29 июня 2016
Обновлено 17.05.2023

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - изображение обложка
Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 1

Близкие по духу

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 2
Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 3
Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 4

Нил Гейман, «Песочный человек»

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 5

Михаэль Энде, «Бесконечная книга»

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 6

Tsubasa: Reservoir Chronicle

Dreamfall Chapters подошла к концу — а вместе с ней и Dreamfall , и вся серия The Longest Journey , спустя семнадцать лет после выхода первой части. Удалось ли Рагнару Торнквисту и его новой студии достойно завершить путешествие своих героев?

Да.

Поначалу может показаться, что авторы сами забыли, на чем десять лет назад закончили рассказ. Зои Кастильо начинает путь в совсем иных обстоятельствах, ее воспоминания о прошлом полны противоречий, да и характер изменился. Только со временем понимаешь, что история и правда началась с новой страницы, ведь путь к примирению с собой Зои прошла до конца. Она повзрослела, и теперь ей суждены совсем другие испытания.

Что изменилось?

Chapters потрясающе красива. Аркадийский город Меркурия расцвел всеми красками лета и осени. Старк обогатился неоновыми трущобами нового города — Европолиса, весьма едкой сатиры на современную политику. Мир сновидений (точнее, «Время историй») зыбкий, чарующий и неземной.

Геймплей тоже изменился к лучшему. Это все еще «киношное» приключение с загадками, но из ошибок первой Dreamfall явно сделали выводы: о робких попытках добавить боевую систему забыли, камера наводится на активные предметы сама, без припадочного «луча фокуса». Правда, из ряда по-прежнему выбиваются задачки на скрытность, но врагов настолько легко обойти, что такие моменты кажутся скорее способом разнообразить прохождение и немного пощекотать себе нервы, чем серьезным испытанием.

Загадки же остались примерно на уровне задачек Dreamfall: большинство решается простым и логичным способом, хотя периодически все-таки приходится бегать по одним и тем же комнатам, мучительно соображая, куда мог завалиться тот несчастный детский рисунок. С другой стороны, останься наследница The Longest Journey вовсе без головоломок, ее наверняка не поняли бы некоторые из самых давних поклонников.

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 7

► Меркурия наконец-то снова похожа на сказку.

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 8

► Финансировать игру помог Норвежский институт кинематографа — видно, чувствовали, что под маской геймдизайнера скрывается режиссер.

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 9

► В диалогах время застывает и в воздухе плавают мысли.

Chapters блистает в диалогах. Перед репликой всегда можно послушать размышления персонажа, что не только позволяет лучше узнать героев, но и решает вечную проблему «Я вовсе не это имел в виду, когда нажимал!». Авторы сделали все, чтобы каждый выбор казался судьбоносным: в момент принятия важных решений вспыхивает зловещая надпись «Баланс поколеблен!», а между главами нам регулярно напоминают, как именно наши действия повлияли на события.

Главное — чувствуется, что Chapters уважает выбор игрока. Здесь нет вечных отговорок «почему верен только первый вариант ответа», зато у каждого шага обязательно есть последствия. Если вы решили казнить злодея, подумайте, захотят ли ваши друзья общаться с хладнокровным убийцей. Решили отпустить — подумайте, не натворит ли он еще больших бед. Другие последствия гораздо менее очевидны: некоторые поступки меняют целые ветки сюжета (например, историю Зои в Европолисе), а другие влияют на судьбы друзей и близких. Возможно, вам захочется пройти Chapters еще как минимум однажды.

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 10

► Мы перешли Рубикон.

Однако концовка у игры одна. Мир Dreamfall вообще парадоксальным образом балансирует между идеей свободы выбора и фатализмом, ведь приключения Зои — это история, что когда-то уже была рассказана, с началом и концом. Вот только тропинок в этом лабиринте много — само путешествие значит гораздо больше, чем пункт назначения, а судьбы людей важнее, чем даже баланс. В Chapters эту идею наконец-то удалось не только показать, но и полноценно передать в геймплее.

Что нашли?

У Chapters свой характер и собственная палитра, но в непривычном облике «младшей сестры» со временем проглядывают черточки семейного сходства. Пожалуй, это самая зрелая игра в серии — или долгожданный баланс между легкомысленным The Longest Journey и меланхоличным Dreamfall. Персонажи остались не глубокими и трогательными, но мир снова заиграл причудливыми сказочными красками.

Вот волшебные горы, о которых мы раньше только читали в библиотеке Абнаксуса. Вот жилище самого контрамота — по-прежнему увитое плющом и неприступное. Вот Киан, отчаянно пытающийся искупить все свои грехи, истинные и мнимые, а рядом, для контраста, — неунывающий Ворон (хотя по доброй традиции он обязательно будет возмущаться и жаловаться)…

И если яркие краски стали ярче, то и мрачные, в свою очередь, помрачнели: чего стоит только концлагерь для магических существ. Если в предыдущей части завоеватели-азади и всемирная корпорация казались серьезным, но абстрактным злом, то здесь мы воочию видим последствия их действий и сломанные судьбы. Что ж, Торнквист никогда не стеснялся использовать всю палитру чувств — от искренней романтики до беспросветной депрессии, от сальных шуточек до монументального пафоса.

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 11

► Европолис: бетонные джунгли, тотальная слежка и грязные выборы. Как хорошо, что это всего лишь фантастика.

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 12

► Невозможные экзотические локации — в лучших традициях первой игры.

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 13

► Очарование миров Баланса — во внимании к деталям. Когда проходишь мимо уличного музыканта, так и тянет задержаться и послушать пару песен.

Но первая глава не торопится с объяснениями: по доброй традиции серии, вам сперва дают вволю погулять и заново познакомиться с миром. На этот раз в игре есть две просторные локации: нуарно-декадентский Европолис — для полноты картины там не хватает только музыки Вангелиса, — и уютная праздничная Меркурия, которую нам наконец-то дадут обойти целиком при свете дня.

В отличие от прошлых игр, Chapters не стремится поскорее загнать Зои и Киана на рельсы сюжета, поэтому с непривычки старт кажется даже слишком неторопливым. В «Главах» пять книг: заканчивается первая, начинается вторая, а мы все так же бродим по улочкам и занимаемся мелкими делами.

Но чем ближе середина истории, тем сильнее в сознании звенит знакомый еще по Dreamfall тревожный сигнал: «Ох, сейчас начнется…» Звенит все громче и громче — а оно все не начинается и не начинается, и ты начинаешь уставать…

А потом все-таки начинается.

Мир прямо на глазах становится сложнее и многограннее, разрастается вширь и вглубь. В космогонии и мифологии — а в них и так-то непросто было разобраться — появляются новые элементы: в «Главах» наконец-то подробно рассказывается о том, как воображение творит реальность, зачем Сновидец видит мир во сне… и даже о том, какую роль во вселенной играет разрушительная пустота — «Бессонное»! События чем дальше, тем сильнее переплетаются с сюжетом предыдущих игр. К началу пятой книги становится окончательно понятно, что авторы ни о чем не забыли и движутся к той самой развязке «цикла о сновидцах», которой дразнили нас в финале Dreamfall. А уж в самой концовке ответы сыплются как из рога изобилия.

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 14

► Главы Киана отчего-то всегда выпадают на ночь: видно, его мрачным размышлениям не место под солнцем.

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 15

► С этой комнаты когда-то все началось. Или закончилось?

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 16

► Иногда история перетекает в отборный ужастик.

Чего лишились?

Без потерь не обошлось, ведь сюжетных веток за это время накопилось столько, что многих персонажей пришлось просто отбросить. Например, Зои так и не удалось повидаться с Эммой, хотя та очень звала на открытие своей галереи в Европолисе; о судьбе Дэмиена вспоминают вскользь, а загадочный Кортес продолжает старательно делать вид, что дела сновидцев его не касаются.

Но авторы очень тонко чувствуют, какие элементы важнее всего для центральной истории: о главных героях и злодеях «Цикла сновидцев» нам рассказали даже больше, чем мы надеялись. Во-вторых, миры Баланса всегда полнились загадками и недомолвками — отчасти в этом и кроется секрет их очарования. Ветвящиеся сюжеты Chapters и вовсе едва ли не прямо призывают игроков заполнять пробелы по своему вкусу.

Даже если бы последняя глава Chapters была первой и единственной, она стала бы почти идеальным финалом. Именно ее игроки ждали десять лет. Пятая книга оглушает взрывной волной откровений, заставляя забыть и о неровностях в середине сюжета, и о раздражающих головоломках с пиксельхантингом, и об опасениях насчет того, не потеряется ли история под ворохом побочных линий. Остается только победное чувство: мы дошли!

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 17

► Так-так-так… Кажется, этот дом мы видели еще в «Бесконечном путешествии». Не пора ли пройти классику заново?

Более того, концовка не только расставляет все нужные точки, но и вновь смыкает все сюжеты, перекидывая совершенно неожиданный мостик к The Longest Journey. Игра, которая могла бы стать завершением «дилогии о сновидцах», вдруг оказалась финалом всей трилогии. Если раньше можно было скрепя сердце посоветовать опасающимся мудреных загадок друзьям сразу начинать с Dreamfall, то теперь почти невозможно воспринимать эти три игры в отрыве друг от друга.

Но главное, что кроме долгожданного завершения нам подарили целое новое путешествие — по мирам снов и мифов, по омываемым дождем асфальтированным улицам и цветущим лугам, с новыми встречами и расставаниями, со слезами и смехом. То самое бесконечное путешествие, в котором сердца героев важнее головоломок и экшена, а нехоженые дороги манят сильнее, чем победа и награда.

Порадовало
Огорчило
Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 18
  • прекрасная драматургия и сюжет;
    • игра актеров озвучки;
    • отлично выстроенный механизм выбора;
    • два совершенно разных, но равно прекрасных мира;
    • необычная, любовно прописанная мифология.
Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 19
  • безыскусный геймплей и не всегда удачные головоломки;
    • медленное развитие истории;
    • некоторые побочные сюжетные ветки оборваны;
    • только одна концовка;
    • мы ждали десять лет — десять!
Как мы играли

Во что: полная Steam-версия игры, по мере выхода эпизодов. На чем: PC Сколько: примерно тридцать пять часов.

«Ачивка» редакции
Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 20
Спойлер: ее нет

Дочитать список из тысячи восьмисот спонсоров в надежде на секретную сцену после титров.

О локализации

Игра на английском языке. Пока что существуют лишь фанатские переводы.

Десять лет ожиданий. Обзор Dreamfall Chapters - фото 21

Оценка сайта

8,0

Отлично

Вердикт

Прекрасное интерактивное произведение и достойное завершение волшебных приключений в Старке и Аркадии. Но ради полноценных впечатлений придется начать с The Longest Journey или хотя бы с первого Dreamfall — в отрыве от них Chapters производит куда меньший эффект.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь