. От стилистики снафф-кино тут перешли к психологическому триллеру о психопате с раздвоением личности, но потенциал этого занятного расстройства психики разработчики не раскрыли, ограничившись банальным сюжетным поворотом.

Все, что в игре сделано более или менее на совесть, — это старые добрые казни. В игре на порядок больше оружия — от катаны до садовых ножниц. К стандартным атакам со спины добавили особые расправы, еще более свирепые и кровавые. Закоренелому социопату этого более чем достаточно, чтобы играть в Manhunt 2 взахлеб.

► А еще в Manhunt 2 можно убить невиновного. Под крики его дочери.
Отверженные: Campfire: Become Your Nightmare

Одна из главных проблем игр о серийных убийцах — необычайно высокий шанс преждевременной кончины. Особенно долгими были страдания игры Campfire: Become Your Nightmare, анонсированной в 2003 году. Игра шведов из Daydream Software должна была стать «survival horror наоборот»: полный подростков лагерь, большой выбор костюмов душегуба и масса негуманных способов себя развлечь. В общем, типичная «Пятница, 13-е» с геймплеем Manhunt. Не срослось, студия не нашла издателя и обанкротилась.

В 2009 году права на игру получила Nordic VFX и выложила в сеть несколько артов. И всё. Даже до трейлеров дело не дошло.

► Вот и всё, что осталось от Campfire. Ну и древний тизер.

* * *

Manhunt по многим параметрам поставила точку в теме «симулятор маньяка», но это не значит, что после нее никто не пытался вставить свои пять копеек. Некоторые не только пытались, но даже смогли довести свои попытки до релиза, не обанкротившись. Одни проекты вдохновлялись детищем Rockstar, другие протаптывали собственную тропку. А куда их завела судьба, мы расскажем во второй части нашей статьи. Оставайтесь с нами!

Комментарии
Загрузка комментариев