Трудно быть богом

Трудно быть богом

Из первых рук — Трудно быть богом
...интрига игры построена на конфликте Средневековья и завезенного с Земли хайтека. Вы думаете, что держите в руках примитивный меч аборигенов, случайно полученный за какую-то простейшую услугу? А то, что этот меч обладает убойной силой, сопоставимой с ци
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Из первых рук
Трудно быть богом

Что? Ролевая игра по мотивам одного из самых известных романов братьев Стругацких — одно это уже звучит интересно. Тем более что перед нами не просто виртуальное переложение оригинальной истории, а попытка продолжить ее.

Как? Прорваться на КРИ сквозь толпы фанатов к телам разработчиков. Ощупать их и, убедившись в подлинности, потребовать самую полную информацию о «Трудно быть богом». Получить взамен приглашение в Воронеж, где можно ознакомиться с рабочей версией игры, и ответить на него обреченным согласием.

Первые упоминания об игре «Трудно быть богом» по знаменитому роману братьев Стругацких появились в самом начале 2005 года — именно тогда сценарист взял в руки перо, а несколько художников и дизайнеров вооружились карандашами и стилусами. И ведь что показательно — когда игру делают не просто ради галочки и большого доллара от крутых-западных-издателей, а с душой, то результаты бывают потрясающими. Уже через два месяца проект был фактически полностью отрисован и мог похвастать многостраничным фолиантом с описанием мира и сюжета (на языке крутых-западных-издателей это называется дизайн-документом). Тогда мы впервые заинтересовались «Трудно быть богом» и посвятили ему целую кучу драгоценных страниц в самом что ни на есть центре «Игромании».

Прошло уже больше года, в водовороте крутых-западных-игр (половина из которых по ценности уступает стоимости бумаги, на которой мы о них пишем) мы как-то потеряли «Трудно быть богом» из вида. Но в апреле игра напомнила о себе сама — на КРИ обнаружилось, что проект уже дорос до стадии демоверсии и даже номинирован на премию «Лучшая графика». В суматохе конференции плотно пообщаться с разработчиками никак не выходило, и тогда мы договорились встретиться через месяц-другой в Воронеже. Чтобы, значит, совместить приятное с полезным — вырваться из душной летней Москвы и в уютном офисе Burut CT получить полный ответ на один-единственный вопрос: так как же на самом деле будет выглядеть ролевая игра по роману «Трудно быть богом»?

Правда, только правда и ничего, кроме правды

Простите, я еще не опоздал на субботник?

«Вы не представляете, чего о нас только не пишут... — С этих слов началась наша беседа с Владимиром Ковнером, главным программистом и руководителем проекта «Трудно быть богом». Здесь Володя остановился и с неподдельной неприязнью бросил взгляд на книжный шкаф, явно таящий в своих недрах подборку неких печатных изданий. — Это же просто полный бред. И что мы делаем клон Neverwinter Nights, и что у нас будет команда героев, и столько всего еще... так что давайте уже напишем о том, что будет на самом деле!» Если серьезно, то в этом самом «просто полном бреде», на наш взгляд, виноваты не столько пишущие журналисты, сколько сами разработчики, которые временами впадают в состояние «семь пятниц на неделе». Готовя эту статью, мы нашли на сайте игры один очень интересный факт — и тут же обратились к разработчикам за подробностями. Выяснилось, что концепцию уже давно переделали и что ничего подобного в «Трудно быть богом» больше не планируется.

Итак, начнем c опровержений. Заблуждение номер один: игра делается для хардкорных фанатов RPG, там будет нереально сложная ролевая система и под три десятка характеристик главного героя. На самом деле все не так. Характеристик не более двенадцати, причем большинство из них нам уже давно знакомы: ловкость, выносливость, дипломатия, четыре вида вооружения и пр. Плюс есть парочка уникальных умений, связанных с ездой на лошади.

Представьте себе эту милую зверушку раза в три покрупнее — и будете иметь представление, как выглядит легендарный Зверь Пэх.

Заблуждение номер два: большую часть игры мы будем заняты разговорами, прослушиванием нескончаемых монологов и чтением бессчетного количества книг. В игре действительно много общения, но никто не будет насильно пытаться впихнуть в вас всю историю Арканара от пришествия Христова до наших дней. В конце концов, считается, что игрок знаком с романом и неплохо разбирается в политической ситуации, а если нет — то в самом начале своего путешествия он получит необходимый минимум сведений, но и не более (еще раз призываем — почитайте Стругацких!). Что касается книг — так их вообще будет совсем чуть-чуть (если помните, в бумажной версии «Трудно быть богом» книги вообще считались редкостью, да еще и уничтожались стараниями дона Рэбы).

Заблуждение номер три: партия и товарищи по оружию, стройным шагом марширующие с нашим героем сквозь все перипетии сюжета. В действительности же главный герой будет один. Но! В игре достаточно много дополнительных квестов, в которых нам надо предстоит следовать за кем-то или, наоборот, вести кого-то за собой. Командовать своим временным спутником мы не сможем, на то ему даны собственные скриптовые мозги и прочие прелести искусственного интеллекта.

Заблуждение номер четыре: боевая часть игры будет примитивно-наивной — а чего вы еще ждете от «глубокого ролевого проекта для очкариков», которые вместо того чтобы играть в Hitman (Half-Life 2, Condemned — нужное подчеркнуть), читают какую-то там старую советскую фантастику? На самом деле в «Трудно быть богом» достаточно мощная action-составляющая. Например, анимация ударов делалась с участием мастеров фехтования, а сейчас в игру добавляют зрелищные комбо.

Заблуждение номер пять: Румата Эсторский нам не встретится, и как он живет теперь, мы тоже не узнаем. А вот и нет — узнаем, но в свое время. А сейчас... сейчас пора рассказать историю, с которой, собственно, все и начинается.

В пекле войны

Согласитесь, благородный дон в сквамере, на лошади да со шпагой наперевес — это выглядит... стильно.

Прошло около двух лет с того памятного момента, когда Румата собственными руками восстановил справедливость, устроив в Арканаре форменную Варфоломеевскую ночь. Результатом этой самой справедливости стала обычная такая гражданская война: почти десяток противоборствующих фракций стремятся урвать кусочек власти побольше и послаще, не брезгуя ничем — интригами, тайными союзами, подкупами и предательством.

Земляне в лице Института экспериментальной истории пытаются повлиять на ход событий, но и у них не все гладко. Бывшее некогда монолитом «идеальное общество», по сути, раскололось на два лагеря — одни хотят, чтобы институт занимался своими делами и все так же следовал политике невмешательства, а другие рвутся установить на планете Цуринака порядок, применив для этого весь арсенал земного хайтека и превратившись в самых настоящих местных богов.

Проливная империя тоже не дремлет, заслав в Арканар своего шпиона. Как вы правильно догадались, это как раз и есть наш с вами главный герой. Цели у него просты и безыскусны: надо всего лишь убить Арату Красивого и выяснить, кем был Румата Эсторский. Первая задача явно посложнее второй, так что, идя по пути наименьшего сопротивления, мы попытаемся собрать информацию о Румате... Загадочно? Еще как. Сколько раз нам доведется попасть впросак, пытаясь сообразить — имеем ли мы дело с обыкновенным обывателем или переодетым шпионом Института. В итоге же нам придется выбрать, на чью сторону мы встанем и как повернем судьбу этого мира, — от этого будут зависеть и сам сюжет игры, и ее конец, ну и, разумеется, заключительный ролик, каковых пока планируется полдесятка.

Собственно, вся интрига игры построена на конфликте Средневековья и завезенного с Земли хайтека. Вы думаете, что держите в руках примитивный меч аборигенов, случайно полученный за какую-то простейшую услугу? А то, что этот меч обладает убойной силой, сопоставимой с циркулярной пилой средней величины, вам не кажется странным? Магия аборигенов? Нет, в мире Цуринаки магия отсутствует вообще, здесь есть только земные устройства, замаскированные под — правильно! — оружие аборигенов. Философский подтекст? Пожалуйста. А что было бы, явись мы в средние века с молниями? Помогут ли нам наши технологии, если придется решать конфликт мирового масштаба? Ответ прост, но получим мы его не раньше и не позже, чем выйдет игра.

Да будет свет

Баррикады, костры, катапульты — гражданская война во всей своей красе.

В «Трудно быть богом» нас ждет порядка двух десятков карт, каждая из которых предложит знакомые по книге локации. Да-да, будет вам и Икающий лес, и сам Арканар — огромный город, обход которого займет не менее получаса. Перемещаться по миру нам придется как на своих двоих, так и на лошади. Вполне вероятно, что в игре появятся телепорты, — некоторые локации очень велики, и разработчики всерьез подумывают о введении альтернативных способов преодоления больших расстояний.

Арканар, Вигро, Напран — любой большой город обладает собственной уникальной архитектурой, абсолютно достоверной для обычного средневекового поселения, — за это отвечают специально приглашенные историки. Каждый замок, крепостная башня, деревушка воссозданы с учетом всего особенностей мира Стругацких и истории средневековья. Кстати, в определенный момент у нас с вами появится возможность обзавестись собственным замком, но все подробности на этот счет пока держатся в глубокой тайне.

Думается, после игроизации «Трудно быть богом» Burut CT примется за «Трех мушкетеров». Первые наработки налицо!

Каждый город в игре живет своей жизнью. Утром в Арканаре разгуливают богатые доны, а ночью по улицам крадутся весьма подозрительные личности, помыслы которых начинаются с вашего кошелька и заканчиваются вашим бесценным здоровьем. Хотите стать одним из воров или благородным доном? Нет проблем. Основная прелесть игры заключается как раз в том, что здесь вы можете отыграть любую роль, — все зависит от ваших целей и желаний на конкретный момент. Стоит одеть красивый кафтан, и для простачка-крестьянина вы будете представителем знати. Но вот «коллегу по сословию» так уже не проведешь. Извольте нацепить все положенные регалии и обзавестись породистым жеребцом.

Вечером назначена стрелка в Помойном ряду? Очень хорошо, переодеваемся в соответствующие лохмотья — и вы уже свой в доску. Для переодевания, правда, надо будет найти любой укромный уголок — если вы решите проделать эту процедуру в ясный полдень на центральной улице города, велика вероятность, что большая часть народа вам просто не поверит. Для облегчения нелегкой шпионской жизни каждая вещь будет подписана, так что нам не придется методом тыка определять, какой из плащей больше подойдет для дона, а какой — для фракции Серых.

Отдельной статьей проходят лошади. Непарнокопытный друг не только сократит время блужданий по дорогам и тропинкам, но и покажет во всей красе ваш статус. Пегие, вороные, рыжие, гнедые, серые в яблоках — всего в игре будет около полутора десятков самых разных мастей и три основных группы лошадей: скакун, тяжеловоз и хамахарец. Плюс к этому — два варианта сбруи: обычная и тяжелая. Вместе с покупкой лошади игрок получит некоторое количество дополнительных слотов в инвентаре — таким образом, на зверюгу можно будет нагрузить массу всяческого скарба, которого в игре предостаточно. Тут вам и вооружение (от примитивных дубинок и топоров до земных скорчеров и модификаторов), и целый гардероб разнообразной одежды для каждой из фракций.

А вот из этих бревен мы построим себе дом, когда надоест жить в палатке!

Обзавестись лошадью просто — достаточно выложить некоторое количество золотых монет. Какое конкретно — зависит от класса скакуна. Понятное дело, благородный хамахарец будет стоить в разы дороже, чем какой-нибудь тяжеловоз непонятных кровей (впрочем, как утверждают разработчики, проблемы с наличностью будут у нас разве что поначалу — так что мы, видимо, вполне сможем позволить себе обзавестись настоящим конным заводом).

Лошадь — полноценный участник любой дуэли, особенно если вам повстречался противник «на колесах». В игре будут реализованы все особенности классического «рыцарского боя» — разогнаться и отвесить мощный удар, сбить с седла и т. п. Если ваши противники стоят на своих двоих — остановитесь и, не слезая с лошади, угостите их парочкой мощных комбо-ударов. К сожалению, на лошади вы сможете проехать не везде — частенько поселения огорожены шлагбаумами, пройти за которые можно только пешком.

Зверюшку стоит беречь — если на вас навалилась толпа крестьян с вилами, первым делом они постараются заколоть вашего четвероногого друга, а уж потом примутся и за хозяина. И не думайте, что через полчаса игры вы будете вооружены бластером и любой враг станет для вас очередным пушечным мясом. Баланс здесь выдержан — если у вас в руках уже есть молнии, то и противники будут отвечать более чем достойно. Чего стоит один только Зверь Пэх — с этой тварью сложно управиться даже с ракетной установкой наперевес, что уж там говорить о каких-то лучевых пистолетах и лазерных мечах. Да и действовать земной хайтек будет далеко не везде, а лишь в тех местах, где установлены специальные ретрансляторы энергии.

А как же устройства Странников, скажете вы? Какое-нибудь совсем уж сверхмощное оружие суперцивилизации, обладание которым поставит жирную точку в любом споре? Но тут мы должны будем только покачать головой, улыбнуться и развести руками — сверхцивилизация, как ей и положено по всем канонам жанра, не тратит свое время на подобные мелочи. Таинственные Странники давно покинули Цуринаку, оставив на планете всего один артефакт — и это не оружие. Во всяком случае, не оружие в привычном смысле слова. Но нам в обязательном порядке придется «пойти туда, не знаю куда» и найти это самое «то, не знаю что».

Основные фракции конфликта: краткая справка

Как мы уже говорили, в «Трудно быть богом» игровой мир встретит нас самой настоящей гражданской войной. Разумеется, здесь будут и свои союзы, и свои предательства, и свои серые кардиналы — дождитесь лишь релиза, чтобы узнать подробности. Ну а пока просто перечислим основных участников конфликта, чтобы вы могли оценить весь масштаб начинающейся заварушки:

Арканарская вольная республика. Консул — Арата Красивый. Удерживают Арканар и окрестные территории.

Серые. Глава — маршал Орле Нарт. Сосредоточены в городе Напран.

Благородные доны. В основном находятся под рукой дона Пампы (так называемое Королевство Пампа). Не присоединившиеся доны ищут своего покровителя.

Монахи. Глава — архиепископ Чайнин. Базируются в городе Вигро.

Крестьянская армия. Руководители — Дон Кси и Перто Позвоночник.

Ночная армия. Фактически разбита и раздроблена, остатки ютятся в Арканаре и Нипроне.

Земляне. Институт разбился на две группировки, каждая из которых преследует собственные цели.

Пророк. Некая таинственная личность, которая сыграет значительную роль в событиях игры.

* * *

Получится ли у «Бурута» игра, которая сможет совместить в себе лучшие черты RPG-жанра и вместе с тем не нарушит дух и букву оригинального романа? Получится ли игра, в которой будет интересно жить, днем плести интриги во славу Арканарской республики, а ночами, затаив дух, пробираться по жуткому лесу, выполняя очередное задание Гильдии воров? Каким окажутся в «игровом варианте» барон Пампа, дон Кондор, Румата Эсторский, будут ли они соответствовать нашим представлениям о них? Очень хочется написать — да, несомненно, пока все свидетельствует о том, что ребята из «Бурута» делают все возможное, чтобы подарить нам именно такую игру, как мы и ждем. Умную, интересную — и не скучную. С прелюбопытными особенностями — и не перегруженную лишними деталями. Красивую и зрелищную, но в то же время — не пустышку, которая забудется через неделю после того, как вы ее пройдете. А пока — пожелаем разработчикам успеха и ждем августовской выставки в Лейпциге, к которой нам обещана полноценная альфа-версия.

Комментарии
Загрузка комментариев