19 июля 2015Спец
Обновлено 17.05.2023

Apple Music: прошлое, настоящее и будущее

Apple Music: прошлое, настоящее и будущее - изображение обложка
Apple Music: прошлое, настоящее и будущее - фото 1

Самое интересное в анализе любого анонса, продукта или сервиса — это пытаться разобраться, что он значит для будущего, а не настоящего. Несколько дней назад Apple запустила свой новый музыкальный сервис, но, сколь бы приятно (или неприятно) нам ни было пользоваться им сегодня, гораздо важнее то, что концепция и устройство этого сервиса говорят о возможных будущих шагах компании. В этом смысле Apple Music предоставляет обильную пищу для размышлений. Разумно будет разделить наблюдения и выводы на несколько пунктов.

Анонс сервиса

О своих впечатлениях от анонса сервиса на WWDC я писал в своем прошлом тексте, где высказал непонимание смысла некоторых объявленных Apple инициатив, равно как и того, почему музыкальный сервис вообще был обнародован на мероприятии для разработчиков. Разумеется, в этих мыслях я был далеко не одинок — общее впечатление прессы сводилось к тому, что презентация Apple Music оказалась скомканной, неубедительной и явно неподготовленной, а заявленные особенности сервиса вызвали вопросы.

Но среди критиков нашлись и такие аналитики, которые обнаружили логику в том, почему и как Apple Music был анонсирован на WWDC. В частности, интересную дискуссию на stratechery.com вызвал текст Бена Томпсона (ссылку на него я дать не могу, так как он находится за paywall).

Apple Music: прошлое, настоящее и будущее - фото 2

Ключевая идея альтернативной точки зрения на сервис и его анонс заключается в том, что Apple совершенно намеренно анонсировала Music именно на WWDC по той причине, что адресует свою новую инициативу непосредственно музыкантам, причем в основном независимым и развивающимся, — точно так же, как все прочие анонсы на WWDC адресует разработчикам. И акцент рекомендательного сервиса на поиск новых, не особенно известных музыкантов (благодаря кураторам и редакторам), и Beats 1, и Connect — все эти части Apple Music ориентированы именно на поиск и популяризацию новых исполнителей и в долгосрочной перспективе рассчитаны на то, чтобы эти музыканты существовали без лейблов , взаимодействовали со своими слушателями напрямую — в общем, примерно так же, как разработчики приложений взаимодействуют со своей аудиторией при помощи App Store и инструментов, предоставляемых Apple. Наверное, Apple следовало бы сделать этот акцент сервиса на музыкантах более четким и тем самым более явно позиционировать свой сервис именно как платформу , однако, возможно, компания не хотела слишком расстраивать лейблы.

Apple адресует свою новую инициативу непосредственно музыкантам, причем в основном независимым и развивающимся.

Тем не менее анонс не оставлял ощущения, что презентации Apple Music не хватало фокуса и четкости. Маркетинг Apple в последнее время испытывает сложности с четким и внятным донесением ключевых сообщений до аудитории. Сложности с позиционированием iPad, анонсы Apple Watch и Apple Music — звенья одной цепи.

Apple Music: прошлое, настоящее и будущее - фото 3

Тэйлор Свифт и метания

Но не будем торопиться — до запуска Apple Music случилась еще одна интересная история.

Как известно, первые три месяца использования сервиса абсолютно бесплатны для любого пользователя. Как выяснилось уже после презентации, Apple решила не платить исполнителям и правообладателям ни копейки за время этого трехмесячного периода — в том числе потому, что, когда этот период закончится и пользователи начнут оплачивать ежемесячную подписку, процент отчислений, которые компания из Купертино будет выплачивать провайдерам музыки за каждое прослушивание песни, будет несколько выше, чем в среднем по рынку потоковых сервисов.

Но подобная аргументация не убедила массу независимых музыкантов, посчитавших, что не получать три месяца ни копейки за свой труд — все-таки чересчур сурово (особенно если альбом или сингл выходит в трехмесячный период с момента запуска Apple Music). Как сообщается, некоторые музыканты и лейблы по этой причине отказались размещать свои произведения в Apple Music, но вялотекущий конфликт, кажется, вряд ли разрешился бы, если б не внезапное вмешательство Тэйлор Свифт.

Вялотекущий конфликт, кажется, вряд ли разрешился бы, если б не внезапное вмешательство Тэйлор Свифт.

Суперпопулярная поп-исполнительница, до этого уже выступавшая с громкими заявлениями по поводу противоречивости потоковых музыкальных сервисов (в частности, Свифт не публикует свои работы в Spotify, потому что сервис бесплатен), написала открытое письмо, в котором, сперва признавшись Apple в любви, раскритиковала Купертино за пресловутые три месяца без денег.

Это стало самой крупной и последней каплей: спустя несколько часов вице-президент Apple по интернет-сервисам Эдди Кью объявил в твиттере, что Apple меняет свою политику и отныне будет выплачивать музыкантам отчисления даже во время трехмесячного бесплатного периода.

Apple Music: прошлое, настоящее и будущее - фото 4

► Тэйлор Свифт. Фото: paolopv.com

Казалось бы, все довольны — Тэйлор Свифт в очередной раз продемонстрировала, что она одна из самых влиятельных персон в музыкальном мире, а Apple, получив массу паблисити далеко за пределами техно-тусовки, выставила себя «доброй» компанией, заботящейся об интересах музыкантов (ну и заодно заполучила-таки в Apple Music альбом Свифт «1989» и еще массу музыки от менее известных исполнителей). Звучали даже теории о том, что вся эта история — заранее согласованный и спланированный PR-ход, пошедший на пользу обеим сторонам.

У меня к этой истории, однако, два вопроса.

— Apple занималась разработкой Music по меньшей мере год после приобретения Beats и явно должна была продумать и спланировать политику монетизации сервиса и выплат музыкантам задолго до запуска сервиса. Эдди Кью, Джимми Айовин и Трент Резнор наверняка не раз и не два общались с музыкантами и лейблами — крупными и особенно мелкими (почему особенно — см. предыдущую главу) — и обсуждали этот вопрос. Так почему же потребовалось дождаться письма Свифт, чтобы за несколько дней (!) до запуска изменить важнейший экономический аспект сервиса? Неужели Apple не знала заранее о жалобах многих музыкантов — и если знала, то почему до последнего оставалась к ним глуха?

— Если эта история и правда была заранее спланирована, то продумала ли Apple все ее последствия? PR и маркетинг — инструменты, при помощи которых компания заявляет, что продумывает каждый свой шаг до мелочей и уверена в каждом принимаемом решении — даже если внешние наблюдатели не видят всей картины. История, в которой Apple разворачивает политику выплат музыкантам за несколько дней до запуска Music по итогам одного открытого письма певицы, явно не придает уверенности в том, что компания продумывает и уверена.

Apple Music: прошлое, настоящее и будущее - фото 5

► Apple достаточно давно начала привлекать людей, занимающихся музыкой. Когда утвердили факт сотрудничества с Трентом Резнором из Nine Inch Nails, на это обратили внимание уже вообще все. Фото: Wikimedia Commons

Тем не менее, если бы Apple, осознав проблему, проявила упрямство, было бы еще хуже — так что отдадим должное компании, способной так быстро принимать столь важные решения в обход всякой бюрократии.

Запуск и проблемы

Перейдем наконец к самому сервису — точнее, к тому, как он запускался.

К сожалению, не обошлось без проблем — в некоторых случаях весьма серьезных. Apple Music вышел как часть iOS 8.4 и iTunes 12.2 в результате обычного апдейта софта — и многие люди столкнулись с проблемами, которых просто не ожидали.

Самая суровая — при включении iCloud Music Library, без которой Apple Music полноценно не работает, некоторые люди (особенно активно пользующиеся iTunes Match и имеющие тысячи песен в медиатеке) сталкивались с ситуацией, когда их альбомы, песни и обложки превращались в полную кашу и в таком неудобоваримом виде синхронизировались на всех устройствах. Решить проблему помогал только откат на прошлую копию медиатеки, если она, конечно, была, и отказ от использования iCloud Music Library. Функции отката статуса назад в iCloud нет. А на то, что запуск Apple Music уничтожает плейлисты в iTunes, жалуются, кажется, все до единого обитатели интернета.

Конечно, баги и ошибки бывают у всех, и рассказывать о каждой глупо, но эту конкретную проблему я упоминаю потому, что ее жертвой стали самые активные, лояльные и продвинутые так называемые power-пользователи Apple и iTunes — то есть ключевая целевая аудитория Apple Music. Доверия к инфраструктуре iTunes и iCloud и вообще к компетенции Apple в области облачных сервисов (и без того подорванного) история с поспешным запуском не до конца протестированного сервиса явно не добавляет.

Apple Music: прошлое, настоящее и будущее - фото 6

► Несмотря на огромные успехи Apple в работе с user experience, плеер iTunes для многих остается главным примером образцово невменяемого настольного софта.

Еще одна идеологическая (хотя и объяснимая) сложность, с которой столкнулись пользователи, включая меня лично, — практическая несовместимость Apple Music с концепцией пофайлового, прямого переноса музыки из iTunes на устройства. Если вы хотите сохранять локально композиции из Apple Music, чтобы слушать их без подключения к интернету, вы обязаны включить iCloud Music Library — а в этом случае, как и если вы пользуетесь iTunes Match, вы не можете закачивать песни из медиатеки напрямую; выбирайте либо одно, либо другое.

В теории проблем с этим нет — вся ваша музыка все равно распространяется на все ваши устройства через iTunes Match/IML и сервера Apple. На практике проблем масса — начиная с того, что алгоритмы Apple иногда путают песни (например, к вам на устройство скачается не Explicit-версия трека, а «чистая», или не редкая концертная бутлегерская запись песни, а ее студийный вариант), и заканчивая тем, что в медиатеке iTunes музыка хранится в lossy-качестве, тогда как многие меломаны специально коллекционируют музыку в lossless-форматах. Кнопки «Игнорировать matching и синхронизировать исходный файл из моей медиатеки» в iTunes нет. В итоге снова страдают в первую очередь меломаны-энтузиасты, и почему Apple столь сурово наказывает именно этот сегмент аудитории, мне непонятно.

Это классический пример того, как Apple без сожаления жертвует нуждами привыкших к старым методам людей в угоду будущему — это всегда трудно, но в долгосрочной перспективе правильно. Правда, переход можно было сделать, конечно, не столь болезненным.

Сам факт параллельного существования iTunes, iTunes Store, iTunes Match и iCloud Music Library, вызывает у неподготовленного человека вопрос: чем они друг от друга отличаются? Попробуйте объяснить все это своей маме.

Общая инфраструктура комплекса музыкальных сервисов и программ от Apple после запуска Music раздулась до абсурдного уровня сложности и нелогичности — даже я, привыкший к мудреным конструкциям, провел не один час, штудируя разнообразные FAQ’и; что уж говорить про обычных людей, справедливо ожидающих от Apple простоты и работоспособности здесь и сейчас. Понятно, что Apple пошла на эту меру вынужденно, и вся эта сложность — побочный эффект переходного периода.

Сам факт параллельного существования iTunes, iTunes Store, iTunes Match и iCloud Music Library, вызывает у неподготовленного человека вопрос: чем они друг от друга отличаются? Попробуйте объяснить все это своей маме.

Наконец, самая важная и распространенная проблема, коснувшаяся далеко не только power-пользователей, но и самых обычных, неискушенных, людей, — сложный интерфейс приложения «Музыка» на iOS (на неудобоваримость интерфейса iTunes на Mac/PC люди жалуются — иногда необоснованно — годами, здесь ничего нового).

С одной стороны, я понимаю, что впихнуть такое количество функций в одно приложение — приложение, которое должно стать центром всего вашего музыкального мира, — без множества кнопок, меню и подменю невозможно. Для упрощения навигации по столь амбициозному сервису с таким количеством возможностей Apple сделала все, что могла.

С другой стороны, жизнь обычных людей это понимание никак не облегчает. Справедливости ради, я считаю, что разговоры о сложности и неинтуитивности интерфейса Music сильно преувеличивают проблему — разобраться в навигации по сервису не сложнее, чем освоить App Store.

Однако если вам наплевать на все эти потоковые возможности, и все, чего вы хотите от приложения «Музыка» на смартфоне, — это доступ в два клика к вашим песням, то новый апдейт, возможно, собьет вас с толку. Кроме того, отдельные интерфейсные решения действительно удивляют: в некоторых случаях нажатие на «многоточие» вызывает появление на экране десятка кнопок, действие которых неочевидно. А еще я предлагаю вам отыскать способ во время проигрывания песни перейти к альбому, в котором эта песня присутствует, — очень интересный и не сказать чтобы забавный квест.

Apple Music: прошлое, настоящее и будущее - фото 7

Apple нашла баланс между комплексностью сервиса и интерфейсом, преподносящим массу его функций максимально доступно. Однако если раньше приложение «Музыка» на iOS было простым и ориентированным на самых неискушенных пользователей, то теперь оно переориентировано на меломанов и power-пользователей, и некоторых людей это отпугнет. Но это — компромисс, на который Apple просто не могла не пойти.

Интерфейс Apple Music — как и Apple Watch, и прогрессирующее усложнение iOS — является следствием постепенного приобретения потребительскими технологиями сложных функций. Apple сегодня стоит перед выбором между внедрением важных новых функций и минимализмом и простотой — и в условиях, когда люди становятся все более технически подкованными и требуют все большего в плане функциональности, выбор делается в пользу первого.

Рекомендательный сервис и базовая функциональность

Ключевая особенность Apple Music — акцент на курированный контент и методы поиска и показа вам новой музыки, которые основываются на вкусе профессионалов, а не на глухих машинных алгоритмах. В самом деле, когда более тридцати миллионов песен находятся на расстоянии пары тапов от вас, очень легко растеряться, если не довериться людям со вкусом.

Здесь Apple Music блистает. Вкладка «Для вас» приводит к списку рекомендуемых плейлистов и отборных альбомов, составленному на основании ваших музыкальных вкусов. Если вы — как я — любите самую разную рок-музыку (от классического рока до экстремального металла), то каждый день, открывая приложение, вы будете видеть новые рекомендации. Плейлист с историей основных вех трэш-металла 1980-х, рок-баллады, введения в субжанры, действительно хорошие альбомы, о которых вы, возможно, не знали, — всегда есть что послушать. Плейлисты формируются живыми людьми, снабжены краткими описаниями и, таким образом, играют роль современных микстейпов.

Если вам понравился плейлист или альбом, нажатие одной кнопки добавляет его к вам в медиатеку. За несколько дней использования Apple Music я открыл для себя огромное количество новых исполнителей и добавил к себе десяток альбомов (пару из которых купил в iTunes Store): это именно то, чего я ожидал от классного, по-настоящему умного музыкального сервиса.

Ключевая особенность Apple Music — акцент на курированный контент и методы поиска и показа вам новой музыки… <…> Здесь Apple Music блистает.

Если вам надоели (или не интересны) предлагаемые сегодня плейлисты, вы всегда можете сформировать алгоритмические радиостанции на основании любой из песен. Эта функция работает лучше, чем существовавшее до этого iTunes Radio (в России так и не появившееся): например, если я создам радио из песни Iron Maiden «When the Wild Wind Blows», мне начнет играть классика хард-рока, прогрессив-рока и металла, от Judas Priest до Rush, с периодическими вкраплениями сольных работ релевантных музыкантов (например, Брюса Дикинсона). Пропускать песни хочется совсем не часто; со своей работой радиостанции справляются очень хорошо.

Конечно, у каждого человека уникальные вкусы, и Apple Music не работает одинаково хорошо для всех. Слышны жалобы на то, что если ваши предпочтения отличаются от мейнстримовых жанров и исполнителей и вы любите редкий региональный инди-рок, джаз или классику, то рекомендации становятся хуже — но, во-первых, сервис автоматически становится тем лучше, чем больше вы им пользуетесь и чем больше вы нажимаете на «сердечки»; а во-вторых, разумеется, кураторы и редакторы Apple безостановочно работают над совершенствованием своих рекомендаций и алгоритмов.

Apple Music: прошлое, настоящее и будущее - фото 8

► Рекомендательные музыкальные сервисы — идея не новая, тот же Last.fm живет этим уже много-много лет. Однако там алгоритмы поиска похожих исполнителей опираются не на мнения кураторов, а на массы. С одной стороны, это увеличивает «зону покрытия», а с другой — система предлагает в первую очередь самые очевидные вещи.

Apple Music успешно решает две основные проблемы: для слушателя — поиск и знакомство с новой музыкой; для исполнителя, особенно малоизвестного, — поиск своего слушателя. Курирование контента и значительный акцент на экспертизу профессионалов в дополнение (а то и в замещение) к машинным алгоритмам — важная стратегия будущих сервисов компании, и это замечательно. Те же самые идеи отражает Apple News, и можно не сомневаться, что будущий телевизионный сервис от Apple будет базироваться на этой же концепции.

Beats 1

Глобальная радиостанция Beats 1 , запуск которой случился одновременно с запуском Apple Music, наделала очень много шума в социальных сетях по всей планете, исключая Россию, Сингапур, ОАЭ и еще несколько особенно талантливых стран, в которых радио не смогли запустить по юридическим причинам. Beats 1 — очень важный и интересный эксперимент: это попытка Apple заняться производством контента, вернуть до некоторой степени утраченную релевантность в музыкальном мире (в частности, молодежном) и сформировать глобальные музыкальные тренды и вкусы.

Создание собственной круглосуточной радиостанции — нетипичный и неожиданный шаг для Apple, которая ранее производством собственного контента не занималась. Для запуска Beats 1 в Купертино наняли известного в Британии новозеландского диджея Зейна Лоу, а также знатока нью-йоркской музыкальной сцены (в первую очередь хип-хопа) Эбро Дардена и восходящую лондонскую звезду Джулию Аденугу. Все они — авторитетные специалисты и знатоки трендов, следящие за появлением новых звездочек в клубах и на фестивалях. Beats 1, таким образом, призвана формировать глобальные вкусы аудитории и информировать ее о свежих трендах — задача крайне амбициозная, важная и целиком укладывающаяся в долгосрочную стратегию Apple Music.

Сам факт того, что сотни миллионов людей по всему миру в один момент слушают одну и ту же песню, вызвал нешуточный ажиотаж среди публики и в этом смысле выступил мощнейшим социальным фактором при запуске Beats 1 и Apple Music. Но насколько эффективным будет глобальное радио, пока непонятно — все-таки в разных странах и регионах принято слушать совершенно разную музыку; и это не говоря уж о языковом барьере.

Beats 1 — радиостанция, выступающая в «отличном» жанре, как любит повторять Зейн Лоу; если вам она не нравится, то вы вроде как просто не разбираетесь в музыке или отстали от жизни.

Интереснее другое. Точно так же, как раньше Apple весьма успешно привила огромному количеству людей вкус и концепцию дизайна (в широком понимании — в понимании design is about intent) в области потребительской техники (один компьютер, один плеер, один смартфон, один планшет), теперь она пытается сделать то же самое в музыке. Beats 1 — радиостанция, выступающая в «отличном» жанре, как любит повторять Зейн Лоу; если вам она не нравится, то вы вроде как просто не разбираетесь в музыке или отстали от жизни.

Попытка определять вкусы и тренды в музыке — возвращение Apple к истокам той же самой культурной релевантности и «клевости», в какой-то степени даже бунтарства калибра Think Different, особенно среди молодежи, которая была свойственна ей во времена расцвета iPod (и плоды которой пожала Beats, запустив соответствующую линейку наушников).

Это совершенно сознательный, грамотный ход — разговоры о том, что Apple становится менее «модной» в колледжах и тусовках, превращаясь в компанию «для родителей», начались пару лет назад, и стремление находиться на гребне волны — важнейшая задача Apple как культурного бренда. Поможет ли в этом Beats 1 — вопрос открытый; я по-прежнему считаю, что классическая линейная радиостанция в эпоху интернет-радио и машинных алгоритмов — не самая убедительная инициатива.

Важно и то, что Apple не боится полноценно браться за производство собственного контента. Очень интересно, что это будет значить в контексте телевизионного сервиса.

► Неспроста человек в футболке с надписью «Think Different» фигурирует в рекламном ролике, продвигающем Beats 1.

Connect и очередная попытка Apple освоить социальный сервис

Apple Music — очень комплексная и многослойная инициатива, которая в краткосрочной перспективе призвана приучить людей платить за музыку, а в долгосрочной — предоставить музыкантам прямой контакт со своей аудиторией и возможность монетизировать свой труд напрямую. Вот для достижения второй — долгосрочной — цели и существует Connect.

Нет никаких сомнений в том, что мир если еще не пришел, то очень скоро окончательно придет к модели бесплатного потребления музыки. Нравится это вам или нет, но платить за музыку готовы только единичные энтузиасты-«киты»; таким образом, с музыкальной индустрией — благодаря развитию соцсетей и бесплатных потоковых сервисов — случилось примерно то же, что с рынком мобильных игр и приложений по всепоглощающей модели free-to-play. Люди не платят за доступ к музыке; в мире, где музыка превратилась в commodity, ее слушают во «Вконтакте», SoundCloud и на YouTube. В этом, конечно, главное слабое место Apple Music, который работает по подписке.

Нет никаких сомнений в том, что мир если еще не пришел, то очень скоро окончательно придет к модели бесплатного потребления музыки.

Проблема в том, что в мире бесплатной музыки рано или поздно этой самой музыки не останется — потому что любой труд должен оплачиваться. И как самые успешные бесплатные приложения зарабатывают много денег через продажу in-app-контента, так аналогичная модель может сработать и в музыке: вы получаете всю записанную музыку мира бесплатно, но платите за посещение концертов и прямой доступ к музыканту и бонусному контенту.

Именно это пытается сделать Connect. При помощи Connect любой музыкант — от Тэйлор Свифт до безымянного парня из гаража — может делиться с аудиторией альтернативными версиями песен, черновиками, текстами, фотографиями, видео, заметками, и я буду сильно удивлен, если Apple не планирует интегрировать в этот сервис инструменты монетизации.

Apple Music: прошлое, настоящее и будущее - фото 9

Проблем с таким подходом две:

— Обрисованная мной теоретическая картина развития Apple Music и Connect на данный момент не имеет ничего общего с реальностью. В Connect сегодня нельзя ничего продавать, а функциональность этого сервиса крайне ограничена. Apple Music, напротив, стоит денег.

— Спустя всего несколько дней после запуска сервиса складывается полное ощущение, что Connect не взлетел, не взлетит и последует за Ping на свалку не самых удачных идей по созданию социального сервиса от Apple. Вместо того чтобы быть сервисом, где музыканты и аудитория неформально общаются друг с другом, Connect стал полной противоположностью: огромное количество исполнителей попросту игнорируют сервис, а небольшая часть публикует там скучные концертные фотографии и «умные» цитаты, которые даже не подразумевают никакой дискуссии. Очень старается Трент Резнор, подавая пример того, что можно делать при помощи Connect (публиковать альтернативные версии песен, делиться черновиками текстов), но в своем энтузиазме он, кажется, одинок.

В итоге многие люди, однажды зайдя в Connect, понимают, что там нет ничего интересного, и больше никогда туда не зайдут — а то и вовсе уберут соответствующую кнопку из приложения (это можно сделать в настройках). Apple может сколько угодно говорить о том, что Connect — долгосрочная инициатива; но суть любого социального сервиса такова, что если он не работает и не взлетает с первого дня, то он почти наверняка не взлетит уже никогда.

Если Connect действительно не приобретет популярность, то под вопрос ставится вообще вся концепция Apple Music как комплексного сервиса, пытающегося решить долгосрочные задачи, — и это причина для серьезного беспокойства.

Вместо того чтобы быть сервисом, где музыканты и аудитория неформально общаются друг с другом, Connect стал полной противоположностью.

Не придает оптимизма и то, что в Connect, как выясняется, непросто публиковать материалы. Известный блогер, разработчик и музыкант Дэйв Уискас на днях написал заметку, где рассказал обо всех проблемах, ошибках и нелогичностях, с которыми сталкивается каждый, кто пытается загрузить в Connect тот или иной контент.

Складывается ощущение, что сервис был запущен раньше, чем следовало. Помимо того, что это в целом очень нетипично для Apple — компании, справедливо гордящейся своим принципом не выпускать на рынок сырые продукты, — это еще сильнее подрывает перспективы Connect: он и так пока не похож на популярное и заманчивое для музыкантов решение; а если уж для того, чтобы пользоваться им, необходимо устраивать пляски с бубном, шансов на успех у Connect нет совершенно никаких.

Наконец, Connect оголяет еще одну долгосрочную проблему, которая становится все более болезненной для Apple. Этот сервис пытается стать местом, где все музыканты мира делятся со всеми меломанами мира эксклюзивным контентом, — но при этом он заперт внутри приложения, которое нужно устанавливать. Это полная противоположность идеи любой работающей социальной сети, которая заинтересована в масштабе, в максимально широкой аудитории и, таким образом, живет в вебе. У Connect (и в целом Apple Music) веб-версии попросту нет.

► Можно ли вот так запросто встроить контент из Connect или Music в веб-страницу? Нет. Вообще никак нельзя. В том и проблема.

О войне Apple с вебом и все усиливающемся фокусе на приложениях писали и говорили много раз (я это делал, например, в заметке про Apple News), и в определенном смысле такая война Apple, конечно, на руку. Но в случае с Music очевидно, что Apple пытается объять необъятное: с одной стороны, сделать ультимативную музыкальную платформу и сервис для всех и каждого; с другой — продолжать загонять всех внутрь приложений.

Мир все-таки продолжает жить в вебе и делится музыкой тоже в вебе — в социальных сетях, в YouTube; любая попытка возвести искусственную преграду между вебом и приложением, таким образом, серьезно подрывает потенциал Apple Music как эффективного сервиса по поиску и обмену музыкой и музыкальным контентом.

Приведу простой пример. Сегодня, если я найду интересный трек или плейлист на YouTube, я поделюсь им в Facebook или Twitter, и все мои друзья, интересующиеся музыкой и уважающие мой вкус, просто пройдут по ссылке и начнут слушать. А если я найду такой трек или плейлист в Apple Music или в Connect? Я могу сгенерировать ссылку, но что случится с друзьями, которые по такой ссылке пройдут? Им предложат скачать приложение, затем приложение попросит пройти настройку и оплатить ежемесячную подписку… То есть никто этим заниматься, конечно, не будет и в лучшем случае пойдет искать эти песни обратно на YouTube. Таким образом, без веб-версии, желательно бесплатной, обмен контентом и социальная часть Apple Music просто не будет работать.

Без веб-версии обмен контентом и социальная часть Apple Music просто не будет работать.

Понятно, что Apple не может сделать всю эту функциональность бесплатной — до тех пор, пока музыканты хотят получать деньги за свой труд (а то, что они этого очень хотят, лишний раз продемонстрировала история с Тэйлор Свифт). И в том, что нативные приложения зачастую удобнее и функциональнее веба, Apple тоже права. Но в ситуации, когда успешность сервиса основывается на масштабе и работающих социальных функциях, Apple сталкивается с прямым конфликтом интересов и пытается усидеть на двух стульях — что крайне редко приводит к удобоваримым результатам.

Итог

Мне очень нравится Apple Music как сервис для поиска и прослушивания музыки, открытия для себя новых исполнителей и жанров. Я совершенно точно буду платить за него 169 рублей в месяц (такова официальная цена в России). Надеюсь, таких, как я, будет немало. Я с радостью слушал бы Beats 1, работай оно у нас в стране. Но, помимо собственно функциональности потокового сервиса, к Apple Music есть вопросы.

Если разложить Apple Music на составные части (что, конечно, неправильно; но давайте это сделаем для чистоты эксперимента), выяснится, что в нем не так много инновационного — а то, что есть, работает со скрипом.

Система рекомендаций и кураторов — безусловно, важная и хорошо работающая функция, но она скрыта за ежемесячной подпиской — и это в мире, который отвык платить за музыку. Beats 1 — очень интересная и амбициозная инициатива, но многим ли людям в эпоху персонального интернет-радио нужна классическая линейная радиостанция, играющая все жанры подряд? Connect пытается решить долгосрочную проблему монетизации музыки и связи между исполнителями и аудиторией — но сервису не хватает функциональности, и его концепция напрямую конфликтует с платностью и закрытостью Apple Music.

Apple Music: прошлое, настоящее и будущее - фото 10

► Вытеснить Pandora и Spotify пытаются по-разному. Относительно новый стриминговый сервис Tidal напирает на трансляцию lossless, а у Apple Music главное пока преимущество — интеграция в платформу.

Таким образом, главным конкурентным преимуществом Apple Music оказывается интеграция в платформу. Apple Music предустановлен на миллионы iPhone, iPod, iPad и Mac, и именно это принесет ему популярность (в связи с этим крайне интересно будет посмотреть на то, как Apple Music покажет себя на Android).

К сожалению, Apple в последнее время чрезмерно увлекается своей возможностью делать и продвигать сервисы в основном благодаря тому, что они будут дефолтными опциями на своих платформах (iCloud, iMessage, Maps). Другие компании производят продукты, берущие своей инновационностью и функциональностью, но Apple считает, что достаточно интегрировать решение в платформу.

С точки зрения статистики использования приложений компания, конечно, права — но в долгосрочной перспективе это вредит доверию к тому, что Apple может делать по-настоящему инновационные продукты и сервисы, способные конкурировать на чужом поле, а не только в уютной зоне комфорта собственной экосистемы.

Apple нужно, чтобы люди пользовались iMessage, iCloud, Maps и Music потому, что это самые надежные, функциональные, удобные сервисы, — а не потому, что они предустановлены на iPhone и Mac (об этой проблеме я уже писал).

Apple Music — не просто очередной потоковый музыкальный сервис; это попытка изменить всю музыкальную индустрию к лучшему.

И тем не менее, если снова сложить все составляющие Apple Music воедино, мы получим очень амбициозный сервис-платформу, который стремится предоставить слушателям отличные инструменты для поиска и прослушивания музыки, а музыкантам — возможность зарабатывать на своем труде и получить прямой канал связи с аудиторией.

Apple Music, таким образом, — не просто очередной потоковый музыкальный сервис; это попытка изменить всю музыкальную индустрию к лучшему, как это сделала компания ранее при помощи iPod и iTunes. Дорога будет сложной, и Apple слегка буксует, продвигаясь по ней, — но всем участникам процесса будет лучше, если в Купертино успешно доберутся до цели.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь