05 ноября 2003
Обновлено 17.05.2023

Цифровые покемоны

Цифровые покемоны - изображение обложка
Цифровые покемоны - фото 1

Rover PC
Как только ощущения от ласкания руками, изящных пассов стилусом и приятного оттягивания кармана продлятся хотя бы дня два, новенький карманный компьютер (КПК) станет ласково именоваться “шайтан-машинкой”. Лежащий в кармане миниатюрный и высокотехнологичный до краев прямоугольничек с экраном сулит владельцу счастье технократа. Но все его байты от лукавого. Для начала этот цифровой монстрик примется будить вас по утрам писком встроенного динамика, при этом надежно запрятав функцию отключения будильника в недра интерфейса. Он заставит вас нервничать и суетиться, педантично напоминая о каждой незначительной встрече, и отравит лучший выходной, ультимативным тоном сообщив о бесконечной череде запланированных на понедельник дел. Вынудит ради мнимой последовательности выкинуть из рюкзака все блокноты, записные книжки и ежедневники в пользу собственной адресной книги и экранной клавиатуры. Но все это по сути мелочь по сравнению с чудовищным, неистребимым злом, сокрытым в каждом карманном компьютере. Искушение — это демон, способный разрушить карьеру, семью и саму человеческую цивилизацию. Достаточно из любопытства поставить одну-другую скачанную из Сети программу, и вот вы уже целыми днями пролеживаете на диване в позе моллюска. Все происходящее в пределах квартиры волнует вас так же, как и в те славные времена, когда на давно позабытом “большом” компьютере вы проходили очередных “Героев”. Нити, связывающие бренный разум с реальностью, рвутся, как колготки на сумоисте… Любимые книги теряют свой бумажный материализм, уступая место электронным штрейкбрехерам из библиотеки Мошкова. Резко возросшие в числе смс-ки отныне разгребаются не просто так, но дятлообразным тыканием по экрану. Все пульты дистанционного управления дружно идут в отставку, а вся домашняя бытовая техника подчиняется отныне только инфракрасному порту вашего “ручного приятеля”. Я что-то забыл? Ах да, на них можно еще и играться! Причем так, что наделенный сокрушительной мощью настольный РС, собранный специально под Doom III , минимум несколько недель будет казаться вам неуклюжей железной дурой, которая для своей основной функции — установки софта на карманный компьютер — занимает непростительно много места на столе. Последний, впрочем, тоже непонятно зачем существует. Изначально игры, конечно, совершенно не планировались как основное и самое кассовое применение карманных компьютеров. На многих вполне удачных PDA (к примеру, серии Casio Pocket Viewer ) вообще не запустишь игры сложнее каких-нибудь крестиконоликов, а в папке “игры” в Windows CE 3.0 нет даже культовейшего “Сапера” — один лишь старомодный “Пасьянс”. Вообще-то карманное устройство с разрешением 320х240 точек, четырьмя-пятью кнопками и пластмассовым пером предназначено для того, чтобы построить заплутавших в своих графиках, непунктуальных, невысыпающихся и просто ленивых бизнесменов, — и потому совершенно для игр не подходит и подходить не должно. Игрушки стали “побочным эффектом” именно того факта, что карманный ПК обладает производительностью, превышающей потребности программы-ежедневника и простейшего калькулятора. Сначала старания энтузиастов-одиночек, создающих трогательные поделки, потом робкие начинания софтверных фирм, затем официальный Developer’s Kit для разработки игр от компании-производителя операционной системы — и вот на КПК расцветает сад оригинальных игрушек, а также перенесенных с других портативных платформ и даже со “взрослых” компьютеров.

Цифровые покемоны - фото 2

Rover PC
Нынешний рынок КПК, предлагая богатый выбор несовместимых между собой платформ, одновременно склонен к унификации. Помните слоган “При всем богатстве выбора другой альтернативы нет”? Примерно то же и здесь. Компания Psion в свое время производила замечательные, во всех отношениях перспективные КПК с клавиатурой. По оценкам экспертов, платформа имела реальные шансы на успех, но Psion еще три года назад заявила о сворачивании производства индивидуальных “карманников”. Компания переориентировалась на так называемый “промышленный сектор”, и сейчас разработки Psion можно встретить в новой линейке сотовых телефонов NOKIA Series 60. Процветавшие до определенного момента “Палмы” протормозили с развитием мультимедиа-возможностей и только теперь начинают догонять конкурентов верхом на последних ультрамодных разработках серии Palm Tungsten и стильных, но неумеренно дорогих альтернативных моделях от Sony. На правах призрака коммунизма существует класс устройств с операционной системой Linux , вроде раритетного Sharp Zaurus. Потенциально интересные решения для игровых приложений — однако пока ничем, кроме “близких” перспектив, похвастаться не могут. Таким образом, сегодня самым востребованным “мейнстримом” стали КПК на платформе PocketPC 2002 , производством которых не брезгует заниматься ни один компьютерный вендор (в данном случае — производитель оборудования: Dell , Compaq , ViewSonic , Fujitsu , Toshiba и т.д.). Повторяется изначальная концепция развития IBM PC -совместимой платформы: множество компьютеров от сторонних производителей объединены единой аппаратно-программной базой. Как правило, это процессоры от Intel : StrongARM 206 МГц и XScale 400 МГц и операционная система Microsoft Windows CE. При этом модели одного класса могут отличаться друг от друга определенным набором фишек и нюансов, которые и определяют выбор пользователя в пользу той или иной модели. Pocket PC — не самые компактные из карманных персоналок. Они прожорливы из-за обязательного цветного экрана и обременены сомнительного удобства интерфейсом. Зачастую их называют “глючными”, ибо наследство Microsoft не спрятать за холстиной с нарисованным очагом. Но все равно, они — лучшие, и в том числе лучшие именно для игр. Все КПК (и Pocket PC в том числе) выявляют ряд серьезных недостатков при сравнении их с такими карманными “авторитетами”, как GameBoyGameBoy Advance. Прежде всего по субъективным впечатлениям, которые нельзя измерить числами, но легко охарактеризовать словами вроде “экспириенс” и “драйв”. Так, расположение основных кнопок на большинстве PocketPC — крестовина посередине и по две кнопки по бокам — менее удобно при скоростном геймплее, чем органы управления “Геймбоя”. Плюс к тому, сами кнопки обычно проектируются для работы в качестве горячих клавиш. То есть предполагается, что нажиматься они будут неспешно и относительно редко. Потому механизм зачастую просто не срабатывает при быстрых и резких нажатиях. Главный же параметр, по которому КПК безоговорочно проигрывают портативным консолям, — это время автономной работы. В свою очередь, братство “геймбоев” бессильно во всех других областях, кроме непосредственно игр из своего огорода. Для сравнения: на одном и том же КПК можно запустить эмуляцию GameBoy , Sega MegaDrive и даже Super Nintendo. Учтем также фунциклирование в режиме аудио/видеоплеера и дополнительные интернет-возможности. Может ваша консолька нечто подобное?

Цифровые покемоны - фото 3

Marble Worlds
До тех времен, когда карманные монстры стали стремительно нагонять больших настольных братьев, первые поколения КПК обходились нехитрыми логическими играми, головоломками и простенькими платформенными аркадами. С пышным развитием мультимедиа-прелестей, дарованных Pocket PC , эти “духовно богатые” жанры обрели прелестную оболочку. Вот замечательная игра Marble Worlds. Одушевленный и полный энергии красный шарик скачет в поисках изумрудов по уровням-платформам, уровням-садам, уровням-водопадам. Местный ландшафт — рай для какого-нибудь отдельно взятого роллера-экстремала. Тут тебе и горки, и ямы, и рампы, и трамплины, и крутейшие спуски — изобилие ловушек бесконечно. Напоминает одну старую детскую игрушку — закрытая стеклянным колпаком площадка с дорожкой-лабиринтом, по которой, аккуратно наклоняя площадку руками и минуя дырки-ловушки, надо было провести металлический шарик. Очень похоже по ощущениям и столь же сложно. Но, черт возьми, увлекательно и азартно. Тщательно отрисованный трехмерный мир натурально завораживает.

Цифровые покемоны - фото 4

Crypt Quest
Более похожа на классическую мозгодробилку игра Crypt Quest. Нелепый, но симпатичный зверек должен выбраться из подземелья, продвигаясь по тоннелям при помощи подручных предметов. При этом сам он умеет только одно — боком передвигать предметы (по одному за один раз). В условиях узости коридоров, обилия препятствий и скудности подручных средств — задача отнюдь не тривиальная. Организм, страдающий дефицитом нервных клеток, начинает в исступлении биться головой о тщедушный экранчик КПК уже на тринадцатом уровне. Но завлекает, поверьте, до безумия, и каждый новый уровень может стать неэротической причиной для очередной бессонной ночи.

Цифровые покемоны - фото 5

Snails
Утром, отправляясь в подземке на работу или учебу, вы имеете шанс обеспечить себе потрясающий отдых с игрой Snails. В главных ролях этой уникальной рукоблудной забавы выступают улитки-милитаристы, а основой геймплея послужил знаменитый PC-проект Worms (“Червяки”) от конторы Team 17. Улитки таскают на панцирях несколько менее обильный и выразительный арсенал вооружения, передвигаются не совсем так, как их коллеги-червяки, ведут себя чуть хамовато и иногда спотыкаются о глюки программного кода. Но — это все равно неизменно симпатичная развлекуха, помогающая скоротать время и поднять настроение. Помимо всего прочего, сия походовая “крошилка улиток” предоставляет возможность поиграть вдвоем, по очереди. Чтобы обратить какого-нибудь особо несговорчивого коллегу в вашу КПК-веру, достаточно пригласить его на партию в Snails.

Цифровые покемоны - фото 6

Doom
Комплекс неполноценности, преследовавший малогабаритные экранчики КПК, был раз и навсегда устранен после портирования на платформу PocketPC игры Doom. Точнейшая, за исключением нюансов экрана и управления, копия: убедительные графика и звук, элементарное и вполне применимое управление — все это создало праздник тем, для кого бессмертно имя “Ромеро”. Игра любопытна в том числе и как демонстрация технологий, реализуемых средствами карманных платформ. Сейчас, конечно, такой проект уже не может считаться феноменальным по масштабу и графическим изыскам. Ныне при росте мобильных частот и появлении нового вида карманных 3D ­ускорителей к “карманному “Думу”” присоединились такие эпохальные экшены, как Quake/Quake 2Wolfenstein 3D. Пусть пока сырые и неотлаженные, но реально работающие проекты, чей триумф не за горами. С коммерческим статусом всех этих игр складывается интересная ситуация. Pocket PC изначально позиционировалась как самая капиталистическая система для деловых карманных компьютеров. В нее вкладывались существенные деньги, и процент платного софта в итоге получился значительно выше, чем для других КПК-платформ. Так что подавляющее большинство серьезных игр, которые стоили сколько-нибудь весомых усилий, распространяется на платной основе. За Marble Worlds просят денег; авторы Snails предлагают бесплатно лишь демо-версию, где отсутствует режим одиночной игры и существенно сокращен выбор оружия. Уголок “вареза” (пиратского программного обеспечения) при этом малоразвит по сравнению с программами для “настольной” Windows. Единственный плюс в том, что при небольших размерах программ пиратскую копию (если найдете ее в Сети) загрузить гораздо легче. На многообразных софтовых архивах для КПК, вроде www.winceware.ru, www.handago.com (крупный, но излишне мажорный сайт: большинство программ здесь — shareware ), а также посвященных КПК-играм www.pocketmatrix.com **и **www.4pockets.com вас ждут в несметном количестве талантливые и не очень римейки диггеров, тетрисов и всяких арканоидов. На последнем сайте доступна даже актуальная игра Iraq Wars : комичные битвы танков понятно в какой местности.

Цифровые покемоны - фото 7

Одним из самых спорных в плане легальности классов программного обеспечения были и остаются эмуляторы игровых консолей. Pocket PC — мощная платформа, в теории способная эмулировать любые игровые системы от ZX Spectrum до Super Nintendo включительно. Последняя ввиду своих многочисленных игровых достоинств особо интересна. Увы, из-за специфики процесса как такового даже с hi-end процессором 400 МГц XScale пока нельзя рассчитывать более чем на 10-15 fps. Но даже их хватает для понимания того факта, что счастье есть. Легендарная Final Fantasy 5 для SNES все так же бодра, весела и увлекательна, как много лет назад. И ее геймплей, поверьте пострадавшему, все так же способен отъесть у вашей жизни несколько десятков замечательных человеко-часов. Весь этот арсенал популярных игр для Pocket PC был успешно опробован нами на двух карманных зверушках от компании RoverRover PC P5Rover PC P3. Оба произведены в России и, соответственно, позиционируются как недорогая и “родная” альтернатива привычным брэндам. Оба достаточно мощны, хотя и не дотягивают до сегодняшнего hi-end уровня. Однако 206 МГц StrongArm у P5200 МГц XScale у P3 вполне хватает для ощущения комфорта. 36 Мб памяти у P3 по сравнению с 64 -мя у старшего брата, вообще говоря, маловато, однако этот недочет компенсируется скромной ценой и возможностью применения дополнительных карточек памяти стандартов Secure Digital. P5 , помимо этого, оборудован интерфейсом Compact Flash Type II. Несколько больше в итоге понравилась младшая модель P3 : она гораздо компактнее, симпатичнее и, главное, удобнее задизайнена. Обладает чуть более ярким дисплеем и заметно дольше работает от аккумулятора. P5 круче в вопросах функциональности, но, увы, играть на ней чуть труднее из-за маленьких и щупленьких кнопок, а также неудобной крестовины. С другой стороны, именно P5 оказывается пристойным рабочим осликом за разумные деньги, предлагая и солидные характеристики, и два слота расширения, что зачастую немаловажно. Вдобавок мы имели счастье испытать два модных аксессуара, которые устанавливаются в Compact Flash слот модели P5 : миниатюрную цифровую камеру i-ViewerBluetooth -адаптер от Anycom. Из первой выйдет забавная сверкающая погремушка с зумом, способная запечатлеть прекрасное мгновенье. Как вариант — при некотором старании в “Контакты” можно занести фото всех симпатичных вам девчонок (мальчишек?). Или записать скромного размера видеоролик на память об особо важном событии. Bluetooth -адаптер — чистый шик. Обеспечивает беспроводную связь со скоростью 11 Мбит/сек на расстоянии 10 метров. Однозначно полезная вещь для связи КПК с современным сотовым телефоном стандарта GPRS. На практике это означает, что вы можете выходить в Сеть через PDA , даже не доставая мобилу из кармана. Bluetooth также может использоваться для синхронизации с компьютером или ноутбуком (кому нужны провода?). В скором будущем ожидается новое поколение игровых программ, позволяющих соединять несколько КПК в Bluetooth -сеть. Мечта о мультиплеерной партии в Pocket Quake со дня на день обещает стать объективной реальностью. Момент появления КПК Rover PC из коробочной тьмы на свет божий был обозначен шумом отодвигаемых кресел, роняемых кофейных стаканчиков и топотом ног. Добрая половина журнального штата повскакивала с насиженных рабочих мест и устремилась в тестовую лабораторию. Коллеги отнимали перья, путали настройки и увлеченно пыхтели над первыми установленными играми. Когда же совместными усилиями железячников был наведен порядок, а КПК были изъяты и переданы в мои компетентные руки, еще половина из присутствующих резко сменила свои потребительские планы на новые мобильники и цифровые фотоаппараты в пользу КПК. Компьютеры? Ноутбуки? Поверьте, это все уже не в моде. Удовольствие должно умещаться на ладони. Воистину так.Благодарим группу компаний “Электон” ( www.top-20.ru ) за предоставленные на тестирование карманные компьютеры RoverPC P3 и RoverPC P5 .

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь