Попробуй, прежде чем заплатить. Взгляд на shareware-игры

Попробуй, прежде чем заплатить. Взгляд на shareware-игры

Территория разлома — Попробуй, прежде чем заплатить. Взгляд на shareware-игры
В этой статье мы с вами обратимся к такому интересному явлению в компьютерно-игровой индустрии, как shareware-игры. Они по праву занимают почетное место на многих винчестерах наряду с "большими" играми. Между стратегическим планированием в Heroes of Might
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Территория разлома
Попробуй, прежде чем заплатить. Взгляд на shareware-игры
   В этой статье мы с вами обратимся к такому интересному явлению в компьютерно-игровой индустрии, как shareware-игры. Они по праву занимают почетное место на многих винчестерах наряду с "большими" играми. Между стратегическим планированием в Heroes of Might and Magic и напряженными сетевыми баталиями в Q3 так хочется порой поиграть во что-то маленькое и симпатичное, непритязательное и увлекательное... И тогда shareware-игры — к нашим услугам.

   Конфетка до востребования

    Shareware — это одна из схем распространения программных продуктов, в
41 Kb
Если творчески подойти к делу,
даже старый как мир морской
бой можно представить в новом
свете!
том числе и компьютерных игр. Суть этой схемы в том, что программы и игры распространяются по принципу "Try before buy", что на великий и могучий переводится примерно так: "Попробуй, прежде чем заплатить". Традиционные места обитания этих игр — разнообразные игровые порталы и софтовые сайты, такие как www.realarcade.com, www.download.com и www.shareware.com. Отечественные пираты нередко выпускают целые сборники shareware в категории "120 игр на одном диске".
   Шароварная игра, как правило, содержит ряд ограничений до тех пор, пока вы ее не купите. С самого начала игра позволяет вам пройти несколько уровней, но в какой-то момент появляется надпись, глаголющая: "Хочешь играть дальше — плати". После этого игра расписывает, что нового в ней появится после регистрации.
   Иногда незарегистрированная игра накладывает ограничение не только на число уровней, но и на время работы демонстрационной версии. Зарегистрированным клиентам открываются дополнительные возможности: музыкальные треки, возможность сохранения и загрузки игр, доступ к онлайновой таблице рекордов и, что немаловажно, полноценная техническая поддержка.
   Сама игра уже включает в себя все уровни и полноценные возможности, но первоначально они заблокированы. Чтобы приобрести полную версию, то есть разблокировать их, надо заплатить издателям некую сумму денег. Чаще всего это можно сделать с помощью интернет-кредитки или через сервис электронных платежей WebMoney. После оплаты вам вышлют пароль, введя который, вы сможете насладиться всеми возможностями игры. Снимутся все ограничения и сделаются доступными все уровни.
   Современный формат shareware-распространения включает в себя не только банальный пароль на доступ к остальным 50 уровням такой-то чудесной игры, но и бесплатную техническую поддержку, помощь в трудных местах и даже
81 Kb
Это одна из собственных
разработок Alawar. Неплохая
игра, берущая свое не графикой
(как легко увидеть), а
необычным геймплеем.
бесплатные следующие версии игры. Грубо говоря, если бы "Герои Меча и Магии" распространялись в формате shareware, то, купив первую часть, игрок со временем получил бы совершенно бесплатно вторую, третью и четвертую.
   Нам это может показаться фантастической дикостью, но — такова сама идеология shareware. Разработчикам выгодно оказывать подобные услуги, так как этим самым они привлекают новых клиентов.
   Самыми популярными жанрами в shareware-индустрии являются аркады и логические игры. Оно и понятно — эти игры легки в производстве и бойко продаются. Особую нишу занимают аркадные симуляторы, которые весьма популярны в США и Канаде. Реалистичных же симуляторов в формате shareware никогда не было. Причина — очень специфическая аудитория и высокая сложность как разработки, так и распространения. Изредка попадаются стратегии, опять-таки с аркадными элементами, и совсем редко — РПГ, которые по качеству графики недалеко ушли от первых голдбоксов (была такая популярная серия РПГ в начале девяностых...).
   Если другие жанры в формате shareware представлены слабо, то разнообразие аркад поражает. В мире shareware аркады — очень емкое понятие, включающее в себя несколько десятков поджанров. Это и традиционные паратруперы, и двумерные космические леталки-стрелялки (вроде гиперпопулярного Solaris 104), и ремейки старых добрых игр, обросшие новыми возможностями.
   Обычно такие игры отличаются маленьким размером (в среднем 1-5 Мб). Естественно, эти игры по уровню графики и звука обычно не дотягивают до "больших" игр, как, например, упомянутый Heroes of Might and Magic. Но, несмотря на это, shareware-игры часто могут порадовать интересным и увлекательным геймплеем.
   Вы без труда найдете несколько любопытных образчиков на любом игроманском компакте (первое, что приходит в голову — это недавние 3D Blitz и Ricochet). Мы постоянно выкладываем их потому, что знаем: любит народ такие игры, и порой даже больше, чем "серьезные" проекты. Кроме того, соотношение играбельность/размер у shareware-игр традиционно больше, чем у демо-версий очередных "революционных" игр, что для помещения на наш компакт — очень серьезное преимущество.
   Давайте постараемся разобраться в феномене shareware-игр, а также попробуем определить их место в нашей геймерской жизни. А потом поговорим с самими представителями индустрии.
   Знакомьтесь: отечественная фирма Alawar Entertainment, которая уже много лет занимается разработкой и распространением shareware-игр на российском и на зарубежном рынке. Со мной согласились побеседовать Андрей Елисеев, руководитель SHPAGA — подразделения "Алавара", отвечающего за издание игр, — и Михаил Мурашов, гейм-продюсер SHPAGA.

   Дела конторные

   По аналогии с "большими" издательствами существуют
   ВОПРОС — ОТВЕТ
34 Kb
Большинство крупных
коллективов разработчиков
корнями уходят в светлое
студенческое прошлое.
Алаварцы, как вы можете видеть
на фотографии, не исключение.

   [И]: Что бы вы могли посоветовать начинающим разработчикам "малых" компьютерных игр?
   [А]: Стараться сфокусировать внимание на разработке не столько новых или неизвестных, сколько качественных игр. Не разбрасываться, а реализовывать свои идеи вначале в малом. Это очевидные истины, но их осознание обычно приходит слишком поздно, когда убита уйма времени на мертворожденных технологических монстров. И, разумеется, с оптимизмом смотреть в будущее.

   ВОПРОС — ОТВЕТ

   [И]: Не планируете ли вы со временем перейти на издание "больших" проектов?
   [М]: А почему бы и нет? Только не перейти, а начать, ведь рынок маленьких игр всегда останется актуален. Но это пока в будущем... Дело в том, что большие проекты требуют больших затрат ресурсов, как человеческих, так и финансовых. Пока у нашей компании нет достаточно ресурсов, чтобы позволить себе проекты, соизмеримые по масштабу с такими играми, как Diablo, Quake и др. Но надеюсь, что это время не за горами.
конторы, которые занимаются только shareware-играми. Назвать их "издателями" язык как-то не поворачивается. Ведь мы привыкли говорить так о крупных конторах, которые действительно производят диски с играми. Как можно назвать издателями людей, которые занимаются только распространением игр в Интернете? С другой стороны, просто разработчиками их назвать тоже не корректно. Ведь они не только (и даже не столько) сами разрабатывают игры, сколько дистрибутируют чужие творения.
   В принципе, такое разделение труда вполне естественно. Ведь рядовому разработчику (по статистике — 2-3 человека, обремененные не столько лишним временем, сколько "стандартной" работой — так уж получилось, что у нас в России создание игр на "коленочном" уровне в свободное время работой не считается) очень затруднительно продвинуть свой продукт. Ну кому он его может продать? Ну, пусть 20-30 человек, но этого же недостаточно! А такие компании, как "Алавар", могут обеспечить до 2-3 тысяч покупателей.
   Они берут на себя конечную доводку игры до "европейских" стандартов (вплоть до доработки графики и написания саундтреков), создание инсталляционных копий, фирменную shareware-защиту (это, кстати, важный момент, ведь не у каждого хватит знаний сделать такую защиту, чтобы ее не вскрыл первый же хакер), а также все заботы по созданию сайта, раскрутки игры на популярных порталах, в прессе, через баннерные сети.
   Ну и, пожалуй, самое главное преимущество такого симбиоза — фирма-издатель сама обрабатывает заказы клиентов, принимает от них деньги любыми доступными способами платежей и высылает регистрационные ключи. Если все перечисленное ранее одинокий разработчик еще мог как-то вынести на своих плечах, то уж обработку покупок — вряд ли. Он просто не сможет обеспечить такой богатый сервис по приему платежей. А издатель — другое дело. В его арсенале поддержка переводов на банковский счет, через WebMoney и электронные интернет-кредитки. Особенно это касается иностранных покупателей, так как у нас все эти электронные системы оплаты только начинают приживаться.
   Русские разработчики также вносят весомую лепту в мировую shareware-индустрию. Например, на очень популярном игровом портале www.realarcade.com около 30% игр сделаны нашими ребятами. Обидно только, что они не могут в достаточной степени окупить свои shareware-игры, продавая их только в России. Поэтому традиционно русские разработчики ориентируют свои программы и игры на западный рынок. Кроме того, русские издатели, подобные "Алавару", занимаются постоянным поиском талантливых разработчиков, которых в России всегда было много.

   Продать любой ценой

   Обычно издатель имеет отдельное подразделение, отвечающее за
43 Kb
В формате shareware
распространяются даже крупные
3D проекты.
маркетинг. Его задача — заставить покупателя заплатить как можно больше и при этом думать, что он купил игру самым выгодным образом. Для этого есть специальные уловки. К ним относится и широко известная "модульная" схема распространения игр.
   Согласно этой схеме, клиент платит за очень небольшую игру с базовым набором уровней. Но! При этом дается гарантия, что регулярно выпускающиеся новые пачки уровней и карт будут доставаться ему бесплатно. Через некоторое время пользователь оказывается буквально завален разнообразными "довесками". Вскоре разработчик заявляет о выходе совершенно новой серии "историй" или "тем" игры, которые отличаются другими возможностями, дизайном, внешним видом уровней и т.д. Причем уже зарегистрированные пользователи могут получить возможность поддержки этих новых тем и целую порцию абсолютно эксклюзивных карт всего за девять долларов и девяносто девять центов.
   При этом большинство пакетов карт с этого момента выпускается уже в новом формате, не совместимом с прошлой серией. Конечно, и для старой модели продолжают выпускаться карты, но в крайне ограниченном количестве. И пользователь буквально вынужден заплатить за эту новую возможность, попавшись на удочку социального инженеринга. "Бесплатные" довески следуют один за другим, а пользователь платит все больше и больше. Эта модель очень хорошо отработана и действует безотказно.

   Издатели shareware

   Ну что ж, предварительный экскурс в индустрию shareware мы сделали, а теперь давайте поговорим с самими издателями. Итак, "Алавар" — одна из фирм, которая занимается изданием shareware-игр разных жанров. Впрочем, давайте предоставим слово им самим.
   Андрей [А]: Наша фирма уже несколько лет занимается изданием shareware-игр, которые разрабатываются как одиночными авторами, так и молодыми командами. В основном это аркады и логические игры.
   Основные покупатели наших игр — американцы, приобретающие их либо для себя, либо для своих детей. Однако доля зарегистрированных пользователей из России постоянно увеличивается.
   Михаил [М]: В данный момент линейка наших игр насчитывает около 40 наименований. Мы издаем игры в расчете на конкретный рынок. Например, русские пользователи с большим удовольствием играют в логические игры, такие как Metamorphs, Puzzle Rally и Brick Shooter. Это разнообразные головоломки, рассчитанные на неординарное мышление.

   Американцы больше любят красочные игры действия, например, Brave Dwarves, Xtreme Tankz Madness и Bomberic. Это в основном ремейки старых добрых аркад, представленные в новом обличье.
    "Игромания" [ИМ]: На какой рынок вы делаете основную ставку: на наш или на зарубежный?
   [М]: На зарубежный. Конечно, хотелось бы производить игры для российского пользователя (все-таки ближе, роднее), но, к сожалению, в настоящее время состояние рынка shareware-игр в России оставляет желать лучшего. Думаю, это не
62 Kb
Kayak Extreme — относительно
реалистичный шароварный
симулятор из конюшни Real
Arcade. Несмотря на
американскую происхождение, в
титрах мелькают имена русских
программистов.

связано с нежеланием российского пользователя платить за игровые продукты. Ведь уровень дохода среднего российского обывателя вполне позволяет заплатить за понравившуюся игру 50-100 рублей. Именно столько стоят наши игры на российском рынке.
   По моему мнению, проблема состоит в отсутствии соответствующих технологий. Ведь, если разобраться, что нужно зарубежному пользователю для того, чтобы купить игру? Все банально просто: не отходя от компьютера, пользователь заходит в Интернет, набирает номер кредитной карточки и через 1-2 часа становится обладателем полной версии понравившейся игры. В том случае, если игру захотел купить ребенок, то мама или папа, придя домой на обед, без проблем покупают ему игру, совершив те же несложные манипуляции.
   Для российского обывателя все обстоит намного сложнее, ведь далеко не у всех есть кредитные карточки, мало у кого есть дома или на работе доступ в Интернет. Вследствие чего кто-то скачавший shareware-версию игры записывает ее на дискеты и передает своим знакомым. Даже если пользователь решил купить игру, ему нужно заполнить утомительную форму со своими реквизитами, получить текст квитанции Сбербанка, одеться, пойти в Сбербанк, отстоять очередь, заплатить по квитанции и, в лучшем случае, через 1-2 дня получить регистрационный ключ.
   Несмотря на это, я думаю, что Россия не может долго оставаться в стороне от современных технологий, и в ближайшем будущем мы сможем без проблем приобретать понравившиеся игры.

   Итак, реальные причины непопулярности shareware-игр в России кроются в малодоступности самих игр, зачастую сильно завышенной их стоимости и сложности процедуры регистрации. Причем именно высокая стоимость является главным фактором. За те же деньги можно купить несколько пиратских дисков с играми с качеством на порядок выше, чем у shareware. Поэтому у русского пользователя пока еще нет стимула к покупке shareware-игр. Изменить ситуацию может только правильная ценовая политика.
   [И]: Я думаю, рано или поздно, но и в России будет возможна такая же легкая процедура покупки. Уровень технологий постоянно растет, а в России люди быстро принимают удобные новинки. Для нас еще все впереди. А кстати, сколько в среднем стоят ваши игры?
   [М]: Конечно, цены на наши игры формируются из учета состояния экономики и уровня жизни стран, в которых покупаются игры. А, как вы понимаете, уровень жизни на Западе и в России различен. Вследствие чего наши игры на зарубежном рынке стоят в среднем от 10 до 20 долларов, на российском рынке цена игры варьируется от 50 до 100 рублей.

   Вот это и называется правильной ценовой политикой. Помните, несколько крупных издателей игр в России несколько лет назад начали акцию по выпуску лицензионных jewel-версий популярных игр, по цене сравнимых с пиратскими дисками. "Алавар" поступает таким же образом. В России игры
можно продавать только по тем ценам, за которые люди их смогут и захотят купить. Чем скорее это поймут остальные издатели, тем быстрее легальные shareware-игры распространятся в России.
   Итак, в shareware-игры в России играют практически все геймеры, однако редко кому приходит в голову зарегистрироваться. С другой стороны, западные издатели смотрят на российский рынок с опаской. И пример "Алавара" в такой ситуации показателен. Будем надеяться, что shareware-игры в скором времени займут в наших сердцах и на наших винчестерах свое заслуженное место.

Комментарии
Загрузка комментариев