24 февраля 2015Спец
Обновлено 17.05.2023

Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр

Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр - изображение обложка
Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр - фото 1

Не так давно на ПК и консолях текущего поколения вышло HD-переиздание Resident Evil: Remake. Обновленная версия первого хита Синдзи Миками появилась в 2001 году на всеми забытой ныне GameCube и пришлась поклонникам серии по душе благодаря неплохой даже по сегодняшним меркам картинке и минимальным изменениям в геймплее. Capcom нашла одну из возможных формул идеального ремейка – не чини то, что хорошо работает, просто осовремень графику.

Однако многие разработчики, задумавшие вернуть из небытия свои или чужие хиты прошлых лет, часто не справляются даже с такой программой-минимум. В результате мы имеем целый ворох кривых ремастированных версий, перезагрузок и переосмыслений, глядя на которые хочется процитировать «Кладбище домашних животных» Стивена Кинга: «Мертвое должно оставаться мертвым». И подобные истории случались задолго до появления HD-ремастера третьих «Героев».

Начнем с переизданий.

Silent Hill HD Collection

Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр - фото 2

Одной из самых узнаваемых особенностей Сайлент-Хилла всегда был туман. Именно он придавал городу-призраку неповторимую атмосферу странного вязкого сна. Истинная причина обилия тумана в игре весьма прозаична: он служит прикрытием для скверной технической реализации открытых пространств в первых двух частях. Поклонники серии об этом забавном факте осведомлены, а вот люди, ответственные за переиздание, видимо, нет. В Silent Hill HD Collection густые клубы тумана заменены легкой дымкой, благодаря чему игроки в полной мере могут насладиться и видом озера, упирающегося, судя по всему, в край земли, и монстрами, которые больше никогда не возникнут внезапно, ведь видно их издалека.

Болезнь «повышенной четкости» не обошла стороной и внутреннее убранство помещений. По Сайлент-Хиллу будто прошлась слишком старательная уборщица: мусор теперь — в строго отведенных для этого местах, разруха дозирована, а картинка вылизана до полного отсутствия визуальных шумов. Добро пожаловать в стерильные кошмары.

Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр - фото 3

После шквала критики в свой адрес разработчики признались, что им приходилось работать исключительно с материалами, оставшимися у Konami, и что финальные сборки оригиналов игр утеряны. Что ж, им можно посочувствовать, но разочарования от переиздания это не исправит.

Alone in the Dark

Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр - фото 4

Alone in the Dark 1992 года считается прародительницей жанра survival horror. Без нее не было бы Resident Evil, которая вчистую слизала концепцию заброшенного особняка, населенного зомби и прочей нечистью, а также фишку с трехмерными моделями персонажей на нарисованных задниках. Alone in the Dark к тому же часто фигурирует в различных списках игр по произведениям Говарда Ф. Лавкрафта, поскольку пропитана фирменной атмосферой, хотя и не основана ни на одном конкретном рассказе. Эту неторопливую и местами до сих пор жуткую игру Atari в 2008 году решила превратить в блокбастер про вторжение сил Люцифера в современный Нью-Йорк и поручила разработку студии, до того занимавшейся исключительно гонками. Что же могло пойти не так?

Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр - фото 5

Разработчики из Eden Studios решили сделать ставку на реалистичную физику и на относительно инновационную систему управления — движения рук героя были напрямую связаны с движениями мышки или стиков. Мнения критиков и игроков разделились. С одной стороны, игра была потрясающе красива для своего времени: такого реалистичного огня, как там, не было нигде, а физика окружения, как и обещалось, местами поражала. Но спятившая камера, невероятное количество багов, глюков и вылетов, странные ситуации и сюжет, к которому было много вопросов, ставили технические достижения Alone in the Dark под сомнение. Эта игра попросту не работала.

С тех пор серия пребывает в анабиозе. В этом году должна выйти некая Alone in the Dark: Illumination, но от знаменитого ужастика там, судя по опубликованным материалам, одно название, так что особых надежд на нее возлагать не стоит.

Sonic the Hedgehog

Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр - фото 6

«Бедный Соник! Я знал его», — хочется продекламировать, взглянув на любую игру двухтысячных годов с синим ежом в главной роли. Sega все никак не дает покоя незатухающий успех Марио: усатый итальянец прекрасно чувствует себя в трех измерениях еще с конца девяностых, а вот сверхскоростному ежу в 3D явно не по себе, и после удачной дилогии Sonic Adventure он начал мало-помалу сдуваться. Но Sega не унимается и не дает своему талисману обрести покой и уйти следом за червяком Джимом.

Часом величайшего позора Соника стала Sonic the Hedgehog 2006 года. Сложно сказать, что именно в ней было не так. Наверное, всё. Соником просто невозможно управлять. Никакого удовольствия от скорости, как в самых первых частях, вы не почувствуете, потому что будете стремиться бегать как можно ме-е-едленнее, иначе еж опять улетит в тартарары.

Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр - фото 7

И какому… душевнобольному пришла в голову мысль вплести в игру романтическую интригу между Соником и человеческой принцессой? Да не мультяшной, как принцесса Пич, например, а вполне настоящей и реалистично нарисованной? Что, по мнению разработчиков, должен испытывать игрок, наблюдая их поцелуй? Правильный ответ: неловкость и стыд. За всю игру.

Самое забавное, что всякий раз, когда у Соника случались проблески здравого смысла (вроде приятной в целом Sonic Colors ), Sega предпочитала задавить концепцию и снова сделать нечто умопомрачительно странное. Результат закономерен: прошлогодняя Sonic Boom оказалась самой провальной игрой компании за весь прошлый год.

Flashback HD

Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр - фото 8

Flashback 1992 года долгое время входила в Книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая французская игра в истории. Это тот редкий (даже сегодня) случай, когда в платформере сценарий не просто есть, но еще и полон лихих перипетий и неожиданных поворотов. Агент Галактического бюро расследований Конрад Харт пытается выяснить причины своей странной амнезии и в конечном итоге раскрывает заговор инопланетян. Игра запоминалась невиданной кинематографичностью роликов, плавными движениями персонажей — благодаря технологии ротоскопирования (рисунок поверх видео), и атмосферой мрачной фантастики 1980-х, вроде «Бегущего по лезвию» и «Вспомнить всё».

Команда VectorCell, занимавшаяся ремейком, видимо, не совсем понимала, что сделало оригинал культовым, потому что все вышеперечисленные компоненты были методично уничтожены. От мрачности не осталось и следа. Когда-то серый и гнетущий мегаполис будущего теперь сияет неоном, а главный герой почему-то постоянно острит по поводу и без. Ну, вернее, пытается острить.

Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр - фото 9
Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр - фото 10

Ролики заменили плохо нарисованными комиксами, а к сюжету зачем-то пришили сбоку любовную линию, на которую в оригинале не было и намека — в общий настрой она никак не вписывалась. В довершение всего стараниями аниматоров герой двигается менее реалистично, чем двадцать три года назад, а иногда любит забиться в конвульсиях, споткнувшись о глюк.

Одно хорошо: в качестве бесплатного бонуса к игре идет первая Flashback, адаптированная под современное железо. Лучше сыграйте в нее.

Thief

Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр - фото 11

С Thief произошла весьма печальная история. Гаррет ушел в отпуск без малого на десять лет. Все это время поклонники его ждали, надеялись, верили, заново проходили Deadly Shadows и внимательно следили за новостями, ожидая анонса продолжения. В 2012 году на прилавках появилась Dishonored — не то, но очень похоже. Игра Arkane Studios действительно очень напоминала похождения Гаррета, но добавляла к этому игры со сверхспособностями, как, например, в BioShock. Свою порцию народной любви и признания в широких кругах игра получила, но старожилы все еще ждали возвращения короля. Ждали, что придет вор и всем покажет.

Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр - фото 12

И он пришел. И показал. И всем стало немножко неловко, потому что король вышел голым. В сравнении со своим преемником в лице Dishonored вернувшаяся Thief выглядела по меньшей мере бедно.

Гаррет разучился прыгать, а забираться мог строго на предназначенные для этого объекты. Якобы открытый для исследования город оказался сетью запутанных коридоров, а о вариативности прохождения можно и не заикаться. Да, стелс в игре детальнее, чем в Dishonored , но для возрождения серии, которая в свое время почти изобрела жанр, этого мало. Уникальный мир, сочетавший в себе темное фэнтези со стимпанком, был по неизвестной причине упразднен, а Гаррет изрядно утратил былое обаяние. В сравнении с тем, как пару лет назад вернулась Deus Ex, перезапуск Thief выглядит почти халтурным. Хотя винить следует скорее долговременный development hell, в котором игра застряла на определенной стадии разработки.

Dungeon Keeper

Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр - фото 13

Красномордый рогач с кольцом в носу, красовавшийся на обложке Dungeon Keeper, для многих остается таким же символом беззаботного детства, как поминаемый выше Соник или Дюк Нюкем. Культовая стратегия Питера Молинье показала всем, кто имел удовольствие в нее сыграть, что быть злым — весело, и что черти, гоблины, упыри и вурдалаки на самом деле милые и веселые ребята, а всякие там эльфы с гномами — охочие до золота паразиты, и вообще в шею надо гнать всю эту толкиновскую шваль. Dungeon Keeper была и остается лучшим в своем роде симулятором Темного Властелина. Можно сравнить разве что с дилогией Overlord да с Evil Genius.

Когда в прессе поползли слухи о том, что Dungeon Keeper готовят к перезапуску, сердца поклонников забились чаще. Потом появились первые настораживающие подробности — игра будет мобильной. Новость, конечно, безрадостная, но чем рогатый жнец не шутит, быть может, удастся чуть-чуть поностальгировать, проходя игрушку в метро.

Недовоскрешение: шесть разочаровавших возвращений культовых игр - фото 14

Но даже самые скромные ожидания были в конечном итоге обмануты. Вместо полноценного ремейка поклонникам подсунули условно-бесплатную поделку, в которую без вложений играть невозможно в принципе. В лучших традициях мобильных обдираловок от Glu, играть в нее бесплатно вы можете минуты по три в сутки. Electronic Arts в конце концов извинилась за это черт знает что и спрятала его куда подальше. Но мобильная Dungeon Keeper до сих пор жива в наших сердцах как наглядный пример того, как не надо делать игры.

Если вы действительно скучаете по Dungeon Keeper , обратите лучше внимание на War for the Overworld, которая выйдет чуть больше, чем через месяц. Она, в отличие от несметного числа остальных «наследников», подает большие надежды.

* * *

Чем значимее исходное произведение, тем выше требования к ремейку. Чтобы удовлетворить преданных поклонников, недостаточно сделать просто неплохую или даже хорошую игру — нужно, чтобы она затмила их самые теплые воспоминания об игре детства либо молодости (часто имеющие мало общего с действительностью). К сожалению, справляются с этой задачей единицы.

Запоминайте игры, в которые играете сегодня. Должны же вы знать, за что ругать их перезапуски через пять-десять лет.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь