Игра года: третье место — Valiant Hearts

Игра года: третье место — Valiant Hearts

Лучшие игры 2014 — Игра года: третье место — Valiant Hearts
Игра с наиболее актуальной идеей.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Лучшие игры 2014
Игра года: третье место — Valiant Hearts

Игра года: третье место

Обычно мы так не делаем, но в этот раз третье место у нас занимают сразу две игры. Причина проста: обе они раскрывают одну и ту же очень актуальную сегодня антивоенную тему, притом нельзя сказать, что одна из них делает это лучше или хуже, — просто они подходят к проблеме с противоположных сторон. Трогательный мультик — и мрачная абстракция с фотографиями живых людей. Одна игра полагается на постановку, другая — на процедурную генерацию. Первую выпустило одно из крупнейших игровых издательств, вторую сделали скромные польские инди.

И наконец, очень большую роль играет выбор конфликта: одна игра рассказывает о событиях прошлого, другая же проецирует все на сегодняшний день. В прошлом году минуло сто лет с начала первой мировой, в честь чего как раз и выпустили Valiant Hearts. Эту войну нам показывали во всех проявлениях: мы читали о ней в учебниках истории, у Хэмингуэя и Ремарка, видели фильмы, иногда даже игры. Виноватые в тех событиях давно найдены и обозначены — а вот определить свое отношение к тому, что сегодня находит отражение в This War of Mine, историкам еще только предстоит.

Первая сторона

О войне не хочется говорить, но нельзя молчать. Попытки разобраться в причинах и последствиях важны для предотвращения подобных ошибок в будущем, но любое упоминание о войне — это тяжело, тягостно и невероятно грустно. Непросто это: взять и доходчиво рассказать о войне. Особенно тем, кто там никогда не был.

Интерактивный формат для такого деликатного дела подходит, пожалуй, лучше остальных: непосредственное вовлечение в процесс дает нужную степень эмоциональной отдачи. Правда, разработчики частенько увлекаются развлекательной частью, превращая трагическую тему в антураж для веселого аттракциона. Ubisoft Montpellier в прошедшем году предприняла довольно дерзкую попытку показать войну под другим углом: интересно, но без лишних прикрас, не стесняясь расставить грустные акценты там, где это действительно нужно.

Valiant Hearts выполнена в намеренно несерьезной манере, но не чурается настоящей драмы: все ключевые события первой мировой показаны глазами четырех непохожих главных героев и одного верного пса. Тут и битва под Ипром, где немцы впервые применили отравляющий газ, и мясорубка при Сомме, и давящая безысходность лагерей военнопленных — весь спектр эмоций, от триумфа по случаю долгожданной победы до душераздирающих личных историй с разбитыми семьями или с героическими подвигами. Любое сражение сопровождается текстовыми справками в меню: ими можно, конечно, и пренебречь, но степень сопереживания такова, что пробуждает желание разузнать как можно больше подробностей. Valiant Hearts — это не только искренний рассказ об ужасах войны, но еще и ненавязчивый интерактивный учебник, повествующий о знаковом событии мировой истории.

Разработчики соблюли баланс между всеми основными составляющими игры. Проверенное (пусть и довольно простое) сочетание платформера и квеста дает достаточный стимул, чтобы продвигаться дальше, прочувствовать происходящее на своей шкуре, сознательно бередить эмоции. Геймплей, графика и музыка продуманны и четко структурированы, а не просто подогнаны друг к другу в стремлении паразитировать на чувствах игрока и неизбитой теме. Даже если оставить в стороне всю специфику игры (хотя делать этого не стоит), Valiant Hearts однозначно состоялась как самостоятельный развлекательный продукт.

Непросто это: взять и доходчиво рассказать о войне. Но талантливые и увлеченные своим делом разработчики из Ubisoft смогли это сделать и подарили нам прекрасное приключение с сильнейшей эмоциональной отдачей. Маленький шедевр, который наверняка запомнится тем, кто решится пережить происходящее вместе с главными героями.

Вторая сторона

При слове «война» одни представляют героические подвиги бойцов, другие — кровавую бойню. Но в кадре всегда солдаты. Вооруженные и безоружные, отважные и трусливые, живые и мертвые — при любом раскладе полотно войны соткано бойцами. Тем большим сюрпризом стала This War of Mine, основная идея которой вынесена в исчерпывающий слоган «На войне есть не только солдаты».

Конечно, 11 bit studios не первыми решили показать в игре лик войны без рафинированного патриотизма и наивной бравады — достаточно вспомнить Spec Ops: The Line или соседку, Valiant Hearts. Но главная заслуга польской студии — в беспрецедентном ракурсе. Взяв за основу осаду Сараева, разработчики осмелились отобразить чудовищные условия, в которых мирное население города выживало почти четыре года. Там, где Valiant Hearts позволяет себе иронию, This War of Mine категорична до предела: если днем ты борешься с голодом и колешь последний стул на обогрев, а ночью к тебе могут наведаться за последним куском хлеба и пузырьком таблеток, никакая улыбка не поможет отстраниться. Впереди либо смерть, либо кровь невинных на руках — надо же где-то пополнить припасы!

Особенно иронично то, что большую часть времени This War of Mine напоминает The Sims... откуда ведрами вычерпали весь юмор и беззаботность, оставив лишь тусклые мрачные краски, депрессию и жесточайший менеджмент ресурсов, когда в каждой горе мусора может найтись ключ к выживанию, а отчаяние — и только оно — толкает на неприемлемые, зверские поступки. Стоит напрячь воображение, и меж строк свода правил очередной схематичной «выживайки» проявляются контуры истории — уникальной для каждого игрока, но для всех одинаково трагичной и изматывающей.

Это игра, от которой невозможно получать радость и удовольствие, но не легче и оторваться — чтобы выжить несмотря ни на что. Назло безответственным политикам и их армиям, мародерам и снайперам, холоду и голоду. С одной лишь надеждой — услышать по радио хорошие новости. В конце концов, война — это ад. А ад у каждого свой.

Комментарии
Загрузка комментариев