Всё новое, что мы нашли в Persona 5 Royal за первые 80 часов. Предварительный обзор

31 марта на Западе (а значит, и у нас) выходит Persona 5 Royal — дополненное переиздание одной из лучших JRPG 2017 года, Persona 5. На родине она появилась в магазинах ещё осенью, а вот английской локализации пришлось ждать почти полгода. И хотя простым игрокам придётся потерпеть ещё две недели до официального релиза, в редакцию заранее прислали пресс-версию P5R — а мы, разумеется, рады поделиться всеми новыми мелочами, которые заметили за первые 80 часов прохождения. Но полноценную рецензию стоит ждать уже ближе к дате выхода: даже оригинальная P5 проходилась за 120-150 часов, а в Royal сюжет удлинили ещё в полтора раза — словом, впереди ещё столько же, если не больше.
Но уже сейчас новых механик, локаций, активностей, диалогов и прочих важных мелочей, которые так приятно отыскивать в уже знакомой игре, набралось достаточно, чтобы сделать огромную подборку с кучей подробностей. Мы постарались не упустить ни одной важной детали — так что готовьтесь к лавине информации.
На момент публикации текста игра пройдена до начала внутриигрового октября. Основная масса нового контента появится только после Нового года, так что можете не бояться спойлеров. Про новых героев и их роль в сюжете мы расскажем только самое основное — чтобы не портить сюрприз.
Касуми Ёсидзава и Такуто Маруки
Первым делом — про новых персонажей. Главная дебютантка Royal — ещё одна потенциальная участница команды Фантомных воров, гимнастка Касуми Ёсидзава. Она ходит в ту же школу, что и протагонист, только на год младше, а посвящённый ей Аркан, «Вера», нестандартный: он отсутствует в большинстве колод Таро
Пока она занимает в сюжете сравнительно мало места: изредка сталкивается с главным героем в школе или в городе, всплывает в разговорах его друзей, но не более того. Тем не менее, её можно прокачать как конфидента (правда, только до пяти уровней, а не до десяти, как других). Каждая встреча с ней добавляет протагонисту +5HP, а вот про перки мы лучше расскажем чуть дальше по тексту
Второй добавочный герой — Такуто Маруки, школьный психолог, который появляется после того, как вы покончите с первым дворцом. У Маруки тоже нестандартный Аркан — «Советник», — а за каждую консультацию в его кабинете положен бонус: +5SP и какая-нибудь печенька, восстанавливающая HP
Основные перки Маруки. Остальные — просто их усиленные версии
Повседневная жизнь
Почти всем ключевым персонажам дорисовали новые варианты диалоговых голов: теперь они ярче отражают эмоции и вертятся в разные стороны
Сюжетных обновлений в уже знакомой фабуле мало. До Нового года сценарий, видимо, останется по большей части неизменным, поэтому пока приходится довольствоваться мелкими добавочными эпизодами. В некоторых фрагментах истории появляются новые события, а в босс-файтах во дворцах — неожиданные персонажи или этапы боя
По нажатию на сенсорную панель геймпада теперь всплывает не только сетевая статистика других игроков, но и быстрое меню, откуда можно прямиком перенестись на место сбора команды или к доступным конфидентам. А ещё — проверить, где и какие сейчас можно прокачать социальные параметры
В меню быстрого перемещения (строчка снизу справа) видно, какое полезное действие можно совершить в конкретной локации. Теперь, например, не надо оббегать каждый кинотеатр, чтоб проверить, какую именно характеристику поднимет фильм, который там крутят, — это сразу видно на карте
Новое место для встреч с конфидентами — океанариум
Обновили заставки во время путешествия на метро. Они меняются в зависимости от сезона, времени суток, погоды и конкретного района
Поменялись многие вопросы во время уроков. Большинство тем уже знакомые, но формулировки звучат иначе, так что и ответы нужны другие. Встречаются, впрочем, и совсем новые задания
Причём вызывают не только протагониста: иногда учителя обращаются к Анн, и тогда надо ей подсказывать. Хотя результат тот же: +1 к знаниям за правильный ответ
В календаре теперь записывается, чем герой занимался в каждый из прожитых дней
На телефон приходят сообщения с подработок. Обычно они прилетают в дни, когда в конкретном заведении много клиентов и можно получить увеличенный бонус как к зарплате, так и к характеристикам

На подработке, кстати, можно встретить новых знакомых

Учебник быстрого чтения теперь можно взять в библиотеке начиная с июля
Одна из самых приятных новостей: вечером после сюжетного события или путешествия в Метаверс Моргана больше не гонит вас сразу спать. Можно будет ещё позаниматься чем-нибудь полезным: сесть за учёбу, почитать книгу, скрафтить себе новых отмычек или сварить кофе. Но выходить из дома всё ещё нельзя
Новое полезное развлечение — журнал с кроссвордами, который валяется на столе в «Леблане». Можно разгадать простенькое слово и получить бонус к характеристикам, а заодно узнать интересный факт

Благодаря свободным вечерам появилось больше времени на развитие социальных навыков, но зато поменялись условия в старых местах прокачки. Например, в Persona 5 бонусный день в банях был два раза в неделю, а в Royal он только по воскресеньям. Очки характеристик тоже выдаются более скупо: скажем, в дайнере в Сибуе во время дождя раньше можно было получить +3 к знаниям, а теперь только +2
Сам дайнер в начале игры вообще почему-то закрыт на ремонт и открывается только 6 мая

В диалогах и сюжетных сценах появилось автовоспроизведение (кнопка справа снизу). Удобно, если вы, например, принесли к телевизору еду: можно просто включить «авто» и спокойно себе есть, не отвлекаясь на геймпад, пока персонажи болтают между собой. Всё равно протагонист подаёт голос раз в сто реплик
Одна из самых странных перемен — целиком переписали реплики второстепенных персонажей-геев, которые всего пару раз всплывают в сюжете. В оригинальной Persona 5 их изобразили чуть ли не педофилами: они открыто приставали к Рюдзи, однокласснику главного героя. Западные игроки закономерно раскритиковали разработчиков за гомофобию, и в Royal они попытались исправить ситуацию. Получилось, правда, не идеально. Теперь сцена выглядит так: Джулиан и Энджел заметили, что Рюдзи пытался зайти в бар Crossroads, которым заправляет дрэг-квин, и сделали вывод, что он интересуется этим искусством — просто боится признаться. А они всегда готовы помочь новичку
Конфиденты
Соратники теперь звонят герою после встречи, чтоб добавить что-то по теме разговора или просто узнать, как он добрался домой. Это лишняя возможность заработать пару баллов к отношениям — если, конечно, выберете правильную реплику
А друзья иногда скидывают в чат смешные и милые фотки с гулянок
У некоторых конфидентов изменились перки, но только в мелочах. Например, благодаря Рюдзи теперь можно бегать по дворцам и реже попадаться, а Акети помогает обнаруживать слабости незнакомых Теней
Да, кстати, с Акети теперь тоже можно проводить время. И даже дарить ему подарки
А ещё «выгуливать» в Токио близняшек-тюремщиц, Жюстин и Каролин. Уровень конфидента это, правда, никак не повышает (для этого всё ещё надо приносить им специфических персон — эти задания, кстати, обновились), но можно послушать их забавные наблюдения о человеческих развлечениях и получить в награду карту навыка
Персоны и сражения
Новых персон и врагов пока можно пересчитать по пальцам одной руки. Впрочем, дальше их наверняка станет больше
Помощь во время переговоров в Royal стала чуть сложнее. Раньше любой рандомный член команды мог припугнуть упрямую Тень, чтобы она отправилась в ростер к Джокеру. А теперь у каждого Фантомного вора свой типаж: Моргана договаривается с животными, Макото — с мастерами ближнего боя, Юске — с одиночками, и так далее
У каждой персоны теперь есть особое свойство (плашка сверху). Одни повышают шанс крита, другие понижают полученный урон, но самые классные пассивки — это «скидки» в 50% на конкретный тип навыков. У одной персоны «дешевле» огненные скиллы, у другой — лечащие, у третьей — психические, и так далее. Это особенно пригодится ближе к кульминации, когда появятся заклинания стоимостью по 20-40 SP
У персон друзей аналогичные пассивки, которые распространяются на всю команду и тоже нехило помогают в бою. Правда, уже без скидок на навыки
Ещё одна отличная добавка — аксессуары с навыками. Часть из них пассивные, но самые лучшие — с активными стихийными скиллами. Причём выгоднее всего их вешать не на себя, а на союзников. Вернитесь на один скрин выше и проверьте — с такими «обвесами» любой сопартиец может бить дополнительной стихией, а это в разы упрощает (и ускоряет) каждую стычку. Если напарники выбивают уже не по одной, а по две слабости врагов, то и передачу хода (Baton Pass) делать проще, и расход SP в команде куда равномернее — уже не один главный герой тащит на себе больше половины урона
К слову о Baton Pass: раньше он повышал только урон, а теперь ещё восстанавливает здоровье и ману — причём бонус повышается с каждой следующей передачей хода. А если правильно просчитать очерёдность атак и задействовать всех четверых членов команды, то последний герой в цепочке сможет вообще бесплатно применить любое заклинание. Благодаря этому SP опять-таки расходуется (и бесплатно восстанавливается!) равномернее, а бои разрешаются быстрее. И уже не так скучно по десять раз валить одних и тех же Теней: каждая стычка превращается в задачку, которую хочется решить максимально эргономично
Появился новый тип Теней — «разрушительные». Если за один круг сбить такой Тени всё здоровье, она взорвётся — и шибанёт остальных Теней вокруг себя таким же уроном, какой ей нанесли при последнем ударе. Проще всего раскачать бонус к атаке на Baton Pass’е (для этого удобнее всего бить по слабостям соседних Теней), а потом одним взрывом вынести сразу всех врагов на поле боя

Ещё одна радость: патроны теперь обновляются в каждом бою. Если вас тоже удивляло, что приходится заходить во дворец, тратить все пули на несколько первых Теней с уязвимостью к огнестрелу, а потом ещё пару часов гулять с пустой обоймой, то больше этого делать не придётся

Зато особый выстрел Синъи, который всегда выбивает крит у кого угодно, теперь можно делать только один раз за заход в Метаверс. Раньше пуль было ограниченное количество, но большой обоймы могло хватить на две или три таких атаки. А теперь шанс всего один
Пушки в Royal мы не просто улучшаем одной кнопкой, а кастомизируем: есть несколько характеристик на выбор. Можно улучшить урон или точность, а можно добавить дополнительные эффекты: например, шок или ожог. Но за это придётся расплатиться сокращением боезапаса
Отдельное удовольствие — «шоу-таймы», или особые парные атаки союзников. Они не требуют ни маны, ни здоровья, но появляются только в случайные моменты (чаще всего после передачи хода или когда у цели уже низкое здоровье) и наносят огромный урон
Все шоу-таймы в одном видео. Разработчики как будто соревновались, у кого получится более абсурдный каламбур из киношных штампов

У Футабы теперь есть своя анимация и заставка после тотальной атаки (All-Out). Она иногда срабатывает рандомно, если протагонист нанёс урон последним
Исследование дворцов и Мементос
Ещё одна новая зрелищная механика — использование крюка-кошки. Работает он только во дворцах и, на самом деле, мало меняет прохождение: мест, где можно использовать верёвку, не так уж много, все они очень заметные и либо ведут к тайникам, либо позволяют срезать путь над головами Теней. Свободно летать по уровням на этой штуке не получится
Куда полезнее этот девайс, как ни странно, в бою. Лучший из перков от Касуми (открывается на четвёртом уровне) — это возможность издали атаковать врага крюком-кошкой и подтянуться к нему на верёвке. Это работает как стандартная засада (Ambush), но в улучшенной версии: Тени сразу начинают бой в состоянии Fear, Confuse или Dizzy, и с ними куда проще расправиться. Правда, эту технику нельзя использовать из укрытия: чтобы бросить крюк, надо стоять во весь рост, а так героя куда проще заметить. Хочешь преимущество — рискуй
В каждом дворце теперь спрятаны по три артефакта-черепа — их назвали «Семенами воли». При обнаружении любого из них у команды восстанавливается немного SP, а если отыскать все три, то они ещё и объединятся в уникальный аксессуар с полезным заклинанием
И во дворцах, и в Мементос стало гораздо больше незапертых сундуков, и где-то 30-50% от всей добычи оттуда — это грязные доспехи, которых за один заход в Метаверс набирается по 10-15 штук. Раньше такую одежду можно было только стирать в прачечной, но теперь есть вариант не тратить время и просто сдавать находки в секонд-хенд — о нём мы ещё расскажем ниже

С некоторыми Тенями из заявок в Мементос теперь надо не только драться, но ещё и беседовать, чтоб убедить их перейти на сторону добра. Правда, нам пока встретился только один такой случай — в новом побочном квесте, которого не было в оригинальной P5. А все остальные бои заканчивались как обычно: сбиваешь врагу здоровье, и он сам признаёт свои ошибки

В Метаверсе появилось удобное меню воровских инструментов, которое открывается по нажатию на квадрат. Раньше так можно было было только автоматически восполнять здоровье
Слабых (подсвеченных зелёным) Теней в Мементос теперь можно давить машиной с разгона — тогда бой даже не начинается, а деньги и опыт за победу засчитываются автоматически. Более того, если Тень ещё не записана в регистр, она мгновенно попадёт к вам в набор (при условии, что там остались свободные слоты)

Раньше на таких слабых Теней надо было нападать скрытно, и герою доставались только их персоны. А теперь можно просто кататься по низкоуровневым «этажам» коллективного бессознательного, давить каждую встречную Тень и собирать халявные деньги и опыт. Причём последний засчитывается не только вам, но и спутникам
Хосе
Не менее важная добавка к механикам Мементос — Хосе, маленький мальчик (хотя, по его же словам, он вообще не человек), который разъезжает по рельсам на тачке с воздушными шариками. После первой встречи он рандомно появляется на процедурно генерируемых уровнях, куда вы заходите, примерно с 20% вероятностью
Чтобы торговать с Хосе, деньги не понадобятся. Вместо этого надо собирать в тоннелях метро цветы (их можно набить сколько угодно, но они сгорают после выхода из Метаверса) и искать станки со штампами (их ограниченное количество, и вот они сохраняются навсегда)

За цветы у Хосе можно купить стандартные полезные предметы: лечилки, зелья маны, ресурсы для крафта и тому подобное

Ещё он продаёт усилители, которые перманентно повышают избранные характеристики ваших персон

А вот со штампами куда интереснее. С их помощью можно кастомизировать свои награды в Мементос: настраивать бонусы к опыту, мане или находкам. Причём эти бонусы можно как угодно перенастраивать хоть при каждом новом заходе (на это опять-таки тратятся цветы). Не хватает денег? Вливайте все штампы в них, и будете выносить золотые горы из каждой битвы. Хотите побыстрее прокачаться? Всё в опыт — сильно сэкономите себе время

А если вложиться в находки на уровне, то из каждого «кубика» по дороге будет выпадать целый список ресурсов, ценностей и прочего барахла
Бархатная комната
В нашей «тюрьме» появился тренировочный режим с челленджами. Чтобы получить награду от близняшек, надо набить максимум очков за один бой с заранее заданными условиями. Например, вам будут начисляться тройные баллы за конкретный тип урона или даже х7 — за удары избранного компаньона
По сути, это те же боевые головоломки, что и в основной игре: надо рассчитать, кому и в какой очередности бить по слабым местам, чтобы поднять силу атаки передачей хода и получить максимум очков. Но скромные награды выдаются только один раз на каждом уровне сложности, а победить довольно просто — словом, развлечение на пару раз
Куда интереснее новый случайный ивент — Fusion Alarm. Он происходит, если вы несколько раз подряд побеждаете в бою во Дворцах или Мементос (то есть практически постоянно). В воздухе открывается уже красная, а не синяя дверь, и близняшки зовут вас в «опасный» режим создания персон. Впрочем, он полностью опциональный: можно вообще проигнорировать сигнализацию
Во время этой «тревоги» у тюрьмы такой же функционал, как и всегда, но персоны или предметы получаются более сильные, а итоговый результат казни или скрещивания может отличаться от ожидаемого

Один-два навыка созданной персоны обычно меняются на рандомные — но вас сначала спросят, хотите ли вы перемен или лучше оставить всё как есть, так что риск не обязателен. Но каждый инструмент (гильотину, виселицу, электрический стул и так далее) можно использовать по одному разу за тревогу — если попытаться запустить процесс по второму кругу, будет авария, и вы получите низкоуровневое непонятно что. Лучше выйти, убить ещё десяток Теней и дождаться следующей сирены

Ну и просто приятная деталь: при создании сложных персон больше не надо вручную доставать из регистра тех, которых не хватает, и освобождать под каждую ячейки в стоке. Если все нужные персоны уже зарегистрированы, близняшки сами их оттуда вызовут, а вам надо будет просто доплатить положенную мзду, как при обычной покупке из регистра
Китидзёдзи
Новая большая локация наподобие Сибуи или Синдзюку, но ещё просторнее: торговый район Китидзёдзи

Район полон магазинов и развлекательных заведений, но главная достопримечательность — вот этот диван, на который можно присесть отдохнуть. Правда, Моргана быстро начинает ныть, что вы слишком долго на нём прохлаждаетесь, но не слушайте кота и сидите до упора — будет маленький сюрприз
Тот самый секонд-хенд, куда можно сдавать грязные доспехи и даже получать за них неплохие деньги. За каждую сбытую вещь вам ещё и начисляются баллы постоянного покупателя, которые можно обменять на полезные расходники, амулет или местный лутбокс — сумку со случайным набором новых немытых тряпок. Но всё же лучше тащить туда только то, что вы принесли с низких уровней Мементос, — просто чтоб не валялось в инвентаре. А вот находки из Дворцов выгоднее отмывать: доспехи оттуда лучше магазинных
В одном из переулков дежурит подозрительный торговец, который не признаёт деньги и работает по системе обмена: вы приносите ему то, что он хочет, а он отдаёт вам редкий предмет. Причём актуальность таких заказов обычно истекает за несколько дней, и если явитесь слишком поздно, товара уже не будет
В конце главной улицы расположен храм, где можно медитировать. По факту герой просто посидит в тишине наедине с собой (и вездесущим Морганой, разумеется), подумает о Важных Вещах и поднимет SP на несколько баллов
На другом конце района расположен джаз-клуб — новое место, куда можно приглашать своих друзей, чтобы прокачивать их персоны, а заодно и улучшать отношения. В зависимости от дня недели там подают разные коктейли (для школьников, разумеется, только безалкогольные), а иногда играют живую музыку. Все эти факторы влияют на то, как именно прокачается персона союзника: иногда поднимается HP, иногда SP, иногда характеристики, иногда просто уровень. А в удачный день напарник может выучить новый навык.
В бильярде на соседней улице система попроще: туда герой зовёт сразу всех друзей. После игры у них — бонус к отношениям с протагонистом, у него самого — плюс к какой-нибудь социальной характеристике
Но самое интересное (и, пожалуй, полезное) развлечение в Китидзёдзи — дартс: именно там можно повысить уровень Baton Pass для каждого напарника. На первом все они (да и вы тоже) получают только бонус к урону, а вот на третьем, максимальном, ещё и восполняют ману со здоровьем. Вдобавок за каждую удачную игру вам достаётся 1-2 балла мастерства (Proficiency)
За один поход в дартс можно сыграть с двумя напарниками. Одного герой выбирает сам, второй — рандомный из числа Фантомных воров. Основная цель — вместе выбить точное число очков. Если управитесь за пять раундов, уровень Baton Pass напарника повысится на один; а если за четыре — то сразу на два. Механика прицеливания довольно простая, хоть разработчики и попробовали её усложнить: по умолчанию вам предложат бросать дротик резким дёрганьем геймпада. Впрочем, кнопка Х тоже отлично справляется с этой задачей, так что если вы пришли за быстрой прокачкой, лучше используйте её — так куда удобнее
Логово воров

В главном меню теперь доступно Логово воров — это что-то вроде хаба, где можно в любой момент (без потери игрового времени) общаться со спутниками и коллекционировать памятные предметы. Чтобы покупать последние, нужны особые золотые монеты, которые используются только в Логове: они выдаются за ачивки и при победе в карточной игре Tycoon
Интерьер хаба можно настроить под эстетику подземки, Бархатной комнаты или любого из зачищенных дворцов
В центре зала много платформ, где можно разместить фигуры персон Фантомных воров или побеждённых боссов. У каждой такой статуи будет появляться случайная пара ваших сопартийцев — можно послушать, что они думают про свои и чужие персоны или поверженных злодеев
Можно даже расставить по Логову диорамы любимых заведений Токио в натуральную величину — там их легко рассмотреть изнутри любой точки, а не только через зафиксированную камеру, как в основной игре. И сюда тоже заходят поболтать спутники
Половина стен Логова отведена под достижения, за которые как раз и выдают монеты для новых сувениров
Tycoon похож на что-то среднее между «девяткой», «червами» и «сундуком»: надо раньше противников избавиться от своих карт, выкидывая их на стол по одной или собирая в пары, тройки и каре. Компаньоны, впрочем, мало общаются за игрой, да и монет на все украшения хватает и от ачивок, так что эта механика скорее декоративная
В «Кино» можно пересматривать ключевые сюжетные моменты, шоу-таймы и рисованные катсцены. Каждый ролик тоже покупается за символическую сумму золотых монет. Но никакой особой анимации «сесть на диван, включить телевизор» тут нет: просто включаете видео из меню
В «Галерее» похожим образом собраны ключевые изображения персонажей и локаций, а ещё концепт-арты с ранних стадий разработки. Жалко, что их по стенам их не развесить
В музыкальном углу всё то же самое, но с саундтреками
На втором этаже Логова расставлены платформы для смены облика главного героя. Если наступить на одну из них, превратишься в Рюдзи, Юске, Анн или кого-то ещё — смотря кто нарисован на кнопке. А если забегать на платформу раз за разом, будет меняться образ: от повседневной одежды и школьной формы до костюма Фантомного вора
Можно даже побыть Морганой в обеих формах…

…И выяснить, что у Футабы своя специальная анимация бега: с руками назад, как в «Наруто»
На этом пока всё. Делитесь в комментариях впечатлениями от обновлений, рассказывайте, чего больше всего ждёте от P5R (если, конечно, ждёте) — и подписывайтесь на Игроманию в соцсетях, чтоб не пропустить рецензию.
А мы — обратно в «Персону», проходить вторую половину.