```
```
 
Как устроены мобильные игры?

Как устроены мобильные игры?

Прямым текстом — Как устроены мобильные игры?
Олег Чимде делится своими наблюдениями по поводу мобильных игр и рассказывает, какими они должны быть.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Прямым текстом
Как устроены мобильные игры?Как устроены мобильные игры?
Как устроены мобильные игры?

В рубрике «Прямым текстом» автор выражает исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции. Он волен это делать как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.

Раньше я пользовался айпадом преимущественно в двух местах: он кочевал из спальни в, простите, туалет и назад. Неожиданно выяснилось, что «Звездные войны: Вторжение» и ей подобные игры отлично подходят для туалета, а вот партия в какую-нибудь Vainglory или даже «Ведьмак: Арена» длится слишком долго, чтобы играть в это в «уголке задумчивости». Зато я очень скоро понял, что для этой цели отлично подходит Instagram, особенно в сезон отпусков. Сессия в «Инстаграме» длится столько, сколько потребуется, и ни к чему не обязывает.

Играть перед сном в кровати я так и не отучился, но стараюсь, а то после пяти партий в Hearthstone заснуть не получается совсем, да и снится потом всякое: «Свет опалит тебя!», «Твоя душа познает муки!».

А потом вдруг крепко задумался: как должны быть устроены игры, чтобы понравиться мне? Почему я в них играю и зачем? На объективность, как всегда, не претендую и описываю исключительно свои наблюдения. Давайте разбираться вместе.

Важно понимать...

На мобильники переносится очень много проектов с больших платформ. Я их стабильно покупаю, думая: «Ага, на ПК не прошел, так пройду на айпаде», но в результате запускаю лишь несколько раз. Одно дело, когда планшет используется как замена другой платформе и запускаешь игру ты целенаправленно, чтобы пройти от начала и до конца. Но в тот же XCOM я предпочту играть на ПК просто потому, что из-за запуска большой игры с большой платформы планшет, по сути, перестает быть мобильным и теряет все свои преимущества.

Nintendo 3DS, к примеру, не теряет. Это консоль, специально заточенная под игры, и они там в большинстве своем эксклюзивные. Поймал покемона — закрыл. Открыл, поймал еще одного покемона, закрыл.

Как устроены мобильные игры?
► Нет мобильной игры удачнее «Покемонов». Но ради нее придется покупать 3DS. Оно того, конечно, стоит, но на это, в отличие от покупки многофункционального планшета, решится не каждый.

В онлайновом секторе очень многие наступили на грабли, когда выяснилось, что система f2p гораздо выгоднее ежемесячной подписки (если ты не Blizzard, конечно). Нельзя просто взять и прикрутить к изначально подписочной игре f2p-костыль или вовсе перевести ее в бесплатный формат. Обязательно вылезут проблемы: появится нездоровый «пэйволл», когда всем придется платить, чтобы получить удовольствие, будет негодование и возмущенные крики со стороны фанатов... Поправьте, если я ошибаюсь, но нет ни одной действительно удачной онлайновой игры, которая сначала оплачивалась по подписке, а потом перешла на f2p. Нет, если хочется бесплатную игру с магазином, нужно делать ее таковой изначально.

То же самое и с мобильными играми. Чтобы они приносили пользу, их с самого начала нужно делать под мобильные устройства, активно используя при этом все возможности платформы.

Недаром Clash of Clans и ей подобные завоевали такую безумную популярность. Я вижу одну из формул успеха, список компонентов, которые помогут и людям понравиться, и прибыль получить. При этом вовсе не обязательно делать клон другого успешного проекта! Нужно просто понимать, как все устроено. При этом мобильные игры могут быть очень разными (Super Hexagon, например, прекрасно играется и работает во многом по совершенно иной схеме), так что это небольшое исследование — ни разу не аксиома.

Раз уж скоро выходит «Первый мститель: Противостояние», а супергероев любят многие, то давайте в качестве примера возьмем свежую «MARVEL "Мстители: Альянс 2"» (если любопытно, то скачать можно на iOS и Android), и подробно ее разберем.

Как устроены мобильные игры?
► В отличие от первой части, «Мстители: Альянс 2» по-настоящему хорошо выглядит и, что важно, зрелищна.

Короткие сессии

Пожалуй, главное отличие мобильной игры от игры на ПК или приставке в том, что она не требует много времени. Да и незачем это, ведь на планшетах обычно играют как бы между делом. Отослал я автору правки по статье, жду ответа — открыл айпад, сыграл партию. В этом-то и вся прелесть: мобильные игры подобны курению, только вреда здоровью не причиняют. Образовалась пауза — поиграл. Образовалась еще одна — еще поиграл. Быстро, просто, без заморочек.

Игровая сессия в той же «Звездные войны: Вторжение» длится около пяти минут. Собрал ресурсы, заказал пару зданий для своей базы, совершил набег на базу противника — всё. А вот сессия в Hearthstone может затянуться и на восемь-десять минут, в зависимости от карт у вас с противником в колодах. Риск прервать партию увеличивается: коллега в кабинет зашел и ждет ответа на письмо, пора выходить из метро, бармен как раз коктейль принес...

Как устроены мобильные игры?
► В Hearthstone партия, при особом невезении, может растянуться и минут на двадцать. Особенно если в колодах есть карты вроде Рено Джексона, восстанавливающего герою все здоровье, а карт на руке у обоих игроков почти нет.

Прохождение одного задания в сюжетной кампании в «Мстители: Альянс 2» занимает около четырех минут, включая прокачку героев и все загрузки. За четыре минуты с вами многое может случиться, но риск упустить за это время что-то важное в жизни предельно низок. По крайней мере, суп на бизнес-ланче остыть точно не успеет.

Один PvP-бой и вовсе не отнимет у вас больше двух минут. Максимум три, если в обеих командах, например, есть Халк, которого вы будете беспрестанно лечить.

Как устроены мобильные игры?
► Сюжетные кампании столкнут вас как со знаменитыми злодеями комиксов «Марвел», так и с не очень известными.

Мобильность

Как ни странно, не все мобильные игры действительно мобильны. Vainglory не получится запустить, сидя в очереди к офтальмологу. И дело даже не столько в длине партии, сколько в том, что если закрыть на минуточку планшет, то нормально продолжить игру уже не получится. Отчасти этим же страдает Hearthstone: если закрыть айпад, приложение свернется, ты пулей вылетишь из таверны, и придется снова смотреть на экран загрузки.

Наша подопытная игра «держится» долго: десять минут — так точно. Примерно столько нужно, чтобы ответить на важное деловое письмо, а потом, если вдруг снова образовалась пауза, продолжить игру без всяких загрузок.

Как устроены мобильные игры?
► Проходя сюжетку, можно вообще не волноваться насчет времени.

Простая в освоении, но сложная механика

Все хоть раз играли во что-нибудь вроде Clash of Clans и прекрасно знают, как такие игры работают. Строим здания, обносим стенами, ставим пушки, заходим собирать ресурсы, совершаем налет на базу неприятеля — тут и объяснять в общем-то нечего. Просто и увлекательно.

«Мстители: Альянс 2» — случай принципиально иной. Местная механика не заезжена, но при этом понятна всем хардкорным игрокам. Куча знакомых героев вселенной «Марвел», несколько классов со своими преимуществами и слабостями, множество самых разных навыков, достаточно глубокие тактические бои 3х3 — во многом как в JRPG. Механика очень глубокая и потребует от вас недюжинных способностей в тактике и логике.

Порог вхождения высокий, с наскоку вы ничего не поймете: в бою принимается в расчет чертовски много параметров, и уследить за всеми поначалу весьма сложно. Для мобильной игры это, конечно, не очень хорошо, особенно учитывая, что внятного обучения здесь нет и приходится самому все изучать, на что у меня, к примеру, ушел едва ли не целый вечер. Однако и рассчитано все явно не на любителей «Веселых ферм»: поклонники комиксов — далеко не казуальные игроки.

Как устроены мобильные игры?
► Экран планшета регулярно взрывается от тонны слов. Со временем от этого начинаешь ловить особенный кайф.
Как все устроено?
Как устроены мобильные игры?

1) Лунный рыцарь дает Осе «в щи» бесплатно: каждый раунд он принимает новый образ, и в данном случае в образе защитника он наносит удар тому, кто опрометчиво решил на него напасть. Еще два образа дают ему дополнительные атаки после ближнего или дальнего удара, а последний — лечит, если удар пришелся по кому-то другому.

2) У Тора есть интересная особенность: во время боя он копит энергию, а затем жарит молниями всех противников разом. И если Лунного рыцаря лучше всего держать в режиме невидимки (благо его способности к этому располагают), то Тор вполне может играть роль «танка».

3) Очередность хода — вещь зыбкая. К примеру, мой Соколиный Глаз умеет выпускать оглушающую стрелу, после которой жертва пропускает ход. Очень полезная вещь, когда выполняешь своеобразную комбинацию из способностей разных героев, а кто-то из врагов мешается.

4) Соколиный Глаз каждый раунд с новыми стрелами: газовые ослабляют противников, снижая показатель атаки, кислотные уменьшают защиту, звуковые влияют на точность, а бола затормаживает, уменьшая эффективность уклонения. Чтобы контролировать бой, вам придется постоянно подстраиваться под ситуацию и менять тактику на ходу, если потребуется.

Как устроены мобильные игры?
► Выбор очевиден, скажете? А вот и нет. Железный Кулак, конечно, умеет лечить соратников, но он ходит после Тора, который как раз накопил энергию и, скорее всего, легко его добьет. Так что лучше устранить Осу, тем паче что в образе искателя Лунный рыцарь будет бить дважды. Но можно уйти в инвиз (а то мало ли) и повысить Тору «мораль», увеличив ему силу атаки.

Пошаговый режим (или что-то вроде)

Играя в мобильную игру, очень редко удается сосредоточиться исключительно на ней, особенно если вы запустили ее в нестандартных условиях и между делом. Например, в баре, пока друзей ждете. В режиме реального времени запросто можно допустить фатальную ошибку, в пошаговом же это куда менее вероятно.

Как устроены мобильные игры?
► Можете подмигнуть девушке за соседним столиком, ничего страшного не случится. Халк терпеливый, Халк подождет.

Об играх вроде Clash of Clans речи, конечно, не идет. Там уж точно ничего не произойдет, если вы вдруг отвлечетесь. Та же Clash Royale работает в реалтайме, однако скорость реакции там не так важна.

Социальность и PvP

«Альянс 2» разгоняется медленно: никто не пустит вас в PvP, пока вы не пройдете хотя бы первую сюжетную кампанию. С одной стороны, это минус (социализации хочется сразу и много), но с другой — на арену вы выйдете во всеоружии. Логика примерно та же, что в League of Legends, — механика сложная, возможностей много, так что нечего вам делать в бою с реальными людьми, пока не научитесь.

Как устроены мобильные игры?
► Турниры проводятся постоянно, и награды в них весьма солидные. Но, чтобы добраться до первых рангов, придется потратить много времени.

Современная мобильная игра (если это не головоломка какая-нибудь) немыслима без PvP и разнообразных социальных элементов. Соревнование с живыми людьми стимулирует и побуждает добиваться успеха, а игре придает «вирусный» эффект.

Ежедневные и ежемесячные события

Мобильное устройство с вами каждый день, где бы вы ни были. Нынешний человек не может просто сидеть и не поглядывать на экран: это стоит принять за данность, с этим ничего не поделать. «Мстители: Альянс 2», как и любая хорошая мобильная условно-бесплатная игра, подбрасывает вам новые события каждый день.

Во-первых, бонусы. Как за вход в игру, так и за участие в PvP. Таким образом я, например, заполучил в команду Тора.

Как устроены мобильные игры?
► Самое желанное, конечно, — превосходный топливный элемент (может выпасть новый герой) и золото (на него можно, например, купить превосходный топливный элемент). Но тут уж как повезет.

Во-вторых, на участие в боях тратится особая энергия, копящаяся постепенно, поэтому играть целый день у вас вряд ли получится. Игра делает все, чтобы вы ею не пресытились, и прямо намекает: «Дружок, не нужно играть в меня запоем, играй небольшими сессиями, но каждый день».

В-третьих, новые сюжетные кампании выходят постепенно, а турниры и награды в них с определенной периодичностью меняются.

Коллекционирование и фактор случайности

Как и в Hearthstone, здесь никто не гарантирует, что вы получите желаемое, даже если вбросите «реал». Хотите Халка? Не вопрос, используйте превосходный топливный элемент и «крутите барабан», вдруг вам повезет. На факторе случайности во многом строится и прокачка: кристаллы ИЗО-8, добавляющие плюсы к характеристикам героев, тоже выпадают зачастую в случайном порядке. Как и многое другое.

Казалось бы, пора бить в набат и кричать: «Пожар!» Но нет, на самом деле тут действует древний принцип: «Если получить желаемое просто, то становится скучно».

Как устроены мобильные игры?
► За реальные деньги, впрочем, можно купить именно то, что хочется. Но никакого «пэйволла» я пока не встретил — все можно получить и бесплатно, просто не сразу.

В то же время фактор случайности благоприятствует коллекционированию — важной вещи в играх про супергероев и не только (вспомните «Покемонов»). Одна из ключевых особенностей тут заключается в том, что ты натыкаешься на что-то случайно. Если б нумизмат мог разом заполучить все древние монеты мира, он, конечно, не отказался бы, но разве ему было бы при этом интересно? Коллекцию следует собирать, особенно когда речь идет о супергероях.

* * *

Этот список — отнюдь не аксиома, но теорема, и разработчики мобильных игр успешно ее доказывают. Короткая сессия, мобильность, пошаговый режим, социальность и дух соперничества, постоянные события и коллекционирование — вот схема, которую я вижу во многих успешных мобильных играх. А дальше уже дело творчества.

Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Олег Чимде
Олег Чимде
Закончил журфак и считает, что сделал это не просто так. Сам пишет тексты редко, предпочитая оставаться в тени чужой славы. Свою первую игру запустил на ZX Spectrum, и с тех пор его так и не отпустило.