12 ноября 2014Особое мнение
Обновлено 17.05.2023

Game over: игры со смертью

Game over: игры со смертью - изображение обложка
Game over: игры со смертью - фото 1

Намедни мы проводили творческий конкурс среди читателей «Игромании». Перед участниками стояла нетривиальная задача — прислать нам эссе на выбранную тему. Взамен мы пообещали, что пригласим победителей в нашу команду, а некоторые работы будут опубликованы на сайте. Перед вами работа Станислава Минасова на тему « Смерть как важнейший элемент игрового дизайна ».

Присылайте свои тексты любой тематики на дружелюбный ящикwelcome@igromania.ru либо на superstreetwriter@igromania.ru, выбрав тему из списка. Мы все прочтем, а если зацепит — обязательно ответим!

Смерть — это жизни естественная часть , как учил магистр Йода. Мы сталкиваемся с теми или иными ее проявлениями постоянно, поэтому не удивительно, что она есть и в играх. С другой стороны, смерть всегда вызывала в людях отторжение и страх. А раз так, зачем в виртуальном мире существовать приходящей за пиксельными душами старухе с косой?

На самом деле смерть в компьютерных играх — это не только и не столько часть имитации реальной жизни, но и интереснейший инструмент игрового дизайна. Как им пользовались когда-то, как используют сейчас и какие у Смерти перспективы развития? Давайте разбираться.

Game over: игры со смертью - фото 2

► Знакомая многим картинка. Как и в случае с Хароном, перевозившим души в царство мертвых, для продолжения пути необходимо заплатить монетку.

Game over. Continue?

Впервые смерть широко распространилась в мире видеоигр исключительно в коммерческих целях. Речь идет об аркадных автоматах, прародителях всей современной индустрии. Каким требованиям отвечала игра на таких устройствах? Она была увлекательной — раз, в ней присутствовала таблица лучших результатов — два, а самое главное, она не давала одному игроку надолго задерживаться у автомата (или же заставляла его опускать новые и новые жетоны). И именно возможность умереть обеспечивала быструю смену игроков.

Pacman (съешь или будь съеденным!), вся серия Mortal Kombat (где смерть почти возводилась в ранг искусства), The House of the Dead (звезда аркадных автоматов конца 90-х) и другие подобные игры — всех их объединяло, кроме того, что подростки проводили за ними уйму времени, то, что в случае смерти игроку нужно было бросить в ненасытную железную утробу очередную монетку или жетон. Так что можно сказать, что смерть в видеоиграх придумали в коммерческих интересах.

ФАКТ: дебют смерти в мире видеоигр состоялся в 1963 году с появлением SpaceWar. В ней игроки могли умереть, атаковав друг друга с разных космических кораблей.

Game over: игры со смертью - фото 3

► Вперед, вниз, вперед, вперед, быстрый удар — и перед нами небольшое шоу с замораживанием противника и фейерверком из кишок.

Все, что нас убивает, делает нас еще сильнее

Совершенно другой принцип использования смерти как инструмента геймдизайна можно увидеть в играх The Binding of Isaac, Rogue Legacy, Risk of Rain и иже с ними. Каждая смерть здесь — это возможность начать заново, будучи чуть сильнее, выше и быстрее. Бесцельно умерли пять раз? Ну так начните следующее прохождение с зельем здоровья. Нашли артефакт? После смерти он точно будет валяться на одном из уровней. Набрали достаточное количество монет? Улучшите одну из характеристик навсегда.

Сюда же можно отнести игры, возводящие в абсолют использование смерти для исследования уровней и противников (причем до такой степени, что складывается впечатление, будто Хидэтака Миядзаки адепт темной стороны Силы). Да-да, речь идет о **Demon’s Souls, Dark Souls, Dark Souls 2**и еще не вышедшей Bloodborne. Любая смерть в этих играх — это возможность узнать что-то новое о мире вокруг себя и стать сильнее не за счет второстепенных предметов, а за счет собственных знаний. Смерть выступает вашим учителем, именно через нее вы познаете мир и учитесь в нем жить.

Game over: игры со смертью - фото 4
Game over: игры со смертью - фото 5

► Смерть в The Binding of Isaac оформлена в виде слегка издевательской записи в дневнике. Хорошо хоть количество попыток не показывают. ► Умирать в Dark Souls приходится часто (недаром слоган игры — Prepare to die), но этот процесс не превращается в рутину.

Dumb ways to die

У смерти как у элемента геймплея тоже есть свое развитие. Дошло до того, что она дала начало двум отдельным игровым жанрам.

Первый — это столь популярный сейчас жанр survival. Вне зависимости от того, пытаетесь вы спастись от зомби ( DayZ, H1Z1), от других людей ( Amra,Rust) или просто выжить ( Don’t Starve, Minecraft), ваша цель всегда одна — не умереть. Почему? Потому что смерть в таких играх максимально приближена к реальной, то есть окончательна и бесповоротна. Если сильно повезет, сможете добежать до своего трупа и подобрать свои вещи, но не более того.

Game over: игры со смертью - фото 6

► На самом деле это еще вопрос, как умереть страшнее: от рук других людей или из-за собственного безумия и внутренних кошмаров, как в Don’t Starve.

ФАКТ: первой игрой в жанре survival можно назвать The Oregon Trail , вышедшую в 1971 году. В ней игрок управляет группой переселенцев и должен правильно распределять продукты, бороться с болезнями и противостоять набегам индейцев.

Второй — rogue-like, в народе чаще именуемый «рогаликом». Как и в случае с survival, смерть тут необратима. Правда, сама она в играх жанра rogue-like зачастую пугает гораздо меньше, потому что умирать здесь… весело. В этом смысле безусловный чемпион — Dwarf Fortress, где игроки буквально соревнуются в самом нелепом способе умереть, а игровой процесс весьма этому способствует.

Game over: игры со смертью - фото 7

► «Дварфы забили все бочки едой и не успели сделать новые, поэтому пивовару некуда было лить пиво. Крепость благополучно вымерла от жажды за месяц, поскольку все водоемы замерзли». Подобные истории случаются в Dwarf Fortress сплошь и рядом.

Есть ли игра после смерти?

Вышеперечисленные примеры — далеко не все способы использовать смерть в игровом процессе. Очень часто на нее завязан сюжет. Это может быть драматичная смерть напарника (почти все части Final Fantasy), изменение сюжета в случае гибели одного из героев ( Heavy Rain), убийство главного героя в самом начале ( Murdered: Soul Suspect) или вообще неотделимость Смерти от повествования ( Grim Fandango, Darksiders 2).

Game over: игры со смертью - фото 8

► Мэнни Калавера, как и главный герой фильма «Касабланка», носит белый смокинг, курит и красиво говорит. Вот только вдобавок ко всему этому он еще и туристический агент Департамента Смерти.

Смерть в видеоиграх имеет не только богатое прошлое, но и огромный потенциал для развития. К примеру, что, если бы и после гибели героя игра могла продолжаться, но уже с другим геймплеем? Нечто похожее было реализовано в Herc’s Adventures , где Геркулес после смерти попадал в загробное царство и был вынужден пробираться к выходу, чтобы снова воскреснуть. World of Warcraft, как и некоторые другие ММО, тоже эксплуатирует подобную идею: умерев, вы должны в виде духа добраться до определенной точки, чтобы снова вернуться в свое тело. Вот такие они — правила загробного мира.

Game over: игры со смертью - фото 9

► В World of Warcraft возрождение происходит на кладбище, после чего игроку необходимо добраться до своего уже бывшего тела, чтобы снова вернуться в мир живых.

* * *

Смерть (когда речь идет о видеоиграх) — очень благодатная почва для экспериментов. Тем обиднее, что современные разработчики зачастую отодвигают ее на второй план и реализуют весьма банально. При правильном подходе смерть может сильно разнообразить игровой процесс, а то и стать его ключевым и самым интересным элементом. Ведь здесь смерть — в отличие от реальности — далеко не всегда означает конец.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь