Орнитозавры Континента — «Ведьмак 3» под микроскопом палеонтологии

Видеоигровая вселенная «Ведьмака», основанная на книгах Анджея Сапковского, из всех игровых фэнтези-сеттингов нередко выделяется реализмом и вниманием к деталям. Пожалуй, ни мир «Свитков», ни «Драконьей Эры» не могут похвастаться такими детально продуманными доспехами, как на местных рыцарях, или столь скрупулёзно воссозданными архитектурой и обычаями, характерными для средневековой Европы и поздних скандинавов.
Рассматривая здешнюю броню, любой знакомый с историей человек легко узнает элементы миланских или готических доспехов. Но что насчёт более фэнтезийной стороны игры — например, бестиария? Насколько реалистичен он?
В очередной раз перепроходя «Ведьмак 3: Дикая Охота», которой не так давно исполнилось десять лет, мы не могли отделаться от ощущения, что местные дракониды уж очень кого-то напоминают. Как удачно сложилось: минувшим летом проходила лекция под названием «Драконы с точки зрения палеонтологии. Почему эволюция остановилась на динозаврах»! Именно там и зародилась мысль — насколько близко к реальности переданы ящероподобные чудовища в игре. Кем или чем вдохновлялись дизайнеры?
На эти вопросы, специально для редакции «Игромания» любезно согласился ответить автор той лекции. Профессиональный палеонтолог Института Геологии и Природопользования Дальневосточного отделения РАН, руководитель клуба исторической реконструкции «Ясень», художник бренда Brennskip и директор организации «История Плюс» – Иван Юрьевич Болотский.
Так как Иван Юрьевич лично игру не проходил,мы предоставили профессору скриншоты чудовищ со всех возможных ракурсов для более детального анализа. К сожалению, в самой игровой вселенной ослизги, виверны, орнитозавры и прочие дракониды в подробностях не расписаны.

Простите, а Иван Васильевич уже сменил профессию?
Источник: видеоигра Ведьмак 3: Дикая Охота
Возможно, Геральт из Ривии или автор книги «Орнитозавры» и многое знают об этих существах, но в анализе с точки зрения реальности мы всё же будем полагаться на записи из бестиария и поведенческие особенности внутри игры. На их основе можно сделать некоторые гипотезы и провести занимательный мысленный эксперимент о дизайне и морфологии Континента Анджея Сапковского.
Передаём слово эксперту

Источник: видеоигра Ведьмак 3: Дикая Охота
Ящероподобный бестиарий в ««Ведьмак 3: Дикая Охота»», как оказалось, довольно разнообразен. Но если присмотреться внимательнее, большинство тварей собраны по одному принципу — тому же, по которому наши предки в мифах создавали драконов из частей разных животных. Как правило, это нечто динозавроподобное, к чему добавляют крылья всевозможной формы и размера. Затем начинается простор для фантазии с головой: то клюв приставят, то гребень, то рога. Видно, что авторам нужны были эффектные, грозные и опасные существа. Природа в реальном мире далеко не всегда способна удовлетворить все запросы современного геймдизайна. Человеку всегда мало.
С поведенческими особенностями сложнее — у динозавров они до сих пор остаются тайной, сокрытой в зияющей неполноте палеонтологической летописи. А тут такие химеры…
Сравнивая вымышленных существ с реальными, когда-то жившими на Земле животными, я в очередной раз поражаюсь тому, насколько изобретательны природа и эволюция. В своих проявлениях они нередко превосходят самые смелые выдумки. Надеюсь, после прочтения моих комментариев у вас появится желание познакомиться с удивительным миром динозавров поближе.
Кокатрикс, куролиск и другие орнитозавры

Кокатрикс готовится к взлёту
Источник: видеоигра Ведьмак 3: Дикая Охота
Сразу бросилось в глаза название группы — «орнитозавры». То есть, буквально, «птицеящеры». В палеонтологии же существует понятие «нептичьи динозавры» — так называют тех, кто не относится к птицам. А сами птицы, в свою очередь, являются потомками одной из групп хищных динозавров — теропод, которые хоть и были нептичьими, но могли иметь перья. В общем, та ещё путаница — не хуже, чем с орнитозаврами в «Ведьмак 3: Дикая Охота».

Птерозавр
Источник: Getty Images/AP/ShutterStock
Похоже, что к оперённым динозаврам авторы при создании куролиска, кокатрикса и прочей пернатой братии всё-таки присматривались. Тут и разные типы перьеобразных структур, и общая изящность форм. Не совсем понятна конструкция передней конечности — а точнее, её кисти. Крайний палец гипертрофирован и формирует основной размах крыла, при этом перья частично прикреплены к нему. Такая конструкция кисти характерна для птерозавров — летающих ящеров, представляющих отдельную группу, — но не для динозавров. И если за основу взят именно птерозавр, то вместо перьев должна быть перепонка.

Овираптор
Источник: Getty Images/AP/ShutterStock
Своей мордой, сложным гребнем и беззубым клювом орнитозавры, скорее всего, обязаны динозаврам из семейства овирапторид (Oviraptoridae). Ранее считалось, что в их рацион входили яйца других динозавров — отсюда и название «похитители яиц». Сейчас же предполагается, что большинство из них были растительноядными и проявляли заботу о собственных кладках. Из позднемеловых отложений Монголии известна находка овираптора на гнезде, заботливо укрывающего яйца. Попробуйте найти фотографию этого образца и представить куролиска или кокатрикса в такой же ситуации.
Источник: видеоигра Ведьмак 3: Дикая Охота
За поведенческие особенности говорить не берусь — всё это остаётся на уровне фантазий. Зато клюв этих существ не слишком похож на клюв плотоядного животного, а вот конечности выглядят весьма устрашающе. Вероятно, будь орнитозавры реальными существами, они могли бы неплохо лазать по деревьям и другим вертикальным поверхностям, а также способны были бы к планирующему полёту на короткие дистанции — как, например, микроптор (Microraptor gui) и анхиорнис (Anchiornis huxleyi), оперённые динозавры, обнаруженные в отложениях провинции Ляонин (Китай).

Microraptor gui
Источник: Getty Images/AP/ShutterStock
Если бы учёные «Ведьмака» занимались изучением происхождения и развития жизни, то орнитозавры представляли бы несомненный интерес, в качестве свидетельства эволюционного родства между птицами и пресмыкающимися. Совсем как реальные динозавры.
Виверны и королевские виверны

Виверна атакует
Источник: видеоигра Ведьмак 3: Дикая Охота
Здесь всё выглядит куда более мифологично и фэнтезийно — такой себе дракон на минималках. Если за основу действительно брали вымерших животных, то, судя по всему, взяли тело хищного динозавра-теропода (Theropoda) и заменили его передние конечности на крылья, очень похожие на крылья птерозавров. Причём теропод мог быть любым — аллозавр, тираннозавр, дромеозавр и другие представители этого грозного семейства.

T-rex
Источник: Getty Images/AP/ShutterStock
Лётные качества рассматривать смысла нет, потому что конструкция выглядит слишком тяжелой и массивной для таких маленьких крыльев. К тому же скелет перегружен массивными роговыми пластинами-остеодермами непонятного функционала (возможно, это видоизменённые остистые отростки хвостовых позвонков) торчащими из спины и верхней части черепа.
Источник: видеоигра Ведьмак 3: Дикая Охота
Интересно выглядит и челюстной аппарат. Да, безусловно, это зубы хищного животного — вот только их маловато, да и посажены они довольно странно. В отличие от орнитозавров, которые используют в охоте все конечности и клюв, здесь основное оружие — именно челюсти, как, например, у тираннозавра (Tyrannosaurus rex).
Форма когтей на задних конечностях затрудняет хватательные движения, а передние к этому вовсе не приспособлены — из-за другой функции и, почему-то, отсутствия большей части пальцев. В целом виверна выглядит как крупный хищный динозавр, которому зачем-то заменили передние конечности.
Источник: видеоигра Ведьмак 3: Дикая Охота
Королевская виверна смотрится немного поинтереснее, главным образом в силу того, что ей добавили волосяной покров. Допустим, это могут быть протоперья, как у динозавров. Например, как у кулиндадромея забайкальского (Kulindadromaeus zabaikalicus), обнаруженного в Чернышевском районе Забайкальского края.

Kulindadromaeus zabaikalicus
Источник: Getty Images/AP/ShutterStock
Василиск

Источник: видеоигра Ведьмак 3: Дикая Охота
Василиск по дизайну очень похож на орнитозавров, хотя покровных перьеобразных структур у него заметно меньше — перья есть только на крыльях. В целом он довольно массивен и покрыт крупной чешуёй, больше напоминая классическую химеру. Да ещё и ядовитую.
Ядовитые железы известны и у современных пресмыкающихся — например, у варана с острова Комодо. Ранее предполагалось, что заражение жертвы происходило из-за бактериальной среды, формировавшейся в пасти варанов из остатков пищи, застревающих между зубами. Однако относительно недавние исследования подтвердили наличие у них настоящих ядовитых желёз. Что-то подобное наверняка есть и у василиска в «Ведьмак 3: Дикая Охота». Правда, зачем тогда клюв? Сделали бы уже челюсти с ядовитыми железами — или зубы, как у кобры.
Источник: видеоигра Ведьмак 3: Дикая Охота
К слову, способность заражать жертву бактериями, размножающимися в застрявшей в зубах пище, я думаю можно смело атрибутировать ко всем тварям, рассматриваемым в этой статье. Также могли заражать своих жертв и представители знаменитейшего семейства хищных динозавров – тираннозавриды (tyrannosauridae) (Тираннозавр, Тарбозавр, Альбертозавр, Дасплетозавр, Алиорам и другие замечательные ребята).
Ослизг

Источник: видеоигра Ведьмак 3: Дикая Охота
Видно, что за основу взята та же модель, что и у виверны (см. её описание выше) — отличаются лишь игровые характеристики. Дополнительного анализа морфология этого драконида не требует.
Не совсем ясно, как он может охотиться, будучи слепым. И если обитает в пещере, то зачем ему крылья? Развитой эхолокации у пресмыкающихся нет, а мозг, судя по форме черепа, скорее всего имеет рептилийный тип строения. Больших ушей, как у летучих мышей, тоже не наблюдается — соответственно, полноценной эхолокации взяться попросту неоткуда.
Источник: видеоигра Ведьмак 3: Дикая Охота
Занятный факт:
В настольной игре «Ведьмак: Игра Воображения» 2001 года выпуска издательства Wydawnictwo MAG имеется изображение ослизга. Правда, дизайн у него заметно отличается от игрового и скорее копирует другого известного птерозавра.

Уж этого вы все узнаете
Источник: Getty Images/AP/ShutterStock
К слову, игра включала материалы, созданные на основе старого сериала по «Ведьмаку», а также рисунки Мацея Паровского и Богуслава Польха. Её сюжет был основан на книжном цикле. Хотя официального перевода на русский язык не существовало, фанатская локализация вышла в 2022 году и доступна всем желающим.
Вилохвост

Источник: видеоигра Ведьмак 3: Дикая Охота
А вот этот экземпляр действительно интересен — даже несмотря на то, что здесь снова используется модель виверны. Тем не менее, у вилохвоста есть несколько причудливых морфологических признаков и приспособлений, о которых стоит поговорить подробнее.
Первое, что бросается в глаза, — крупный, ярко выраженный черепной гребень, сразу выделяющий этого драконида среди родственных форм. Его функции не до конца ясны. Если это просто остеодермальный шип или рог, как, например, у бронированных динозавров из семейства анкилозаврид, то его предназначение, вероятно, ограничивается защитной и демонстрационной функцией. Интересно, есть ли подобный рог у самок вилохвоста?

Анкилозавр
Источник: K.L
Если гребень полый, то здесь открывается простор для гипотез. В этом случае стоит обратиться к динозаврам, доминировавшим на Земле в конце мелового периода — около 65 миллионов лет назад, — гадрозавридам (Hadrosauridae), или утконосым динозаврам.
Целая фауна этих животных обнаружена в России — в позднемеловых отложениях Приамурья (Амурская область и китайская провинция Хэйлунцзян). Одним из ярчайших представителей, к открытию и исследованию которого автор имеет непосредственное отношение, является олоротитан архаринский (Olorotitan arharensis). Форма полого черепного гребня у этих динозавров чрезвычайно разнообразна и нередко служит одним из главных признаков при определении новых родов и видов.

Olorotitan arharensis
Источник: Getty Images/AP/ShutterStock
Он мог иметь демонстрационную функцию, будучи окрашен в яркие цвета, мог быть этакой сложной трубой – органом вокализации (эксперименты с моделями полых гребней гадрозаврид известны, и звуки там получены), а мог быть гипертрофированным органом обоняния. Внутри гребня могла находиться система выходящих прямо в передний мозг костяных трубок, выстланных по внутренней поверхности обонятельными клетками.
Источник: видеоигра Ведьмак 3: Дикая Охота
Второе интересное приспособление – шипы на кончике хвоста, используемые, как я понял, в качестве оружия защиты и нападения. Ближайший аналог у динозавров можно найти у растительноядных стегозаврид (Stegosauridae). Там, помимо шипов, также интересные роговые пластины на спине.

Стегозаврид
Источник: Getty Images/AP/ShutterStock
В целом, как и остальные дракониды, вилохвост выглядит довольно причудливо. На мой взгляд, куда уместнее он смотрелся бы без крыльев — как чисто сухопутное животное с передними конечностями, приспособленными к хватанию.
Вердикт
Представленные на анализ вымышленные пресмыкающиеся из игры «Ведьмак 3: Дикая Охота» по своей сути являются химерами. Судя по всему, авторы пытались создать нечто, основанное на реально существовавших — вымерших и современных — животных. В итоге получились причудливые фэнтезийные существа, собранные по принципу «всего понемногу». Подобным образом человечество когда-то придумало драконов. Разработчики поступили архетипично и предсказуемо — и в этом, пожалуй, нет ничего плохого.
Благодарю редакцию за возможность высказаться и надеюсь, что мой труд послужит делу популяризации палеонтологии динозавров.

Источник: видеоигра Ведьмак 3: Дикая Охота
А мы от себя добавим следующее:
Во-первых, спасибо Ивану Юрьевичу за интереснейший разбор фантастических тварей. Изучая вымышленные вселенные, всегда особенно интересно проследить, как они соотносятся с реальностью.
Во-вторых, хотя бестиарий «Ведьмак 3: Дикая Охота» и нельзя назвать достоверным, сама методика совмещения элементов от реальных динозавров, на чём убедительно настоял уважаемый эксперт, создаёт тот самый эффект функционального фэнтези. Такой уровень детализации заставляет даже обычного игрока поверить в правдоподобность происходящего. А глубина погружения достигается именно через сближение волшебного мира с нашим.
Источник: серия игр Ведьмак
CD Projekt явно стремились соблюсти баланс между внушительной внешностью чудовищ и реалистичностью их изображения. Стоит признать, что здешние орнитозавры и дракониды заметно отличаются от гротескного дракона из Ведьмак 2: Убийцы королей или комичного василиска на цыплячих лапках из первой части серии.






