«Марсианин»: лучший фильм Ридли Скотта за много лет

«Марсианин»: лучший фильм Ридли Скотта за много лет

Кино — «Марсианин»: лучший фильм Ридли Скотта за много лет
Экранизация бестселлера о космонавте-робинзоне получилась красивой, интересной и остроумной. Сэр Ридли Скотт снова в форме!
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
«Марсианин»: лучший фильм Ридли Скотта за много лет

Сильная буря заставляет участников третьей марсианской экспедиции покинуть Красную планету задолго до запланированного окончания миссии. Но улететь удается только пятерым астронавтам из шести. Марк Уотни остается на Марсе, и товарищи считают его мертвым. Но Марк не погиб, и теперь ему предстоит — в отсутствие связи с Землей, с малым числом припасов — бороться за выживание и пытаться дать NASA знать, что он жив и нуждается в помощи.

Жанр: приключенческая фантастика
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Кристен Уиг
Премьера в России: 8 октября 2015 года
Возрастной рейтинг: 16+

Улыбаясь в лицо опасности

► Пустыня Вади Рам в Иордании регулярно «играет» в голливудских фильмах роль Марса.

Карьера писателя Энди Вейера похожа на историю Золушки. Его дебютный роман «Марсианин» поначалу не вызвал у издателей интереса. Автор стал выкладывать главы из романа на своем сайте, а потом опубликовал «Марсианина» через Amazon. Книга стала бестселлером, ею заинтересовались издатели — и Голливуд, где в последнее время снова вошла в моду тема космоса.

Изначально режиссерское кресло доверили сценаристу фильма Дрю Годдарду, но затем его сменил мэтр Ридли Скотт. Это, правда, вселяло определенные опасения за судьбу фильма. Последние работы сэра Ридли оставляют желать лучшего, а первоклассную фантастику он не снимал с прошлого века. К счастью, тревога оказалась напрасной: историю Марка Уотни режиссер перенес на экраны почти безупречно.

► Таких страшных бурь, как в фильме и книге, на Марсе не бывает. Создатели признают, что сгустили краски ради драматизма.

Первоисточник одновременно и располагал к экранизации, и делал ее создание весьма непростой задачей. С одной стороны, в романе Вейера есть драматичный сюжет о марсианском Робинзоне, держащий в напряжении с первой до последней секунды, есть великолепные персонажи во главе с Марком Уотни, полным обаяния и жизнелюбия, есть много потенциально зрелищных сцен, которые так и просятся на экран.

С другой — в книге Вейера большая часть сюжета подана не в виде описаний, а через дневники Уотни, раскрывающие характер и переживания астронавта, застрявшего на Красной планете. Немало внимания уделено и научной составляющей его борьбы за выживание. И то и другое трудно адекватно перенести на экраны.

Ридли Скотт не стал и пытаться. В фильме Уотни лишь несколько раз обращается к видеодневнику. Почти все события мы видим со стороны, а не в пересказе Марка, как в книге. В том, что касается внутреннего мира героя, режиссер доверился таланту Мэтта Дэймона и не прогадал. Тот блестяще воссоздал на экране образ несгибаемого и находчивого астронавта, который даже в безвыходной ситуации не теряет присутствия духа и чувства юмора.

Конечно, за кадром осталась и большая часть технических деталей и расчетов, которыми наполнена книга Вейера. Но эти изменения объяснимы и уместны, а в остальном Ридли Скотт хранит верность первоисточнику. Хоть приключения Марка Уотни и показаны немного не так, как в романе, это все та же история — напряженная, пронзительная, умная и жизнеутверждающая. Многие сцены и диалоги воспроизведены почти дословно.

Сохранил Скотт и присущий роману юмор, хотя обычно работы режиссера нарочито серьезны. И, главное, подобно книге, фильм Скотта — настоящий гимн научному мышлению и силе разума, позволяющим героям «Марсианина» преодолевать все преграды. Ридли Скотт снял почти идеальную экранизацию, сохранившую все знаковые черты первоисточника, с исключительно дельными изменениями — и в то же время совершенно самодостаточную.

Визуально фильм безупречен, умение снимать красиво Ридли Скотт никогда не терял, и даже его слабые фильмы не позволяют в этом усомниться. Единственное, в чем можно укорить режиссера, так это в излишней поспешности третьего акта.

Большую часть картины сюжет развивается относительно плавно, но ближе к концу режиссер словно вспоминает об ограничениях хронометража и показывает события в виде короткого монтажа, уделяя деталям куда меньше внимания, чем в первой части фильма. Но и эти эпизоды сняты здорово.

► Уотни не только ботаник, он по совместительству еще и инженер.
Три финала «Марсианина»
► А это, вы не поверите, кадр из самой романтической сцены фильма.

Когда роман Вейера готовился к печати, автор слегка модифицировал первоначальную концовку. Суть развязки не изменилась, но финальная сцена из текста исчезла. Российское издание «Марсианина», правда, основано на ранней версии, так что в ней есть эпизод, вырезанный из книги на Западе.

В экранизации Скотт и Годдард предложили третий вариант концовки. Суть не изменилась, но в фильме показаны судьбы героев после окончания истории. Пожалуй, именно экранная версия финала «Марсианина» получилась самой удачной и красивой.

После достаточно слабых «Робина Гуда», «Прометея» и «Исхода» начало казаться, что Ридли Скотт потерял былую хватку. Но «Марсианин» убедительно доказал, что это не так. Если дать ему сильную историю и сценарий, сэр Ридли по-прежнему способен на их основе создать Кино с большой буквы. Экранизация «Марсианина» получилась под стать роману — жизнеутверждающей, напряженной и пронизанной верой в мощь человеческой воли и разума.

Рейтинг
Л
Лучший фильм Ридли Скотта в XXI веке.
Комментарии
Загрузка комментариев