18 августа 2020
Обновлено 17.05.2023

Обзор Microsoft Flight Simulator. Дорога в небо открыта (почти) каждому

Обзор Microsoft Flight Simulator. Дорога в небо открыта (почти) каждому - изображение обложка

Затишье, которое длилось более десяти лет с момента выхода легендарной Microsoft Flight Simulator X , внезапно нарушилось летом 2019-го: на E3 показали трейлер новой части серии. Огромный парк лётной техники, все аэропорты мира, фотографически точные пейзажи, реалистичное управление, динамическая смена погоды — словом, мечта любого поклонника авиасимуляторов. Впрочем, некоторые из них с подозрением отнеслись к тому, что разработку доверили Asobo Studio , которая ранее не имела опыта создания игр подобного масштаба.

Но, как показывает практика, опыт — это ещё не всё. Благодаря технологиям облачных вычислений и спутниковым картам команда Asobo сделала нечто почти нереальное: воссоздала планету Земля в масштабе 1:1. Хотите посадить самолёт на улицу рядом со своим домом? Или слетать на место следующей поездки, которая отложилась из-за коронавируса? Всё к вашим услугам.

Другое дело, что казуальный игрок сходу и не найдёт, чем тут ещё заняться: MSFS — это всё-таки нишевый проект с достаточно высоким порогом вхождения и специфическим геймплеем. Здесь нет ни традиционного режима «карьеры», ни сюжета, ни прокачки, а все самолёты и карта открыты с самого начала. Развлекать себя придётся самостоятельно — и если заядлым любителям авиасимов только это и нужно, то новички могут просто потеряться в такой огромной песочнице.

Давайте вместе разбираться, что новая MSFS готова предложить разным типам игроков — и смогла ли она достойно продолжить серию Microsoft Flight.

Как в это играть?

Надо признать, что команда Asobo постаралась сделать всё возможное, чтобы сделать MSFS максимально удобной для неофитов. Это видно уже на первом запуске игры, где предлагают выбрать уровень желаемой симуляции. Можно выставить настройку «я реальный пилот, просто не мешайте», а можно указать «помогайте мне во всём» — тогда управление будет облегчённым, а игра станет выдавать все необходимые подсказки по ходу рейса.

В главном меню есть несколько режимов: свободный полёт, обучение, ежедневная миссия и испытания. В обучении — восемь уроков на самолёте Cessna 152: начиная от простого горизонтального полёта до первого самостоятельного путешествия по визуальным ориентирам между двумя аэродромами. Сами уроки оформили не в виде скучного туториала, который хочется быстрее прокликать, а в виде диалога с игроком с небольшой долей юмора.

Но, как мне показалось, этого короткого обучения может не хватить новичкам, вообще не знакомым с авиасимуляторами. А как летать на других самолётах? Как использовать навороченный автопилот? А как лучше настроить джойстик, если нет пресета? Придётся действовать методом тыка — или искать объяснения на YouTube.

Интерфейс интуитивно понятный и простой, в отличие от тех, что были в предыдущих частях серии

Испытания поделили на три категории: обычная посадка в красивый аэропорт, посадка с сильным ветром и посадка в один из опасных аэропортов мира. В зависимости от местности конкретного челленджа для него выдают подходящий самолёт, а в кратком брифинге рассказывают, что это за место и почему оно считается сложным среди пилотов — эдакая маленькая экскурсия.

Дальше дело уже за вами. Во время загрузки миссии показывают небольшой схематичный туториал с указаниями: куда нужно лететь и какую скорость выдерживать, чтобы попасть на полосу. И хотя с каждым заданием самолёты меняются, знать их досконально попросту не нужно: скорости вам уже даны, управление — как в туториале. Просто летите, наслаждайтесь красотами и попытайтесь ровно попасть на полосу. Лично мне не составило особого труда выполнить многие испытания и набрать хороший счёт — пусть и не всегда с первого раза.

Брифинг перед заходом на посадку и итоговый счёт после удачного приземления

Куда летать?

Карта в Microsoft Flight Simulator просто поражает уровнем проработки: горы, леса и равнины, реки и озёра, бессчётные маленькие деревушки… Ну и куда же без крупных городов, наполненных автомобилями и достопримечательностями, которые легко узнать даже с воздуха? А пролетая над какой-нибудь саванной, можно разглядеть под брюхом самолёта диких животных и птиц. Всё это стало возможным благодаря облачному сервису Microsoft Azure, который собирает данные с карт Bing и генерирует игровой ландшафт по алгоритмам Blackshark.ai. Точность и качество генерации не вызывает вопросов, хоть иногда и встречаются мелкие недочёты.

Припять, вымершая из-за атомной катастрофы, и знаменитый баварский замок Нойшванштайн

Так, некоторые девятиэтажки в моём родном городе стали трёхэтажками, а большие здания иногда отображаются в виде холмиков. Есть проблемы у сооружений, связанных с перепадом уровня воды: ГЭС, шлюзов и мостов над реками. Алгоритмы явно с трудом переваривают такие элементы карты и не совсем точно их воссоздают — без вмешательства человека тут не обойтись.

Разумеется, первым делом я отправился летать именно над собственным городом — и хотя он не очень большой, он передан почти без изъянов (не считая вышеописанных). Нашёлся на карте и мой дом, где я сейчас пишу этот обзор, и моя школа с футбольным полем, и даже дача в деревне.

Обзор Microsoft Flight Simulator. Дорога в небо открыта (почти) каждому - фото 1

Есть возможность летать оффлайн — тогда будут использоваться текстуры с компьютера (слева)

Всё это подчиняется точной сетке высот: на карте есть и карьеры в виде глубоких ям, и горы высотой в несколько километров, перелететь через которые сможет не каждый самолёт. Гималаи, Альпы и Пиренеи выглядят впечатляюще и действительно кажутся скалистыми и неприступными — по крайней мере, издали. А вот если вы подлетите к ним вплотную, то рискуете остаться разочарованными: вместо ожидаемых острых пиков на их вершинах только скруглённые холмы. Впрочем, это всё-таки симулятор пилота, а не альпиниста, так что подобные неточности — вряд ли серьёзный повод для придирок.

Река Волга и Жигулёвские горы, Альпы, Москва

На чём летать?

Самолётов в Microsoft Flight Simulator огромное множество: от мелких винтовых, что предназначены для низких полётов на небольшие расстояния, до крупных лайнеров, способных находиться в воздухе до шестнадцати часов. И, несмотря на такое разнообразие, каждый самолёт достойно проработан как визуально, так и в плане поведения в воздухе.

Особое внимание уделили кабинам пилотов: каждый переключатель и прибор находятся именно там, где они были бы расположены в реальном воздушном судне, и показывают всю актуальную информацию. Тут вам и радио для общения с диспетчером, и бортовой компьютер для программирования полёта, и погодный радар для обхода гроз.

В больших лайнерах полнофункциональная кабина отсутствует, а часть переключателей недоступна, но для планирования перелётов между аэропортами (а лайнеры фактически и используются только для этого) их более чем хватает. Отсутствие детальной проработки разработчики объяснили тем, что просто невозможно тратить на каждый конкретный самолёт кучу времени. Так что здесь надо ждать будущих обновлений: многие крупные производители самолётов обещают выпустить свои продукты в MSFS.

Интерактивные контрольные карты помогут запустить любой самолёт и подготовить его к полету

Разумеется, после первого же взлёта я задался вопросом: «А что если врезаться на самолёте в здание или землю?» Увы, ничего особенного не произойдёт: будет просто чёрный экран с надписью «Вы разбились». Это можно понять: многие компании-производители самолётов согласились представить свои реальные судна в симуляторе, но им наверняка не хочется видеть, как их драгоценные разработки переворачиваются или разбиваются в лепёшку из-за нерадивых игроков — это попросту невыгодно для репутации. Поэтому Asobo Studio отказались от изображения крушений: всё-таки в авиасимулятор приходят именно летать, а для наслаждения взрывами и разрушениями уже существует Just Cause.

С чем взаимодействовать на карте?

Режим свободного полёта настраивается максимально просто: выберите, на чём хотите лететь, где и с какой погодой. Перелёт, кстати, не обязательно планировать конкретно из точки А в точку Б. Можно просто ткнуть на аэродром или на пустое место, нажать «хочу взлететь отсюда» и запустить полёт. Если задать точку старта на стоянке в аэропорту, то самолёт будет полностью выключен; если на полосе — заранее заведён и готов к взлёту. А если выбрать случайное место вдали от аэропорта, то вы окажетесь сразу в воздухе, а самолёт будет под управлением автопилота, пока вы его не отключите.

Обзор Microsoft Flight Simulator. Дорога в небо открыта (почти) каждому - фото 2
Обзор Microsoft Flight Simulator. Дорога в небо открыта (почти) каждому - фото 3

Рейс по маршруту Питер-Москва займет всего 43 минуты на «Дримлайнере»

Благодаря тому, что карта генерируется с фотоснимков, в симуляторе впервые есть все взлётные полосы мира: от грунтовых площадок где-то в полях нашей необъятной до чистеньких ВПП в крупных аэропортах. А если алгоритм по какой-то причине не распознал помятую траву аэроклуба как полосу, то она всё равно будет видна на земле, и на неё можно будет сесть — разве что специальной отметки о том, что это посадочная точка, игра вам не предложит.

Обзор Microsoft Flight Simulator. Дорога в небо открыта (почти) каждому - фото 4

Никогда не знал, что в Подкаменной Тунгуске есть аэропорт, да и о существовании этой деревни не слышал — и вряд ли там побываю вне игры

Проблема в том, что всего в мире насчитывается более 45 тысяч аэропортов, и обработать каждый из них руками просто невозможно, а алгоритм иногда ошибается. Например, при первом моём вылете из самарского аэропорта Курумоч (UWWW) рабочая полоса была отмечена как закрытая, а закрытая — наоборот, как функционирующая. Именно тут в дело доработки проекта вступают простые игроки по всему миру: я уже отправил разработчикам отчёт об этой ошибке.

Обзор Microsoft Flight Simulator. Дорога в небо открыта (почти) каждому - фото 5
Обзор Microsoft Flight Simulator. Дорога в небо открыта (почти) каждому - фото 6

Закрытая полоса в Самаре и Шереметьево с высоты

Ещё одна фича MSFS, завязанная на данных со спутника, — это погода. Облака, дождь, снегопады и радуги — это не просто текстуры для окружающего мира, а набор реальных объектов, которые генерируются на карте. Скажем, если вы влетели под тучу, из которой идёт дождь, то из-за воды видимость под ней действительно будет никакая. Как только вылетите из-под тучи, дождь прекратится — но вы по-прежнему сможете наблюдать его со стороны. Подобная технология процедурной генерации осадков впервые используется в игре подобного жанра.

Потоки воздуха тоже взаимодействуют с наземными объектами (горами, впадинами и зданиями) по правилам, близким к реальной физике, поэтому турбулентность над мегаполисами или хребтами гор — это не редкость. А при сильном ветре на поверхности воды появляются огромные волны.

Обзор Microsoft Flight Simulator. Дорога в небо открыта (почти) каждому - фото 7

Шквальные волны на побережье Чёрного моря

В одном из испытаний я поймал очень сильный нисходящий поток прямо перед полосой, который чуть не впечатал мой самолёт в землю. Полный газ, нос на себя — и на второй круг! А первый пролёт через безобидное облачко превратил C172 в ледышку. Пришлось немного снизиться, чтобы растопить лёд на крыльях и стекле…

Реальные погодные условия подгружаются с серверов швейцарского метеорологического сервиса Meteoblue, причём их можно заранее отслеживать на карте: там видны сразу и облака, и циклоны, и осадки с ветром. В своём интервью работники Meteoblue отметили, что сами поражены количеством их данных, которые удалось воссоздать в симуляторе. Годами они видели плоды своих трудов лишь в виде диаграмм и компьютерных анимаций — а теперь у них есть возможность увидеть погоду в 3D.

Как ориентироваться?

Если летать низко и медленно, вся навигация заключается в поиске визуальных ориентиров на земле, сверке их с штурманским журналом и отсчёте времени между контрольными точками. Хотя повторять все эти процедуры каждый раз не обязательно — можно использовать современные технологии: проложить маршрут в бортовом компьютере, включить автопилот и наслаждаться пейзажами. А журнал? Пусть сам себя заполняет!

Обзор Microsoft Flight Simulator. Дорога в небо открыта (почти) каждому - фото 8

Но чем больше ваш самолёт, тем быстрее он летит и тем выше нужно подняться, чтобы перелететь из пункта А в пункт Б за минимальное время. Поэтому большие авиалайнеры летают в основном по приборам, а пилоты не ищут на земле ориентиры: часто они попросту скрыты под слоем облаков. Вместо этого для полёта используются навигационные точки, станции и трассы, а каждый аэропорт имеет воздушные схемы захода и выхода.

Все эти данные хранятся в навигационной базе данных, которая идёт вместе с игрой и обновляется благодаря данным Navblue — компании, которая производит софт для реальной авиации. При планировании полёта вы выбираете стартовый и конечный аэропорты, задаёте критерии маршрута, схемы вылета и захода на посадку, высоту полёта в соответствии с вашим самолётом. После этого маршрут автоматически загружается в ваш бортовой компьютер — вот так просто!

Освоив Гарминку один раз, вы полюбите её навсегда

С кем летать?

Сложно представить авиасимулятор без онлайна: носиться над планетой в одиночку без всякой видимой цели может быстро наскучить. Поэтому в MSFS есть встроенный мультиплеер, где можно встретиться с друзьями или случайными игроками — или даже создать с ними отдельное лобби, чтобы вместе полетать в каком-нибудь аэропорту. Причём мастер лобби настраивает время суток и погоду для всех остальных участников — а они, например, соревнуются в том, кто сможет аккуратнее посадить самолет.

Обзор Microsoft Flight Simulator. Дорога в небо открыта (почти) каждому - фото 9

Есть даже специальные сети для виртуальных пилотов. VATSIM и IVAO позволяют полностью погрузиться в атмосферу полёта: зарегистрировались, поставили клиент, подключились — и можно взлетать. Правда, чтобы влиться в такое сообщество и играть по его правилам, нужно будет самостоятельно изучить правила сети, узнать, как заполнять реальный полётный план, и научиться вести радиообмен с диспетчером, используя особую терминологию и жаргон. На то, чтобы во всём этом разобраться, уйдёт немало времени.

Но такие полеты переносят симулятор на совершенно иной уровень: заставляют изучать больше материала про свой самолёт и читать про процедуры, использующиеся в реальной авиации. А позже появится возможность попробовать себя ещё и в роли диспетчера — и это способно затянуть в мир авиасимуляторов на долгие годы.

Обзор Microsoft Flight Simulator. Дорога в небо открыта (почти) каждому - фото 10

Летать ли вообще?

Сомнений насчёт того, смогла ли Microsoft Flight Simulator достойно продолжить знаменитую серию, не остаётся: многие технологии, применённые в MSFS, мы вообще впервые встречаем в играх, и с технологической точки зрения это явный прорыв. Самая сильная сторона нового симулятора — это его огромный потенциал для развития и изменения. Местный мир не останется таким же, каким был на релизе, а будет постоянно обновляться благодаря спутниковым картам и доработкам игроков. Со временем начнут появляться новые самолёты и вертолеты — как от «родных» разработчиков, так и от сторонних производителей. Неизбежно появятся новые испытания, туры и углубленное обучение; продолжится мультиплеерное авиасообщение с тематическими ивентами и живыми диспетчерами в онлайне.

Обзор Microsoft Flight Simulator. Дорога в небо открыта (почти) каждому - фото 11

А вот составить однозначное мнение о том, нужна ли MSFS в конечном счёте кому-то, кроме фанатов жанра, уже куда сложнее. О последних волноваться не приходится: они наверняка застрянут в Microsoft Flight Simulator на долгие годы — хватило бы только денег на расширенное издание и дополнения. Что же до новичков… Команда Asobo явно пыталась понизить порог вхождения, но их творение — это всё ещё чистокровный авиасимулятор со всей своей узкой спецификой. Для того, чтобы по-настоящему развлекаться в такой игре, нужно не просто пройти режим обучения, но и хоть сколько-нибудь разбираться в настоящей авиации.

Вдобавок этот жанр требует серьёзных вложений времени и денег: самолёты, аэропорты, дополнительная периферия (педали, штурвалы, VR-очки) — всё это недёшево и доступно далеко не каждому, да и сама игра многим влетит в копеечку. Так что если после прочтения этого текста вы не загорелись навязчивой идеей о новом хобби, а просто слегка заинтересовались, то лучше дождитесь скидок или используйте Xbox Game Pass.

Удачи в освоении этого непростого жанра — и встретимся в небе!

Игромания благодарит Артура за обзор. У него естьканал на YouTube – обязательно загляните, если интересуетесь авиасимуляторами.

Обзор Microsoft Flight Simulator. Дорога в небо открыта (почти) каждому - фото 12
Вердикт

Microsoft Flight Simulator — это революционный проект в полузабытом жанре авиасимуляторов: новые технологические решения дают большой задел на развитие игры в будущем. Но, несмотря на все старания Asobo, она так и не стала доступной массовому игроку — основная аудитория всё так же будет состоять из симмеров. Значит ли это, что не стоит даже пытаться начинать летать? Вовсе нет: просто нужно быть готовым потратить время на изучение игры и чтение документации — вот такой уж нестандартный здесь «режим карьеры».

Достоинства
👍
  • огромный мир, основанный на реальной карте планеты
  • графика с проработкой освещения
  • детализация самолётов
  • удобный и понятный интерфейс
  • погода и её воздействие на самолёты
  • потенциал развития.
Недостатки
👎
  • низкое разрешение сетки высот
  • недостаточно глубокое обучение
  • не особо разнообразный геймплей
  • высокая цена ($120 за максимальное издание).
Как мы играли

Во что: ключ предоставлен издателем.

На чем: PC.

Сколько: более 30 часов.

Локализация
Весь текст, включая субтитры, переведён на русский. Виртуальный диспетчер использует только английскую фразеологию, но меню взаимодействия с ним — на русском. Правда, в переводе, хоть он и сделан грамотно и с использованием авиационного лексикона, всё равно встречаются неточности. Если знаете английский, то рекомендую использовать его.
Ачивка редакции

«Лучше нас»

Набрать более 1200000 очков при посадке в райском аэропорту Сен-Бартелеми.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь