Ретро-обзор. Tropico (2001)

Ретро-обзор. Tropico (2001)

Ретро — Ретро-обзор. Tropico (2001)
К 20-летию Игромании выкладываем на сайт обзоры культовых игр из самых первых номеров журнала.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Ретро
Ретро-обзор. Tropico (2001)
Ретро-обзор. Tropico (2001)Ретро-обзор. Tropico (2001)
Ретро-обзор. Tropico (2001)
Игромании уже 20! Мы рады вспомнить, как всё начиналось, и к юбилею впервые публикуем на сайте главные рецензии из самых первых номеров Игромании — в специальной рубрике «Ретро-обзор». Все статьи мы переносим из журнала в первозданном виде, без купюр и исправлений (разве что скриншоты в старых номерах уж больно скверного качества — их кое-где пришлось поменять).
Рецензия на Tropico была опубликована в №7 за 2001 год. Приятного чтения!
Команда Игромании
Похожесть:
Пойдем встречать зарю на острове твоем,
Похожем на зеленого каймана.
Рванемся в бой неведомым путем,
Пойдем и, все преграды прошибая лбом,
Увенчанным повстанческой звездою,
Победу вырвем или смерть найдем.
Че Гевара (автор перевода неизвестен)
В Tropico есть все, о чем только можно грезить душным московским летом. Бессмертное сочетание море-пальмы-белый-пароход, умение подавлять повстанческие сопротивления, возможность подделывать избирательные бюллетени, строить табачные латифундии, курорты минеральных вод и отели класса «люкс» с ресторанами национальной кухни. В заставке перед входом в диктаторский кабинет нам козыряет верный есаул с АК-47 наперевес, на столе под эбонитовым вентилятором дымится дорогущая сигара ручной скрутки, в сейфе хранятся досье на каждого жителя страны, а из окна виден кусочек ослепительного южного солнца, играющего лиловыми бликами на бесконечном зеркале ленивого океана. Уж не об этом ли мы мечтали с тех самых пор, когда первый раз в жизни включили компьютер?
Ретро-обзор. Tropico (2001)

Сны Фиделя

Впрочем, конечно же, не об этом. То есть мечтать мы непременно должны были о чем-то большом и светлом, вроде Black & White. Но вышла Tropico и... в привычном восприятии мира образовалась брешь. Кто бы мог подумать, что из симулятора маленькой железной дороги можно сварганить модель настоящей банановой республики с эдаким диктаторским уклоном?
Итак, мы — El Presidente, ужасное бородатое создание с темным прошлым и неопределенным будущим. Под нашим началом остров небесной красоты и кучка неотесанных геррильеро, которым за годы нашего правления предстоит возвести на месте картонных хибар поселок двухэтажных коттеджей, наладить промышленное производство рома и сигар, провести в отели электричество, засадить добрую половину острова сахарным тростником, нарожать детей и устроить парочку-другую революций. Готовы возложить на себя ответственность за будущее целой страны, сеньор?
Ретро-обзор. Tropico (2001)
Если да, то извольте придумать себе прошлое. Да-да, как в самой настоящей RPG, нам предлагается множество параметров, особенностей, перков, если хотите, из которых мы собираем личность будущего диктатора. Налицо синдром буриданова осла; неопытный игрок впадает в панику и часами гадает, что же лучше: быть фашистом, экономистом, оратором или народным избранником? А какие выбрать особенности характера — склонность к алкоголю (улучшает дипломатические отношения с СССР), хроническую клептоманию (необычайный рост торговли) или же исключительную начитанность (благосклонное отношение вечно недовольной интеллигенции)?
Начав карьеру ставленником островной буржуазии, можно обрести благосклонность респектабельных американских буржулюбов и заиметь неплохие денежные дотации, но при этом навсегда потерять расположение местных пролетариев, а заодно лишиться путного сельского хозяйства и дешевой рабочей силы. Можно сделать себя религиозным фанатиком и распрощаться с уважением интеллигентной прослойки островитян. Или быть выдвинутым из среды профсоюзных лидеров и в самый ответственный момент оказаться без поддержки милитаристической фракции. Замкнутый круг — Фидель вскрикивает во сне и скатывается на пол.
Ретро-обзор. Tropico (2001)

Полный контроль

Первым же шоком для обывателя-стратегомана становится царящий на подведомственном острове «индирект-контроль». Один мой знакомый, впервые оказавшись в Tropico, сразу же попробовал выделить крестьянина и направить его окучивать ближайшие бахчи папайи. Крестьянин охотно выделялся, говорил «Si», но вовсе не спешил что-либо окучивать, шел куда-то совсем в другую сторону и вообще вел себя по-хамски. «Куды прешь, зараза?! Ко мне! Стоять! Сидеть! Апорт!» — бесновался знакомый, пытаясь выделить работника серпа и мотыги резиновой рамкой, занести в группу комбинацией Ctrl+1, попутно яростно давя на «Ввод», «Пробел», «F10», «Esc» и другие не менее полезные клавиши для вывода главного меню. Ничего не выйдет! Мы — диктатор, а потому управлять каждым человечком нам вроде бы и не пристало. Ранг не тот. Мы только даем указания: где и как строить фермы/заводы/газеты/пароходы, назначаем на месте заработную плату и ждем, когда кто-нибудь из жителей соблаговолит переквалифицироваться в крестьян/рабочих/трудовую интеллигенцию, чтобы заработать свои пять песо.
Ретро-обзор. Tropico (2001)
Ретро-обзор. Tropico (2001)
Кстати говоря, квалифицированный труд требует более образованных рабочих резервов, а потому сразу после клиники, церкви и пивной нашим строителям придется возводить школу. Когда школьного образования будет мало — колледж. Конечно, можно запросто нанимать иностранных специалистов, но это, во-первых, влетит в копеечку, а во-вторых, кто может гарантировать, что, пожив с годик на острове и вдоволь насмотревшись на ваши порядки, ностальгирующий иностранец не укатит обратно на родину?

От Нирваны до Валгаллы

В первые два часа игры неопытный диктатор по уши погрязает в трясине микроменеджмента — без полного прохождения туториала садиться за настоящую игру строго противопоказано. Глаз, рук, ушей и других органов чувств решительно не хватает: там нужно увеличить зарплату, там срочно построить клинику, а то народ умирает от цинги. Не хватает церкви? Почему никто не предупредил, что мои люди сильно грустят, если им не давать вовремя помолиться?.. Так, а эти еще чем недовольны? Мало развлечений. Надо срочно возвести пивнушку с бесплатной текилой по выходным. Только бы накопить денег и построить стадион. Но для него нужно электричество, для электричества нужна электростанция, на электростанции могут трудиться только инженеры с высшим образованием, значит, нужно еще построить школу, колледж и учредить газету, чтобы шибко умная прослойка не скучала. Да, и не забыть, что в следующем году выборы: устроить парочку фестивалей или пригласить западную рок-звезду. А куда? Ведь у меня нет ночного клуба! Тогда ограничимся просто визитом папы. Римского... Секундочку, куда это вдруг делись все деньги? Откуда набежали эти парни в красных беретах? А, а, аа!..
Ретро-обзор. Tropico (2001)
Если на этом этапе срочно не примириться с интерфейсом, то возможны жестокие разочарования, нервные срывы и общий упадок духа. Познавшие же истину впадают во что-то вроде нирваны. При желании в Tropico можно играть бесконечно, убрав любые выигрышные позиции в менюшке «генерации игры». Но ежели вас воротит от любых проявлений медитативности, горячее сердце рвется в бой, а душа жаждет скорейшего погружения в процесс, запустите один из заранее заготовленных сценариев и погружайтесь в свое удовольствие. За двадцать лет отстроить разрушенный землетрясением остров — пожалуйста, в кратчайшие сроки снизить уровень преступности островного мегаполиса — да сколько угодно! А может быть, цель всей вашей жизни — в течение сорока лет выбиться в мировые лидеры экспортеров экзотических фруктов? И такой сценарий имеется. Играй — не хочу.
Ретро-обзор. Tropico (2001)

Внешнее

Графика мила, незатейлива и даже местами ускорена. Сказать, что без очередного «жифорса» Tropico выглядит совсем гадко, — значит обидеть художников РорТор. Пейзажи прекрасны, анимация — великолепна: пальмы овевает легким бризом, геррильеро на плантациях сгибаются под неподъемными тюками с маисом, а кораблик в гавани раскачивается на волнах. Потрясающая атмосфера! Правда, после Black & White чрезвычайно сложно смириться с резкими тропиканскими zoom'ами, но, вдавив до упора незабвенную еще со времен SimCity лупу-«увеличилку», можно натурально застыть у монитора с открытым ртом. Хижины, дома в вагончиках, урбанистические «пятиэтажки», заводы и сахарные плантации — сверху все это казалось нагромождением безвкусных ящиков и коробок. Но при максимальном увеличении видно, как маленький Хуан ловит спичечным коробком жука, а его дядя Педро машет тяпкой на плантации ананасов. И все это на фоне таких удивительно детализованных декораций, что просто перехватывает дыхание.
Ретро-обзор. Tropico (2001)
Ретро-обзор. Tropico (2001)
Хотя звук в каждой игре вроде как относится к числу вещей первичных, вы поймите, что в любом экономическом симуляторе (а в Tropico особенно) на него обращаешь меньше всего внимания. В то время как музыка... Только представьте, во превратится тот же древний Transport Tycoon, если убрать из него те замечательные блюзы? Также и с Tropico — об игре, быть может, забудут через год, но эта музыка будет вечной. Во-первых — вокал. Большинство тропиканских композиций — это напористый «латинос», соло, хор под аккомпанемент и просто так. Во-вторых — это качественный «латинос», а не всякая, с позволения, лажа, которой нас пичкают оккупировавшие весь FM радиостанции. Одних инструментов прослушивается целый оркестр, по барабанам стучат — ведь слышно же! — бамбуковыми палочками, трещотки сделаны — уж поверьте! — из настоящих кокосов, ну а мурлыкающее барре гавайской гитары — это вообще что-то из запредельного... В общем, так: музыкальное сопровождение Tropico получает 15 баллов из 10 возможных. Как-как? Рейтинговые баночки сверху запаянные, говорите? А если... Тоже нельзя? Ну, пускай будет 10, ладно, уговорили.
Ретро-обзор. Tropico (2001)

Вотум доверия

Говорить про Tropico можно до вечера, потом утром и еще после обеда — эта игра поистине бездонна. Рассказы про экспансивную внешнюю политику, хитрые банковские махинации, советские военные базы в джунглях, военные перевороты и пан-карибские олимпийские игры займут весь остаток журнала мелким шрифтом, не оставив место даже на письма и рекламу на задней обложке. Нынешний вердикт таков: гениально, хотя и ждали большего. Тропическое солнце печет макушку, чайки кричат, пароход с туристами причаливает к берегу, а фабричный гудок возвещает начало нового дня. Это мир, в котором хочется жить, это игра, в которую хочется играть вечно. Шедевр.
Ретро-обзор. Tropico (2001)
Как рождаются легенды
Полтора года назад, когда Railroad Tycoon 2 на волне внезапной народной любви к экономическим симуляторам начал более-менее хорошо расходиться в магазинах, у маленькой РорТор Software наконец-то появились деньги на первую собственную разработку. Что выбрать? Что делать? Как придумать игру, которая должна была стать визитной карточкой всей компании и принести этим безусловно талантливым девелоперам некую сумму денег, которой им как раз не хватало на покупку гаража для красных Ferrari и оплату аренды эксклюзивных садово-огородных участков в Малибу? Ниже приводятся соображения полуторагодовалой давности главы РорТор, а по совместительству идейного вдохновителя Tropico, Фила Штейнмайера. Читайте внимательно — именно так и рождаются легенды.
«Итак, итак, итак. Нам нужна была игровая идея: достаточно оригинальная, не слишком сложная и к тому же привлекательная для конечных покупателей. У нас был вполне готовый движок от Railroad Tycoon 2, прекрасно подходящий для прорисовки изометрических карт масштабом от 20 до 2000 миль в поперечнике. Хорошенько поразмыслив, мы поняли, что со всем этим багажом мы могли сделать только:
Railroad Tycoon 3 — однако мы так устали от паровозиков... Может, попозже?
Какую-нибудь «Пиратскую стратегию» — но до скончания века ходить с ярлыком «Sid Meier's разработчики римейков» тоже не самая приятная перспективка.
Градостроительно-конструкторскую игру — а вы играли в Constructor? Чтобы достичь коммерческого успеха, никогда нельзя повторять чужих идей.
Изометрическую RPG а-ля Ultima IV — полноценная современная RPG требует как минимум 30 человек в команде и 3 миллиона в кармане. Но как только кому-нибудь из нас повезет в лотерею, то обещаю, что...
Симулятор банановой республики — градостроительный симулятор с сельскими мотивами, лошадиной дозой политики и латиноамериканской атмосферой. Типа Фидель Кастро meets SimCity 3000. Надеюсь, вы меня понимаете?
1492 — это год. Что-нибудь эдакое, стратегическое, про покорение новых земель, колонизацию молодого материка, зарождение Нового Света... Неплохая концепция, но раньше нас уже успели разработчики Seven Cities of Gold и Colonization, так что...
Оставался лишь симулятор банановой республики, к тому же идея понравилась исключительно всем. Она была оригинальна и притом не чересчур радикальна для игр такого типа. Мы чрезвычайно любили «градостроительство», но до этого мир видел только два типа подобных игрищ: Civilization и SimCity, не говоря уж об их многочисленных клонах. А у нас была новая, свежая мысль, совершенно непохожий «строительный» концепт. Кроме того, пресловутый «латинос» обеспечивал нас потрясающей атмосферой и политическо-игровой подоплекой!..
Однако тут же возникли проблемы. Мы прекрасно отдавали себе отчет в том, что «настоящие» американцы не особо-то знают о том, что творится за южной границей их штатов. А ну-ка, назовите кого-нибудь из знаменитых латиноамериканских лидеров, не считая Кастро? Слабо? Вот то-то же, а все оттого, что для них просто не существует никаких знаменитых латиноамериканских лидеров, кроме Кастро. А если люди не понимают игру, они ее не купят, ну а если они ее не купят...»
К счастью, опасения Фила оказались напрасны. Вот уже вторую неделю Tropico успешно продвигается в верхушки чартов, серьезно угрожая The Sims, Барби и прочим покемонам. В общем,посмотрим, как будут развиваться события, но у РорТор есть все шансы стать культовым (и состоятельным) разработчиком, вроде Maxis, ну а уж там... Неужели все-таки RPG, герр Штейнмайер? Вы же обещали...
Ретро-обзор. Tropico (2001)
Ретро-обзор. Tropico (2001)
Геймплей: 9
Графика: 7
Звук и музыка: 10
Интерфейс и управление: 8
Новизна: 7
Ретро-обзор. Tropico (2001)
Великолепно
9,0
Оценка
Игромании
Дождались?
Единственного в мире симулятора островного диктатора.

 
Комментарии
Загрузка комментариев  
Игра в материале
Tropico
9,0Рейтинг
Игромании
8,5Рейтинг
игроков
PC   Mac
Серия: Tropico
Мультиплеер:  Нет
Разработчик: PopTop Software
Издатель: Gathering of Developers
Издатель в России: СофтКлаб
Локализатор: Логрус
Дата выхода: 5 апреля 2001
Дата выхода в России: 5 июля 2001