«Мир юрского периода»: динозавры возвращаются на большой экран

«Мир юрского периода»: динозавры возвращаются на большой экран

Кино — «Мир юрского периода»: динозавры возвращаются на большой экран
В преддверии премьеры «Мира юрского периода» вспоминаем предыдущие фильмы серии и гадаем, удастся ли Колину Треворроу достичь успеха.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
«Мир юрского периода»: динозавры возвращаются на большой экран

На следующей неделе в прокат выходит «Мир юрского периода». В этом году вообще возвращаются многие старые серии: еще не успели поблекнуть впечатления от нового «Безумного Макса», а вскоре нас ждет пятый «Терминатор». Удастся ли талантливому, но не слишком опытному режиссеру Колину Треворроу не посрамить честь «юрской» серии?

С одной стороны, вторая и третья части получились гораздо хуже оригинала, но мы все равно дождались четвертой. С другой — оригинал в свое время произвел такой фурор, что непроизвольно поднял планку ожиданий на почти недосягаемую высоту.

Давайте вспомним, с чего все началось, и попробуем представить, что нас ждет в ближайший четверг.

Писатель создал динозавров

В восьмидесятые годы известный писатель Майкл Крайтон увлекся кинематографом и почти переквалифицировался в постановщики. Правда, его режиссерская карьера не задалась, и писать он не перестал.

Крайтон долгое время вынашивал идею с клонированием динозавров. Сперва он написал синопсис сценария о молодом выпускнике университета, втайне ото всех воссоздавшего динозавра. Сценарий никого не заинтересовал, и Крайтон переработал его в книгу о парке развлечений на отдаленном острове. В первой версии повествование велось от лица мальчика, впервые оказавшегося в парке, но затем писателя отговорили от этой затеи.

► После выхода «Парка» Майкл Крайтон превратился в одного из самых успешных писателей США.

Крайтон переписал текст в своей фирменной псевдореалистической стилистике и попал в яблочко. Роман возглавил списки бестселлеров, а между крупнейшими голливудскими студиями еще до появления книги на прилавках разгорелась нешуточная борьба за право на экранизацию.

Победила студия Universal, заплатившая автору полтора миллиона долларов, а вдобавок Крайтон получил существенный процент с кассовых сборов. Universal предложила кресло режиссера Стивену Спилбергу, который как раз планировал приступить к съемкам «Списка Шиндлера», но согласился поменять проекты местами.

Режиссер их экранизировал

► Тираннозавр-рекс стал настоящей звездой фильма. Спилберг даже переписал концовку, чтобы дать публике возможность еще раз взглянуть на своего любимца.

Наибольшую проблему представляли сами динозавры. Поначалу Спилберг планировал использовать для съемок полноразмерные макеты доисторических чудовищ и собирался нанять специалистов, создавших механическую версию Кинг-Конга для картины «Кинг-Конг жив».

Затем он осознал, что так животные будут выглядеть неестественно и неубедительно, и задумался о комбинированных съемках: для дальних планов и общих сцен использовать миниатюрные модели, а для крупного плана построить несколько подвижных макетов в полный рост.

► Сцена с тираннозавром, преследующим джип, была добавлена Спилбергом для пущей зрелищности. На ее создание у съемочной группы ушло около двух месяцев.

Но Спилберг все равно оставался недоволен, и ему предложили обратиться к компьютерной анимации. Результат превзошел все ожидания, и при этом съемочная группа нашла применение и миниатюрным, и полноразмерным моделям. Миниатюры легли в основу цифровых моделей, а создававшие модели аниматоры, собравшие для работы уйму информации о повадках и движениях динозавров, переквалифицировалось в технических консультантов.

Крайтон лично написал первую версию сценария, получив за это еще полмиллиона и безжалостно выбросив из романа больше половины содержимого. Спилберг же разбил текст на сцены, выбрав те, что обязательно должны оказаться на экране.

► На самом деле большинство показанных на экране динозавров обитало в меловом периоде. Брахиозавр был одним из двух исключений.

Сценаристы сократили количество персонажей и полностью отказались от некоторых сюжетных линий. Часть эпизодов убрали из-за бюджетных ограничений, иные переделали, чтобы снизить уровень насилия. Спилберг нарочно поменял местами возраст двух персонажей-детей, чтобы получить возможность поработать с юным актером Джозефом Маццелло.

Самое интересное преображение связано с образом создателя парка Джона Хаммонда. В книге он изображен как «перешедший на темную сторону» Уолт Дисней — богатый промышленник, готовый на все ради наживы. В фильме же Хаммонд превратился в большого ребенка, фантазера и мечтателя, стремящегося вернуть людям веру в чудо. Спилберг видел в этом персонаже себя и придал ему некоторые собственные черты.

► Сцену с самопожертвованием Яна Малькольма добавили по предложению Джеффа Голдблюма, который не хотел, чтобы его герой выглядел трусом.
► Сцены под дождем были настоящим испытанием для макета тираннозавра. Фигура промокала насквозь и становилась очень тяжелой. Поэтому все подобные съемки откладывали на самый конец.

Подготовка затянулась не на один год, но основные натурные съемки, проходившие на Гавайях, заняли всего несколько недель. «Парк юрского периода» 1993 года стал настоящим хитом, заработал в прокате больше 900 миллионов долларов и до появления «Титаника» носил звание самого кассового фильма в мире. Но главное его достижение, подобное появлению звукового кино в 1927 году, связано со влиянием «Парка» на развитие спецэффектов.

Фильм показал возможности компьютерной графики, и многие режиссеры задумались о реализации идей, ранее казавшихся неосуществимыми. Джордж Лукас вернулся к «Звездным войнам», Стэнли Кубрик — к мыслям об «Искусственном интеллекте», а Питер Джексон по-новому посмотрел на свою книжную полку. Помимо этого, « Парк» воскресил интерес к динозаврам. Гигантские ящеры снова вошли в моду и стали гораздо чаще появляться в массовой культуре.

Возвращение на остров динозавров

► Согласно первоначальному сценарию, герои ускользали с острова на глайдерах. Затем концовку изменили, но уже успели сделать макеты игрушек.

Крайтон никогда не возвращался к уже исследованной теме, но на этот раз на него принялись давить толпы читателей, издатели и киностудии, добиваясь продолжения, и наконец он уступил после личной просьбы Стивена Спилберга.

Крайтон большой поклонник «Затерянного мира» Артура Конан Дойла, и ему захотелось поместить персонажей туда, где динозавры жили бы в условиях, приближенных к реальным. Так появилась идея с Исла-Сорна, площадкой Б, вторым островом, где и протекала вся основная работа по клонированию динозавров.

Спилберг проникся идеей и приступил к работе, как только книга была написана. Крайтону снова предложили написать первую версию сценария, но он категорически отказался, и за дело взялся Дэвид Кэпп, автор финальной версии сценария «Парка юрского периода». Кэпп решил придумать собственную историю, оставив от сюжета Крайтона только общую завязку, идею со вторым островом и несколько имен персонажей.

► Спилберг лично добавил сцены с тираннозавром в Сан-Диего, отдавая дань уважения экранизации «Затерянного мира» 1925 года. Крайтон признавался, что думал об этом, работая над рукописью, но отказался от идеи по причине ее банальности.

Стивен Спилберг лично изменил в сценарии Кэппа третий акт фильма, добавив линию с появлением тираннозавра в Сан-Диего. В первоначальной версии события происходили только на острове, а заканчивалось всё тем, что герои сбегали с Исла-Сорна на вертолете и отражали атаку гигантских птеранодонов.

«Затерянный мир» по атмосфере был совсем иным, более мрачным и жестким. Создатели добавили в повествование несколько сцен из первой книги, вырезанных из сценария «Парка» из-за излишней жестокости.

Скорее всего, дело в эволюции взглядов Стивена Спилберга. Ранее режиссер считал, что фильмы в первую очередь должны радовать и развлекать аудиторию, но после «Списка Шиндлера» почувствовал, что хочет говорить на более мрачные темы.

► Сцена с лечением сломанной ноги детеныша тираннозавра единственная попала в фильм из книги без изменений.
► «Последний белый охотник» Роланд Тембо в исполнении Пита Постлетуэйта стал самым симпатичным персонажем фильма.

Хотя «Затерянный мир» стал одним из самых кассовых фильмов 1997 года, ему не удалось превзойти оригинал. Авторы не смогли предложить зрителям ничего принципиально нового, к тому же картину подвел сюжет. Критики справедливо разнесли сценарий Кэппа за сюжетные дыры, за непроработанные и непривлекательные характеры главных героев, а отметив прекрасную прорисовку динозавров, безжалостно подытожили, что компьютерные ящерицы в фильме гораздо живее и убедительнее людей.

Третий фильм комом

► В третьей части рапторов впервые показали с более положительной стороны: как любящих родителей, для которых забота о потомстве важнее охоты.

После «Затерянного мира» и Крайтон, и Спилберг решили, что с них хватит, и, когда студия Universal анонсировала третью часть, постарались свести свое участие к минимуму: Спилберг ограничился ролью исполнительного продюсера, а Крайтон пару раз посетил мозговые штурмы по разработке сценария и был таков.

Сценарий стал самой слабой частью картины 2001 года, что и неудивительно: концепция менялась буквально на ходу, и финальную версию написали уже после начала съемок. Поначалу создатели хотели рассказать о том, как главный герой первой части доктор Алан Грант восемь лет прожил бок о бок с динозаврами, потом нарисовалась почти детективная история о том, как Грант расследует загадочные убийства, связанные с островом Сорна. В конце концов сошлись на том, что Гранта обманом затащили на второй остров, чтобы спасти пропавшего мальчика.

► В реальном бою спинозавр не выстоял бы против тираннозавра и пары раундов.

Сценаристы активно пользовались идеями Майкла Крайтона, не нашедшими применения в предыдущих фильмах. Третья часть заимствует из первоисточника даже больше сцен, чем «Затерянный мир», но в остальном сюжет производит плачевное впечатление. Чуть ли не с первых кадров можно догадаться, кто из героев спасется, а кто нет. Характеры большинства персонажей прописаны слабо, действия их порой совершенно не дружат с логикой.

► Джефф Голдблюм должен был вернуться к своей роли и в третьей части, но вскоре после начала съемок повредил ногу и выбыл из проекта.

На роль главной звезды фильма прочили нового ящера — спинозавра. По замыслу создателей, свирепый хищник должен был затмить тираннозавра, однако его появление вызвало массу вопросов. Никто так и не понял, откуда он взялся, ведь спинозавров не было в числе первоначально клонированных ящеров. Но даже если его создали в атмосфере полной секретности — почему его никто не заметил ранее, например, во второй части? Основная же загвоздка в том, что спинозавр вообще не мог конкурировать с тираннозавром, поскольку питался мелкой дичью, рыбой и падалью.

Снова в строю

► Секрет общения Оуэна Грэйди (Прэтт) с рапторами весьма прост: он с рождения присутствовал в их жизни и зарекомендовал себя как альфа-особь.

Несмотря на множество отрицательных рецензий, третья часть окупилась в прокате, что породило массу слухов о съемках четвертого фильма. Однажды в интернет даже просочились детали сценария Уильяма Монахана, где ученые скрещивали гены динозавра и человека, существовали новые генномодифицированные солдаты и действовал бывший американский морпех.

В конце концов проект получил зеленый свет. Спилберг снова ограничился ролью продюсера, а в режиссерское кресло сел молодой Колин Треворроу. Он же в компании со своим соавтором Дереком Конноли довел до ума сценарий, написанный Риком Джаффой и Амандой Сильвер.

► В новом фильме мы впервые увидим полностью открытый и действующий парк с динозаврами.

Личность режиссера и первые детали четвертой части вызвали у публики скептическое отношение. Их можно понять. Колин Треворроу — представитель независимого кино, и, хотя его дебютная работа «Безопасность не гарантируется» вызвала положительные оценки, он ни разу не работал с высокобюджетными проектами.

Правда, привычка доверять блокбастеры талантливой молодежи входит в Голливуде в моду, достаточно вспомнить «Годзиллу» Гарета Эдвардса и новую «Фантастическую четверку» Джоша Трэнка. Но эта тенденция имеет и оборотную сторону: тот же Трэнк, не выдержав давления, самоустранился от съемок доверенного ему второго ответвления от «Звездных войн».

Многих еще покоробили искусственно выведенный новый динозавр и «ручные» рапторы главного героя. Хотя этому можно подобрать логичное объяснение. Впервые о возможности создания совершенно новых видов динозавров говорил еще Майкл Крайтон в первой книге устами того же персонажа, который в «Мире юрского периода» исполнил задуманное. Что касается рапторов, то за три фильма их показали как умных, адаптивных и, самое важное, стадных животных. Иными словами, при определенных условиях они готовы терпеть подле себя героя Криса Прэтта. Правда, это совершенно не означает, что тому можно расслабиться хотя бы на секунду.

► Несмотря на все принятые меры предосторожности и предыдущие провалы, опасность поджидает посетителей и в новом парке.

* * *

Колин Треворроу — большой ценитель оригинала и старается действовать очень бережно. Он не стремится ни отринуть то, что было сделано до него (хотя события второй и третьей части, по большей части, попросту проигнорируют), ни повторить уже показанное слово в слово. Треворроу обещает рассказать новую историю на основе имеющегося материала, и, судя по трейлерам, у него это вполне может получиться.

А значит, легендарный парк откроется всерьез и надолго.

Комментарии
Загрузка комментариев