19 января 2019
Обновлено 17.05.2023

Саундтреки года

Саундтреки года - изображение обложка

О номинации

В прошлом году в номинации лучшего саундтрека года мы решили отойти от привычного формата топа с распределением мест и просто перечислить сразу всё, что запало в душу. Идея оказалась здравой: в редакционном чате стало одним бурным спором меньше, а каждый достойный упоминания проект получил свою минуту славы. Этой же тактики мы решили придерживаться в нынешних «итогах»: рассказали понемногу про каждую игру со впечатляющим звуковым оформлением. И рады представить список на ваш суд — впрочем, вы наверняка найдёте что добавить.

Игромания подводит итоги года: лучшие игры 2018-го!

Marvel’s Spider-Man

Человек-паук — пожалуй, самый музыкальный супергерой из всех. Джазовую песенку из мультсериала 60-х наверняка знают даже те, кто понятия не имеет о существовании этого шоу, дети 90-х по нотам помнят Radioactive Spider Blood от гитариста Aerosmith Джо Перри, да и киношный саундтрек Дэнни Эльфмана многим навевает приятные воспоминания. Однако последние лет десять Паучок сидел без новой музыки. Ни мультсериалы, ни два полнометражных перезапуска не подарили фанатам достойной темы.

Но вот композитору Marvel’s Spider-Man Джо Пазано удалось-таки подарить персонажу тот мотив, которого он заслуживает. Главная тема звучит знакомо — и в то же время по-новому. Вдобавок она созвучна с саундтреком «Мстителей» за авторством Алана Сильвестри, что лишний раз подчёркивает: Паучок вернулся домой, он теперь со всей остальной геройской братией. В самой мелодии хватает и пафоса, и атмосферности, местами она напоминает работы Джона Уильямса, местами — всё того же Эльфмана. Так и должно звучать настоящее большое приключение.

God of War

Кратос развивается как персонаж, а вместе с ним меняется и стиль саундтрека God Of War : теперь это история не про кровавые кишки и выдавленные глаза, а про эмоции. Но композитор Бэр Макрири, большой фанат второй части серии, прекрасно понимал, что нельзя просто взять и написать всё заново — между главами приключений бога войны должна быть какая-то преемственность. Поэтому главные «исполнители» у саундтрека всё те же: хор, ритмичный бой барабанов и визжащий бас. Но к ним добавился скандинавский колорит: исландский хор, колёсные лиры, никельхарпы, хардангерфеле и прочие фольклорные инструменты. Даже без геймплея в мелодиях слышится тяжёлая поступь Кратоса и его резкие обрывистые фразы, а оттенить их грозную размеренность призваны лирические темы остальных героев.

Battlefield V

Бедная, бедная Battlefield V : сколько критики и сколько проблем у неё даже спустя несколько патчей после релиза! Но, к счастью, на качество саундтрека игры прочие недоработки не повлияли. Как и в случае с Battlefield 1 , большинство музыкальных композиций написали первоклассные композиторы Юхан Сёдерквист и Патрик Андрен, а новая аранжировка главной темы Battlefield — Legacy Theme — берёт за душу не только фанатов и ветеранов «батлы», но и тех, кто впервые слышит напряжённую мелодию ужаса и надежды.

Звукорежиссёрам Battlefield V надо отдать должное: каждая композиция, звучащая на заднем плане, идеально подходит к происходящему в бою и настраивает игрока на правильный ритм. Когда проигрываете, угнетающая музыка грозит скорым поражением, вселяя не только страх, но и эдакую предсмертную энергию для битвы. Побеждаете — будьте готовы почивать на лаврах под торжественный трек, после которого только сильнее хочется двигаться вперёд.

Red Dead Redemption 2

На первых же часах прохождения овеянной славой Red Dead Redemption 2 в сознании отчётливо закрепляется мысль, что её саундтрек прекрасен. Однако через пару дней после финала игры, когда в голову впервые придёт мысль найти любимый трек и закинуть в плеер, может оказаться, что выбрать один почти невозможно. И нет, не из-за того, что они все настолько хороши, — как раз-таки наоборот. Во всём виновата сама RDR2: музыка настолько органично вплетена в игру, что многие композиции просто не работают сами по себе. Одна составляющая дополняет и раскрывает другую: во время долгой скачки саундтрек успокаивает и погружает в медитацию, перед перестрелкой музыка, наоборот, нагнетает обстановку, а своевременное появление главной темы пробирает до мурашек в сюжетных моментах. И в то же время именно игра придаёт вес музыке: без первой просто нет смысла во второй.

Может, вам удалось найти один, самый любимый, трек из Red Dead Redemption 2? Обязательно расскажите в комментариях почему!

Ni no Kuni II: Revenant Kingdom

Ni no Kuni 2 не получилась тем сиквелом, каким хотелось бы её видеть: и персонажи поверхностные, и геймплей уж слишком прост, а самое главное, душевность, присущая первой части, куда-то улетучилась — однако музыка Дзё Хисаиси заглаживает эти недостатки.

В главной теме серии отчётливо прослеживается новое направление: мелодия всё та же, но аранжировка стала насыщеннее, помпезнее и благороднее. Потому что и наша миссия изменилась: теперь нужно не просто отправиться в приключение, но помочь мальчику Эвану построить целое государство. Появился неожиданный марш для тактических битв, а ещё много бравурных, воодушевляющих композиций. Мол, крепись, маленький правитель, тучи разойдутся — надо только изо всех сил стараться и помогать окружающим. Может, это звучит немного наивно, но под звонкий саундтрек и правда начинаешь верить в то, что всё будет хорошо.

Door Kickers: Action Squad

Ретровэйв от Гэвина Харрисона переносит нас из светлых сказочных королевств в карикатурный американский город 80-х, где два игрока — доблестные герои процедурала про полицейских с длинным названием Door Kickers: Action Squad. Вы день за днём вышибаете двери, бьёте стёкла, расстреливаете бандитов, обезвреживаете бомбы и спасаете дамочек в опасности. «Миссия выполнена, господа! Это был хороший день», — думаете вы и с радостью принимаете гитарный «запил» в качестве благодарности.

Но иногда бывает и так, что шальная пуля сносит заложнице голову, а ненайденная бомба всё-таки взрывается и разваливает целое здание. «Я слишком стар для этого дерьма», — проносится в голове, но вы только вытираете пот со лба и всё равно продолжаете проживать тяжёлые трудовые будни. Это музыка улиц прошлого дурманит и зовёт обратно.

Warhammer: Vermintide 2

Йеспер Кюд — настоящий ветеран индустрии: музыку для видеоигр он пишет ещё с 90-х и за это время уже не раз создавал легендарные произведения. Вспомните хотя бы тему из Assassin’s Creed 2!

Правда, в Warhammer: Vermintide 2 не столь традиционный саундтрек: усладить уши игрока он не пытается. Девизом Кюда в этот раз явно было «минимум мелодий, максимум беспросветного гимдарка под стать сеттингу». Композиции настолько жуткие, монструозные и порой даже нескладные, что пробуждают в душе первобытный страх: от них хочется убежать, как от орд скавенов и порождений Хаоса, но бой барабанов и ритмичная виолончель напоминают, что отступать нельзя. Кто, если не герои Юбершрайка, защитит Империю от этих тварей? Руби, поджигай, кроши и проклинай Отца Чумы Нургла, чтобы и без того сумасшедший саундтрек стал полноценным! Какофония справедливости настигнет всех неверных!

Assassinʼs Creed: Одиссея

Новая версия Ezioʼs Family

Раз уж заговорили про шедевры Йеспера Кюда, нельзя не вспомнить про «Одиссею». Больше всего внимания её саундтрек привлёк именно благодаря новой аранжировке той самой вышибающей слезу мелодии из Assassin’s Creed 2 — Ezioʼs Family . Ностальгическую композицию вставили не куда-нибудь, а в главное меню снаряжения, так что услышать дорогие сердцу ноты даже за время одного игрового сеанса получается минимум десяток раз.

Но это не значит, что Assassin’s Creed Odyssey попала в этот список только за счёт ностальгии. Её собственные, новые, мелодии тоже работают отлично: там, где в «Истоках» на эпических катсценах звучали непримечательные пафосные ноты, в «Одиссее» вдруг включаются такие тревожные и напряжённые композиции, что даже сомнительно прописанный основной сюжет поневоле начинает казаться неплохим психологическим триллером.

Полный саундтрек

Отдельно хочется похвалить работу над шанти, что распевает команда корабля. Они и сами по себе неплохи, но впечатляет другое: если переключить внешний вид матросов с мужского на женский, обнаружится, что все моряцкие песни отдельно записали ещё и в исполнении женского хора. А ведь 90% игроков наверняка даже не наткнутся на этот редкий скин — не то что не переключат его в меню! Как бы вы ни относились к Ubisoft , такое внимание к деталям заслуживает как минимум уважения.

Celeste

В играх любовь с первого взгляда случается довольно редко. Любовь с первой ноты — и того реже. Но именно это и произошло с Celeste , платформером столь же трогательным и уютным, сколь и сложным.

Celeste — это маленькая, но пронзительно искренняя история о поисках себя. О том, что за каждым закатом неминуемо следует рассвет, как бы далеко за горизонтом он ни оказался. И композитор игры, Лена Рейн, поразительно чутко передала эти мысли через музыку. Лирические фортепианные зарисовки сменяются бойкими, жизнерадостными электронными композициями, а порой перетекают друг в друга столь плавно, что ты даже не замечаешь. Чувство вкуса, такт, превосходные аранжировки — снимаем шляпу, мисс Рейн.

Но, пожалуй, красота саундтрека — не единственное, чем он запоминается. Музыка в Celeste не просто хороша: из раза в раз она робко, но решительно берёт игрока за руку, когда тот уже готов сдаться. Когда нервы уже на пределе и хочется на всё плюнуть, саундтрек встряхивает тебя, приводит в чувство. Серьёзно, ты выйдешь из игры вот прямо сейчас? За секунду до дропа?! Мы ведь так близки!

И этому аргументу сложно не кивать в такт, даже если пальцы уже занемели от геймпада.

Gris

Медитативный платформер Gris вышел под самый конец года, но быстро завоевал сердца зрителей и был высоко оценён критиками. А саундтрек к игре написала испанская группа Berlinist — их композиции идеально дополнили акварельную картинку, которую так и хочется растащить на скриншоты.

Историю девочки, ушедшей в себя после травмирующего опыта, сопровождают меланхоличный эмбиент и задумчивые фортепианные переливы, куда органично вплетается женский вокал. В драматичных эпизодах тревогу нагнетают рваные аккорды струнных, хор и орган. Путешествие по сказочному лесу сопровождает тёплый тембр виолончельного соло, бег по мостикам из звёзд — хрустальный звон колокольчиков, а торжественные моменты подчёркивает эпичное оркестровое тутти. Музыка запоминается, но не оттягивает на себя внимание — лишь бережно привносит в действо на экране капельку настоящего волшебства.

The Red Strings Club

Даже если вы не страдаете синестезией, одного взгляда на обложку крохотной визуальной новеллы The Red Strings Club достаточно, чтобы представить, как она звучит. Всё-таки неонуарный киберпанк — он и в пикселях киберпанк: автоматически ассоциируется с синтезаторами, гулом полицейских сирен, мерным стуком капель дождя и прочими традиционными для эстетики звуками.

Но Fingerspit, композитор игры, несмотря на предсказуемость сеттинга, сумел мастерски подать своё творчество. The Red Strings Club — это фактически пьеса в нескольких декорациях. Главный герой, бармен Донован, заперт в собственном мирке — баре «Красные нити»; пока за его порогом ревёт и бушует мир будущего, в «Нитях», где играет нежный фортепианный джаз, время идёт летаргически медленно. Здесь нет никого и ничего, кроме полумрака, фортепиано и прокуренного, пропылённого фойе. Но как только в «Красные нити» является гость, мир вновь приходит в движение.

Гости приносят с собой свои невзгоды, радости и печали, а заодно и совсем другую музыку — под неё игрок вместе с Донованом ненадолго покидает бар и отправляется в полёт. Ввысь над мегаполисом под энергичный, элегантный эмбиент, вниз в сточные каналы под монотонный, тяжёлый дроун. За всю игру мы видим мир за пределами «Нитей» всего несколько раз, но благодаря музыке он кажется почти родным.

Forgotton Anne

На первый взгляд Forgotton Anne кажется просто симпатичной легкомысленной игрой про говорящие шкафы, сделанной людьми с большим сердцем. Насчёт последнего вы не ошибётесь: небольшая группа разработчиков из ThroughLine Games вложила в короткий проект столько любви, что хватило бы на годовую линейку сезонных блокбастеров от какого-нибудь издателя первого эшелона. Но вот всё остальное… Forgotton Anne очень быстро разворачивается в нечто гораздо более серьёзное и местами даже пугающее — и музыка становится одним из первых сигналов о том, что игра не так проста, как кажется.

Композитор Питер Дью написал для этой рисованной антиутопии прекрасное симфоническое полотно, сотканное из негромких, но пронзительных мелодий — то тёплых, то тревожных, но всегда содержащих в себе тайну. Тяжело представить? Хорошо. Скажем так: это будто любимый ребёнок, появившийся в семье музыки из HoMM III и саундтреков Дзё Хисаиси. А потом это дитя ещё и попало в тёплые руки музыкантов Копенгагенского симфонического оркестра. Здорово звучит? А то!

Into the Breach

Помните главную тему из FTL? Наверняка да, не отнекивайтесь: эти синтетические переливы врезаются в память сразу и намертво. Так вот, музыку для следующей этапной игры Subset Games писал тот же человек — великолепный Бен Прунти. И вышло у него замечательно. Кто бы мог подумать.

Возможно, Into the Breach и не способна похвастаться такой же запоминающейся главной темой, как у её именитой предшественницы, но в саундтреке нет ни одной лишней композиции, а в каждой из них — просто ничего лишнего. Чистый, минималистичный заряд ретрофантастического звука и ностальгии по временам, которых никогда не было.

Mutant Year Zero: Road to Eden

К слову, о ностальгии. Представьте старый сериал про суровых, побитых жизнью детективов, что-то из восьмидесятых. Про кибердетективов, разумеется, — а также их трудную борьбу со злом в мире будущего, где всё давно перепуталось и невозможно с ходу разобрать, где белое, а где чёрное. Отчасти «Побег из Нью-Йорка», отчасти «Безумный Макс». Сериал немного наивный, с дешёвыми спецэффектами… но слышишь первые синты главной темы, и рука сама тянется к стопке с кассетами.

В этом сериале была бы именно такая музыка — идеальное сопровождение для забытого фильма категории B. Слегка неряшливый, жирный, преимущественно мрачный ретровэйв: одинаково хорошо подходит как для похождений потрёпанного отряда сталкеров, так и для марш-броска через мокрую метель в холодной безразличной Москве.

Dandara

Платформер Dandara прошёл мимо радаров большинства игроков: слишком уж трудно поверить, что он отличается от сотен (если не тысяч) подобных, пока сам не попробуешь. А вот музыкальное сопровождение игры совершенно точно уникально — и само по себе целое приключение. Начнётся оно с пустоты бескрайнего космоса, в колыбели мироздания, где подмигивают далёкие звёзды, пролетают редкие кометы и пыль мёртвых планет шелестит о тело спасительницы Дандары.

Постепенно среди разрозненных звуков и нот проявляется мелодия — точно так же, как из хаоса рождается порядок. Только космос никуда не делся: между всеми звуковыми элементами всё ещё чувствуется пространство. Неожиданный объём создаёт ощущение грандиозности. Такая музыка могла бы играть в подземельях «Зельды» или современном воплощении Ecco The Dolphin — и очень жаль, что этот иноземный саундтрек проходит мимо множества ушей из-за не самого популярного жанра игры. Надеемся, что благодаря нам положение исправится.

Beat Saber

Напоследок — самая спорная, но оттого не менее значимая участница подборки. Ритмическая игра для VR-шлемов буквально захватила YouTube: если не верите, хоть прямо сейчас попробуйте найти адаптацию своей любимой песни для Beat Saber. Почти наверняка она уже существует. Ну и вот как нам было не включить в подборку лучших саундтреков года проект, куда можно собственноручно запихнуть свой личный плейлист, чтобы потом скакать под него со световыми мечами?

«Погодите-ка! По такой логике надо заодно награждать и Just Dance» , — скажете вы. И… будете неправы. Мы рассуждаем так: хотя там тоже можно включать любимую музыку, JD не делает её ещё круче. А вот Beat Saber ещё как делает: в ней любая давно знакомая композиция начинает работать с новыми органами чувств, и действует этот эффект даже через видео с YouTube — не говоря уж про ощущения прямо в шлеме.

За возможность по-новому прожить лучшие музыкальные моменты своей жизни с радостью отдаём Beat Saber последнюю вакантную строчку в списке.

Знаем-знаем: мы точно что-то забыли! Для этого вы нам и нужны, дорогие читатели! Делитесь своими любимыми саундтреками 2018 года в комментариях, оставайтесь с Игроманией и слушайте только лучшее.

Игромания подводит итоги года: лучшие игры 2018-го!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь