5 культовых битемапов, которые заслуживают возвращения

5 культовых битемапов, которые заслуживают возвращения

Спец — 5 культовых битемапов, которые заслуживают возвращения
Ретро-жанр понемногу выходит из многолетней спячки — и мы решили вспомнить пять культовых серий битемапов, которым не помешает продолжение или ремейк.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
5 культовых битемапов, которые заслуживают возвращения
5 культовых битемапов, которые заслуживают возвращения5 культовых битемапов, которые заслуживают возвращения
За последние несколько лет поговорка «всё новое — это хорошо забытое старое» стала как никогда применима к игровой индустрии. Поначалу многие принимали засилье HD-ремейков в штыки, сетуя на недостаток свежих идей и чрезмерную эксплуатацию «старья». Однако время расставило всё по местам: за подкрашенными ремастерами классики начали подтягиваться дорогостоящие ремейки, а следом дело дошло до сиквелов и ребутов культовых серий.
В этом году особенно повезло фанатам, казалось бы, безвозвратно потерянного жанра beat 'em up. Французский тандем Guard Crush Games, LizardCube и DotEmu сделал за Sega то, что компания должна была провернуть ещё в 90-е: выпустил четвёртую часть безумно популярной в те годы Streets of Rage. Далее последовали неоднозначная Battletoads образца 2020-го и, напротив, восторженно принятая игроками и критиками 9 Monkeys of Shaolin от российских разработчиков. И раз уж ретро-жанр так резво вышел из многолетней спячки, мы решили вспомнить ещё пять культовых серий, которые непременно стоит возродить.

Double Dragon

Уйти от стандартных аркадных файтингов в формате «один на один» и сделать приключенческую игру, в которой герою противостояла бы целая армия врагов, пытались ещё в начале 80-х. Достаточно вспомнить культовую Karateka, принёсшую славу Джордану Мехнеру задолго до выхода Prince of Persia. Или, например, Kung-Fu Master, более известную российским игрокам по японскому названию Spartan X — именно вариант с «иероглифами» предпочитали штамповать производители пиратских картриджей.
Тем не менее, окончательный облик битемапов сформировался чуть позже с появлением Double Dragon от Technos Japan. По сюжету братья Билли и Джимми Ли отправлялись на поиски девушки Мариан, которую похитили члены самой влиятельной в городе преступной группировки. Завязка про «даму в беде» служила лейтмотивом и во многих вышеупомянутых играх, однако именно с подачи Double Dragon окончательно ушла в тираж. Вдобавок на смену традиционному 2D-геймплею пришло псевдо-3D, позволившее двигаться в восьми направлениях; добавилось холодное оружие, а набор доступных герою приёмов раздался вширь.
Всё это углубило и разнообразило игровой процесс, а ещё одной важной заслугой разработчиков стал уход в сторону стилистики западных боевиков конца 80-х. В итоге почти все последующие представители жанра гарантированно заимствовали у Double Dragon либо концепцию геймплея, либо визуальную эстетику.
Проклятие западных локализаций из 90-х не обошло стороной и NES-версию DD3. Who the hell is Bimmy?
Double Dragon стала настоящим хитом и была портирована на огромное количество платформ, породив целую серию. А два вскоре последовавших сиквела сделали по принципу «больше и круче» — особенно Double Dragon 3, заставившую героев колесить по разным уголкам света в поисках магических камней. К сожалению, авторы слишком рано нажали на тормоза, и после выхода Super Double Dragon на SNES в 1992-м полностью посвятили себя серии спортивных экшенов Nekketsu и другим проектам. Отправившихся бомжевать персонажей Double Dragon приютила Leland Corporation, сотворившая максимально пресный и, как следствие, разгромленный прессой файтинг Double Dragon V: The Shadow Falls.
Версия Double Dragon 2 для PC Engine CD стояла особняком на фоне прочих портов. Здесь были анимированные катсцены с озвучкой и ремастированный саундтрек
Очередным файтингом по мотивам уже в следующем году внезапно выстрелили отцы серии, словно решившие извиниться за тот испанский стыд, что был выпущен без их кураторства. Double Dragon образца 1995-го получилась годной, но противостоять Street Fighter и The King of Fighters, успевшим к тому времени сколотить солидную фанбазу, игре было не под силу. И уже в следующем году двери погрязшей в убытках Technos Japan закрылись навсегда.
Но судьба всё же уготовила ушедшим на покой братьям Ли ещё несколько возвращений, ни одно из которых, впрочем, не превзошло оригиналы. Лучшей из новых частей стала Double Dragon: Neon 2012 года — не в последнюю очередь благодаря зажигательному саундтреку, прекрасно воссоздающему дух 80-х.
Визуальная сторона Double Dragon: Neon пришлась по душе далеко не всем, но зато геймплей удержал марку качества и не уступал классическим частям
А вот примером того, как делать не надо, стала Double Dragon IV от Arc System Works и бывших сотрудников Technos Japan. Столь мощный тандем не придумал ничего лучше, кроме как буквально вернуть игроков во времена первых игр серии. Игра взяла за основу движок NES-версии второй части, а потому выглядела и игралась соответствующе: как фанатский хак не лучшего качества.
К сожалению, история серии, фактически сформировавшей канонический облик жанра, получилась грустной, хоть и поучительной. Double Dragon, некогда перевернувшая индустрию новаторским геймплеем, не сумела пронести это бремя через несколько поколений игровых систем. Но хочется верить, что серию рано или поздно приберут к рукам молодые разработчики, разум которых уже не замутнён хронической ностальгией по 90-м, и фанаты наконец получат достойное продолжение уровня Streets of Rage 4. Главное — сохранить лучшие черты предшественниц, будь то разнообразный сеттинг или взаимодействие с напарником в духе того, что воплотили французы в вышеупомянутой SOR4. И, конечно же, раз и навсегда забыть про кривой и ненужный битемапам платформинг.

Golden Axe

Окружили демоны!
Sega не раз упрекали в том, что бо́льшую часть классических хитов компания создала на основе чужих идей. Streets of Rage, чего уж греха таить, — явный клон Final Fight, речь о которой ещё пойдёт ниже, Sonic The Hedgehog — попытка утереть нос Super Mario Bros. В свете этого особенно иронично смотрится тот факт, что их Golden Axe, появившаяся на аркадах в 1989 году, сама стала источником вдохновения для целой плеяды разработчиков.
Конечно, экшены про Средневековье, разработанные с оглядкой на «Конана», появлялись и до неё, а вот чистокровные битемапы — нет. Авторы «Золотой секиры» реализовали несколько новаторских по тем временам идей, позже прибранных к рукам конкурентами. Там было сразу три уникальных персонажа, среди которых затесалась даже женщина-амазонка — насколько банальным это кажется сейчас, настолько же впечатляло в конце восьмидесятых. Для сравнения: герои Double Dragon отличались друг от друга исключительно цветом спрайтов. А здесь у каждого персонажа было уникальное оружие, свой набор атак и отличия в наносимом уроне, стойкости и скорости передвижения. А отдельной фишкой наличие спецприёмов, позволяющих вломить всем врагам на арене разом. Прежде в битемапах дело ограничивалось лишь мощными «суперами», способными зацепить хорошо если двух недругов.
В ту пору ещё мало кто рефлексировал на тему сексуализации женских героинь
Успех Golden Axe на аркадах побудил Sega к созданию сразу двух продолжений. Golden Axe 2 для Megadrive мало чем отличалась от предшественницы, однако жанр был так сильно востребован в ту пору, что аудитория простила сиквелу вторичность.
А вот завсегдатаи аркад получили игру совсем иного калибра — Golden Axe: The Revenge of Death Adder. Мощное железо автомата позволило совершить значительный скачок в качестве графики, добавить поддержку трёх или четырёх игроков в зависимости от ревизии кабинета и дополнить геймплей совместными атаками. Увы, это оказалось не по силам 16-битной Megadrive, поэтому домашняя версия Revenge of Death Adder так и не увидела свет. И, что удивительно, не видит его до сих пор, несмотря на многочисленные переиздания классики.
И почему нельзя было переиздать эту красоту на вполне мощной для такой графики Saturn?
Впрочем, долго горевать владельцам консоли не пришлось, ведь Golden Axe 3 не просто стала эксклюзивом для этой платформы, но и сделала большой шаг вперёд: четыре персонажа вместо трёх, вышеупомянутые командные атаки и заметно похорошевшая графика. Но судьба Technos Japan, видимо, ничему не научила её конкурентов: всем хотелось пройтись по тем же граблям. В результате в 1995-м сперва на аркадах, а чуть позже и на Sega Saturn вышел 2D-файтинг Golden Axe: The Duel, который смотрелся уж очень вторично на фоне популярной в ту пору серии Samurai Shodown.
И хотя Sega была одним из ведущих разработчиков 3D-аркад в 90-х и первой половине 2000-х, перевести Golden Axe в три измерения в компании не решились. Хотя, казалось бы, ничто не мешало продолжить серию на вышедшем позже GBA в привычном двухмерном формате. Отчаянная попытка превратить «Секиру» в слэшер, вылившаяся в горе-поделку Golden Axe: Beast Rider, тоже ни к чему хорошему не привела. Зато недавно выяснилось, что около десяти лет назад австралийскому подразделению Sega поручили создать ребут, выдержанный в стиле классических частей, но с полигональной графикой. Увы, до релиза игра не дожила — студию закрыли.
Как знать: может, видя успех возрождения своей же Streets of Rage, Sega наконец даст зелёный свет и «Секире»? Тем более, что в наше время на руку серии играет отсутствие конкурентов, выполненных в схожем сеттинге.

TMNT

Игр по «Черепашкам-ниндзя» не счесть, но лучшие проекты во вселенной выпустила Konami ещё три десятка лет назад. В 1989 году на аркадах вышел битемап Teenage Mutant Ninja Turtles, ставший настоящим шедевром. В нём подкупало всё: великолепная графика, разнообразный геймплей и возможность одновременного участия до четырёх игроков. К слову, Konami одной из первых додумалась до установки на уровни различных ловушек, делающих игровой процесс ещё более напряженным. Сильно урезанный, но от этого не менее любимый геймерами порт для NES был выпущен уже в следующем году.
Разница между аркадной версий TMNT и портом для NES, мягко говоря, ощутима
1991 год встретил игроков двумя крутыми битемапами. Аркадная TMNT: Turtles in Time и по сей признаётся многими фанатами не только одним из лучших представителей жанра, но и лучшей игрой с участием черепах в принципе. А вторым был NES-эксклюзив TMNT III: The Manhattan Project: более крутого битемапа обладатели консоли не видели ни до, ни после. Кстати, с игрой связан забавный курьёз: в 90-е пираты частенько вырезали из кода игр копирайты их создателей. В случае с Manhattan Project такие вмешательства карались активацией hard-режима — враги становились сильнее, а Шреддер в финале и вовсе обретал бессмертие. Подробнее об этом рассказывал Павел «kinaman» Гринев в своем фильме «Проклятие серого слонёнка».
Turtles in Time также вышла на SNES в 1992-м, но консольный вариант проигрывал аркадному как графикой, так и количеством игроков — возможностей платформы хватало лишь на двух персонажей. В том же году появилась и TMNT: The Hyperstone Heist, эксклюзивная для Megadrive. Геймплей и спрайты практически целиком перекочевали в неё из Turtles in Time, однако у игры был свой набор уровней и новый сюжет.
Turtles in Time получила ремейк для современных платформ в 2009-м. Правда, многие восприняли игру в штыки из-за переработанного графического стиля
Поскольку подружить «Черепах» с 3D не смогли даже такие корифеи жанра слэшеров, как Platinum Games, фанатам серии логичнее рассчитывать на возвращение в спрайтовом формате. Наверняка где-нибудь да найдутся способные разработчики, которые смогут взять за основу разработки Konami и обновить их с учётом современных требований. Благо ориентиров для этого теперь хватает, а историй в богатой вселенной TMNT можно рассказать огромное множество.

Final Fight

Занятный факт: первая часть легендарной Final Fight изначально задумывалась как продолжение Street Fighter. Сменить курс Capcom побудил успех Double Dragon, за что огромное спасибо её создателям: две крутые серии всяко лучше одной. Подобно творению Technos Japan, игра создавалась с расчётом на западную аудиторию, поэтому дух американских боевиков той поры прослеживается и в ней. Геймплей тоже вышел плюс-минус похожим — разве что разработчики избавились от платформенных элементов и дали на выбор трёх разных героев. К тому же в распоряжении Capcom было мощное аркадное железо, благодаря которому Final Fight стала одним из самых красивых битемапов своего времени.
А вот так работала цензура в англоязычных версиях
Несмотря на коммерческий успех аркадной версии и её многочисленных портов, франшизу отчего-то продолжили в формате SNES-эксклюзивов. Вторая часть, увидевшая свет в 1993-м, явно создавалась с оглядкой на Double Dragon 3 и подобно ей гоняла героев по всему земному шару. А вершиной серии, как и в случае со Streets of Rage, предсказуемо стала Final Fight 3 с её четырьмя героями, значительно усовершенствованной боёвкой и нелинейностью: в зависимости от выбранной сложности и сюжетных развилок геймера поджидали разные концовки.
На постсоветском же пространстве наибольшую известность получил вольный ремейк первой части, вышедший на NES под названием Mighty Final Fight и представивший персонажей в чиби-варианте. Игра была хороша всем, кроме отсутствия режима для двоих игроков: непростительная оплошность для заведомо компанейского развлечения.
Внешне Final Fight с трудом узнаётся в NES-версии, а вот геймплейно — очень даже
Подобно конкурентам, Capcom в ту пору не стала делать 3D-битемап по Final Fight, а вместо этого сваяла полигональный файтинг в духе Street Fighter EX. Вот только сделала она это в конце 90-х, когда на танцполе уже зажигали Tekken и Virtua Fighter, да ещё и выбрала для этого не самое мощное аркадное железо. Поэтому откровенно слабая графически и спорная в геймплейном плане Final Fight Revenge ожидаемо провалилась. А порт для Saturn, увидевший свет в 2000-м, казался настоящей издёвкой: к тому моменту про консоль все дружно забыли даже на родине.
В наступившем XXI веке энтузиазма Capcom, к сожалению, хватило ровно на две игры: порт аркадной Final Fight на GBA и трёхмерный битемап Final Fight Streetwise для PS2 и Xbox. За те годы, что сериал томился в ящике, полигональные представители жанра вымерли, толком не успев выстрелить. Зато они заложили основу для слэшеров, на фоне которых вышедшая в 2006-м Streetwise смотрелась настоящим динозавром во всём, начиная от графики и заканчивая геймплеем.
К несчастью для фанатов, время показало, что Capcom совершенно не заинтересована в выпуске продолжений — лишь в бесконечных переизданиях первой части на множестве платформ. Правда, недавняя утечка данных указывает на существование ремейка оригинальной Final Fight, готовящегося к релизу в 2024-м. Хочется верить в то, что судьба обойдётся с франшизой так же великодушно, как со Streets of Rage, и разработчики смогут выдать двухмерный сиквел, достойный звания лучшей части. Тем более, что игр, эксплуатирующих эстетику боевиков из видеосалонов, почти не осталось — на таком безрыбье привлечь внимание ностальгирующей аудитории не составит труда.

Dynamite Deka

О странной и подчас невразумительной политике Sega, которой компания придерживалась на протяжении второй половины 90-х, можно написать отдельную статью. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на выпуске сиквелов к полюбившимся хитам с Megadrive, разработчики сделали ставку на целую вереницу новых IP, которые не давали никаких гарантий на будущий успех. Поэтому вместо напрашивающейся четвёртой части Streets of Rage компания в 1996 году выпустила трёхмерный битемап Dynamite Deka. Поскольку в ту пору царил бум игр, созданных по мотивам кино и мультфильмов, в Sega решились на эдакий кликбейт и локализовали западный вариант как Die Hard Arcade. Для этого даже купили соответствующие права, а героя в англоязычной версии звали Джоном Маклейном. Вот только сюжет не имел практически ничего общего ни с одной из частей трилогии. Да и расправляться с врагами приходилось преимущественно руками и ногами, хотя огнестрельное оружие тоже встречалось.
Вы видите здесь старину Уиллиса? А это он. Смотрите не перепутайте
Впрочем, всё это формальности. На деле придраться можно было только к непомерно малой даже по меркам битемапов продолжительности игры: Dynamite Deka проходилась буквально за полчаса. Но это при условии, что в карманах хватало четвертаков или за автоматом стоял прожжённый знаток жанра: сложность разработчики выкрутили на полную. В вышедшей год спустя версии для Saturn даже присутствовал порт классической аркады Deep Scan, успех в которой сулил дополнительные кредиты. В остальном же игра вышла отличной: высокая динамика боёв вкупе с постоянно меняющимися декорациями и врагами сделали свое дело. Здесь даже QTE появились задолго до того, как Shenmue популяризировала эту механику.
В конце 90-х на Dreamcast вышел сиквел Dynamite Deka, портированный с автоматов. К сожалению, малая продолжительность так и осталась неизменной: в Sega поленились отойти от аркадных рудиментов и добавить новый контент в домашнюю версию. Но в остальном это была всё та же первая часть, только более красивая и динамичная. Отметим, что в этот раз осознавшие свою ошибку пиарщики не стали примазываться к Маклейну и переименовали западную версию в Dynamite Cop.
Ну разве так можно с дамой?
Последняя часть серии в лице Dynamite Deka EX: Asian Dynamite вышла аж в 2006-м и только на аркадах. Единственным её значимым отличием от предшественниц стал сеттинг, выдержанный в азиатском стиле. Однако из-за отсутствия портов, устаревшей графики и застрявшего в прошлом геймплея игра прошла практически незамеченной — тем, кто всё же захочет к ней приобщиться, сейчас помогут эмуляторы.
Подобно Capcom, Sega не раз переиздавала свои классические хиты, но в основном лишь времён Megadrive. Хотя ремастер трилогии или даже банальные порты прекрасно пришлись бы ко двору — особенно если учесть, что трёхмерных битемапов в индустрии кот наплакал, а из тех, что добрались до прилавков, Dynamite Deka определенно был и остаётся самым задорным.
Хотя жанр очень редко напоминал о себе за последние двадцать лет, стремительно развившаяся за минувшие годы эму-сцена открыла фанатам битемапов новые возможности. Всё-таки довольно большой процент игр в свое время миновал домашние платформы, поэтому наверстать упущенное не поздно и сейчас.
Другое дело, что такая экзотика придётся по душе не всем, да и возиться с настройками эмуляторов, пытаясь оградить себя от багов, торможений и прочих прелестей, — тоже такое себе удовольствие. К счастью, шансы того, что старые обладатели франшиз или новые разработчики возьмут курс на возрождение позабытой всеми классики, растут день ото дня. А какой битемап, на ваш взгляд, больше всего заслуживает триумфального возвращения?
Хотите скрыть партнерские блоки? Авторизуйтесь и читайте материалы не отвлекаясь.
Комментарии
Загрузка комментариев