Google и Apple в мире без девайсов

Google и Apple в мире без девайсов

Спец — Google и Apple в мире без девайсов
Максим Самойленко рассказывает о перспективах Google и Apple и о том, чем имеет шанс кончиться их противостояние.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Google и Apple в мире без девайсов

На состоявшейся в конце мая конференции Google I/O поисковый гигант презентовал новую версию операционной системы Android и набор новых программ и сервисов. Новшества Android M мало кого заинтересовали — по большей части Google перенял для своей ОС ключевые особенности, уже давно существующие в iOS.

► «Если вы прячете под коврик ключ для копов, им могут воспользоваться и грабители», — заявляет Тим Кук. Глава Apple настаивает на сохранении систем шифрования для продуктов компании.

Это не должно никого удивлять: становится все очевиднее, что Android и битва за ОС не являются для Google стратегией и самоцелью. Стратегией является распространение облачных сервисов и технологий Google, и до тех пор, пока вы используете Google Mail, Google Search, Google Maps и прочие решения от компании из Маунтин-Вью, поисковому гиганту наплевать, какой ОС вы пользуетесь. Лишним подтверждением этого тезиса стала презентация двух технологий — Google Photos и Google Now on Tap.

Разрыв увеличивается

И внешне, и по набору ключевых функций Google Photos похож на недавно запущенный сервис Apple Photos, но с одним огромным исключением. Когда вы загружаете свои фотографии на сервера Google, изображения сканируются и анализируются без вашего участия, благодаря чему вы можете проводить расширенный и детальный поиск по всей своей обширной базе фотографий.

Скажем, если вы напишете в поисковой строке слово grass («трава»; русскоязычные запросы сервис пока не поддерживает), приложение моментально отсортирует картинки и покажет вам только те ваши фотографии, на которых фигурирует трава. Если вы попросите найти собаку, Google Photos покажет вам все фото с собаками.

► Google Photos — одна из главных новинок, показанных на конференции.

Разумеется, алгоритм иногда сбоит и путает (либо не распознает) предметы, но нет никаких сомнений, что со временем он будет работать лучше и лучше, да и в текущем виде функционирует прекрасно. Как справедливо отмечено на The Verge, Google Photos — сервис, который удивляет и радует. Настоящая магия в технологиях, которую мы привыкли получать от другой компании — Apple.

Google Now on Tap впечатляет не меньше. Сервис обладает способностью понимать, какой именно контент вы просматриваете в каждый момент времени, и давать релевантные подсказки и рекомендации. Например, если в браузере у вас открыта фотография музыкантов рок-группы, Google Now on Tap с высокой вероятностью поймет, кто на ней изображен, и сможет отвечать на ваши вопросы вроде «кто певец в этой группе?», даже если вы не произнесете название коллектива, формулируя запрос. Голосовой помощник от Apple — Siri — ничего подобного не умеет.

► «Серый кардинал Google» Сандар Пичаи стал главным докладчиком на презентации. Основатели компании на сцену не поднимались.

И продвинутый поиск по фотографиям в Photos, и умные алгоритмы распознавания контента Google Now on Tap, и прочие облачные сервисы Google стали возможны благодаря огромным вложениям компании в системы сбора данных, машинного анализа и искусственного интеллекта, которые поисковый гигант делал на протяжении многих лет.

На прошлой неделе стало совершенно очевидно, что и по существующим функциональным возможностям, и уж тем более по потенциалу сервисы Google только увеличивают свой отрыв от конкурентов, и это представляет огромную проблему для главного конкурента компании из Маунтин-Вью — Apple.

Мир без девайсов

► Android Wear, операционная система для наручных часов на Android.

Почему это вдруг стало большой проблемой для Apple, которая всегда только радовалась появлению на своих устройствах качественных приложений и сервисов от сторонних разработчиков?

Ответ на этот вопрос — в долгосрочном векторе развития технологий. Еще недавно мы говорили о «post-PC world», то есть о мире мобильных технологий, но теперь уже пришло время готовиться к наступлению эпохи «post-devices world» — мира, в котором либо вообще не будет физических устройств, либо их роль окажется сведена к минимуму.

Полагаю, в достаточно близком будущем мы не будем носить ни смартфоны, ни даже умные часы — все вычисления будут проводиться в облаке, а глобальная база информации будет взаимодействовать с людьми через имплантаты или развитую систему сенсоров. Мы будем общаться с компьютером голосом, жестами; он будет понимать нас, давать нам советы и рекомендации. Вряд ли мы будем сколько-нибудь значительное время смотреть в монитор или даже в мобильный экран; компьютерная сеть станет эфемерным «существом», окружающим нас повсюду, всегда нас слышащим, видящим и знающим. Видели фильм Her («Она»)? Наверное, примерно так это и будет выглядеть.

► В кинокартине «Her» операционная система с мелодичным женским именем «Саманта» проявила такие способности к развитию и совершенствованию, что между ней и одиноким писателем возник роман.

И в таком мире — мире без физических устройств — для компании Apple, ключевой экспертизой и главным источником заработка которой является производство и продажа физических устройств, места просто нет. Что интересно, Apple собственноручно приближает наступление этой эпохи: ее гаджеты становятся все тоньше, меньше, легче и портативнее, а Apple Watch — это кульминация движения в описанном направлении на текущий момент: крохотное (по меркам компьютеров) устройство, которое вы носите на руке и с которым взаимодействуете преимущественно голосом и при помощи сенсоров. Логически вытекающий следующий шаг — микрокомпьютер, который уже нельзя будет пощупать.

В прошлой войне — войне, которая кончилась в конце мая, — сражение шло за железо и софт. Новая битва разворачивается за облачные сервисы. Многие люди покупают продукты Apple, предпочитая железные и софтовые решения компании из Купертино, но мало кто покупает их ради сервисов вроде Apple Maps или iCloud.

► «Бесплатно» и «неограниченно» стали ключевыми словами на презентации сервиса Google Photos.

Напротив, существует немало людей, которые, купив себе Mac или iPhone, первым делом удаляют или убирают Safari, Apple Mail, Apple Maps и прочие сервисы и приложения от Apple в самый дальний угол и устанавливают вместо них конкурирующие решения от Google. И в эти моменты Google празднует успех; повторюсь, руководителям в Маунтин-Вью все равно, какое у вас железо и ОС, главное, что вы пользуетесь сервисами Google. А значит, участвуете в глобальной программе Google по сбору и анализу данных, а еще вам можно показывать таргетированную рекламу.

Диспозиция в новой войне

Сервисы Apple сегодня существуют только для того, чтобы «склеивать» между собой устройства Apple (типичные примеры — iMessage, FaceTime, синхронизация контента в Safari); их основная цель заключается в том, чтобы придавать дополнительную ценность железу от Apple (и Apple этого не скрывает: «Our software and services are designed to make our devices better. Plain and simple».) и чтобы вам было как можно сложнее эту экосистему покинуть.

Сервисы Google меж тем существуют, чтобы быть лидирующими межплатформенными предложениями с наилучшей функциональностью, чтобы вы пользовались ими не потому, что они предустановлены на ваш ноутбук или смартфон, а потому что они объективно лучше.

► Демонстрация возможностей обновленной системы Android M. Пока что воспользоваться ею вживую могут лишь разработчики, и только на платформах Nexus.

Если завтра обладатель Mac или iPhone, пользующийся решениями Google, решит покинуть экосистему Apple и перейти на Chrome OS, Windows или Android, он сможет сделать это без особого труда — потому что все его данные (почта, календари, контакты и так далее) находятся у Google и доступны на любом железе и на любой ОС. Сервисы Google и их популярность среди пользователей OS X и iOS — огромный троянский конь в крепости Apple.

Таким образом, если Apple заинтересована в том, чтобы удерживать людей в своей экосистеме и — в более долгосрочной перспективе — сохранить релевантность в мире без девайсов, ей совершенно необходимо делать не только лучшие железо и ОС, но и лучшие сервисы (о тактических и стратегических проблемах сервисов от Apple я уже писал).

Но в состоянии ли Apple это сделать? Чтобы Apple Photos смогли предлагать такой же умный поиск, что и Google Photos, а Siri и Spotlight работали так же хорошо, как Google Now и Google Search, компании потребуется почти с нуля создать огромную инфраструктуру сбора и анализа данных и искусственного интеллекта.

► Браузер Google Chrome станет быстрее думать и умерит свои аппетиты в отношении оперативной памяти. Отлично, давно пора!

Google копила соответствующий опыт много лет и изначально зародилась как компания по работе с информацией; Apple же никогда не блистала в этой сфере и на организационно-культурном уровне будет менять список своих ключевых компетенций с огромным скрипом.

Но Apple, кажется, даже не собирается этого делать: как отмечено в упомянутом выше письме Тима Кука о политике приватности Apple — а также как Тим Кук эмоционально заявил во вторник, — компания Apple не только не видит необходимости в анализе пользовательской информации, но и считает это «неправильным» и порочным. Таким образом, Apple собственноручно исключает себя из гонки за пользовательский опыт и функциональность в облачных сервисах.

Но представим, что Apple все-таки решает полноценно вступить в эту гонку и ставит перед собой совершенно четкую задачу «выжить» сервисы Google из своих продуктов и сократить зависимость своей экосистемы от этих сервисов до минимума. Представим, что Apple все-таки создает огромный отдел по работе с данными и машинным анализом и инвестирует в это направление даже больше средств, чем Google и Facebook.

► Android Pay, мобильная платежная система. Поддерживает технологию сканирования отпечатков пальцев.

Однако даже такие шаги не гарантируют Apple первенство — по той простой причине, что облачные сервисы по определению могут существовать со значительными ограничениями в контексте закрытой «песочницы». Apple, напомню, на протяжении всей своей истории продавала по премиальным ценам свою экосистему — свое железо, свой софт, — что понятным образом ограничивает количество пользователей.

Облачные же сервисы работают тем лучше и удовлетворяют запросам каждого конкретного пользователя тем точнее, чем больше информации лежит в основе работы их интеллектуальных и аналитических алгоритмов — а количество информации прямо пропорционально количеству пользователей, этими сервисами пользующихся.

Таким образом, у закрытой системы Apple и ее сервисов всегда будет на порядок меньше пользователей, чем у межплатформенных решений Google, — а значит, теоретически сервисы Apple неизбежно будут отставать по качеству. Если же Apple решит сделать свои сервисы межплатформенными, они лишатся своего стратегического статуса драйвера продаж железа от Apple как дифференцирующий фактор. Получается замкнутый круг.

Наконец, у Google есть совершенно четкое мотивационное преимущество. Компания основана на принципе сбора и анализа данных, и ровно на этих же вещах она зарабатывает деньги (монетизируя эти данные в рекламных целях). То есть если Google не будет постоянно совершенствовать свои аналитические и машинные алгоритмы, она очень скоро перестанет быть конкурентоспособной. Apple же зарабатывает на продаже железа, и стимула «кровь из носу» доводить до идеала свои облачно-сервисные алгоритмы у нее (по крайней мере, пока) нет; а значит, предположу, и усилий в этом направлении в Купертино будут прикладывать меньше.

► «Кто это поет?» Google Now может подсказать исполнителя незнакомой песни.

Чем больше руководство Apple публично обличает коварство и аморальность компаний вроде Google и Facebook (на фоне появления все более совершенных, в сравнении с решениями от Apple, сервисов), тем больше это похоже на тактику несколько лихорадочной обороны и оправдания.

Apple не может не понимать, что война за пользователей в облачных сервисах и, в более долгосрочной перспективе, в мире без девайсов уже началась, и на данный момент она в этой войне проигрывает и, кажется, не имеет даже четкого плана и стратегии нанесения ответного удара. Что компания предпримет в качестве следующего шага? Это вопрос на те самые 750 миллиардов долларов, которые сегодня стоит техногигант из Купертино.

Замечу, что слова Тима Кука можно трактовать по-разному: не до конца ясно, выступает ли Кук против сбора и анализа пользовательских данных в целом, или против использования этих данных в рекламных целях, как это делают Google и Facebook. Кроме того, непонятно, сбор каких данных Apple считает уместным, а каких — нет; соответствующий документ о политике безопасности и приватности информации на сайте Apple не дает прямого ответа на этот вопрос.

Очевидно, что чем меньше информации (текстовых и голосовых поисковых запросов, изображений и так далее) Apple считает «правильным» и «моральным» собирать, тем меньше у компании возможностей по анализу данных и совершенствованию релевантных сервисов.

* * *

Косвенных подтверждений активной работы Apple в этом направлении, особенно в последнее время, появилось много. Например, очень показателен список открытых вакансий и особенно описание некоторых позиций, которые можно посмотреть вот здесь.

Комментарии
Загрузка комментариев