09 февраля 2015Спец
Обновлено 17.05.2023

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать?

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - изображение обложка
Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 1

Геймдизайнер, несомненно, самая характерная и в то же время самая спорная профессия в игровой сфере. Наверное, больше ни одну специальность во всей индустрии не окружает такой романтический ореол. Одни считают, что геймдизайнеров не существует, другие в ответ доходчиво объясняют, в чем их непосредственная и уникальная роль.

И вот, пока ведутся философские споры о том, быть им или не быть, рынок в этой точке остается изрядно нагретым: геймдизайнеры ищут проекты, а проекты — геймдизайнеров. Какую же роль играют эти «городские сумасшедшие», которые запросто могут не уметь рисовать, программировать и продавать, но все равно остаются востребованными?

Сотрудники Spice Recruitment пообщались с теми, кто знает о тонкостях этой профессии не понаслышке.

Участники разговора

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 2

Александр Подрезов , геймдизайнер в ZeptoLab

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 3

Артем Радченко , ведущий геймдизайнер в Nival

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 4

Антон Михайлов , ведущий геймдизайнер в Tortuga Team

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 5

Иван Словцов , геймдизайнер в Ice-Pick Lodge

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 6

Андрей Торчинский , геймдизайнер в Gameloft

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 7

Ярослав Кравцов , дизайнер уровней в Mail.ru Group

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 8

Виталий Агафонов , ведущий геймдизайнер в Nival

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 9

Андрей Попович , старший геймдизайнер, Wargaming.net

Что делает геймдизайнер?

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 2

Александр Подрезов

В общем и целом, задача дизайнера — придумывать правила, балансировать игру так, чтобы она была интересной, честной и вызывала у игроков определенные эмоции (азарт, чувство достижения, осознание своего мастерства). Дизайнер определяет, какие выборы делает игрок и как они влияют на игровую ситуацию. Например, какое оружие персонаж может использовать против определенного врага и почему.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 3

Артем Радченко

Я занимаюсь проектировкой игры и ее составных частей — в особенности правил, по которым работает игра. Это требует, в числе прочего, понимания и проектирования основ игрового процесса — что, зачем и почему игрок делает, почему это ему интересно, какой опыт он при этом приобретает или переживает.

Собственно, тут нужно проектировать (иначе говоря, дизайнить) множество разных игровых систем и механик — то, как взаимодействуют боевая система, система наград, система развития, как они работают сами по себе и в связке с другими. Это все нужно документировать и доносить до других участников процесса разработки, чтобы у всей команды было единое видение и понимание игры и конечной цели.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 12

► Каждый элемент игры должен гармонировать с остальными, без этого хорошего произведения ни за что не получится.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 4

Антон Михайлов

Мы только доделали продолжение нашей стратегической игры Braveland Wizard. На ее примере могу сказать, что работа игрового дизайнера начинается раньше, чем чья-либо еще. Создается небольшой концепт-документ, который показывается команде и обсуждается. Затем принимается решение: делать такую игру или нет. Нужно убедить людей, что концепция интересная, а для этого надо верить в нее самому и иметь видение.

Далее игровой дизайнер подробно расписывает игру. Создается дизайн-документ, описывающий игру в деталях. Для Braveland Wizard , например, это многостраничный «эксельник», где просчитываются параметры бойцов, боссов, прогресс героя, уровень сложности. В отдельном документе излагается сюжет, описываются игровые локации, подбираются примеры того, как должны выглядеть те или иные бойцы и противники.

После этого уже идет «полевая работа». Постоянно отсматривается полученный результат, все обсуждается, вносятся улучшения. Работа над игрой идет итеративно.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 14

Fallout 2 одна из немногих игр, где свобода действий — не пустой звук. А теперь представьте, как сложно было просчитать все возможности игрока!

Как становятся геймдизайнерами?

Возникает резонный вопрос: как попасть в эту профессию? Учиться в Scream School и добиваться стажировок, расширять функциональность более привычных позиций художника или программиста, ваять вечерами собственный проект?

Как любая деятельность, не требующая специального образования, эта профессия аккумулирует в себе людей с самой разной историей.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 2

Александр Подрезов

В индустрию я попал случайно. Конечно, как и многие другие, в юности я мечтал делать игры, но даже представить себе не мог, что действительно буду этим заниматься.

Я был на соревнованиях в Тайване, когда от друга пришло письмо с описанием вакансии сценариста в компании «Сторк», в моем родном городе Орле. Меня, безработного социолога, вакансия заинтересовала. Вдобавок к этому времени у меня была одна-единственная литературная премия за участие в случайно подвернувшемся конкурсе.

Фраза «кто в этот мир попал — навеки счастлив стал» относится не только к кино, но и к игровой индустрии. Получив бесценный опыт в «Сторке», я решил двигаться дальше. Но куда мог направиться бывший спортсмен, социолог, маркетолог и сценарист? Разумеется, в Москву. Мне повезло: я достаточно быстро нашел работу в Glu Mobile, и это было здорово! Разумеется, я не обладал большим дизайнерским опытом, но компания осваивала новые технологии и новую монетизационную модель, и я пригодился. Как и мое знание английского. Кроме того, я был готов учиться.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 16

► Чтобы отвечать за разработку игр, совсем не обязательно уметь программировать (хотя это однозначно пригодится). Бенуа Сокаль, например, превосходный художник, и это заметно.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 5

Иван Словцов

В игровую индустрию я вошел с парадного входа — начал делать игры. В какой-то момент встал вопрос «что теперь?». У меня было определенное количество денег, на которые я мог какое-то время продержаться, а также круг знакомых, как и я, желавших «сделать что-то свое». И в этот момент мне пришла в голову «крамольная» мысль заняться тем, о чем я даже не мог мечтать, — видеоиграми.

Я заядлый игрок, и мне всегда казалось, что делать игры — это лучшая работа из всех возможных (между прочим, это оказалось правдой, по крайней мере для меня). Но я и помыслить не мог, что когда-нибудь буду заниматься этим сам и зарабатывать на этом деньги.

Выяснилось, что «делать игры» немногим сложнее, чем создавать любительские карты или модификации. А вот доделать игру до конца и продать ее гораздо труднее, чем может показаться вначале.

Геймдизайнером в нашей новоиспеченной команде я провозгласил себя сам как самый «играющий» человек (и как наименее квалифицированный в коде и арте). Мне тут сильно помог опыт ведения проектов в IT. В итоге оказалось, что в инди-проекте не выйдет быть «просто геймдизайнером», поэтому пришлось изучать вдобавок игру на дуде и балалайке, но это уже совсем другая история.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 18
Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 19

► Великолепную «Серп и Молот» создали поклонники «Операции Silent Storm», которых вовремя заметили издатели. И вообще очень многие талантливые геймдизайнеры начинали с модификаций любимых игр.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 6

Андрей Торчинский

Это случилось на третьем курсе университета. Я тогда увлекался 3D-артом и хотел стать художником, а не дизайнером. Даже сделал пару заказов как фрилансер, но на этом все и кончилось. Когда писал диплом, начал серьезно задумываться, куда пойти дальше, и искать варианты. Художником меня не взяли — умения не хватало, не было профильного образования, — но предложили позицию дизайнера уровней в ММО-проекте.

Мне это показалось неплохим компромиссом — чтобы, так сказать, влиться и зацепиться. У меня был небольшой опыт в разработке модификаций (я делал карты для CS и Alien Shooter ), что тоже сыграло мне на руку. Заодно можно было пообщаться с более опытными художниками, поработать с инструментарием и все в таком духе.

Так я оказался в IT Territory.

Четкой границы не было, просто однажды я начал совмещать обязанности — писать скрипты, квесты, заводить монстров в админке. Попутно я плотно общался с другими геймдизайнерами, слушал и учился. Окончательный переход произошел, когда я попал в мобильное подразделение. Там уже не было работы, связанной с созданием больших локаций, и я сосредоточился на игровых активностях, фишках, learning curve и прочем.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 7

Ярослав Кравцов

Мне с детства нравилось создавать игры. Для меня игра — это в первую очередь некий особый опыт, который нельзя получить никак иначе. Поэтому руки тянулись конструировать этот опыт, собирая в единое целое работу программистов, художников, звуковиков. Будучи любителем, я имел дело с уже готовым движком и ассетами, а когда поднялся до профессионального уровня, пришлось учиться общаться с людьми. Это очень важное умение для дизайнера.

Я оставил на DTF.ru резюме, где честно и многословно написал, что ничего не умею, профессионального опыта нет, но зато много играл и делал любительские уровни, а потому хочу быть дизайнером уровней. По современным меркам такое резюме полный провал, но тогда, в 2007 году, было золотое время, и меня через неделю взяли на работу.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 22

► Дизайн уровней особенно важен для сессионных онлайновых игр. Каждый ящик на de_dust2 зачем-то нужен.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 8

Виталий Агафонов

Мне всегда нравились компьютерные игры, и временами я влезал в редакторы и скрипты тех игр, которые несложно было расковырять. Окончив мехмат МГУ и отработав год в сертификации ПО «почти по специальности», я пришел к, казалось бы, очевидному выводу, что заниматься по восемь часов в день не слишком интересным делом ради двух-трех часов, выделенных на хобби вечером, — не самый увлекательный распорядок. Посмотрел в компаниях, занимающихся разработкой игр, вакансии, на которые по требованиям могли пройти математики, выбрал понравившиеся, разослал резюме.

Настойчиво стучался относительно вакансии младшего геймдизайнера в несколько компаний, в том числе в Nival. Сначала в форму на сайте, затем на электронный адрес отдела кадров, даже по телефону справлялся о статусе резюме. Затем была пара собеседований с дизайнерами, запомнившихся форматом: вместо привычных анкетных «вопрос-ответ» и логических задачек вида «назови десять плюсов круглой формы крышек канализационного люка» — почти неформальный разговор о хобби, анализе игровых механик и различных классах персонажей в Dungeons & Dragons. Такое отношение приятно удивило.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 24

► Гибкие редакторы карт не просто ощутимо продлевают жизнь играм, но и дают начинающим разработчикам шанс пробиться в высшую лигу.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 3

Артем Радченко

С детства мечтал стать геймдизайнером. Делал свои карты, модификации и миссии для Red Alert 2, например. Более серьезная работа пошла уже над текстовыми заданиями для дополнения к « Космическим рейнджерам 2 » — я тогда был активным участником сообщества и, когда подвернулась возможность поработать для любимой игры, с радостью согласился.

Потом я почти год работал над мобильными играми и там же получил базовые навыки профессионального геймдизайна, однако позже понял, что работа над «мобилками» мне не нравится. Затем увидел вакансию на дизайнера уровней, откликнулся, сделал тестовое задание, и меня сразу взяли. А потом перешел в Nival, где тружусь по сей день.

Начал я как дизайнер уровней, однако стремился развиваться по обоим направлениям, благо в Allods Team, где я работал, с этим было очень хорошо — обязанности дизайнера уровней почти не отличались от обязанностей дизайнера игр.

Собственно, там же, общаясь с опытными коллегами, читая профильную литературу и решая дизайнерские задачи, я превратился в геймдизайнера. Позже, решив двигаться дальше, я перешел в питерский офис Nival на позицию ведущего геймдизайнера и сейчас занимаюсь разработкой « Блицкриг 3 ».

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 26

► Любительских и не очень модификаций для культового «Блицкрига» создано столько, что и не перечесть.

Какие ошибки делают геймдизайнеры?

Геймдизайнеры с совершенно непохожим опытом за плечами, приходящие из самых разных направлений, все же часто наступают на одни и те же грабли. Хотя есть мнение, что на чужих ошибках не учатся, всегда неплохо иметь инструкцию «как делать не надо».

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 4

Антон Михайлов

Не надо с ходу браться за крупный проект. Лучше начинать с малого. И иметь в виду, что игровой дизайнер — он отчасти архитектор. Совсем без понимания программирования ему никак. Он должен осознавать последствия тех или иных решений. Сможет ли команда сделать это? Будут ли разрозненные части игры работать вместе? В целом, приходится держать в голове очень много факторов, и, чтобы учиться удерживать фокус проекта, лучше начать с небольших игр и доводить их до конца. И, конечно, от проекта к проекту нужно повышать планку.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 28
Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 29

► Дженова Чен начинал с маленьких во всех отношениях проектов, но вот Journey маленькой уже не назовешь.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 5

Иван Словцов

К геймдизайну можно подходить с разных сторон, и ни одна из них не будет «верной» или «неправильной». Кто-то создает игровую механику, с которой было бы интересно иметь дело вне зависимости от того, как она визуализирована, и начинает добавлять детали вокруг нее (« Марио », Angry Birds ). Кто-то берет эмоцию, настроение или идею и пытается передать ее с помощью игры ( Gone Home, Papers, Please).

Иногда совершенно дилетантские «не каноничные» подходы к созданию игр формируют новые жанры и игры, которые становятся культовыми. Создавая «список правил», геймдизайнер сильно себя ограничивает, и зачастую можно упустить что-нибудь очень важное, оказавшееся за пределами «правильного геймдизайна».

Пожалуй, единственное, что я могу посоветовать: не надо думать, что геймдизайн — это просто. Создание игры — это как составление карты местности, которая меняется каждый раз, когда вы ложитесь спать. Наутро вы можете осознать: то, что казалось вам очевидным и неоспоримым, не соответствует действительности.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 31

Dear Esther изначально была экспериментом, модификацией на движке Half-Life 2. И что теперь? Теперь у нас есть целый новый жанр. Его часто презрительно называют «симулятором ходьбы», но мы предпочитаем термин «интерактивная притча».

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 6

Андрей Торчинский

Сначала повысьте свой авторитет. Начните с малого: покажите, что ваши идеи правильные, что они работают. Пусть даже это будут маленькие незначительные фишки, но фишки правильные. Тогда люди начнут к вам прислушиваться. С ходу кричать «я геймдизайнер, я лучше вас знаю!» определенно не стоит.

Не надо верить всем на слово и со всеми соглашаться. Имейте свою точку зрения и не бойтесь ее аргументированно отстаивать. Это не значит, что вы должны быть упертым бараном и игнорировать чужое мнение, но и бесхребетность недопустима. Зачем нужен геймдизайнер, за которого все решения принимают другие люди?

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 9

Андрей Попович

Начинающему геймдизайнеру важно понять, что разработка игр — это на 90% бизнес и лишь на 10% творчество. Проще говоря, игры создаются не ради реализации творческого потенциала команды, а ради денег. А потому игра должна удовлетворять потребности определенной целевой аудитории. Задача геймдизайнера — подобрать такой набор игровых особенностей, который будет отвечать потребностям выбранной аудитории.

Для этого нужно уметь наступить на горло личным предпочтениям и делать игру не для себя, а для игроков. Это совсем не просто. Приходится ставить себя на место, скажем, домохозяйки и анализировать концепцию игры с точки зрения того, чем она может быть интересна труженице кухни, а что в ней лишнее.

И лишь со временем, набив руку и набравшись опыта, можно потихоньку внедрять свои идеи, адаптируя их под потребности той или иной аудитории.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 34

► Высокие продажи и огромная аудитория — тоже вполне себе показатели талантливости произведения.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 3

Артем Радченко

Не стоит решать проблемы системы небольшими «костылями». Например, в одной MMOPRG был очень сложный квест, который не могли пройти многие игроки с персонажами-воинами. Плохим дизайнерским решением было бы дать всем воинам усиление на время выполнения этого квеста, а хорошим — присмотреться к механике задания и немного ее переработать (или ослабить нажим).

Нужно чаще задумываться над тем, зачем заставлять игрока делать что-то конкретное. Если действие не несет геймплейной нагрузки, то оно не заставит игрока шевелить мозгами — и это отличный кандидат на выброс или автоматизацию. Например, если игроку нужно делать одно и то же в одной и той же ситуации (пехоте нажимать кнопку «залечь», когда начинается обстрел), его лучше автоматизировать (пехота должна сама залегать, когда по ней ведут огонь).

Еще нужно постоянно задавать себе много вопросов — чем в каждый конкретный момент игры занят игрок? Над чем он думает? Есть ли значимый выбор в принимаемых им решениях? Не скучно ли ему от повторяющихся действий? Не слишком ли интенсивен игровой процесс? Когда настает пора позволить ему заняться чем-нибудь другим?

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 36

► Одна из геймдизайнерских ошибок первого Mass Effect — откровенно скучные поездки на боевом вездеходе. Задумка любопытная, но интересно реализовать ее не получилось, поэтому во второй части мы исследовали планеты уже совсем по-другому.

Кем и чем вдохновляются геймдизайнеры?

Копировать удачные продукты — путь не самый удачный, к тому же о вкусах не спорят, но есть игры, которыми находчивый геймдизайнер сможет воспользоваться как учебником. Где искать вдохновение?

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 4

Антон Михайлов

Для меня это Дима Гусаров ( King’s Bounty, « Космические рейнджеры »), Александр Мишулин ( Heroes of Might and Magic 5, Silent Storm), Андрей Кузьмин, он же Кранк (« Вангеры » и « Периметр »). Интересное направление игрового дизайна развивает Николай Дыбовский (« Мор. Утопия »).

С иностранцами сложнее, но мне очень нравится игровой дизайн League of Legends, StarCraft 2 и Hearthstone. В отношении истории и диалогов король жанра, по-моему, — это Тим Шафер ( Full Throttle, Grim Fandango, Broken Age).

Ну и как я могу не упомянуть икону индустрии — Сигэру Миямото? Его наизамечательнейшие игры даже не нуждаются в лишнем упоминании!

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 5

Иван Словцов

Из последнего: Hotline Miami, Dark Souls, This War of Mine.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 39

► Сложно не вдохновляться Hotline Miami — малыми средствами Dennaton Games создали потрясающе стильный и культовый проект.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 2

Александр Подрезов

Я не буду приводить примеры «больших» игр, поскольку над ними обычно работает несколько дизайнеров. Для иллюстрации выдающейся дизайнерской работы лучше подходят проекты маленьких команд. Мне очень нравятся игры Vlambeer ( Super Crate Box , Ridiculous Fishing ), где дизайнером трудится Rami Ismail, игры Dennaton Games ( Hotline Miami ), там дизайнер Cactus. Однако больше всего я восторгаюсь играми от Teknopants ( Uberleben , Shoot First , Action Fist , 0space , Samurai Gunn ) которые создает Beau Blyth.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 6

Андрей Торчинский

Tetris , Portal, Monument Valley, Clash of Clans, Little Big Planet, все номинанты и победители IGF.

Ярослав Кравцов:

Для меня на особой ступени эволюции геймдизайна стоят игры с минимумом интерфейсных элементов. Обе части Portal , Limbo, Journey , Flower, Gone Home , The Vanishing of Ethan Carter, Amnesia, Another World, Brothers: A Tale of Two Sons и другие. Дизайнеры этих игр сумели обойтись теми механиками, которые они могут доносить до игрока через игровой мир.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 42

► Неправильно было бы говорить, что Brothers: A Tale of Two Sons «выезжает» на одной творческой идее. Помимо необычного управления братьями, обеспечивающего уникальный игровой опыт, здесь играет роль еще и грамотно поставленная и невероятно красивая история.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 8

Виталий Агафонов

Лично меня всегда восхищали игры-конструкторы, позволяющие не только пройти некую сюжетную заготовку от авторов, но и создать собственные миры и приключения. Из тех, что вспоминаются с ходу, — Neverwinter Nights , « Герои меча и магии », серия The Elder Scrolls.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 3

Артем Радченко

Почти все современные проекты класса ААА, которые у всех на слуху, — и Battlefield , и Call of Duty , и StarCraft , и Dragon Age. Особо хочу отметить Brothers: Tale of Two Sons , где лучший из виденных мной дизайн повествования, а также Divinity: Original Sin, где одна из лучших ролевых систем за последние несколько лет, с огромным количеством комбинаций заклинаний, ситуаций и противников.

Форум разработчиков: кто такой геймдизайнер и как им стать? - фото 45

Divinity: Original Sin вполне может возродить моду на свободу в ролевых играх. Но пойдут ли другие геймдизайнеры по стопам Larian Studios?

* * *

Геймдизайнер — такая профессия, в которой совершенно необходимо постоянно быть «в теме», быстро реагировать на тенденции игровой индустрии и генерировать свежие идеи. Для этого можно использовать очень разные ресурсы: от тематических блогов и периодики до художественных произведений.

Если вы хотите стать геймдизайнером, но не знаете, с чего начать, — начните, например, с изучения блогов ваших любимых разработчиков. Почти наверняка вам откроются новые грани игропрома.

После многих важных конференций разработчиков тоже остаются архивы лекций и выступлений. Например, в GDC Vault полно бесплатных и весьма познавательных материалов. В сети найдутся записи докладов с ежегодного саммита DICE, а если вам интересны русскоязычные мероприятия, можно покопаться в архивах DevNight. Иногда с таких собраний даже ведутся прямые трансляции.

Ну а когда вы все же решитесь заявить миру о себе — наши советы вам наверняка пригодятся!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь