Во славу Палача: топ-10 игр в стиле Doom

15 мая 2025 года на PlayStation 5, Xbox Series X|S и PC вышла DOOM: The Dark Ages — брутальное сказание о Палаче Рока и его ярости, раскрывающее предысторию DOOM (2016) и DOOM Eternal. Критики и игроки приняли игру тепло, отметив её мрачную атмосферу, стремительный темп и кровавую зрелищность. DOOM стал культовым благодаря бескомпромиссной подаче, сочетанию адреналинового геймплея с тяжёлым металлом и запоминающимся визуальным стилем, который не стареет со временем. Оригинальность серии заключается в чистом, почти первобытном удовольствии от уничтожения врагов под аккомпанемент лютого саунда без лишних остановок. Эта подборка создана для тех, кто жаждет продолжить бой в играх, пропитанных духом олдскульной динамики DOOM в сочетании с безжалостным экшеном.
Бумершутеры — поджанр шутеров от первого лица, в котором приоритет отдан высокой скорости, агрессивному темпу и полному контролю над боем. В противоположность современным реалистичным и кинематографичным экшенам, здесь сражения построены так, чтобы игрок постоянно уклонялся от вражеских снарядов вместо того, чтобы полагаться на укрытия. Герой вынослив, противостоит натиску целых орд врагов и свободно переключается между всем доступным арсеналом. Такие игры часто используют олдскульную визуальную стилистику, упрощённую подачу сюжета и уровни, наполненные секретами и ресурсами.
Prodeus — PC, PlayStation, Xbox Series, Switch
Prodeus — игра, искусно переосмысляющая принципы классических шутеров через призму современных технологий. Вместо попытки деконструкции жанра, она бережно следует проверенной формуле: стремительный темп, мясные перестрелки и секреты на картах, наполненных полезными ресурсами и уникальным оружием. Визуальный стиль сочетает хардкорную эстетику ретро-игр с современными эффектами освещения и анимации, сохраняя знакомые элементы, но в обновлённой визуальной подаче.
Prodeus предлагает широкие возможности настройки игрового процесса, позволяя отключать ретро-спрайты врагов, убирать интерфейс шлема, изменять масштаб интерфейса и даже включить MIDI-саундтрек для аутентичного звучания. При этом игра выделяется отличной оптимизацией: даже на слабых ПК она демонстрирует стабильную производительность. Оружия имеют альтернативный режим стрельбы, детально проработанное художественное оформление и потрясающий звуковой дизайн от оглушительных выстрелов до щелчков перезарядки. В 2025 году игра остаётся актуальной благодаря встроенному редактору карт и живому сообществу: сотни пользовательских кампаний, новых уровней и модификаций продолжают подогревать интерес к проекту и по сегодняшний день.
Warhammer 40,000: Boltgun — PC, PlayStation, Xbox Series, Switch
Дух классических шутеров и насыщенный сеттинг вселенной Warhammer 40K создают уникальную атмосферу, погружая игрока в мир жестоких и эпических битв. В центре повествования Warhammer 40,000: Boltgun — космодесантник, который, как и в культовой серии от id Software, становится агрессивным героем, уничтожающим орды врагов, демонстрируя свою невероятную мощь и стойкость. В обеих играх основное внимание уделяется быстрому темпу и доминированию силы над злом, где каждое оружие, как тяжёлый болтер, воплощает разрушение и мощь. Силу игрока проверяют не только многочисленные противники, но и могущественные боссы, как и в Doom, становящиеся кульминацией боевых сражений.
Спустя несколько лет после событий Warhammer 40 000: Space Marine, мир-кузница Грайя наполнена ордами еретиков и демонов, которых вы, будучи ветераном Ультрамаринов, крошите любым оружием — будь то цепной меч или тяжёлый болтер. Динамичные волны врагов, вертикальные уровни поздних глав и аутентичный арсенал погружают в безумие боя, где скорость и агрессия заменяют тактику. Здесь чувствуются и страсть к жанру, и уважение к первоисточнику. Даже сегодня игра остаётся востребованной благодаря характерному сеттингу Warhammer 40K, который создаёт уникальную атмосферу вселенной.
POSTAL: Brain Damaged — PC, PlayStation, Xbox Series, Switch
Если DOOM — это священная молитва божествам храма насилия, то Postal: Brain Damaged — похабный анекдот, который кричат в той же церкви, стреляя из гранатомёта в священника. Игра не пытается быть глубокой: её цель — вломиться в ваш мозг с ноги, испачкать стены разными выделениями и оставить гильзы в качестве сувенира. Смелый эксперимент польских разработчиков подарил нам Postal: Brain Damaged — взрывной сплав ностальгии по бумер-шутерам и фирменного чёрного юмора серии. Здесь есть всё, за что мы любим DOOM: бешеный темп боёв, разнообразие врагов и оружейный арсенал, способный уничтожить небольшую планету. Вместе со всем этим нога в ногу шагает щедрая порция абсурда.
Игра высмеивает жанр на каждом шагу: сюжет погружает в бредовый сон Чувака, где реальность переплетена с кошмарами, саундтрек меняется в зависимости от окружения, создавая нужную атмосферу, а вместо пафосных монологов — туалетный юмор и оружие вроде котопульты, стреляющей котами. Вы прорываетесь через психоделические ландшафты сознания Чувака – яркие пригороды сменяются мексиканской границей, объединённой с высадкой в Нормандии. Геймплей как хаос в чистом виде: игроки всё ещё могут извергать содержимое мочевого пузыря, поджигая или замораживая врагов своей уриной, а дробовик с крюком позволяет притягиваться к врагам, дополняя мобильность героя. Юмор балансирует между остроумной пошлостью и гротескной непредсказуемостью. Безумие POSTAL не стареет, а абсурдность сюжета и геймплея остаются эталоном чёрной комедии в жанре.
Mullet Madjack — PC, Xbox
Mullet MadJack — это взрывной сплав классического аниме и адреналинового экшена, переосмысливающий формулу бумер-шутеров при помощи футуристического безумия. Если в Doom безудержный темп – одна из составляющих, то здесь он становится главным компонентом: вы мчитесь по процедурно сгенерированным этажам, уничтожая орды роботов, где каждая секунда промедления грозит гибелью. У вас есть всего десять секунд на уровень, и единственный способ продлить свою жизнь – отнимать чужую. Каждое убийство добавляет драгоценные секунды. Выживание — это непрерывная бойня, подпитываемая дофамином от хедшотов. Визуал в духе аниме 90-х и синтвейв-саундтрек добавляют Mullet Madjack ностальгический привкус и атмосферу киберпанка.
Игра предлагает дерзкий взгляд на жанр бумер-шутеров, удивляя нестандартными геймдизайнерскими решениями и сумасшедшей динамикой. Каждая деталь здесь кричит о стиле: от неонового окружения до выразительного дизайна врагов. Арсенал оружия радует не только разнообразием, но и возможностью модификации. После каждого уровня игрок получает бонусы, которые можно потратить как на улучшение пушек, так и на усиление самого героя. Такой подход добавляет тактической глубины, сохраняя при этом быстрый темп. Благодаря стремительному геймплею игра не успевает наскучить. Её легко пройти за вечер, но ради драйва, стилистики и адреналина в неё хочется возвращаться снова.
CULTIC — PC
Нашим личным фаворитом данной подборки стал Cultic. Проект, созданный одним разработчиком при поддержке легендарного издателя 3D Realms, пропитан страстью к жанру в каждой детали: от визуала, стилизованного под ретро-шутеры с их грубой пиксельной эстетикой, до густой атмосферы хоррора, в которой завывание ветра в темноте и шёпот незримых угроз звучат как предупреждение о надвигающейся угрозе. Дизайн врагов и боссов вызывает отдельный трепет. На ум сразу приходят культисты в окровавленных рясах и финальный босс игры, чей облик балансирует между биокошмаром и сюрреалистичным ужасом. Разработчик черпал вдохновение из культовых хитов вроде Blood с её мрачной готикой и Resident Evil 4.
Сюжет игры разворачивается в 1963 году: расследуя серию жестоких убийств в провинциальном городке, детектив оказывается втянутым в кошмар, устроенным сектой. И единственным путём к спасению оказывается самая простая и ясная тропа — сражение. Врагов можно не только расстреливать, но и подрывать с помощью динамита. Арсенал, от револьверов до огнемётов, поддаётся улучшению, позволяя увеличить урон и скорость перезарядки. Благодаря современному рендерингу игра переосмысляет ретро-эстетику, художественный стиль усилен динамическим освещением и густым туманом, который скрывает затаившиеся ужасы. Остаётся актуальным Cultic в 2025 году не только из-за атмосферы, но и благодаря планам разработчика: во втором квартале этого года ожидается выход второй главы.
Metal: Hellsinger — PC, PlayStation, Xbox
Если в классических шутерах темп задаёт сам игрок, то Metal: Hellsinger переворачивает правило: здесь нужно подчиниться ритму. Игра объединяет агрессию бумер-шутеров с механикой ритм-экшена, заставляя стрелять, рубить и уворачиваться строго в такт тяжёлому металлу. Уничтожение легионов демонов поначалу может сбивать с толку из-за необычной ритм-механики, но стоит только освоиться, как игра раскрывается новыми красками: чем точнее вы следуете ритму, тем выше множитель счёта и тем мощнее становится саундтрек. На максимальной отметке множителя в композиции вступает вокал – и в этот момент уровень буквально взрывается огненными фонтанами и звуковой яростью. За музыкальное сопровождение здесь отвечают звёзды метал-сцены: Серж Танкян (System of a Down), Алисса Уайт-Глаз (Arch Enemy), Мэтт Хифи (Trivium) и другие. Их голоса становятся боевым кличем, под который не хочется останавливаться ни на секунду.
В Metal: Hellsinger безымянная душа, лишённая памяти, голоса и своей «песни» в аду, отправляется на путь возмездия, чтобы с помощью ритма вселенной преодолеть Врата Страдания, победить демонических владык и вернуть собственный голос. Проводником её ярости становится закадровый рассказчик в исполнении Троя Бэйкера. Каждое столкновение с врагами наращивает не только темп музыки, но и шкалу ярости, позволяющую активировать ультимативную способность: разрушительную волну, сносящую всё на своём пути. Визуально и геймплейно Metal: Hellsinger остаётся уникальным проектом, аналогов в жанре которому практически нет. Пожалуй, за исключением BPM: Bullets Per Minute. В 2025 году игра по-прежнему цепляет не только необычным сочетанием жанров, но и тем, как точно она передаёт эмоции через музыку, превращая каждую схватку в яростную симфонию освобождения.
Forgive me father — PC, PlayStation, Xbox, Switch
Гнев, ненависть и лёгкая толика безумия — если для классического думгая эти черты становятся частью его сущности с первых минут, то герой Forgive Me Father лишь постепенно погружается во мрак, накапливая безумие с каждым уничтоженным чудовищем. Эта шкала выступает выразительной особенностью повествования, позволяющей глубже прочувствовать и атмосферу, и прогресс персонажа. Чем выше показатель, тем больнее стреляет и меньше получает урона сам герой. Подобно классике жанра, здесь царят тяжёлый металлический саундтрек, резкие стрейфы, внезапные волны врагов и акцент на реакцию и точность. Каждый выстрел и каждое уклонение пропитаны духом старой школы. Но при этом визуальный стиль в духе комиксов и лавкрафтовских ужасов придают Forgive Me Father мрачную айдентику.
В роли священника или журналистки вам необходимо пройти через умирающий город, искажённый безумием и порождениями неведомого ужаса. Простая на первый взгляд история раскрывается через найденные записки, окружение и постепенное погружение героя в бездну, где границы между реальностью и кошмаром стираются. Помимо классического огнестрельного арсенала, игрок может использовать мощные способности, придающие боям дополнительную тактическую гибкость. Патроны здесь заканчиваются быстро, и игра поощряет постоянную смену оружия, не давая зациклиться на одном стиле.
DUSK — PC, PlayStation, Switch
С первых секунд DUSK отсылает к золотой эпохе шутеров: герой просыпается в тёмном подвале с парой ржавых серпов и сразу оказывается в гуще кровавого безумия. Игра ловко комбинирует атмосферу Quake, Doom и Blood с собственным стилем: резкие стрейфы, прыжки, сокрушающий импакт от оружия и мгновенный отклик управления. Атмосферу усиливает графика, намеренно грубая и минималистичная, но при этом создающая тревожное настроение. Композиции и звуковые эффекты, записанные Эндрю Халшалтом, известным также по Brutal Doom, звучат как механическое безумие, идеально подчеркивающее напряжение каждого сражения. DUSK не просто возвращает нас к играм 90-х, он напоминает, за что мы их полюбили.
Хоть DUSK и не делает ставку на глубокий сюжет, его мир полон отсылок к классическим хоррорам, триллерам и проектов прошлого века. Предоставленная редкая для жанра свобода допускает возможность пройти уровень, практически никого не убив. Также в игре нашлось место неожиданной иммерсивности, благодаря которой появляется возможность проходить локации креативным путем. От выстрела до выстрела геймплей подкидывает способы импровизировать: окружение можно использовать в свою пользу, а разбросанные по уровням усиления делают каждый бой немного более динамичным. DUSK возвращает жанру свободу и дерзость, давно утраченную в погоне за кинематографичностью.
Turbo Overkill — PC, PlayStation, Xbox, Switch
«Скорость ни разу никого не убила. Внезапная остановка, вот что убивает», — говорил Джереми Кларксон. И он оказался чертовски прав. В Turbo Overkill, пока вы скользите с бензопилой на вашей ноге или используете временное усиление по типу силового кулака, персонаж остаётся неуязвимым. Передвижение здесь обретает особенный статус: крюк-кошка, двойные рывки, бег по стенам – всё работает на один ритм, не позволяя остановиться ни на секунду. Вдохновлённые DOOM (2016) и DOOM Eternal, добивания еле дышащих врагов не просто эффектны, они возвращают здоровье и броню, превращая агрессивный стиль прохождения в залог выживания. Turbo Overkill — это не шутер о скорости, это шутер, в котором скорость — ваша единственная защита.
В Turbo Overkill кибернетически улучшенный охотник Джонни Турбо возвращается в родной город Парадиз, чтобы искоренить захвативший его продвинутый искусственный интеллект. В арсенале — более 15 видов оружия с альтернативными режимами стрельбы, а также временные усиления, которые дают кратковременное преимущество в бою. Постоянные улучшения тела и система аугментаций позволяют гибко формировать билд под свой стиль игры, будь то тотальное наступление или мобильный контроль поля боя. Вплоть до сегодняшнего дня игра остаётся ярким образцом хардкорного нео-шутера. За динамичные фразы напарника Джонни, Сэма, отвечает Джон Сент-Джон — голос самого Дюка Нюкема, а бешеный темп и плотный экшен не теряют актуальности даже спустя годы.
VLADiK BRUTAL — PC
Вишенкой на торте этой подборки стала отечественная игра, созданная одним разработчиком — VLADiK BRUTAL, вдохновлённая Brutal Doom и отсылающую одновременно к Half-Life 2 и эстетике восточноевропейских реалий. Вместо футуристических арен — панельные кварталы, обшарпанные подъезды, гаражи и постсоветские улицы. Вместо демонов и киберзомби — мутанты, бойцы спецслужб и чипированные граждане. Однако основа геймплея узнаваема для любого поклонника DOOM: высокий темп, мясные перестрелки, динамика движения и постоянная смена оружия. Атмосфера усилена мрачной индустриальной палитрой и минималистичной озвучкой, подчеркивающей гнетущий контраст между гротеском и реальностью.
VLADiK BRUTAL предлагает впечатляющее многообразие вооружения – от старого ружья до экспериментальных пушек, каждая из которых обладает ощутимым импактом. Уровни варьируются от угрюмых подвалов и промзон до мрачных окраин, затянутых постсоветской серостью. Стоит поиграть в игру хотя бы потому что проект, создавался на протяжении четырёх лет одним человеком и показал как персональное видение автора может превратиться в независимый шутер с олдскульным настроением и современным дерзким характером.
Мобильные шутеры, похожие на DOOM
Если же вы предпочитаете мобильный гейминг, то и здесь найдётся немало достойных шутеров и лаунчеров, способных подарить насыщенные и динамичные сражения прямо на экране вашего смартфона. Вот несколько проектов, которые стоит попробовать:
Gunfire Reborn
Мобильный рогалик-шутер с элементами RPG, где каждый забег уникален благодаря случайно генерируемым уровням и разнообразному арсеналу оружия. Игра поддерживает как одиночный режим, так и кооператив до трёх игроков.

321 Shootout
Динамичный арена-шутер от первого лица для Android и iOS, созданный с акцентом на высокую скорость и хардкорный геймплей. Игра предлагает сражения с волнами противников, разнообразный арсенал оружия и уровни, варьирующиеся от мрачных космических станций до отдалённых планетных поверхностей.
Delta Touch
Это не игра, но мощный и гибкий лаунчер для Android, объединяющий в себе девять различных портов движка Doom, включая GZDoom, LZDoom, Zandronum, Chocolate Doom, PrBoom+, Doom Retro, Crispy Doom, Doom64 EX Plus и Dhewm3 (для Doom 3). Он позволяет запускать оригинальные игры серии Doom, а также тысячи пользовательских модификаций и уровней прямо на вашем мобильном устройстве.
Shadowgun Legends
Динамичный мобильный шутер от первого лица с элементами RPG и MMO, разработанный студией Madfinger Games. Игра предлагает богатый контент, включая одиночную кампанию, кооперативные миссии и разнообразные PvP-режимы.

На платформе Roblox мобильные игроки также найдут проекты, вдохновлённые Doom и классическими шутерами. Фанатская серия RooM и её продолжение RooM 2 воссоздают аренный геймплей с мрачной ретро-стилистикой и поддержкой сенсорного управления. Кроме того, доступны любительские версии DOOM Eternal, адаптированные под возможности Roblox. Такие игры не только воспроизводят дух оригинала, но и позволяют почувствовать драйв старой школы даже на смартфоне. В сочетании с проектами вроде Delta Touch, Gunfire Reborn или 321 Shootout это доказывает, что мобильный DOOM-экспириенс — больше не компромисс, а полноценная альтернатива.
Заключение
Жанр олдскульных шутеров не просто жив — он вновь в отличной форме, агрессивен и бодр, как никогда. Сегодня он обретает новые обличья, экспериментирует с ритмом, визуальным стилем, нарративом, но при этом не теряет своей сути: скорости, ярости и тотального контроля над боем. Эти игры не про воспоминания, а про чистую энергию, перенесённую в современные реалии. Мы видим не ностальгию ради галочки, а эволюцию идеи, заложенной в 90-х. И, похоже, этот стиль ещё долго не будет сбавлять обороты.
А какие бумер-шутеры предпочитаете вы? Делитесь в комментариях!
